Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx | 45.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Гнездышко»
Мастер-класс по теме:
«Формирование познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста
через элементарную поисковую деятельность»
Воспитатель:
Мухаметшина Нурия Разябовна
2016 г.
Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню Дай попробовать – и я пойму. (китайская пословица) |
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в умением добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Мы хотим видеть наших воспитанников творческими личностями любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными.
Я считаю, что в этом поможет элементарная поисковая деятельность. Она имеет огромный развивающий потенциал. Поисковая деятельность, экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы. В системе знаний об окружающем мире особое место занимают представления о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Старший дошкольный возраст очень важный возрастной период для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Учитывая актуальность значения, которое имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, мною была выбрана тема исследования.
Я полагаю, что используя элементарную поисковую деятельность, можно сформировать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы
Задачи:
- Подобрать, изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
- Дать характеристику элементарной поисковой деятельности как средства познания окружающего мира;
- Провести обследование уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой на начальном и завершающем этапе моего исследования;
- Выстроить систему работы для детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы.
Что такое «познавательный интерес»
Проблему формирования познавательного интереса у детей широко исследовали в психологии и педагогике Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова.
Г.И.Щукина считает, что познавательный интерес выступает:
- как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
- как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
- как мощный побудитель активности личности;
- как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
Н.Г. Морозова характеризует интерес, тремя обязательными моментами:
- положительной эмоцией по отношению к деятельности;
- наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;
- наличием мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься, независимо от других мотивов.
Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Таким образом, учитывая выше изложенное, я понимаю, что познавательный интерес у дошкольников формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно – субъективная сущность (характер, процесс, результат). |
Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:
- любопытство
- любознательность
- интерес к познанию (познавательный интерес)
- теоретический интерес
И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связана с новизной ситуации.
На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И.Рейнвальд, А.И.Крупнов и др.
Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью освоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".
Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.
Старший дошкольник интересуется явлениями неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений, объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
Поэтому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание. |
Элементарная поисковая деятельность
как средство познания окружающего мира
В системе дошкольного образования есть замечательный вид детской деятельности – элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в повседневной жизни, в игре, в труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, формирование представлений, открытие способов познания. В содержание поисковой деятельности используется очень эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. |
Использование в работе по формированию познавательного интереса дошкольников детского экспериментирования объясняется следующим:
- В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
- Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
- В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
- Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
При формировании основ естественонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.
Таким образом, в дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. |
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
- По способу применения в группе – демонстрационные, фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы, а выбор их использования зависит от поставленных целей и задач.
Обследование уровня сформированности познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста
В нашей группе «Гномик» вместе с детьми живут симпатичные гномы. Гномы являются не только украшением и частью интерьера группы, но и равноправными «жителями» группы. Они вызывают у детей положительные эмоции и используются в разных видах детской деятельности, в том числе и для организации элементарной поисковой деятельности. С этими подземными жителями любят общаться дети. Гномики мои прекрасные помощники в совместной деятельности с детьми. С их помощью дети знакомятся со свойствами и качествами практически любых предметов, проводят опыты, отгадывают загадки и головоломки, решают логические задачи. Я заранее готовлю детей к встрече с гномами. Такие встречи проводятся после различных наблюдений в природе, бесед. Гномы могут приходить в гости к ребятам по одному, по двое или даже все вместе. Все зависит от задач, которые я ставлю перед детьми. Я заранее кладу в мешочки гномов карточки с разными заданиями. Дети решают различные проблемные ситуации (Что могло расстроить гнома? Правильно ли поступил гном? Какой из гномов оказался прав?). Дети ощупывают, нюхают, мнут мешочки, определяют их вес (легкий-тяжелый), высказывают предположения, что лежит в мешочке. Когда содержимое, наконец определено, начинается экспериментирование. По заданию гномов ребята взвешивают, измеряют, растворяют, надувают, замораживают, лепят, рассматривают их под лупой, микроскопом, проверяют верность своих предположений и т.п. Например, два гнома приходят со своими мешочками и «спорят», чей из них легче (У одного сказочного человечка большой мешок с ватой, у другого – маленький с камнями). Вариантов задания может быть очень много.
Обследование детей
В своём исследовании я решила определить:
- уровень овладения умениями в элементарной поисковой деятельности
- уровень сформированности познавательного интереса моих детей
Показатели и критерии оценки
владения умениями в элементарной поисковой деятельности
(старший дошкольный возраст)
Уровень | Критерии оценки |
0 | Не владеет элементами поисковой деятельности |
Первый (низкий) | Познавательная задача – принимает элементарные простые познавательные задачи, поставленные взрослым. Анализ познавательной задачи – не выдает информацию, что известно или неизвестно, даже с помощью взрослого. Предположение – пытается выдвинуть предположения, иногда невпопад, т.е. не осознавая, принимает предположение взрослого. Отбор способов проверки предположений – не определяет способы проверки, может принимать предложения взрослого. Выводы – не способен сделать умозаключения. |
Второй (средний) | Познавательная задача – принимает элементарные простые, однозвенные и сложные познавательные задачи, поставленные взрослым. Анализ познавательной задачи – включается с помощью взрослого в анализ познавательной задачи, выявляет, что известно или не известно об объекте, явлении. Предположение – осознанно включается в выдвижение предположений, принимает предположения взрослого. Отбор способов проверки предположений – осознанно включается в выдвижение отбора способов проверки предположений, принимает предположения взрослого. Выводы – делает при поддержке взрослого. |
Третий (высокий) | Познавательная задача – способен самостоятельно поставить простую познавательную задачу, осознанно принимает сложные познавательные задачи, поставленные взрослым. Анализ познавательной задачи – включается в анализ познавательной задачи, выявляет, что известно или не известно об объекте, явлении. Предположение – самостоятельно выдвигает предположения, которые могут быть как верными, так и ошибочными. Отбор способов проверки предположений – самостоятельно отбирает способы проверки предположений, принимает предположения взрослого. Выводы – способен самостоятельно сделать элементарные выводы; при незначительной поддержке взрослого способен сделать сложные умозаключения (т.е. по цепочке связей) |
Показатели и критерии оценки
сформированности познавательного интереса
(старший дошкольный возраст)
Уровень | Критерии оценки |
0 | Проявляет равнодушие или нейтральное отношение к происходящему; новыми и занимательными предметами, объектами, явлениями не интересуется. |
Первый (низкий) | Проявляет всего лишь любопытство – избирательно относится к происходящему. Внимание ребенка обусловленное внешними, часто неожиданными обстоятельствами, иногда занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации, может реагировать на новизну ситуации. Не обнаруживает подлинного стремления к познанию. |
Второй (средний) | Проявляет любознательность – обнаруживает сильные выражения эмоций удивления, радости; стремится «проникнуть» за пределы увиденного, испытывает удовлетворенность деятельностью; проявляет желание «расшифровать» загадку. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера. |
Третий (высокий) | Проявляет интерес к познанию – наряду с любознательностью, проявляется интенсивность освоения различных способов достижения результата, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни, проявляет инициативу в желании узнать. Преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?" и не только спрашивает, но пытается сам найти ответ, использовать свой накопленный опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент". |
Система работы по формированию познавательного интереса у детей
через элементарную поисковую деятельность
Основываясь на результатах обследования, я разработала систему работы по формированию познавательного интереса у детей через элементарную поисковую деятельность.
В процессе элементарной поисковой деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, Но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей познавательного интереса, что так необходимо будущим первоклассникам. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.
Этапы работы
Этап | Содержание работы |
Первый (подготовительный) |
|
Второй (формирующий) |
|
Третий |
|
Любые формы элементарной поисковой деятельности начинаются с постановки и принятия познавательной задачи (на начальном этапе воспитателем и в зависимости от уровня развития детей – детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (например, о возможном течении явления природы и о его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом, полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить её дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительный вывод. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач необходимо учесть их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети могут отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известной информации и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.
Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей (например: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой – снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру мерзнет? И т.д.).
После принятия задачи осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен обратить внимание детей на их противоречивость. На начальном этапе детям сложно выдвигать идеи (или не все ребята участвуют в этом), тогда воспитатель сам выдвигает предположение. Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения «гипотез» интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений. Дети предлагают разные способы проверки, предлагает их и воспитатель. Это могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация (или составление) моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются при установлении свойств и признаков объектов. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты.
Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей следует побуждать. В случае неправильных выводов, можно сделать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый ребенок пришел к правильным выводам.
Таким образом, в процессе организации поисковой деятельности у детей появляется возможность самостоятельно ставить познавательные задачи, искать способы её решения, что является сутью проявления познавательного интереса. |
На третьем этапе формирования я руководствовалась следующими принципами организации элементарной поисковой деятельности:
- Учить, а в последствии и побуждать детей самостоятельно выявлять и ставить проблему («Что нового я узнал вчера», «Что будет, если…?» и т.д.)
- Поисковая деятельность детей (экспериментирование) организуется как активная деятельность (в центре воды и песка, мини-лаборатории, на прогулке, в режимных моментах, дома с родителями)
- Результаты экспериментирования обязательно фиксируются (в схемах, рисунках, моделях).
Содержание работы раскрыто в таблицах комплексно – тематического планирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы
Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую де...
Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности
Содержанием разработки является тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;-формирование познавательных действий, становление сознания;-развитие общение и взаимодействия ребенка со сверстниками;-становлен...
Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...
План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...
Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...