Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию)
материал по развитию речи по теме

Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnye_zanyatiya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

        Человек – есть частица мира. И чем интенсивнее, разнообразнее его связь с окружающим миром, тем полнее реализация всех возможностей человека. И как награда – глубокое внутреннее удовлетворение от того, что жизнь прошла не зря.

        Истоки жизненного пути человека – в раннем детстве. Первые годы жизни ребёнка до краев наполнены новизной ощущений. Ребёнок знакомится с нашим противоречивым миром, миром, где есть не только добро и радость, но и жестокость и боль, где красота соседствует  с убогостью, где ощущается недостаток любви и переизбыток страха. От того, какой след оставят в душе ребёнка встречи с добром и злом, от того, научится ли ребёнок преодолевать трудности, находить выход из самых неожиданных ситуаций, во многом будет зависеть его дальнейшая жизнь.

        Мир не стоит на месте, он постоянно изменяется. И знакомство с окружающим миром предполагает постоянный поиск новых приспособительных реакций. Гармонично развитая личность легко "вписывается" в любую обстановку и ситуацию, легко находит контакт с самыми разнообразными людьми, комфортно ощущает себя даже в незнакомой среде.

        В древнегреческой философии гармония означала организованность Вселенной, противостоящую хаосу.

Гераклит углубил понятие гармонии, истолковывая её как единство противоположностей.

Кант понимал гармонию прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью.

        Многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребёнка препятствует эмоциональная нестабильность.

        Ребёнок познаёт окружающий мир и делает это не отвлечённо и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует своё собственное отношение к тому, что его окружает. Познание всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями– будь это ощущения или воображение, мышление или память.

        Наш мир – это вечная борьба противоположностей. И избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Таков суровый закон жизни: только преодолевая препятствия и барьеры, учась на ошибках, человек познаёт себя и свои связи с миром.

Таким образом, в процессе осознания у ребёнка формируются волевые качества, которые обычно отсутствуют или слабо выражены в состоянии эмоциональной нестабильности.

        Человеческий организм – это удивительная самонастраивающаяся система. На каком-то глубинном, подсознательном уровне он всегда стремится к совершенству и гармонии. И важно лишь создать подходящие условия для чёткой и слаженной работы человеческого организма.

        Проведение "сказочных занятий" – не что иное, как попытка создания таких условий.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребёнок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действуя в нём, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребёнок же воспринимает всё происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто Мишей, Машей, Таней.

        Дети очень любят сказки, потому что в них – "естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь". (А. Менегетти).

        Через сказки ребёнок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребёнок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

        На протяжении многих лет работы с детьми, мы искали пути, как правильно и, в то же время, доступно рассказать детям о временах года. Как помочь ребёнку радоваться жизни, с увлечение путешествовать по её просторам, пользуясь при этом компасом под названием "Время".

        Необходимость в этих знаниях для ребёнка очень важна. Прежде всего, для того, чтобы он смог ориентироваться в социальной жизни, адекватно вести себя среди окружающих его людей, иметь представления о том, какую одежду носить в определённое время года и каких праздников ожидать, например, зимой.

        Занятия "Путешествия по разноцветным сказкам" помогают решить задачи по формированию представлений об окружающем мире, развитию познавательной сферы, развитию речи (звуковой культуры речи), формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей.

Для этого необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, воображение и фантазия. Не менее важно научить ребёнка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, активизировать мыслительный процесс в целом. Все эти задачи помогают решить общеразвивающие игры. Они способствуют более легкой и быстрой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учёбы в начальных классах.

        Проводя коллективные развивающие игры, мы создаём весёлую непринужденную атмосферу, подбадриваем детей. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие гармоничного развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье пере...

Статья: «Взаимодействие родителей с ДОУ как условие для гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста»

quot;Взаимодействие родителей с ДОУ как условие для гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста"...

Презентация "Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития ребенка"

В презентации отражены основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, двигательная активность, закаливание....

Презентация "Создание условий для гармоничного развития детей от 1 до 3 лет через внедрение инновационной образовательной программы "Теремок" И.А.Лыковой

В 2017 году был разработан проект "Фантазия" для детей 2-3 лет с использованием  инновационной "Арт- методики рисования на песке с использованием све...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: "Современные подходы к использованию элементов метода мозжечковой стимуляции как условие гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, в том числе и с особыми образовательными потребностями"

Описаны теоретические основы системно организованного метода мозжечковой стимуляции с применением специального балансировочного комплекса «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics)....

Музыкотерапия, как средство гармоничного развития ребенка в условиях ДОУ.

Музыкотерапия - это одно из важнейших методических средств, которое влияет на психическое здоровье ребенка. Этот метод помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство вн...

Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника

АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...