Материал по самообразованию
материал

Коррекция звукопроизносительной стороны речи – одно из основных направлений в работе логопеда. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan1.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Цент развития ребенка – детский сад №1»

 

 

 

 

 

 

 

Материалы по самообразованию

Егоровой Татьяны Вениаминовны, учителя – логопеда,

высшая квалификационная категория 

 

Тема: «Автоматизация звуков с переключением и сменой позы рук»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Троицк

 

 

Группа:  воспитанники подготовительной к школе и старшей  групп компенсирующей направленности

Начало работы: 01.09.2022 г.

Окончание работы: 31.05.2023 г.

Форма самообразования: индивидуальная

 

 

Актуальность.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи – одно из основных направлений в работе логопеда. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условнорефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук очень хрупок, условно рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушатся.

Автоматизировать звук- это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Для ребёнка это не простая и достаточно монотонная работа. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному, проходит в несколько этапов: 

Этап закрепления звука в изолированном звучании.

Этап автоматизации звука в слогах.

Этап автоматизации звука в словах.

Этап автоматизации звука в предложении.

Этап автоматизации звука в связной речи

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро утомляются. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

    Коррекционная работа учителя-логопеда должна быть эффективной и динамичной. С этой целью я решила разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий.

     Включение упражнений с переключением и  сменой позы рук на занятия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование игр и упражнений позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

     У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают  вследствие особенностей развития головного мозга детей.

В процессе применения  упражнений с переключением и сменой позы рук происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.

  Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.

   Применение упражнений с переключением и сменой позы рук позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

 

 

Цель: изучение и использование  упражнений с переключением и сменойпозы рук для автоматизации звуков в логопедической работе с  дошкольниками.

 

Задачи:

 Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

-реализовать федеральный государственный стандарт в работе с дошкольниками;

-использовать современные технологии и методы работы с детьми;

-активизировать познавательные и мыслительные процессы, развивать речь дошкольников.

 Ожидаемые результаты

Для  учителя-логопеда:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;

- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Для воспитанников  подготовительной к школе и старшей групп:

- развитие памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

- развитие межполушарного взаимодействия;

 -  оптимизация интеллектуальных процессов;

-  стабилизация эмоционального фона;

-   оптимизация мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

-  оздоровление организма, мобилизация ресурсов;

 -  повышение работоспособности;

  - активизация речевой деятельности

План работы на 2022-2023 учебный год

п/п

Форма работы

Содержание

Срок

Результат

1

Информационно – подготовительный этап

-Изучение научно-методической  литературы;

-Знакомство с работами других педагогов;

Изучение возможностей внедрения упражнений со сменой позы рук в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации

                        сентябрь-октябрь

Картотека литературы и периодической печати по теме

2

Практический этап

Практическое осуществление деятельности по внедрению упражнений со сменой позы рук для автоматизации звуков

Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с упражнениями для автоматизации звуков изготовление карточек и пособий.

                                                          ноябрь- март

-Картотека артикуляцион-ной гимнастики с движением рук

-Картотека  цепочек слоговой структуры на переключаемость

- Карточки для зеркального рисования

-Картотека нейроигр с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку);

- Логопедические нейрокарточки «РАЗЛИЧАЕМ ЗВУКИ» (с переключением позы рук)

- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений .

-Консультация для педагогов «Автоматизация звуков с переключением и сменой позы рук»

Пособия и игры

Выставка пособий

Буклет

Взаимодействие с родителями

- Консультации для родителей “Игровые технологии в работе с детьми”, «Польза нейропсихологических упражнений для развития речи   дошкольников», «Кинезиологические упражнения с детьми дома».

Рекомендации для родителей по закреплению правильного звукопроизношения

Папки –передвижки

Стенд для родителей в группах

Буклеты

Распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты

3

Итоговый этап

Выступление на ГМО учителей-логопедов

январь

Банк идей (методическая подборка)

Мастер-класс для родителей «Различение звуков»

                   апрель-май

Презентация

Открытое занятие для родителей

Видеозапись

Выставка игр и пособий для педагогов ДОУ

Фото

Литература:

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: учебник. М.: АСТ, 2020. 60 c. 
  2. Ахмадуллин Ш.Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник/ СПб.: Нева, 2022. 160 c. 
  3. Гончарова К. Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А.В. Чертковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 55 c.
  4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М.: Академия, 2018. 672 c. 
  5. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель, 2022. 32 c. 
  6. Жукова О.С. Нейрологопедические прописи: учимся читать и развиваем речь. М.: Малыш, 2022. 32 c. 
  7. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c. 
  8. Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб.: Литера, 2021. 48 c. 
  9. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-пресс, 2018. 112 c. 
  10. Праведникова И.И. Развитие грамматического строя речи: учебник / под ред. К. Хаспеян. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 70 c.
  11. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 60 c. 
  12. Чебыкина Н.Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М.: АСТ, 2021. 80 c.

Приведем примеры выполнения артикуляционной гимнастики с движением рук:

Упражнение «Злой пёс». 1 вариант: Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими рукам одновременно). 2 вариант: Улыбнуться. Покусать средину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно).  1 – 2 выполнять попеременно.

Упражнение «Расчёска - Утюг». 1 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + почесать всеми пальцами одну ладонь. 2 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми губами + почесать всеми пальцами другую ладонь. 1 – 2 выполнять попеременно.  

Упражнение «Часики» и «Качели». В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком:

  • Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.
  • Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.
  • Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.

Упражнение «Конфетка». Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.

Упражнение «Месим тесто-Блинчик». 1 вариант: Улыбнуться. Положить язык ежду губами, произнести: «Пя – пя – пя» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки  ладонью другой руки. 2 вариант: Улыбнуться. Положить язык между зубами,  произнести:  «Та – та – та» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки  ладонью другой. 3 вариант: Улыбнуться. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу + поочерёдно соединять в кольцо с большим пальцем остальные пальцы от указательного к мизинцу.

Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).

Упражнение «Индюк». Языком сделать «болтушку» (бл – бл – бл) + попеременные круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко – тихо попеременно.

Упражнение «Парус». Улыбнуться, поставить язык на альвеолы за верхние зубы +  соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение «Чистим зубы». 1 вариант: Улыбнуться двигать языком влево – вправо за верхними резцами + указательными пальцами обеих рук (остальные пальцы зажать в кулак) двигать влево – вправо (пальцы держать параллельно один над другим). 2 вариант: Улыбнуться двигать языком влево-вправо за нижними резцами + указательными пальцами обеих рук двигать влево – вправо (как в п.1 только поменять положение пальцев).

Упражнение «Гармошка». Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх-вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно.

В своей работе мы активно используем цепочку слоговой структуры на переключаемость, чтобы сформировать слоговую структуру слова, развивать фонематическое восприятие, автоматизироватьпоставленный звук. С этой целью ребенок проходит дорожку, называя слова, двигаясь по картинкам пальцами обеими руками одновременно, навстречу друг другу, а потом в противоположные стороны (начиная от центра) [11].

На занятии мы применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук. Так же используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука [12]. 

На этапе автоматизации звуков предлагаем ребенку правильно произнести слово, а также показать нарисованное положение рук и пальцев возле картинки.

Приведем примеры следующих нейроигр [3; 5; 6; 7; 9; 10; 12]:

Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание букв из счетных палочек одновременно двумя руками.

Нейроиграс мячом «Тебе-мне». Ребенок передает мяч обеими руками соседу.

Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит слогов, слов.

Нейроигра «Передай другому». Ребенок выполняет руками перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый. 

На этапе автоматизации и дифференциации звуков используем разнообразные виды нейроупражнений. Например, в процессе выполнения нейроупражнения «Колечко» автоматизируем звуки в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с  остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).

Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак,  звук «Ж» — ставь ладонь.  2 вариант: звук С –  кулак,  звук З - ребро, звук Ц —  ладонь.

Нейроупражнение «Ухо-нос». Описание нейроупражнения: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.

Нейроупражнение «Локоть-колено». Описание нейроупражнения:  Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.

Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). Описание нейроупражнения: 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки [5, с. 45].

Некоторые игры осуществляются на балансировочной доске с использованием игр на удержание равновесия, а так же игры проводятся с нейроскакалкой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию)

Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию)...

Материал по самообразованию

Материал по самообразованию...

Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»

В системе образования в последние годы происходят серьезные       изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...

Материал по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования"

Отчет по самообразованию на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»...

Материал по самообразованию

Я считаю что данная тема очень актуальна для младших дошкольников....

Материал по самообразованию 2013-2014 год

Тема самообразования:"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ"...