Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
статья на тему
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности.
Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов.
Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Что же это такое проект? В переводе с греческого проект – это путь исследования. В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Виды проектной деятельности.
По составу участников | Индивидуальный Подгрупповой Семейный Групповой |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационные Исследовательские Творческие Ролево-игровые |
Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков).
Исследовательские - дети экспериментируют, после чего оформляют результаты в виде газет, альбомов, выставок,драматизации.
Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Ролево-игровые- это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:
1 этап: Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию. Разработка проекта - планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:
- «Модель трёх вопросов»
- (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)
- Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы). Планирование конечного продукта.
2 этап: Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
3 этап: Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Советы воспитателю по работе над проектом
• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
В своей работе я также использую метод проектов. Это позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс, создать предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями метода проектов.
Вся эта деятельность способствует развитию у детей самостоятельности, они научились работать в группах. Знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами, усваиваются надолго, т. е. повышается качество образования.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Литература:
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений– М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»
В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...
деловая игра «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования с одарёнными детьми»
Деловая игра для педагогов...
доклад "Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
"Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в прцессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практический заданий - методов ...
Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоят...
"Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы акти...
"Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
quot;Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Цель деловой игры: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологией проектирования через интерактивные формы методической работы....