План по самообразованию
учебно-методический материал (младшая группа)
Данный материал разработан для педагогов ясельных групп для самообразования по теме "Сенсорное развитие детей раннего возрастав различных видах деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план по самообразованию | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя высшей квалификационной категории
МАДОУ Детский сад№30
Титовой Марины Юрьевны
на 2022-20023 учебный год по теме:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности»
Актуальность: в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Сенсорное развитие детей в раннем возрасте является главной составляющей полноценного развития! Сенсорное развитие — ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка. Сенсорное развитие лучше всего происходит, когда дети с самого раннего возраста получают возможность приобрести соответствующий чувственный опыт. Так как игровая форма обучения является ведущей на ступени раннего развития, то значительное место в сенсорном воспитании раннего возраста занимает игра. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения.
Сенсорное развитие детей должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться путем использования «жизненной обстановки» в целом – помещений детского сада и его территорий. Также сенсорное развитие детей должно осуществляться через различные виды деятельности.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.
Цель работы: Повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста. Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.
Задачи:
1. формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру;
2. развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов;
3. воспитание у детей положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.
4. Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО
5. Повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.
Форма работы:
Родители:
сотрудничество через:
- индивидуальную работу,
- консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместную деятельность,
- практическую деятельность.
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:
- НОД по сенсорному воспитанию;
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
- Экспериментальная деятельность.
Педагоги:
-Рекомендательный материал
-Мастер-классы
-посещение режимных моментов, игровой деятельности детей
Этапы реализации плана:
1 этап – информационно-аналитический
Сбор и анализ информации по данной проблеме;
Изучение методической литературы;
Анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
2 этап – проектировочный.
Разработка и реализация плана работы по данной теме.
3 этап – творческий.
Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных
навыков;
Создание в группе уголка по сенсорному развитию и оформлению картотеки.
4 этап - итоговый.
Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;
Презентация темы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего
возраста в различных видах деятельности» на итоговом педсовете.
Месяц проведения | Повышение своего педагогического уровня | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
1 этап – информационно-аналитический | ||||
сентябрь | Составление плана работы по самообразованию | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Подготовка рекомендательного материала по теме | |
2 этап – проектировочный | ||||
октябрь | сбор и изучение методической литературой | Анкетирование родителей по теме «Сенсорное развитие» | ||
3 этап – творческий. | ||||
ноябрь | Оформить в группе уголок «Сенсорики» | Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) | Рекомендательный материал «Я учусь действовать с предметами», | Анкетирование "Сенсорное развитие и воспитание дошкольника" |
декабрь | создание предметно-развивающей среды по сенсорному развитию | Игры с камешками Марлбс | индивидуальные консультации и беседы | Презентация «Волшебный мир сенсорики» |
январь | создание картотеки игр по сенсорному развитию. | Экспериментирование с водой Окрашивание воды. | Рекомендательный материал «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика», | Открытый показ НОД по теме «В гости к нам пришла кукла Маша» |
февраль | Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми | Детское конструирование Занятие для первой младшей группы по конструированию и сенсорике «В гости к солнышку» | Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по сенсорике» | Посещение групп для обмена опытом по сенсорному развитию детей |
март | Изучение новых педагогических технологий | Рисование пальчиками «Цветы для любимой мамочки» | Оформление буклетов для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» | Провести мастер-класс для педагогов на тему «Изготовление сенсорных пакетов» |
апрель | Посещение курсов, семинаров | Пластилинография «Солнышко лучистое улыбнулось весело» | Рекомендательный материал «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» | Тест по сенсорному развитию |
4 этап - итоговый. | ||||
май | Самоанализ о проделанной работе | Фотоотчет детской деятельности по теме | Фотоотчет детской деятельности по теме | Размещение материалов по теме на сайте |
Литература:
1 Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста.
Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2 Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для
воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А.
Венгера. – М.: Просвещение, 1988
4 Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего
возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
5 Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие
для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997
6 Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст]
/М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002
7 Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] /
Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999 – 72 с.
8 Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа,
конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
9 Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
10.Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего
возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева,
Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007
11.Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] /
И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006 – 19 с.
12.Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие
для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.:
Издательство: ТЦ Сфера, 2008 – 96 с.
13.Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
14.В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
План - схема календарного плана для воспитателей младших групп
План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста
Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...
Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам
Данный интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
План посамообразованию
План работы по самообразованию на тему "Создание игровой мотивации у дошкольников в различных видах деятельности"...