Развитие речи детей 5-6 лет с помощью произведений устного народного творчества
консультация (старшая группа)

Кузнецова Екатерина Анатольевна
Развитие речи детей 5-6 лет с помощью произведений устного народного творчества Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а также словарной работы является использование художественной литературы и фольклора. В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны. Они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его скрытого смысла и эмоциональных красок. Огромное значение в развитии словаря дошкольников принадлежит ознакомлению с художественными произведениями и фольклором. Они оказывают на них огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое, меткое слово. Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. Актуальность Возраст от 5 до 6 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека является культура речи, владение литературным языком. Речевая культура составляет необходимый компонент образованности интеллигентного человека. Яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. На современном этапе развития общества речь все чаще выполняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее эмоциональности. Поэтому проблема развития образности речи, ее выразительности приобретает все большую значимость. Добиться решения этой проблемы можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству, формирования умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Важным моментом в развитии речи детей дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Необходимо отметить, что речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у дошкольников воспитывается интерес к речевому богатству, развивается умение осознанного словоупотребления. При решении проблемы формирования образности речи дошкольников необходимо опираться на закономерности усвоения детьми значения слова. С возрастом, по мере развития образного мышления дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова. В процессе обучения дети знакомятся с многозначностью слова, учатся понимать образную сущность художественной речи, переносное значение слов и словосочетаний, фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок. Ученые подчеркивают не только возможность, но и необходимость формирования у детей дошкольного возраста элементарного осознания языковых и речевых явлений, в том числе таких, как образность и выразительность речи. Именно образность и выразительность речи свидетельствуют о высокой степени овладения дошкольниками речевыми навыками. Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как сказки. Благоприятными источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки). Поэтому развитие речи дошкольников, обучение их родному языку исследователи тесно связывают с решением задач формирования художественно-речевой деятельности. Так, использование пересказа фольклорных и литературных произведений с целью формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление детей с художественно-выразительными средствами литературного текста (сравнениями, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем овладение этими речевыми художественно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений, которое сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер. Таким образом, у ребенка формируется осознанное отношение к речи, которое проявляется в выборе речевых изобразительно-выразительных средств для создания художественного образа. Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. Развивая речь детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова. В дошкольном возрасте дети знакомятся с произведениями разных литературных жанров (рассказами, стихотворениями, малыми формами поэтического фольклора), их художественными достоинствами, учатся понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте. Специальные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Разнообразные упражнения и задания на материале поговорок, пословиц, загадок развивают поэтический слух дошкольников и подводят детей к использованию средств художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве. Среди многообразия выразительно-изобразительных средств художественной литературы и фольклора хотелось бы выделить те, которые чаще всего встречаются в произведениях, включенных в круг детского чтения. Большую роль в создании выразительности художественного произведения выполняют стилистические средства выразительности. Среди них своей художественностью выделяется метафора. Она основана на переносе наименования по сходству. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора выделяется своей оригинальностью и необычностью. Она вызывает эмоциональные ассоциации, помогает глубже осознать или представить событие, явление, предмет. Именно метафора дает возможность ребенку воспринять понятие, сделать его вещественным, наделить его определенными качествами. Распространенной разновидностью метафоры является художественное олицетворение. Оно встречается в сказках, песнях, легендах. Именно в этих жанрах фольклора животные и предметы персонифицируются чаще и приобретают способность говорить и действовать как люди. Встречается персонификация и в литературных сказках, сочиненных писателями специально для детей дошкольного возраста. Еще одной разновидностью метафоры, которая поэтизирует детскую речь, является гипербола. Нарушение в содержании произведения реальных пропорций и взаимоотношений, которое создается гиперболой, вызывает у дошкольников юмористические представления и образы. Образное направление в произведениях литературы и фольклора имеет и такое средство выразительности, как сравнение. Оно позволяет более конкретно, ярко и точно охарактеризовать один предмет или явление при помощи другого. Чаще всего сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Восприятие сравнения детьми развивает их творческие способности к художественному описанию, образности и красочности в речи. Яркость и образность мысли передает в произведениях художественной литературы и фольклора эпитет. С его помощью речь приобретает свою высокую эстетическую функцию. Эпитет позволяет ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащает содержание высказывания. Он помогает точнее нарисовать портрет литературного или сказочного персонажа. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, быстрый бег); народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве: чистое поле, серый волк); идивидуально-авторские (создаются авторами: голубая радость (А.Куприн)). Как орнамент украшают полотно каждого литературного произведения уменьшительно-ласкательные суффиксы. При этом предметы, о которых говорится в литературных произведениях, приобретают музыкальность, нежность, благозвучие. Под воздействием выразительных средств художественной литературы развивается эстетика речевой культуры дошкольника. Дети овладевают искусством устной речи. Вместе со связностью у дошкольников развиваются такие коммуникативные качества речи, как выразительность и образность. Художественная литература, как и малые формы фольклора, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Готовить детей к этому нужно с начала посещения дошкольного учреждения. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями и малыми формами фольклора. Сказка, как и малые формы фольклора, – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка. Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом – к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития – к слову образному Образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами. Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом. Методика формирования образности речи детей. Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Организованная работа по формированию у дошкольников выразительной и образной речи требует решения следующих задач: • воспитание чувственной основы восприятия детьми художественного слова произведений литературы и фольклора и тем самым создание условий для овладения дошкольниками особым даром — «даром слова», • акцентирование внимания на овладение детьми лексическими средствами речевой выразительности. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм. В процессе анализа ряда исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, удалось выделить особенности образной речи детей , среди которых: – наличие представлений у детей о средствах выразительности; – понимание детьми смыслового богатства слова; смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении; – понимание и овладение переносным значением многозначных слов; – способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности; – использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения); – владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; – умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов); – использование в речи синонимов и антонимов. Формировать образную речь детей я решила при помощи сказки и малых форм фольклора. Выбор данного литературного жанра не случайный. Именно в сказке и малых формах фольклора имеется наличие всех необходимых элементов образности. Именно эти жанры оказывают большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Они легко воспринимается детьми, на их основе у детей развиваются мышление и воображение. Система работы по формированию образной речи велась в двух направлениях: 1. Обучение на специально-организованных занятиях. 2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни. В работе по развитию образной речи использовались пословицы и поговорки, загадки, потешки, колыбельные песни и, конечно же, сказки. Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_5.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 5-6 лет с помощью произведений устного народного творчества

Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а также словарной работы является использование художественной литературы и фольклора. В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны. Они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его скрытого смысла и эмоциональных красок. Огромное значение в развитии словаря дошкольников принадлежит ознакомлению с художественными произведениями и фольклором. Они оказывают на них огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое, меткое слово.

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность

Возраст от 5 до 6 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

      Важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека является культура речи, владение литературным языком. Речевая культура составляет необходимый компонент образованности интеллигентного человека.

      Яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

      На современном этапе развития общества речь все чаще выполняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее эмоциональности. Поэтому проблема развития образности речи, ее выразительности приобретает все большую значимость. Добиться решения этой проблемы можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству, формирования умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.

      Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

       Важным моментом в развитии речи детей дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

      Необходимо отметить, что речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у дошкольников воспитывается интерес к речевому богатству, развивается умение осознанного словоупотребления.

      При решении проблемы формирования образности речи дошкольников необходимо опираться на закономерности усвоения детьми значения слова.

      С возрастом, по мере развития образного мышления дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова. В процессе обучения дети знакомятся с многозначностью слова, учатся понимать образную сущность художественной речи, переносное значение слов и словосочетаний, фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок. Ученые подчеркивают не только возможность, но и необходимость формирования у детей дошкольного возраста элементарного осознания языковых и речевых явлений, в том числе таких, как образность и выразительность речи.

       Именно образность и выразительность речи свидетельствуют о высокой степени овладения дошкольниками речевыми навыками.

        Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как сказки.

       Благоприятными источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки). Поэтому развитие речи дошкольников, обучение их родному языку исследователи тесно связывают с решением задач формирования художественно-речевой деятельности. Так, использование пересказа фольклорных и литературных произведений с целью формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление детей с художественно-выразительными средствами литературного текста (сравнениями, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем овладение этими речевыми художественно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений, которое сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер. Таким образом, у ребенка формируется осознанное отношение к речи, которое проявляется в выборе речевых изобразительно-выразительных средств для создания художественного образа.

      Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

       Развивая речь детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

       В дошкольном возрасте дети знакомятся с произведениями разных литературных жанров (рассказами, стихотворениями, малыми формами поэтического фольклора), их художественными достоинствами, учатся понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте. Специальные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Разнообразные упражнения и задания на материале поговорок, пословиц, загадок развивают поэтический слух дошкольников и подводят детей к использованию средств художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве.

      Среди многообразия выразительно-изобразительных средств художественной литературы и фольклора хотелось бы выделить те, которые чаще всего встречаются в произведениях, включенных в круг детского чтения.

      Большую роль в создании выразительности художественного произведения выполняют стилистические средства выразительности. Среди них своей художественностью выделяется метафора. Она основана на переносе наименования по сходству. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора выделяется своей оригинальностью и необычностью. Она вызывает эмоциональные ассоциации, помогает глубже осознать или представить событие, явление, предмет.

      Именно метафора дает возможность ребенку воспринять понятие, сделать его вещественным, наделить его определенными качествами.

       Распространенной разновидностью метафоры является художественное олицетворение. Оно встречается в сказках, песнях, легендах. Именно в этих жанрах фольклора животные и предметы персонифицируются чаще и приобретают способность говорить и действовать как люди. Встречается персонификация и в литературных сказках, сочиненных писателями специально для детей дошкольного возраста.

      Еще одной разновидностью метафоры, которая поэтизирует детскую речь, является гипербола. Нарушение в содержании произведения реальных пропорций и взаимоотношений, которое создается гиперболой, вызывает у дошкольников юмористические представления и образы.

       Образное направление в произведениях литературы и фольклора имеет и такое средство выразительности, как сравнение. Оно позволяет более конкретно, ярко и точно охарактеризовать один предмет или явление при помощи другого. Чаще всего сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Восприятие сравнения детьми развивает их творческие способности к художественному описанию, образности и красочности в речи.

      Яркость и образность мысли передает в произведениях художественной литературы и фольклора эпитет. С его помощью речь приобретает свою высокую эстетическую функцию. Эпитет позволяет ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащает содержание высказывания. Он помогает точнее нарисовать портрет литературного или сказочного персонажа. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом: трескучий мороз, быстрый бег); народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве: чистое поле, серый волк); идивидуально-авторские (создаются авторами: голубая радость (А.Куприн)).

       Как орнамент украшают полотно каждого литературного произведения уменьшительно-ласкательные суффиксы. При этом предметы, о которых говорится в литературных произведениях, приобретают музыкальность, нежность, благозвучие.

        Под воздействием выразительных средств художественной литературы развивается эстетика речевой культуры дошкольника. Дети овладевают искусством устной речи. Вместе со связностью у дошкольников развиваются такие коммуникативные качества речи, как выразительность и образность.

 Художественная литература, как и малые формы фольклора, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Готовить детей к этому нужно с начала посещения дошкольного учреждения. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями и малыми формами фольклора.

Сказка, как и малые формы фольклора, – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.

 Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом – к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития – к слову образному

       Образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами.

Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.

Методика формирования образности речи детей.

Образная речь является составной частью культуры речи.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Организованная работа по формированию у дошкольников выразительной и образной речи требует решения следующих задач:

• воспитание чувственной основы восприятия детьми художественного слова произведений литературы и фольклора и тем самым создание условий для овладения дошкольниками особым даром — «даром слова»,

• акцентирование внимания на овладение детьми лексическими средствами речевой выразительности.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм.

В процессе анализа ряда исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, удалось выделить особенности образной речи детей , среди которых:

– наличие представлений у детей о средствах выразительности;

– понимание детьми смыслового богатства слова; смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

– понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

– способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

– использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

– владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

– умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

– использование в речи синонимов и антонимов.

Формировать образную речь детей я решила при помощи сказки и малых форм фольклора. Выбор данного литературного жанра не случайный. Именно в сказке и малых формах фольклора имеется наличие всех необходимых элементов образности. Именно эти жанры оказывают большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Они легко воспринимается детьми, на их основе у детей развиваются мышление и воображение.

Система работы по формированию образной речи велась в двух направлениях:

1. Обучение на специально-организованных занятиях.

2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.

В работе по развитию образной речи использовались пословицы и поговорки, загадки, потешки, колыбельные песни и, конечно же, сказки.

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....

Развитие речи детей с помощью произведений устного народного творчества.

Важным средством ознакомления с окружающей действительностью, а также словарной работы является использование художественной литературы и фольклора. В художественном тексте слова и их сочетания создаю...

Развитие речи ребёнка раннего возраста при помощи произведений устного народного творчества

   Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмо...

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.      В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность...

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

quot;Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством"....