Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством
статья по развитию речи (младшая группа)
"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
через знакомство с устным народным творчеством.
Введение
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
А.Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве. Проблемой развития речи занимались такие ученые А.А. Леонтьев, А.С. Рубинштейн, О.С. Ушакова. Л.С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитее ребенка.
Наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).
Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.
Задачи развития речи
Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.
Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа.
Развитие речи детей через знакомство с устным народным творчеством
В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период поразительны.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. Когда укладывала деток спать, во время умывания, еды, бодрствования. В раннем возрасте важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. А малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.
В таких народных произведениях имеются звукоподражания голосам птиц и животных, что вызывает желание повторить, а значит развивает речь. В потешках малыши улавливают доброе, гуманное ко всему живому. Такие произведения помогают привыкнуть малышам к малознакомым людям. Благодаря фольклору, адаптация проходит быстрее и речь детей заметно улучшается.
Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.
Между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша.
Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлении с окружающим миром. Из народных песенок дети узнают о быте народа и его жизни. В народе дорожили колыбельным песенном мастерством и передавали из поколения в поколение. Песенки учат детей, что нужно делать если «ребёнок» заплакал. Его нужно качать, баюкать.
Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Ещё в древности загадки служили средством проверки мудрости. Именно с помощью загадок народные познания передавались из поколения в поколение. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что она знакомит с радостью «мышления», направляет внимание на предметы и явления, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений и признаков.
Фольклор способствует развитию математических способностей. При знакомстве детей со счётом использую такие потешки, как «Сорока, сорока…»
Считалки помогают вести счёт в игре, помогая тем самым выбрать ведущего в игре. Считалки помогают вырабатывать в детях такие черты характера, как честность, благородство, чувство товарищества. Доставляют детям наслаждение, вырабатывают чувство ритма, необходимые в песне, в танце. Песенность, в лучшем смысле этого слова, присущая считалкам помогает использовать их на музыке.
Использование народного творчества на музыкальных занятиях помогает решить ряд речевых задач. Это и развитие слухового и фонематического восприятия, Развитие основных компонентов звуковой культуры: интонация, ритм, темп, формирование правильного речевого и певческого дыхания, обогащение словаря дошкольника.
Детский фольклор – это целый мир яркий, радостный наполненный силой и красотой. Музыка в свою очередь может воздействовать не только на эмоциональное, но и физическое состояние всего организма ребёнка. Поэтому встречи с музыкальным руководителем в музыкальном зале мы начинаем с оптимистических песенок – распевок с нехитрым текстом: «Петушок, петушок…», «Солнышко – вёдрышко…», «Баю – баю – баюшки, прискакали заюшки…». Во время прослушивания музыкальных произведений вместо пассивного прослушивания включаем игровые движения, пальчиковые игры, двигательные импровизации. Так при прослушивании песенки «Пирожок» дети руками показывают, как мнут тесто, лепят пирожок.
Загадка – это одна из самых распространённых, задорных и таинственных разновидностей фольклора. Она учит понимать красоту родного языка, слышит, сколько удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов.
Знакомство с героем, можно осуществлять с помощью сказки., игры, во время, которой дети осваивают движение персонажа, что обогащает их воображение, жизненный опыт. Например, дети показывают, как ходит медведь, прыгает зайчик, радуется куколка.
Неоценимую роль в развитии художественного вкуса оказывают сказки. На занятия к детям приходят герои любимых сказок (петушок, колобок, курочка-ряба), дети показывают, как они кричат, т.е. используют звукоподрожательные слова.
Заключение
Ранний возраст ребенка - это начало жизненного пути и путь этот следует осветить солнцем народного творчества. Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Дети познают окружающий мир. Детский фольклор способствует развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - исследовательская работа на тему "Развиваем речь детей старшего дошкольного возраста на основе содержания устного народного творчества"
Работа поможет развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми и родителями....
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитиеВоспитатель: О.А. Бобрыш Актуальность.Развитие речи...
«Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»
Интонационная выразительность речи. Так ли она важна?...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....
Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, п...
Из опыта работы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, через применение технологии лэпбук»
laquo;Влияние устного народного творчествана развитие речи детей младшего дошкольного возраста, через применение технологии лэпбук»...
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством
В данном материале можно узнать с чего начать воспитание нравственно -патриотических чувств.Что относится к устному народному творчеству....