Дополнительная общеобразовательная программа «Здоровей–ка»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа «Здоровей–ка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_zdoroveyka.docx | 659.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная программа «Здоровей–ка» (далее – программа) относится к физкультурно-спортивной направленности, является программой стартового уровня, ориентирована на укрепление здоровья.
Новизна и актуальность
Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляются дети с нарушениями осанки и плоскостопием. В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в дополнительных занятиях по профилактике нарушения опорно – двигательного аппарата.
Благодаря программе в жизни детей появляется первичное понимание о мерах профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, а также знания и умение по предотвращению развития плоскостопия. Поэтому одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Ознакомление дошкольников с правилами ЗОЖ, своевременность воздействия различных средств и методов, используемых на занятиях кружка «Здоровей–ка», является наиболее значимым фактором его внедрения в практику дошкольного учреждения.
Отличительные особенности программы
Содержание образовательного процесса в группе «Здоровей – ка» выстроено в соответствии на основе оздоровительной программы «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушинной ориентирована на профилактику нарушений опорно – двигательного аппарата и профилактику плоскостопия.
Программа дает возможность увеличить нагрузку по направлению оздоровления дошкольников возраста 5-7 лет, по сравнению с основной образовательной деятельностью в ДОУ.
Адресат программы
Для прохождения программы не требуется предварительная подготовка. Возраст учащихся 5-7 лет. Наполняемость групп: 15 человек. Прием детей осуществляется без специальных условий.
Срок реализации программы и объем учебных часов
Программа рассчитана на 1 год обучения: 64 часа, 2 раза в неделю по 1 часу.
Режим занятий
Занятия проводятся в старшей и подготовительной группе – 2 раза в неделю по 30 минут с октября по май месяц (общий объем – 64 занятия в год). Во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятий. При этом соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и обеспечивается возможность полноценного отдыха и восстановления работоспособности за счет прогулки и дневного сна (СанПиН 1.2.3685-21).
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Целью программы «Здоровей – ка» является – профилактика нарушений осанки и плоскостопия, как средство укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц - содействовать профилактике плоскостопия.
- Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).
- Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движения.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
- Воспитывать чувство уверенности в себе;
Учебный план
№ | Название раздела, тема | Количества часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Профилактика нарушения осанки | 24 | 2 | 22 | Медицинский контроль узким специалистом |
2 | Развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики | 8 | 2 | 7 | Медицинский контроль узким специалистом |
3 | Укрепление сердечно – сосудистой и дыхательной систем | 8 | 2 | 7 | Медицинский контроль узким специалистом |
4 | Профилактика и предупреждение плоскостопия | 24 | 2 | 22 | Медицинский контроль узким специалистом |
Итого часов | 64 | 8 | 56 |
Содержание программы
Объект | Содержание (по образовательной программе) | Форма (метод/методика) | Периодичность | Сроки |
Сформированность основных физических качеств. | Тестовые задания с заполнением карты индивидуальных достижений развития ребенка; | 2 раза | Октяб рь - май | |
Выявления уровня о здоровом образе жизни | Изучение особенностей отношения ребенка к своему здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека | - беседа; | 2 раза | октяб рь |
Формирование правильной осанки. | Параметры правильной осанки и как ее проверить. (о правилах выработки и сохранении правильной осанки). | Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о правилах соблюдения ортопедического режима – положение тела при ходьбе, сне, выполнении задания, поднятии и переносе тяжестей). | май | |
Определение развития силы мышечных групп плечевого пояса, живота, спины и гибкости позвоночника. | Определение степени подвижности позвоночника (опорно – двигательного аппарата) | Подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на полу, на скамейке; поднятие прямых ног из виса на гимнастической стенке; упражнение – сесть-лечь, руки за головой; наклоны в И.П. стоя, сидя. | май | |
Определение выносливости к умеренным нагрузкам. | Наблюдения, Беседы, | Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме. | ||
Развитие силы. | Наблюдения, Беседы, Задания. | Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы ( наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа). Комплексы упражнений с обручами, гантелями. | 2 раза | 0ктяб рь - май |
Определение координации движения | Наблюдения, Беседы, Задания. | Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба разными способами с движениями рук, с положением рук в разных И.П. Изучение и повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них. Подвижные игры. | 2 раза | 0ктяб рь - май |
Профилактика плоскостопия. | Тестовые задания, Плантография, Наблюдение. | Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках. | 2 раза | 0ктяб рь - май |
Учебно – тематический план занятий по нарушению осанки в группе «Здоровей – ка»
№, месяц | Тема | Содержание программного материала |
| «Что такое правильная осанка» | 1. Дать представление о правильной осанке. 2.Различная ходьба и бег в чередовании. Игра «Девочки и мальчики». |
«Береги позвоночник» | 1. Развитие умения сохранять правильную осанку во время ходьбы. | |
«Почему мы двигаемся» | 1. Дать понятие об опорно- двигательной системе. | |
«Чудо- мяч» | 1. Задание с речитативом. | |
| «Зарядка для хвоста» | Занятие 8 - 9 |
«Ребята и зверята» | Занятие 10 - 11 | |
«Веселые танцоры» | Занятие 12 - 13 1.Подвижная игра «Найди себе место». | |
«Закрепление правильной осанки» | Занятие 14 - 15 1.Подвижная игра «Найди себе место». | |
| «Страна здоровых человечков» | Занятие 16 - 17 |
«Волшебные позы» | 1.Бег по кругу. 2.ОРУ (и.п. сидя, лежа, стоя) у гимнастической стенки. | |
«Веселая зарядка» | 1.Ритмический танец «Кукла». 4. Упражнения для снятия мышечного напряжения «Пружинки». 5.Подвижная игра «Совушка – сова». 6.Упражнение «Буратино» | |
«Мы куклы» | 1.Ритмический танец «Аэробика». 2.Ритмический танец «Кукла». 5.Подвижная игра «Ходим в шляпах» | |
| «Мы танцоры» | 1.Ритмический танец «Аэробика». |
«Мы гимнасты» | 1.Подвижная игра «Найди себе место». | |
«Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка» | 1.Упражнение «Прыгалка». 2.Комплекс пластической гимнастики. | |
«Ровная спинка» | 1.Упражнение «Прыгалка». 2.Комплекс ОРУ. 3.Упражнения в висе. 4.Подвижная игра «Не урони». | |
| «Веселые туристы» | 1.Ходьба и бег в разных направлениях, сохраняя правильную осанку. 2.Ходьба по тропе здоровья. 3.Упражнения «Бабочка» на мяче – фитболе». |
«Ловкие ребята» | 1.Ходьба с выполнением задания. | |
«Карнавал животных» | 1.Различная ходьба с выполнением задания. 2.Комплекс ОРУ на мячах – фитболах. | |
«Льдинки, ветер и мороз» | 1.Ходьба по тропе здоровья. 2.Упражнения на мячах: | |
| «Волшебные позы» | 1.Ходьба и бег в разных направлениях, сохраняя правильную осанку. 2.Ходьба по тропе здоровья. 3.Упражнения «Бабочка» на мяче – фитболе». |
«На морском берегу» | 1.Ходьба с выполнением задания. | |
«Путешествие в страну правильной осанки» | 1.Ходьба и бег с выполнением заданий. 2.Упражнения на степах. 3.Упражнения на мячах – фитболах. | |
«Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка» | 1.Упражнение «Прыгалка». 2.Комплекс пластической гимнастики. | |
| «Ровная спинка» | 1.Упражнение «Прыгалка». 2.Комплекс ОРУ. 3.Упражнения в висе. 4.Подвижная игра «Не урони». |
«Веселая аэробика» | 1.Подвижная игра «Найди себе место». 2.Ритмический танец «Аэробика». | |
«Веселые елочки» | Занятие 49-50 | |
1.Ходьба с выполнением задания. | ||
| «Урок здоровья» | «Страна здоровых человечков» |
«Я на солнышке лежу...» | 1.Различная ходьба с выполнением задания. 2.Комплекс ОРУ на мячах – фитболах. | |
«Куклы» | 1.Ритмический танец «я, танцую». | |
Мониторинг | Медицинский контроль специалистами |
Учебно – тематический план занятий по плоскостопию в группе «Здоровей – ка»
№, месяц | Тема | Содержание программного материала |
Октябрь 1. | «Наши ножки идут по дорожке» | 1.Ходьба и бег по заданиям: - на носках; на пятках; на внешней стороне стопы; змейкой; по кругу. 2.Физические упражнения: - сидя и лежа на спине. 3.Игра «Цапля»; «Здравствуй, догони» |
2. | «Гибкий носок» | 1.Ходьба и бег в чередовании: |
3. | «Балерина» | 1.Ходьба и бег в чередовании с заданием. 2.ОРУ с обручами. 3.Равновесие «Танец на канате» |
4. | «По следам» | 1.Тропа здоровья (камушки, бросовый материал, шишки). 2.Коврики со следами. 3.ОРУ с косичками. 4.Игра «Ловишки с ленточками» |
Ноябрь 5. | «Обезьянки» | 1.Ходьба и бег в чередовании с гимнастической палкой. 2.Упражнение на дыхания «Ветерок». 3.ОРУ с гимнастической палкой. |
6. | «Пожарные на учении» | 1.Ходьба: - в полуприседе, |
7. | «Волшебная скакалка» | 1.Ходьба и бег в чередовании со скакалкой. 2.Дыхательные упражнения. 3.ОРУ со скакалкой 4.Игра»Рыбаки и рыбки», «Дни недели» |
8. | «Ловкие ножки» | 1.Тропа здоровья (камушки, бросовый материал, шишки). 2.Коврики со следами. 3.ОРУ с косичками. 4.Игра «Ловишки с ленточками» |
Декабрь 10. | «Волшебный мяч» | 1.Тропа здоровья (камушки, бросовый материал, шишки). 2.Коврики со следами. 3.ОРУ с мячом ежиком 4.Игра «Ловишки с мячом» |
11. | «Веселый платочек» | 1.Тропа здоровья (камушки, бросовый материал, шишки). 2.Коврики со следами. 3.ОРУ с платочками. 4.Игра «Танец с платочками» |
12. | «Гибкий носок» | 1.Ходьба и бег в чередовании: |
13. | «Балерина» | 1.Ходьба и бег в чередовании с заданием. 2.ОРУ с обручами. 3.Равновесие «Танец на канате» |
Январь 14. | «Забавы зимушки – зимы» | 1.Имитационные движения: - лыжника; конькобежца; с горки на горку. назад; с горки на горку. 2.Дыхательные упражнения. 3.ОРУ со снежками |
15. | «Мой веселый звонкий мяч» | 1.Ходьба и бег между мячами с остановкой, на носках, на пятках. 2.Упр. на дыхание. 3.Равновесие – стоять на набивном мяче. 4.Игра «Пингвины» 5.Эстафеты: с мячами разного размера. |
16. | «Волшебная скакалка» | 1.Ходьба и бег в чередовании со скакалкой. 2.Дыхательные упражнения. 3.ОРУ со скакалкой 4.Игра»Рыбаки и рыбки», «Дни недели» |
Февраль 17. | «Веселые туристы» | 1.Ходьба: |
18. | «Силачи и акробаты» | 1.Ходьба: |
19. | «Волшебный мяч» | 1.Тропа здоровья (камушки, бросовый материал, шишки). 2.Коврики со следами. 3.ОРУ с мячом ежиком 4.Игра «Ловишки с мячом» |
20. | «Веселые туристы» |
- с перешагиванием через гимнастические палки, лежащие на скамейке; 2.Бег: - противоходом; |
Март 21. | «Цветок для мамы» | 1. .Тропа здоровья (камушки, бросовый материал, шишки). 2.Коврики со следами. 3.Игра «Юные художники» (рисуем цветок для мамы карандаш зажат пальцами ног). 4.Игра на внимание и релаксацию «Флажок» |
22. | «Страус» |
|
23. | Образно – игровое «Веселые зверюшки» | 1.Имитационная ходьба: |
24. | Аэробика | 1.Ритмическая ходьба: - с хлопками; - приставные шаги, руки на пояс. 3.Ритмический танец «Неваляшки» |
Апрель 25. | турпоход | 1.По дорожкам здоровья. 2.Бег в разных направлениях со сменой ведущего. |
26. | «На арене цирка» | 1.Ходьба и бег в чередовании: - по канату; |
27. | Образно – игровое «Веселые зверюшки» | 1.Имитационная ходьба: |
28. | Аэробика | 1.Ритмическая ходьба: - с хлопками; - приставные шаги, руки на пояс. 3.Ритмический танец «Неваляшки» |
Май 29 | Образно – игровое «Веселые зверюшки» | 1.Имитационная ходьба: |
30 | Аэробика | 1.Ритмическая ходьба: - с хлопками; |
31 | Мониторинг | По таблице |
32 | мониторинг |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Повысилась уверенность в своих силах, способность к сопереживанию, содействию;
- У детей̆ выработалась потребность в здоровом образе жизни, появляется желание заниматься и дальше физическими упражнениями и оздоровлением.
Метапредметные результаты:
- Дети способны использовать полученные знания и умения самостоятельно.
Предметные результаты:
- Дети умеют правильно расслабляться, в нужный момент сосредотачиваться;
- Дети овладели простейшими приёмами самомассажа;
- Развилась ритмичность, выразительность, пластичность, грациозность, координация движений, согласованность движений с музыкой;
- У детей закрепился навык формирования правильной осанки, дыхания;
Материально–техническое обеспечение
Создание полноценной физкультурно - оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы:
- Ребристые и наклонные доски;
- Гимнастическая стенка;
- Гимнастические скамейки;
- Обручи разного размера;
- Мячи – хоппы;
- Мячи разного размера, мячи ежики, ортопедические мячи;
- Скакалки;
- Массажные коврики;
- Гимнастические палки;
- Гимнастические маты, батуты, массажеры;
- Нестандартное оборудование и пособие (фломастеры, шишки, пробки и т.д.).
- Музыкальный центр с фонотекой для музыкального сопровождения (аудиозаписи).
Требования к специальной одежде – спортивная форма (белая футболка, черные шорты, носки, кроссовки).
Кадровое обеспечение
Программа реализуется инструктором по физической культуре ДОУ имеющим опыт работы 3 года по специальности.
Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль: Динамику развития физических качеств детей позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 2 раза в год (в начале и в конце года) Диагностические тесты подобраны с учетом:
- степени овладения детьми базовыми двигательными умениями и навыками, уровня освоения техники основных движений;
- способности детей к использованию уже известного объема двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
- определения гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь удерживает осанку в правильном положении.
Уровень состояния здоровья детей помогает определить медицинский контроль. Медицинский осмотр узкими специалистами проводит периодический контроль коррекции осанки дошкольников – 2 раза в год, дает рекомендации инструктору по физической культуре, родителям.
Текущий контроль:
Промежуточный контроль:
Итоговый контроль: Медицинский осмотр узкими специалистами проводит периодический контроль коррекции осанки дошкольников в конце года. Рассчитываются количественный и процентный показатель для сравнения с входным контролем, чтобы сделать выводы.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очный.
Методы обучения и воспитания: словесный, практический, наглядный; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; мотивация, упражнения, стимулирование.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, групповая, круговая.
Формы организации учебного занятия: беседа, подвижные игры, открытое занятие, практическое занятие, танцы-игры.
Педагогические технологии: технология группового обучения, игровые технологии.
Алгоритм учебного занятия: подготовительная часть занятия (происходит подготовка организма к работе, разогреваются мышцы, проводится разминка), далее основная часть занятия (идет работа непосредственно с опорно–двигательным аппаратом), в заключительной части проходит заминка, уменьшается пульс, восстанавливается дыхание.
Дидактические материалы:
- Картинные (картины, иллюстрации, слайды, фото)
- Звуковые (аудиозаписи);
- Смешанные (видео, учебные фильмы и тд)
Список использованной литературы
- Картушина, М. Ю. Зеленый огонек здоровья : программа оздоровления дошкольников / М. Ю. Картушина ; М. Ю. Картушина. – Москва : Творческий Центр Сфера, 2007. – (Программа развития). – ISBN 978-5-89144-821-6. – EDN QVQQCD.
- Семейко Е. В., Олейник А. А. Плоскостопие. Лечебная физическая культура и массаж при плоскостопии //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №. 5-3. – С. 126-129.
- Усманова Н. А. Хореография как средство исправления осанки и профилактики сколиоза и плоскостопия у дошкольников //Хореографическое искусство и образование: традиции, проблемы и перспективы развития.–Омск: Литера. – 2015. – С. 123-127.
- Гаврилова И. Ю. Профилактика плоскостопия у дошкольников //Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2015. – С. 75-76.
- Дождикова О. В. Дополнительная общеразвивающая программа по профилактике плоскостопия и сколиоза физкультурно-спортивной направленности «ЗДОРОВЯЧОК» для детей в возрасте от 3 до7лет.
- Юрина И. С., Кротова В. Ю. Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей дошкольного возраста средствами и методами ЛФК //Культура физическая и здоровье. – 2014. – №. 1. – С. 85-88.
- Эйдельман Л. Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста //Санкт-Петербург: РГПУ им. АИ Герцена. – 2009.
- Фомина В. С. Использование фитболгимнастики для коррекции нарушения осанки у дошкольников //Амурский медицинский журнал. – 2018. – №. 4 (24). – С. 92-93.
- Никифорова А. В. Включение специальных корригирующих игр и упражнений с использованием полусфер в работу по профилактике нарушений осанки и плоскостопия старших дошкольников в детском саду //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №. 3. – С. 337-340.
- Максимова С. Ю., Бондаренко И. В., Владимирова О. Б. Коррекция нарушений осанки у дошкольников средствами физической культуры //Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №. 3-5. – С. 79-82.
- Кротова В. Ю. Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей 5-7 лет: сотрудничество родителей и педагогов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – №. 3. – С. 57-59.
- Черницына Н. В. Коррекция и профилактика нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста средствами фитбол-гимнастики //Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – №. 11. – С. 29-34.
- Парамонова Д. Б., Школьникова Л. Е. НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ //Диалог культур в контексте образовательной деятельности. – 2020. – С. 158-162.
- Сопочкина О. А. Особенности формирования осанки у дошкольников //Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2018. – С. 125-126.
- Лукина Г. Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания //Технологии образования в области физической культуры: сб. науч.-метод. работ.–СПб.: Изд-во РГПУ им. АИ Герцена. – 2003. – С. 205-210.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»
Дополнительная общеобразовательная программафизкультурно-спортивной направленности для детей 5-6 лет «Здоровый ребенок»...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...