Конспект развивающей образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов и приемов ТРИЗ «Страна слов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
(Образовательная область «Познавательное развитие»)
Программное содержание: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.
Упражнять в делении слов на слоги.
Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
Упражнять в координации речи с движениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Башкатова Ирина Андреевна
Приложение №5
Конспект развивающей образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов и приемов ТРИЗ
«Страна слов»
(Образовательная область «Познавательное развитие»)
Программное содержание: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.
Упражнять в делении слов на слоги.
Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
Упражнять в координации речи с движениями.
Развивающие задачи: формировать у старших дошкольников представление о понятии «фантазия».
Учить фантазировать, развивать образное представление.
Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания.
Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Развивать эмоциональную сферу детей.
Образовательные задачи: продолжать учить самостоятельно строить сюжет, задавать вопросы, оттачивать их формулировку, используя метод морфологического анализа (ММА); упражнять детей в разрешении противоречий через игру «Хорошо-плохо». Обогащать речь детей прилагательными и причастиями.
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее, облака, небо, голубо; река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: сом, карась, окунь, щука, рыба – молот, дельфин, скат; улыбка, добрый, нежный, прекрасный.
Форма проведения: игра – путешествие
Материалы и оборудование: солнце, речка, камешки округлой формы, корзина, «волшебный ключик», аудиозаписи: «Волшебная музыка», «звуки реки», песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинский)
ХОД ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ
В группу входит педагог в образе Феи и приглашает детей в путешествие в волшебную Страну слов.
Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?
Дети. Хотим!
Педагог. Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?
Ответы детей.
Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что - то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.
Фея. Итак, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались?
Дети. Это - солнце!
Вместе с Феей дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца.
Фея. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его.
Массаж лица: Личико солнце согрело, потеплело, потеплело.
Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.
Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.
Медленно тянут руки вверх, улыбаются.
Фея. Как можно сказать о солнышке? Какое оно?
Ответы детей.
Проводится игра «Да-нетка». Дети задают вопросы Фее:
– Это живое или неживое? (неживое);
– Оно круглое или квадратное? (Круглое);
– Оно желтое или чёрное? (желтое)
– Съедобное или несъедобное? (несъедобное);
– Теплое или холодное? (теплое)
– Доброе или сердитое? (Доброе)
Фея. Давайте с ним поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Дети встают в круг.
Солнышко, солнышко, погуляй у речки… Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу
Солнышко, солнышко, разбросай колечки! Быстро сжимают и разжимают кулаки
Мы колечки соберем, золоченые возьмем. Выполняют хватательные движения с щепотью
Покатаем, поваляем… Круговыми движениями трут ладонью о ладонь
И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.
Фея. Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?
Ответы детей. Проводится игра «Да-нетка». Проводится игра «Да-нетка».
Фея. Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.
Звучит аудиозапись песни « Облака – белогривые лошадки».
Фея. Как быстро по небу бегут облака. Похоже одно на Конька – горбунка.
Другое распахнуто, словно пальто. А третье похоже не знаю на что.
А вы когда – нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?
Рассказы детей. Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей.
Фея. А вы знаете, что слова можно найти везде?
Я слова найду везде – и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!
Найдите слова на небе, прохлопайте их. (Солнце, облака) Сколько раз хлопнули? Значит, столько слогов в этих словах? (Два, три.) Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его( дети выполняют задание) Назовите предметы, изображенные на панно, прохлопайте их по слогам.
Какие интересные слова! Скажите что делает река?
Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.
За каждое названное слово Фея дает детям камешки.
Фея. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» ( Звучит аудиозапись
« Звуки реки») , а теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.
Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. Дети имитируют движениями рук плавание в воде.
В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.
Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.
Наконец она садится на корягу под водой. Садятся на несколько секунд в глубокий присед.
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. Выполняют ходьбу на месте.
А теперь глубокий вдох – и садимся на песок. Садятся на ковер.
Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.
Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?
Дети. В реке могут жить рыбы.
Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.
Фея открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.
Фея. А какие рыбы у нас остались?
Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.
Фея. Почему они не могут жить в реке?
Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.
Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),
Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),
Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.
(Берет корзину с конфетти)
Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.
Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.
Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».
Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.
Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.
Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?
Дети делятся своими впечатлениями.
Фея. Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.
Фея провожает детей и прощается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по ИЗО «В избушке Зимушки-зимы» для детей старшего дошкольного возраста (с использованием метода обучения в сотрудничестве)
Цель :Создать декоративный образ морозного узора. Задачи: Развивающая- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем ми...
Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология теория решения изобретательских задач занимает особое место, как технология, позволяющая м...
Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Путешествие в страну оловянных солдатиков» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой
В конспекте представлены материалы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к восприятию музыкального произведения...
«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)
laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...
Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»
Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопр...