План профессионального саморазвития "Развитие графомоторных навыков"
методическая разработка (старшая группа)
План профессионального саморазвития "Развитие графомоторных навыков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2018-2020 учебный год по теме:
«Развитие графомоторных навыков как средства подготовки руки к письму»
(срок реализации 2 года)
Выполнил воспитатель
Полякова О.В.
Пыть-Ях, 2018
Источники творческих способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
- Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
- Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
- Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
- Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);
Процесс формирования графомоторных навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Успешное формирование графомоторных навыков зависит от следующих факторов:
- зрительного восприятия;
- произвольной графической активности;
- зрительно-моторной координации.
В процессе работы в тетради, на листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Его сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.
Цель работы - создание эффективных, оптимальных условий для развития речи и подготовки руки дошкольника к письму.
Задачи - повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);
- развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма; - развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы.
- совершенствовать знания в области специальной педагогики и психологии.
- консультировать родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников.
- создание картотеки игр, как средства развития графомоторных навыков.
Перспективный план на 2018-2019 учебный год:
Работа с детьми | Работа с родителями | ||
№ | 1 этап – информационно-аналитический | ||
1 | Декабрь-Январь | Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения» | Консультация «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?» |
2 | Февраль | Выявить уровень развития графомоторных навыков; совершенствовать умение правильно держать столовые приборы и карандаш | - Индивидуальные беседы с родителями по теме «Развитие ручной умелости дошкольников» |
2 этап - практический | |||
1 | Март | Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики; пополнить картотеку игр | Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у воспитанников». Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. |
2 | Апрель | Познакомить детей с понятием «строка» - Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради. - Закрепить навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги | Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома» Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования» |
3 | Май | Провести мониторинг развития графомоторных навыков и определить работу на следующий учебный год | Итоговое родительское собрание с фотоотчетом о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года. Рекомендации работы на летний период |
Примерное содержание работы на следующий учебный год, направленной на развитие графомоторных навыков:
- Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш;
-Пальчиковая гимнастика, физминутки;
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- Пальчиковый театр;
- Лепка из пластилина, соленого теста, глины;
- Работа с конструктором Лего;
- Различные виды аппликаций;
- Рисование по трафаретам;
- Штриховка;
- Шнуровка;
- Игры с прищепками;
- Игры с мелкими предметами;
- Пазлы, мозаика;
- Работа с разными крупами(выкладывание последовательностей, картинок по показу, по образцу);
- Работа со счетными палочками;
- Игры с песком;
- Дорисовка;
- Лабиринты;
- Дидактические игры;
- Применение нетрадиционных способов рисования;
- Применение нетрадиционных способов аппликации;
-Ниткография, изонить.
Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год
Период работы | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков. Упражнение «Дорисуй картинку. Птица» Упражнение «Тянемся к солнышку» Массаж «Мытье головы» Психогимнастика «Сухой листик» Пальчиковая игра «Чайничек с крышечкой» Работа с конструктором «Лего» Игра «Цветные ленточки» | - Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?». |
Октябрь | Поделка (открытка) ко дню пожилого человека) Техника ниткопись. Штриховка «Осень» Упражнение «Потягивание» Массаж «Обезьяна расчесывается» Психогимнастика «Кулачки» Пальчиковая игра «Куда указывают стрелки?» Рисование по трафаретам Игра «Перебери крупу» | Консультация на родительском собрании для родителей «Развитие графомоторных функций и мелкой моторики у детей с ОВЗ» |
Ноябрь | Поделка к дню мамы. Плетение из бумажных полосок «Сердечко» Упражнение «Обведи по контуру» Упражнение «Струночка» Массаж «Ушки» Психогимнастика «Штанга» Пальчиковая игра «Вниз по реке» Игра «Прищепки» Рисование н песке | Консультация «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» |
Декабрь | Поделка «Цепочка из цветной бумаги» Штриховка «Новогодняя игрушка» Упражнение «Звезда» Массаж «Гибкая шея, здоровые плечи» Психогимнастика «Любопытная Варвара» Пальчиковая игра «Тир» Работа с конструктором «Лего» Игра со счетными палочками «Выложи по образцу» | Беседа «Игры для развития мелкой моторики дома» |
Январь | Рождественские открытки. Рисование ватными палочками. Упражнение «Дорисуй недостающий элемент» Упражнение «Сбросим усталость» Массаж «Глазки отдыхают» Психогимнастика «Поза покоя» Игра «Раскрась правильно» Пальчиковый театр Игра «Цветные ленточки» | Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. |
Февраль | Поделка к дню защитника отечества для пап и дедушек. Техника «Оригами» Упражнение «Дорисуй пару» Упражнение «Повтори ритм» Массаж «Точки здоровья» Психогимнастика «Олени» Игра «Лабиринт» Рисование по трафаретам Игра «Перебери крупу» | Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования» |
Март | Поделка для мам и бабушек «С женским днем» в технике оригами Штриховка «Цветок» Упражнение «Ладушки» Массаж «Часики» Психогимнастика «Кораблик» Игра «Кто быстрее – кто ровнее» Упражнение «Лабиринт» Работа с конструктором «Лего» | Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома» |
Апрель | Коллективная аппликация к дню Земли. Модульное Оригами Штриховка «Кораблик» Упражнение «Здравствуйте, ушки!» Массаж «Молоток 1» Психогимнастика «Море» Игра «Бери осторожно» Игра «Мозаика» Рисование на песке | Консультация «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования» |
Май | Поделка к дню Победы Цветы из салфеток Упражнение «Дорисуй бабочку» Упражнение «Кнопки мозга» Массаж «Молоток 2» Психогимнастика «Потянулись/сломались» Игра «Парашютисты» Рисование по трафаретам Игра «Цветные ленточки» | Итоговое родительское собрание с фотоотчетом о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года. Рекомендации работы на летний период |
Список литературы
1.Богданович М.–Подготовка к обучению письму (графомоторные упражнения)
2.Воробьева Т.А. 85 уроков для обучения письму
3.Голубь В. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет.
4.Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР.
5.Зайцев Н.А. Пишу красиво. Пропись
6.Илюхина В.А.–Первые уроки письма при подготовке к школе
7.Крупенчук О.И.: Буквы и цифры: графические диктанты. 6-7 лет
8.Крупенчук О.И.: Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам
9.Крупенчук О.И.: Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО
10.Крупенчук О.И.: Тренируем пальчики - развиваем речь. Подготовительная группа детского сада
11.Никитина А.В. Рисование веревочкой.
12.Новоторцева Н.: Обучение письму в детском саду
13.Османова Г.: Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр
14.Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами
15.Ткаченко Т.А.: Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи
16.Фурсова, Костенко: Игры-забавы для вашего малыша: Пальчиковые игры. Игры с предметами. Игры с красками
17.Чернова Е. И., Тимофеева Е.Ю.: Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики
18.Чистякова. О.В. Пиши красиво. Зеленая тетрадь младшего школьника для улучшения навыков письма.
19.Шарикова Е.: Пальчиковые игры
20.Шевелев К.: Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
ФГОС ДО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Калачян С.И. на тему: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».
План работы по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования"....
Конспект логопедического занятия: " Развитие графомоторных навыков c использованием авторской технологии «Росчерки», созданной на основе методики развития графомоторных навыков Евгения Шулешко".
В конспекте использованы элементы авторской технологии "Росчерки"....
Перспективный план по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков
Перспективный план по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков...
Отчет по плану самообразования: на тему: «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников
Отчёт по плану самообразования: на тему " Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» на 2021-2022 учебный год
Всем хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является сложным моментом в его жизни. Уровень развития мелкой моторики у дошкольника - один из показател...
Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения».
Программа профессионального саморазвития педагогаСроки реализация программы: 2022-2023 учебный год. «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и ...
План профессионального самообразования по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельност...