Круглый стол "Виды логических задач и приемы их решения"
консультация

Круглый стол "Виды логических задач и приемы их решения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_vidy_logicheskih_zadach_i_priemy_ih_resheniya.docx106.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Виды логических задач и приемы их решения»

(круглый стол для педагогов)

978-5-86775-179-1-2_enl.jpg

Педагог-психолог

Курина Т.Н.


Цель: Познакомить с видами логических приемов мшления.

Содержание

В методике под формированием и развитием логической сферы ребёнка имеется в виду формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а так же умение понимать и прослеживать причинно – следственные связи. В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры.

Назначение логических приемов состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значимое повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Методически заниматься формированием и развитием логических приемов мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста, регулируя соответствующим образом сложность предлагаемых заданий.

Выделяются следующие логические приемы умственных действий: сериация, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия, систематизация, абстрагирование.

Сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. (Матрешки, пирамидки, вкладные кубики и т. д.)

Сернацию можно организовать по длине, ширине, высоте и просто по «величине» (с указанием того, что считать «величиной».

Анализ – выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку (круги Эллера) .

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.

Для развития продуктивной аналитико-синтетической мыслительной деятельности у ребенка лучше применять задания, в которых необходимо рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения.

Например: игра «Найди лишнее», игры: «раздели предметы на группы» и т. д. Игра «Найди отличительный предмет» - объяснить, чем отличается от других.

Психологически способность к синтезу формируется у детей раньше, чем способность к анализу. Если ребенок знает, как это было собрано, ему легче анализировать и выделять составные части. Деятельность активно формирующая синтез в дошкольном возрасте – это конструирование. Сначала это деятельность чисто синтетическая с образцом процесса («Делай как я», затем по памяти, на третьем этапе: самостоятельное восстановление способа построения уже готового объекта («Сделай такой же», четвертый этап- творческое задание. Задание без образца, делается по представлению (Сказочный домок-теремок, «Выложи, что умеешь» и т. д.

Используется: любые мозаики, «Тангром», Колумб, Яйцо, Вьетнамская игра, «Сфинск», пазлы и т. д. Цель взрослого - способствовать доведению работы до конца.

Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта. Выполнения сравнения требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других.

Игра «Найди это» из группы предметов (геометрическая фигура – маленькая, красная, три угла (ответ-треугольник) .

Игры «На что это похоже? » (яблоки-0, елка- треугольник, квадрат на домик и т. д.)

Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Это чаще всего используют в работе со старшими детьми, т. к. требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения.

Классификацию можно проводить по:

- названию (ручки и карандаши, тетради и книги и т. д.)

- по размеру

- по цвету

- по форме

- съедобное и несъедобное

Летает – не летает

Животные – птицы и т. д.

Игры «Раздели на две группы» (по цвету) .

Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например, классификации: эти все большие, эти все красные и т. д.

При формулировке обобщения нужно помочь детям правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты, например, найти лишнюю фигуру в наборе, чем схожи все остальные?

Методически формирование у детей способности самостоятельно делать обобщение является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. Значительно изменилась методика начального обучения математике.

Рассмотрим одну из логических задач, которая относится к приему классификация.

«Выбор девятого недостающего»

Эту задачу можно использовать не только в математике, но и на других предметах, можно использовать в интегрированных занятиях. На которых можно сравнивать, классифицировать, закреплять ранее изученное. Можно использовать: геометрические фигуры, растения, одежду, домашние и дикие животные, птицы, виды транспортов и т. д.

Цель: вызвать у детей интерес к решению задачи. Учить путём зрительного и мыслительного анализа выбирать недостающий элемент. Упражнять детей доказывать свой ответ. Научить самостоятельно, составлять логическую задачу.

Название говорит само за себя. Вы должны найти недостающий элемент. (вы работаете на плакате).

А теперь попробуйте сами составить логическую задачу (составляют самостоятельно)

Мне хотелось показать вам ещё одну логическую задачу – со спичками.

Цель: развивать у детей логика - математическое мышление, упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализировать и обследовать при помощи зрительно-осязательным способом.

Задание это на конфигурацию, как из одной спички сделать треугольник. (показ на плакате и работа со спичками)

Давайте попробуем с вами сделать вывод. Считаете ли вы, что предложенный мною виды логические приемы помогут в нашей работе в детском саду?

В конце нашего занятия мне хочется узнать, понравился ли вам мой мастер – класс, который для меня был впервые. Если вам понравилось, то бросьте шляпы вверх (как это было в старину, а если нет, то пусть шляпы останутся на столе. На этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение логических задач – один из приемов развития у детей логического мышления

В статье излагается материал из опыта работы по обучению детей решению логических задач...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи, объемные фигуры».

закрепить знания детей о  соседях чисел, предыдущем и последующем числе;развивать внимательность и закрепить названия объемных фигур;познакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей...

Презентация с интерактивными задачами "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством решения задач"

Материал  - из опыта работы. В презентации собран и представлен теоретический материал и три интерактивные задачи для детей старшего дошкольного возраста на анализ и синтез объектов, их признаков...

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи, решение и составление задач на сложение и вычитание»

.Обучающие задачи: - закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел; - продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; - записывать з...

Конспект Организационно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема «Решение задач. Логическая задача. Геометрические фигуры» в старшей группе

Задачи.  Формировать умение составлять задачи, записывать  и читать запись;решать логическую задачу на установление соответствия; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.Закреп...

Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»

Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»Возрастная группа: подготовительнаяКлассификация занятия: закрепление ранее полученных знанийФорма орган...