Развивающие образовательные ситуации
статья

Зинаида Владимировна Мосина

Образовательные ситуации в воспитательно-образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_obrazovatelnye_situatsii.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение новоивановская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области

Развивающие образовательные ситуации

Воспитатель

Мосина Зинаида Владимировна

2020г.

 Образовательные ситуации в воспитательно-образовательном процессе           Стержневое личностное качество – самостоятельность.  Самостоятельность проявляется в  детских видах деятельности. Сама деятельность не развивает, все зависит от того, какую позицию занимает в ней ребенок, т.е.субъектную.                                                                   Как научить маленького ребенка думать? Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем  побуждают ребенка  к активному  поиску  новых средств  и способов решения. Процесс познания в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок – маленький исследователь, стремится к активной деятельности.                                                                                                                                               Для детей 4 года жизни характерны РС с гуманистическим содержанием «Наш зайчик поранил лапку» ,«У мишутки разболелось горлышко,  «Найдем друга котенку Пуху» «Успокоим и обогреем зайку», т.е. в ситуациях обсуждать проблему, высказывать свои  предположения, помогать «попавшим в беду» игрушкам;                                                                                    -воспитательно-образовательные задачи – умение дружить;                                                                           - ориентироваться при травме;                                                                                                                      - проекция на взаимопонимание со сверстниками;                                                                                        - культурно-гигиенические навыки;                                                                                                                    - эмоциональное благоприятное состояние в группе.                                                                       Дети 5-ти лет – почемучки – охотно сотрудничают со взрослыми, стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми. Воспитатель насыщает жизнь РС, в которых детям  необходимо самостоятельно применить освоенные приемы  (определить влажный или сухой песок, годится ли он для  постройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним  проезжала машина…) Ребенок способен устанавливать простейшие связи и отношение  между объектами и это пробуждает интерес к окружающему миру.            Правило: не делай за ребенка то, что он в состоянии делать   самостоятельно! (но исходить из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей) одному  ребенку нужно – напоминание; другому – показ; третьему –  совместное действие с ребенком.  В 5 лет наблюдается пробуждение интереса к правилам   поведения. Главное для воспитателя в этом возрасте – предвидеть  поступки детей и заблаговременно ориентировать их на  правильное поведение. Дети проявляют интерес к поступкам   сверстников, их делам. РС для установления связей между поведением в группе     сверстников и ответным отношением других детей.                                                                  Почему Саше стало грустно в детском саду?                                                                         Почему Сережа вышел из игры                                                                                                                          При одевании на прогулку – устанавливается связь между назначением предмета и их строением и материалами, их которых сделаны.                                                                                На улице идет дождь. Как мы дойдем до веранды и не намочим головы? – Наденем капюшон – он непромокаемый.                                                                                                           На улице – ветер. Что защитит нас от ветра? – Манжеты – не дают ветру задувать в рукава.                                                                                                                                      Пролили воду на рисовании или в столовой – какую тряпочку выберем? – Из ткани, которая хорошо впитывает воду.                                                                                       Воспитатель спрашивает детей – Как ты узнал?                                                                               Ребенок отражает в речи способ практического действия. Высшей формой самостоятельности старшего дошкольника является творчество.Этому способствует создание творческих РС в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество.Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольниками возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы воплощения.

Как воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы:                                                                                                                                                   Обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположения;              В группе постоянно появляются предметы, побуждающие к проявлению интеллектуальной активности (таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса…                                                                                                                                                          Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания.                                                                                                                                         Почему это так происходит? Что будет, если?  Как это изменить, чтобы…?Из чего мы это можем сделать? Можно ли найти другое решение?  Как нам об этом узнать? Подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими детьми.Педагог творчески конструирует  образовательный процесс, единицей которого  является образовательная развивающая ситуация.                                                              Классификация развивающих ситуаций  (исходя из основного характера деятельности  детей)                                                                                                                               1. Исследовательские (или поисковые)  - в ходе которых осуществляется постановка проблемы, выдвижение и проверка  гипотез по поводу  средств  и способов её решения;          2.Коммуникативно — диалоговые, дискуссионные – в ходе которых генерируются идеи по поводу решения поставленной  проблемы , их обосновывают  с помощью тех или иных аргументов , выявляются и сопоставляются  разные точки зрения, проводится рефлексия;                                                                  3. Игровые, моделирующие в предметно- содержательном (имитационно-игровом) и социально- психологическом (ролевом) планах – в ходе которых  происходит творческий перенос полученных представлений  в новые условия.                                                                Для усиления интереса к занятиям , которые содержаться  в РС, им зачастую  придают игровой характер. В этом случае детям предлагают занять активную ролевую позицию  (игровой сюжет ситуаций выбирается в зависимости от склонностей детей):          а) изобретателей   - особых машин, правил, приспособлений, правил, законов.      б) исследователей – которые делятся с присутствующими результатами своих изысканий;               в)интервьюеров – выясняют что-либо, задавая соответствующие вопросы;                                  г) актеров, играющих роль того или иного животного (с его повадками, средой обитания, образом жизни) или предмета (учитывая его производство, способы употребления);                д)экскурсоводов по музеям, выставкам                                                                                    ; е)волшебников – «отменяющих» те или иные свойства предметов, закономерностей, явлений;                                                                                                                                                 з)писателей, дрессировщиков, представителей разных профессий;                                         ж)школьников, изучающих тот или иной предмет.                                                                 Для того, чтобы объяснить, показать ребенку нечто новое, важно, чтобы транслируемые детям средства и способы взаимодействия с миром, воспринимались ими с готовностью и эмоционально, вызывали интеллектуальные эмоции.                                                                                        Этого можно добиться, если прежде, чем воспринимать новую информацию, ребенок уяснит ее необходимость для себя, у него появится мотив собственной деятельности, некий ее замысел (он может возникнуть «в ответ» на замысел взрослого, а может отличаться от него). Для этого в образовательном процессе целесообразно разворачивать, включая в него РС разного типа:                                                                                                                   В начале организуется ВВОДНАЯ, МОТИВАЦИОННАЯ РС, побуждающая ребенка к самостоятельному поиску решения возникшей задачи. Важно, чтобы в ходе этой РС у ребенка сложился замысел его деятельности (чтобы он не оказался лишь исполнителем чужого замысла). Вслед за этим создаются условия для проведения детьми соответствующих самостоятельных экспериментальных исследований или для поиска информации. Зачастую в такой предварительной поисковой работе участвуют и родители, выполняя задания, которые они получают в детском саду.                                                    После таких самостоятельных попыток, которые дети предпринимают, чтобы найти решение поставленной задачи, создается РС – ООБСУЖДЕНИЯ (выявление и сопоставление разных точек зрения, подбор и предъявление аргументов для их доказательства…),                                                                                                                                        а затем РС – РЕФЛЕКСИИ получившихся результатов (диалог, дискуссия) в ходе выясняются, какие средства и способы были использованы, удалось ли с их помощью решить задачу, какие из них оказались наиболее эффективны.                                           Создавая «рефлексивную ситуацию», взрослый «разрывает», останавливает естественный ход процесса, «текущего автоматически», с тем, чтобы дать ребенку возможность различить себе и то действие, которое он совершил, осуществил.                                        Затем взрослый помогает ребенку зафиксировать эту остановку и сам остановленный процесс: посмотрим , что здесь происходит… было вот как, а стало…Что изменилось? Почему? Что ты для этого сделал? Как ты сделал?Повтори (зафиксировать произведенные действия в схемах, рисунках)                                                                                                                            Далее следует ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ (ОСОЗНАНИЕ) того, что произошло, насколько это типично для рассматриваемого процесса, состояния, насколько свойственно ребенку:  Ты всегда так делаешь? У тебя всегда так получается? Это твое правило? Ты думаешь надо поступить именно так, или можно как-то по-другому? Как другой (называется конкретное знакомое лицо ребенку) поступил бы в этой ситуации?                                                             И, наконец, организация ОБОБЩЕНИЯ объективного содержания и отчуждения от него, «освобождение от субъективной пристрастности к нему».                                                      Для этого создаются РС со следующими вопросами:                                                                                Как ты думаешь, если мы повторим наши действия (назвать конкретные действия), получится тоже самое? Так всегда бывает? Почему так получается? Какой закон здесь действует? Все поступают (действуют) так же как и ты, или каждый делает по-своему, по-другому? У любого человека получилось бы именно так в этом случае?                                              РС – планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, длится от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же ситуации с разными подгруппами детей.  Задача педагога работающего с дошкольниками — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельности. Все эти качества стимулируются благодаря насыщению педагогического процесса познавательными задачами, расширению круга объектов познания.    Как? – с помощью РС.                                                    Проигрывание ситуаций                                                                                                                                       Ситуация : Письмо то жирафа. Пришло  письмо в большом конверте, на нем много штампов.                                                                                                                                                  - Как к нам добралось письмо? (может по морю плыло, может на самолете.др. варианты)                                                                                                                                                - от кого же письмо?(от жирафа)                                                                                            Жираф хочет попасть на новогоднюю ёлку, посмотреть на снег, т.к. никогда его не видел                          - Что же делать как быть?                                                                                              - (Пригласить в гости) но он житель теплой страны, а у нас сейчас зима и холодно, что может с ним случиться (простыть , заболеть)                                                                                         -  Что же делать?                                                                                                                    Проблема решается в зависимости от целей воспитателя (выслушиваются и принимаются все ответы детей , но подводятся к определенной деятельности в зависимости от целей воспитателя                                                                                                                                                                   Можно нарисовать новогоднюю елку и зимний пейзаж жирафу и отправить по почте; послать жирафу теплое одеяло , чтобы он не заболел в пути, а одеяло нарисуем используя теплые тона красок и оно будет очень теплое ; и многое другое.

 

Ситуация : «Приглашение на выставку картин»                                                                                Художник из Москвы привез свои картин, но ему пришла срочная телеграмма и он вынужден уехать. Картины показать просил меня и билеты на выставку тоже оставил мне. Билеты не простые их можно получить за знания – знание теплых тонов красок (мальчики), и холодных (девочки).Пришли на выставку,  а вместо картин недорисованные фигуры (кусочки наклеенной ткани). Что же случилось? Где картины? Ответы детей. Звучит магнитофонная запись из которой ясно , что картины заколдовал злой волшебник Вальтасар, а расколдовать их может настоящий художник. Что же делать? Художник то уехал. Ответы детей дорисовать их. Дети дорисовывают картины, дают им названия.    Ситуация с пропавшей краской.                                                                                                                               Надо нарисовать ель , а зеленой краски нет, в палитрах имеются все цвета , кроме зеленого. Что делать ?  (Смешать краски синюю и желтую).                                                                 Этапы постановки и решения  развивающих ситуаций:    

1.    постановка, формулирование проблемы;

2.    выдвижение предположений и гипотез;

3.    выбор, проверка, обоснование гипотез;

4.    подведение итогов, рефлексия, вывод.  

 

Для того , что бы  правильно поставить и успешно решить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребенка.

     Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

      Деятельность ребенка включает в себе  принятие проблемной ситуации , формулировку проблемы , самостоятельный поиск, подведение итогов.

 

      Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы, учитывающие степень самостоятельности детей  и меру помощи взрослого.

 Это могут быть :

- система вопросов, переформулирование условий задачи ;

- наводящие задачи или задачи – подсказки;

- неправильные решения игрового персонажа;

- недосказанная история, ситуация;

- цепочка наводящих задач.

 

         Решая проблемную ситуацию, ребенок  сравнивает, сопоставляет, устанавливает сходство и различие. Анализируя проблему , ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую, развиваются его творческие способности.

 

       Образовательная развивающая ситуация – форма организации детей, они бывают:

а) заранее спланированные , придуманные, с  подготовленным материалом, в которой решаются воспитательно-образовательные задачи;

б) спонтанные ситуации, (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в образовательную.

           Сценарий спланированных ситуаций должен быть гибким настолько, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий (но придерживаясь при этом поставленной цели).

             Как в случае спонтанных, так и в спроектированных ситуациях необходимо совместное решение задач детьми и взрослым, их партнерские отношения во время его поиска.

       Спонтанные РС  необходимы, когда ребенку в его самостоятельной деятельности  не хватает  для решения возникших  у него задач, нужных для этого средств и способов. В такую ситуацию может включиться взрослый, с тем, чтобы помочь найти их и верно  применить. Но вначале важно дать  возможность провести самостоятельные поиски недостающих их средств  и способов решения задач. Направлять  эти поиски детей можно с помощью дозированных  подсказок, которые они получают  по мере необходимости. Взрослый может «спровоцировать» РС, специально  акцентируя внимание  детей на тех моментах , которые могут породить  их вопросы. Помочь ребенку сформулировать эти  вопросы может не только взрослый, но и сказочный персонаж.

 

      Задача педагога работающего с дошкольниками — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельности. Все эти качества стимулируются благодаря насыщению педагогического процесса познавательными задачами, расширению круга объектов познания.  

      Как? – с помощью РС.

 

      Для чего мы используем РС ?

Используя РС , педагог имеет возможность  вести  ребенка не к знанию, а к познанию — ребенок сам добывает знания, познает мир.

 

       Где используем образовательные РС?

Образовательные ситуации могут быть использованы на протяжении всего образовательного процесса, будь то организованная или совместная деятельность, и даже для организации самостоятельной деятельности детей, поэтому   воспитательно-образовательный процесс можно представить как системную совокупность развивающих ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающей образовательной ситуации на игровой основе во второй младшей группе. Пересказ сказки «Козлята и волк»

Задачи:Связная речь: учить  пересказывать вместе  с воспитателем сказку «Козлята и волк»;Звуковая культура речи: приучать детей отчетливо и правильно произносить звук с,  изолированный ...

Конспект развивающей образовательной ситуации в средней группе «Полезные и вредные продукты»

Конспект образовательной развивающей ситуации по здоровьесбережению "Полезные и вредные продукты"...

Развивающая образовательная ситуация «Мы болеем за Россию» в подготовительной к школе группе

Развивающая образовательная  ситуация «Мы болеем за Россию» в подготовительной к школе группе.Задачи:Обучающая:Создать условия для закрепления у детей  знаний о  символики р...

Конспект развивающей образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов и приемов ТРИЗ «Страна слов»

(Образовательная область «Познавательное развитие»)Программное содержание: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширя...

Развивающая образовательная ситуация "В гости к дедушке Корнею"

Данный материал позволяет закрепить представления детей младшего дошкольного возраста о творчестве К.И. Чуковского....

Развитие и коррекция познавательной сферы дошкольников и младших школьников. Сценарии развивающих образовательных ситуаций

Инновационный подход заключается в том, что дети приобщаются к созданию образа в повседневной деятельности с использованием различных материалов, устанавливают логическую связь между представляемым и ...