Конспект занятия на тему "Национальная деревня"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Маслова Ирина Анатольевна

Национальная деревня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_natsionalnaya_derevnya.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Национальная деревня»

Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре Оренбуржья.

Задачи:

Образовательные:

• расширять представления о родном крае;

• учить находить отличительные особенности людей разных национальностей;

• учить анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.

Развивающие:

• развивать умение внимательно слушать;

• развивать интерес к истории родного края;

• развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.

Воспитательные:

• воспитывать любовь к большой и малой Родине;

• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

• формировать у детей толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям и обычаям.

Ход занятия:

1. Вводная часть

- Послушайте загадку:

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

В:- Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.

– У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.

– Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.

– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

– Как называется наша большая Родина? (Россия.)

Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.

- А мы с вами в каком городе живем (Ответы детей)

- Оренбург - наша малая Родина. Кто из вас знает, сколько лет исполнилось Оренбургу? (275 года). А вы знаете чем известен наш город? (В нашей области выращивают пшеницу, богатую белками, добывают нефть и газ. Оренбургские мастерицы вяжут знаменитые пуховые платки.)

-Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать. Оренбург многонациональный город и здесь живут люди разных национальностей.

- Назовите, какие вы знаете национальности?

(Русские, татары, казахи, украинцы, башкиры белорусы, грузины, армяне). В настоящее время на территории Оренбургской области проживает более ста национальностей.

- В нашем городе много разных достопримечательностей. Одной из них является культурный комплекс «Национальная деревня», где вы можете увидеть своеобразный музей – ставший символом дружбы и единения народов Оренбургского края. Представителям каждой национальности, проживающих в Оренбургском крае отведено подворье, где они имели возможность построить музеи, строения и рестораны в своем национальном стиле.

2. Основная часть.

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Национальной деревне». Вы согласны? (Да)

1. «Русское подворье»

- Какие характерные элементы вы видите?

Центральное здание построено в виде терема, крыша покрыта деревянной черепицей, есть резная лестница, столбы, балкон. Обратите внимания на окнах наличники, терем украшен различными резными элементами. В облике русского подворья прослеживаются традиции русского зодчества, когда дом, церковь строили без единого гвоздя.

- Ребята на территории подворья есть мельница, колодец и баня.

2. «Башкирское подворье». Что вы видите?

Традиционное жилище Башкир - войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом.

Основным её убранством были разноцветные войлоки, а у более зажиточных башкир – ковры. Посуду в большинстве своём изготовляли путём долбления из дерева - чаши, миски, ложки, ковши, была и посуда со вставным дном (кадки разных размеров, делали кожаные сосуды для кумыса).

- Исконным промыслом башкир является пчеловодство, это и нашло своё отражение в архитектуре построек башкирского подворья, которые выполнены в форме сот. Также на территории подворья установлены ульи, воспроизведён традиционный способ добычи мёда, поскольку его называют «золотом» Башкортостана.

3. «Казахское подворье» - великолепное сочетание прошлого и настоящего. Несколько юрт различного назначения расположились на фоне современного здания в восточном стиле. Перед юртами лежит верблюд – символ кочевой жизни казахского народа.

4. «Татарское подворье». Обстановка и убранство татарского дома имело ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитые занавески и пологи. Наиболее ценные из вышитых работ годами хранились на дне сундуков, доставались по случаю больших праздников. Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной.

5. «Украинское подворье» Как называется украинский дом? (Хата)

В: Хата покрыта соломой, беленная, есть плетень, колодец, аист – символ мира. У входа сидит казак и встречает гостей.

6. «Белорусское подворье»

Белорусское подворье привлекает внимание большими деревянными фигурами, расположенными в центре, каждая из которых имеет символическое значение. Традиционные занятия белорусов – плетение из соломки, резьба по дереву, гончарный промысел, ковка и вышивка - широко представлены как в архитектурно-ландшафтной композиции подворья, так и в экспозиции музея и его внутреннем оформлении.

Физминутка:

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!

Встречай меня.

7. «Армянское подворье»

Армянское подворье выполнено в кавказских архитектурных традициях. В декоре предпочтение отдано натуральным материалам, в частности камню. На территории подворья воссоздан характерный для Армении природный рельеф с небольшим водопадом.

8. «Немецкое подворье» Постройки немецкого подворья выдержаны в двух стилях. В облике основного дома узнаётся архитектура Германии, а здание музея представляет собой образец жилища оренбургских меннонитов, где под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения.

9. «Мордовское подворье» Основное здание подворья - «Кудо» - построено из самых современных строительных материалов, визуально же повторяет старинный мордовский женский головной убор – панго.

Здание музея – старый добрый бревенчатый сруб, украшенный традиционной резьбой. В нём есть всё необходимое для жизни – от печи и младенческой люльки в доме до телеги и колодца во дворе.

10. «Чувашское подворье» Основные цели и задачи создания чувашского подворья – формирование чувашских национальных особенностей архитектурного ансамбля, демонстрация национальной чувашской культурынационального быта и уклада жизни чувашей Оренбуржья и общей истории чувашского народа до настоящего времени.

Чувашский музей - пятистенок под двускатной крышей, богато декорированный резьбой. Центральное место в музее отведено традиционным орудиям труда. Одним из самых любопытных музейных экспонатов является старинный ткацкий станок. А особой гордостью – богатейшая коллекция традиционного текстиля.

В. - «Национальной деревне» имеются 10 подворий. Видите как много народов проживают на территории Оренбургской области, и у каждого из них своя культура и свои традиции.

3. Заключительная часть.

- Молодцы ребята, на сегодняшнем занятии вы узнали много нового о своем родном крае, о национальностях, которые у нас проживают.

Послушайте стихотворение 6

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

В. : - Ребята, с чем мы сегодня познакомились?

- Вам понравилось наше путешествие?

- Спасибо Вам, Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Деревня Витаминкино в подготовительной группе с использованием ИКТ

Моё занятие возродилось не просто так. "Прожив" с детьми на протяжении 4х лет один мальчик садик почти не посищал из-за частых заболеваний. И перед выпускным, ближе к весне у меня родилась идея как вс...

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием мультимедийной презентации "Моя малая Родина-деревня Савино".

Это занятие проводилось в подготовительной к школе группе "Золотой ключик" нашего детского сада. Для проведения занятия потребовалось создание презентации. Занятие проводится как обобщающее, после все...

Конспект занятия "В деревне у бабушки"

Конспект занятия для детей младшей группы...

"Вот моя деревня" конспект занятия по родному языку

Конспект занятия по родному языку для средне-старшей группы...

Конспект занятия:" Филимоновская деревня"

Мне очень нравится филимоновская игрушка. Дети любят яркие, красивые  цвета, и эта  игрушка вполне ими обладает. Узоры достаточно просты в исполнении и детям нетрудно их рисовать. Я хо...

Конспект занятия "Птичья деревня"

Воспитывать любовь к животным, в часности к птицам; закрепить правила поведения в местах гнездования....