Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая, подготовительная группа)
Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh_interesov_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Юмашева Н. В., воспитатель ГБДОУ № 82 Приморксого р-на
г. Санкт-Петербург
Формирование познавательных интересов у старших дошкольников
Роль интересов в структуре личности
Фундаментальным фактом человеческого опыта является наличие в нем двух составляющих: внешнего и внутреннего опыта, неразрывно связанных между собой. Содержание внутреннего постигается через внешнее посредством взаимодействия с окружающим миром.
Внешний мир познается на основе внутреннего, с его помощью. Любое явление, будь то объект или событие, внешнего мира может получить свое отражение во внутреннем мире человека. Всякое событие, всякая составляющая внутреннего мира может быть проявлена, интерпретирована, понята на языке событий внешнего мира.
Л. С. Выготский считал, что основополагающими психическими процессами, характеризующими взаимодействие субъекта психической реальности и объективного мира, являются процессы экстерироризации (обнаружение внутреннего через внешнее и во внешнем) и инетриоризации (перенесение, отображение внешнего во внутреннем). Базисной характеристикой психической реальности в целом и отдельных ее составляющих является специфическая направленность личности:
- Интроверсия/ экстраверсия;
- Экстернальность/ интернальность;
- Экстрапунитивность/ интропунитивность.
Разграничение (противопоставление) процессов экстериоризации и интериоризации, будучи сквозным, пронизывающим всю психическую реальность, тем не менее, специфическим образом преломляется применительно к познанию психической реальности и ее отдельных парциальных механизмов. Познание психического становится возможным постольку, поскольку оно объективировано. Это справедливо как для познания ее внешним наблюдателем, так и для постижения самим субъектом, носителем психической реальности. Для того чтобы объективное было познано, необходимо чтобы оно было выделено посредством активности субъекта (названо, обследовано, сконструировано).
По мнению Л. С. Выготского, важной проблемой общей психологии является разграничение базисных компонентов психической реальности. Для того чтобы ее разрешить, требуется найти некоторую общую для всех категорию, в качестве частных, специфических преломлений которой может рассматриваться каждый из них. Такой категорией является категория переживания. Используя это понятие в качестве исходного, можно предварительно произвести разграничение эмотивных, когнитивных механизмов и соответствующих им продуктов – интересов, эмоций. Рассмотрим эти два понятия на основе Большого психологического словаря под редакцией Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П..
Эмоция – это переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного ее удовлетворить.
Интерес – это особое внимание к чему-либо, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
Достаточно широко распространено противопоставление интересов и эмоций – когнитивных и эмотивных процессов – по тому признаку, что когнитивные процессы отражают объект, а эмотивные процессы выражают субъект. Поэтому можно сказать, что в когнитивных процессах (в интересе) имеет относительное доминирование интериоризации, а в эмотивных – экстериоризации.
Говоря об интересе, невозможно не остановиться на характеристике эмоций ( от лат. Emoveo – потрясаю, волную), принадлежащих к тем компонентам психической реальности, которые достаточно отчетливо выделяются уже в обыденном сознании и для именования которых используется, как правило, общеупотребительная лексика. Казалось бы, каждому известно что такое радость, что такое гнев, печаль, страх, стыд… Вместе с тем именно в этой очевидности скрыта проблематика, которая сразу же обнаруживается, как только встает вопрос о том, чтобы определить, что такое радость, что такое гнев и т. д. Достаточно убедительный способ определения (и разграничения) конкретных эмоций заключается в указании ситуаций, в которых они, как правило, испытываются, в описании состояний, компонентом которых они обычно являются.
Интерес – психическое переживание, сопровождающее процесс удовлетворения познавательной потребности и выражающееся в повышении уровня активности субъекта, в сосредоточении ее на взаимодействии с субъектом интереса, пишет Л. С. Выготский. При выделении интереса как определенной формы переживания отношения к объекту подчеркивается, что многие виды человеческой активности невозможно объяснить в терминах биологической недостаточности или физиологической нужды. Здесь действуют особого рода внутренние побуждения, основанные на потребности в уменьшении когнитивного диссонанса. При этом в определенном диапазоне происходит как бы энергетическая подзарядка субъекта. Важное значение для понимания этого процесса имеет представление о катексисе, введенное Фрейдом при описании процесса формирования значимости объекта и его интересе. Человек может заряжать психической энергией любой объект, идею или образ. Основной целью интереса является удовлетворение инстинктов и его катексис служит этому. Интерес может быть как положительным, так и отрицательным, действуя как влекущая или как отталкивающая сила.
С точки зрения внешних проявлений заинтересованный человек выглядит похожим на человека присматривающегося, прислушивающегося, обнаруживающего признаки любопытства и захваченности. Но при интересе к внутренним процессам его сосредоточенность может сопроваждаться закрыванием глаз, либо выполнением автоматизированных движений.
Интерес играет чрезвычайно важную роль в когнитивном развитии и обучении. Интеллектуальная активность ребенка поддерживается и направляется интересом. Он не может долго и продуктивно заниматься предметом, который его не интересует. Чтобы ребенок мог проявлять воображение или творческий подход в данной области, он должен быть ею захвачен, а это может быть обеспечено только сильной заинтересованностью.
Интерес может являться своеобразным критерием развития ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста: его интересуют вопросы бытия, окружающего мира, он сам. Малыш часто задает вопросы взрослому, то есть переводит свой внутренний интерес во внешний план.
Л. А. Венгер считал, что интерес дошкольника, независимо от субъекта выполняет целый ряд функций: развивающую, образовательную и даже воспитательную, вспомним пословицу: «Любопытной Вараваре в дверях нос оторвали…»
Л. С. Выготский особым образом выделяет развивающую функцию. В момент возникновения интереса к предмету у человека активизируются все психические процессы, происходит становление таких личностных качеств как сосредоточенность, активность, стремление к общению. Конечно, именно общение позволит развивать свой интерес сполна, так как именно человек (чаще всего взрослый) может объяснить ребенку причину тех или иных событий, явлений, смысл и суть предметов.
Возрастом почемучек часто называют возраст пяти лет, когда ребенок имеет сензитивные механизмы для развития такой сферы психической жизни как интерес. Педагогам и родителям, людям, заинтересованным в развитии ребенка, следует всячески поощрять положительные интересы ребенка, но и отрицательные интересы не оставлять без внимания, ведь чаще всего отрицательные интересы тормозят развитие ребенка или, как считает Л. В. Вагнер, невелируют его личность.
Факторы формирования познавательных интересов
В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы (о физических явлениях). Предмет, с которым знакомятся дети, предстает перед ними во множестве проявлений и разнообразии признаков, так как законы неживой природы присутствуют и оказывают свое влияние на любую деятельность человека.
Поставив перед собой цель – формирование познавательных интересов- нельзя ограничиваться его интересом только к домашним и диким животным, и к растениям…, необходимо развивать интерес и к физическим явлениям. Включая ребенка в процесс поиска причины физического явления, необходимо создавать предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Почти каждый день в повседневной жизни ребенок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы. У него возникает желание узнать что-то новое, понять непонятное. Окружающие ребенка взрослые должны помочь ему установить простейшие закономерности, выделить объективные причины, связи и зависимости явлений окружающего нас мира.
Вопросами ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы занимались следующие педагоги: Н. А. Рыжова (автор программы «Наш дом – природа»), И. Фрейдкин, кандидат педагогических наук Н. Циванюк, Л. Маневцова, Н. Н. Поддьяков и другие.
Необходимо выделить следующие методы, способствующие формированию познавательных интересов у детей:
- Экспериментирование
- Поисковая деятельность
- Непосредственно образовательная деятельность
- Наблюдения
- Эвристические беседы
- Использование художественного слова (познавательная литература, стихи, загадки, пословицы и поговорки, экологические сказки…)
Наблюдение – один из методов ознакомления с явлениями природы. Кандидат педагогических наук Н. Циванюк писал: «Предметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучать детский ум к логичности, ибо логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Еще К. Д. Ушинский в свое время говорил, что наблюдения помогают ребенку усвоить конкретные знания, которые отражаются в ясной мысли и точном слове.
Наблюдая, ребенок не только запечатлевает окружающее, но постепенно получает пояснения взрослых, которые помогают ему понять то, что он видит. Именно эти наблюдения за окружающей средой, сопровождающиеся пояснениями взрослого, дают, по мнению Н. К. Крупской, «лучшую материалистическую закваску». У ребенка начинают закладываться основы научного материалистического миропонимания.
- В процессе наблюдений дети учатся выделять отдельные признаки в окружающем, сопоставлять их, рассуждать и делать выводы.
- Наблюдения следует правильно организовать. Это даст необходимый результат в умственном развитии ребенка.
- Наблюдения должны проводиться систематически и планомерно. Это позволяет знакомить детей с окружающим в определенной последовательности. Начинать их необходимо с более близкого детям, постепенно расширяя их знания об объекте наблюдения.
- Проводя наблюдения, важно, чтобы каждое воспринятое слово в сознании ребенка связывалось с наглядным представлением о существующем конкретном явлении.
- Повторное наблюдение поможет более полному восприятию изучаемого объекта. Это предпосылка хорошего усвоения. Оно должно давать ребенку что-то новое, обогащать их знания.
- Постепенное усложнение задачи наблюдения. Это заставляет детей глубже всматриваться в наблюдаемое явление, замечать его новые стороны. Знания детей становятся более полными. Они начинают самостоятельно устанавливать связи и зависимости.
- Перед проведением наблюдения воспитателю необходимо тщательно спланировать работу: за чем наблюдать и когда провести этот вид деятельности.
При этом должны быть учтены: возраст детей, имеющиеся у них опыт и знания, а также сезонные факторы и местные условия.
При осмотре воспитателем объекта наблюдения, ему необходимо учитывать следующие моменты:
- поставить задачу наблюдения (объяснить кратко и понятно, что нужно наблюдать);
- завладеть вниманием детей и удерживать его в процессе всего наблюдения;
- выделить вопросы, которые необходимо будет задать детям в процессе наблюдения.
Правильная постановка вопроса обеспечивает большую активность восприятия, возбуждает и направляет самостоятельную мысль детей, побуждает пытливость, подводит к выводу.
- Для уточнения и углубления представлений детей, полученных в процессе наблюдения, необходимо провести беседу. Беседа позволяет систематизировать и обобщить их знания.
Н. Циванюк отметил, что «значение проводимых с детьми наблюдений не ограничивается узко познавательными целями. Они оказывают воздействие на развитие эмоциональной и волевой сферы, на формирование личности ребенка в целом».
Во время наблюдений целесообразно использовать загадки.
Человек начал создавать загадки с глубокой древности. Автор книги «Загадка» Ю. Г. Илларионова писала: «Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира… Составление загадки и ее разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявление в них характерного. Типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогало совершенствовать человеческую мысль. «Любознательная пытливость создавала загадку, которая в первоначальном своем виде могла быть не что иное, как смелый вопрос пробуждаемого ума о таинственных силах и явлениях природы».
Главная особенность загадки – логическая задача. Все загадки в основе имеют вопрос, поставленный в явной и ли скрытой форме.
Отгадать загадку – значит найти правильное решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Решение логических задач основано на анализе (т.е. выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в единое целое). Достаточное количество выделенных в загадке признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции, делать логические выводы и успешно решать поставленную в ней задачу.
Наблюдение и изучение явлений окружающей действительности в сложных и многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений.
Благодаря своей художественной форме загадка особенно привлекает внимание детей. Ее построение и лексика обостряют их внимание, вызывают интерес к поставленной здесь задаче.
Экспериментирование (опытно-исследовательская деятельность) – еще один из выделенных мной методов ознакомления детей с явлениями природы. Оно проводится в увлекательной форме, поддерживает живой интерес у детей. Так, например, наблюдения за изменениями свойств различных предметов при их нагревании реализуется в процессе ознакомления детей с таянием льда, замерзанием воды… В данном случае, необходимо показать, что плавится не только лед и не только вода при охлаждении может становиться твердой. Знакомя детей с изменениями свойств предметов при охлаждении и нагревании, воспитатель подводит их к пониманию того, что все природные тела в зависимости от условий могут быть газообразными, жидкими или твердыми. Предоставив необходимый материал для экспериментирования, воспитатель ставит перед детьми определенную задачу, которая превращает действия с объектом проводимого эксперимента в деятельность, направленную на достижение определенной цели. Воспитатель только направляет внимание детей на необходимые отношения и связи. И. Фрейдкин в статье «Как знакомить детей с явлениями неживой природы» писал: «ознакомление с физическими явлениями дает оптимальные результаты только при постановке простейшего физического эксперимента – внимание ребенка активизируется на изучаемом физическом свойстве».
В процессе экспериментирования дети приучаются самостоятельно анализировать явление, находить его причину и делать простейшие выводы. Проведенный в процессе непосредственно-образовательной деятельности эксперимент дает детям более полную информацию об изучаемом явлении, повышает наглядность и доступность материала, делает эффективным процесс ознакомления с объектом (явлением), удовлетворяет естественную любознательность дошкольников. Они видят самые разнообразные свойства изучаемого явления. Все это положительно влияет на мыслительный процесс.
Для получения правильных представлений об окружающей действительности детям необходимо создать оптимальные условия. Как сказал И. Фрейдкин: «опыт ребенка становится одним из источников формирования новых знаний». Во время такой деятельности дети вовлекаются в «проблемную ситуацию». Их первая реакция на такую ситуацию – удивление. Затем удивление переходит в любопытство, а оно в свою очередь – в познавательный интерес. У детей возникает желание найти правильное решение.
Детская психика формируется посредством различных видов деятельности, через которые они познают окружающий мир.
Хочется выделить следующие принципы работы, способствующие развитию познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы:
- Принцип проблемности: предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых он вовлекает детей. Это может быть элементарная поисковая деятельность, наблюдение или экспериментирование. Так, например, детям может быть предоставлена возможность подумать о том, что может произойти с кусочками льда, если их опустить в тазик с водой. Необходимо дать дошкольникам возможность высказать свое мнение. Конечно же, высказывания детей будут совершенно разные («Ничего не произойдет», «Кусочки льда будут плавать», «Они утонут», «Лед растает».). В такой ситуации необходимо предложить каждому ребенку проверить свое мнение, т.е. самостоятельно провести эксперимент. И только после этого результаты работы должны быть обсуждены и обобщены детьми вместе с воспитателем.
- Принцип системности: работа, как уже говорилось выше, должна производиться планомерно и систематически. Сюда же необходимо отнести и работу с родителями. Она тоже должна быть систематической и тщательно спланированной.
- Принцип наглядности: для решения целей и задач экологического образования дошкольников воспитатель должен выбирать только те явления, объекты, процессы, которые доступны для понимания дошкольников. Т.е., те, что дети могут наблюдать в окружающей их среде. Воспитатель должен активно использовать наглядный методический материал: иллюстрации, дидактические игры и пособия (модели, схемы, алгоритмы…).
- Принцип научности: воспитателю необходимо использовать только научно-обоснованные приемы. Они должны соответствовать возрасту детей и учитывать их психофизиологические особенности.
- Принцип последовательности: информация должна подаваться доступная для детского понимания. Она может усложняться в процессе изучения объекта, явления.
- Принцип деятельности: знания детей формируются посредством действий с объектом, явлением (на деятельной основе).
- Принцип позитивизма: работа с детьми строится на положительных примерах. В экологическом образовании существуют определенные «запреты», которые связаны с правилами поведения в природе. Чаще всего детям дают только информацию о том, чего делать нельзя, а о том что делать можно и нужно, умалчивается.(Например, жуков убивать и собирать нельзя, но наблюдать за ними в окружающей насекомых среде можно; Цветы рвать нельзя, а любоваться ими и даже нюхать цветы можно, получая от этого процесса удовольствие.).
- Принцип гуманистичности: отвечает за личностно-ориентированное обучение ребенка и его воспитание, т.е. педагогику сотрудничества взрослого со своим подопечным. Таким образом, ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Без помощи взрослого ребенку трудно чувствовать себя полноправным партнером в общении со взрослым.
Занятия организуются так, чтобы дети могли как можно больше высказываться, использовать собственный опыт и активно включать свое воображение.
Вывод
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы происходит когда в образовательном процессе дети участвуют на равнее со взрослыми. Ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования, наблюдения…
В основе всегда должна лежать самостоятельная деятельность ребенка, которая развивает все его способности, а особенно интеллектуальные.
Реюенку должно быть интересно то, что он делает. А интерес к содержанию занятия всегда связан с новизной материала, сменой конкретных видов деятельности, наглядной стороной обучения и, конечно, игровыми элементами.
Интерес влияет на всестороннее формирование личности ребенка.
Если в процессе обучения ребенок начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация учебной деятельности.
Литература:
- Маневцова Л. О развитии познавательных интересов детей./Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 1973.
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: изд. дом «Карапуз», 2001.
- Фрейдкин И. Как знакомить детей с явлениями неживой природы./ Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1976.
- Циванюк Н. Значение наблюдений для умственного развития детей дошкольного возраста./ Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 1974.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. – М.: «Просвещение», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»
Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию....
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы
Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую де...
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...
Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность
Анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы....
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;-формирование познавательных действий, становление сознания;-развитие общение и взаимодействия ребенка со сверстниками;-становлен...
«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебного исследования»
Инновационный проект по познавательному развитию....