Развитие и коррекция познавательной сферы дошкольников и младших школьников. Сценарии развивающих образовательных ситуаций
методическая разработка
Инновационный подход заключается в том, что дети приобщаются к созданию образа в повседневной деятельности с использованием различных материалов, устанавливают логическую связь между представляемым и практическим реализуемым: цветом, фактурой избираемого материала, расположением в пространстве, цветом фона и др.(передача мимики, направлением движения, сущности разнообразных действий).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_korrektsiya_poznavatelnoy_sfery_doshkolnikov_i_mladshih_shkolnikov.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие и коррекция познавательной сферы дошкольников и младших школьников
Сценарии развивающих образовательных ситуаций
Цель проекта:
Использование исследовательской (проблемно-поисковой) модели «развития детей через открытие» педагогической практике, следуя требованиям ФГОС. Инновационный подход заключается в том, что дети приобщаются к созданию образа в повседневной деятельности с использованием различных материалов, устанавливают логическую связь между представляемым и практическим реализуемым: цветом, фактурой избираемого материала, расположением в пространстве, цветом фона и др.(передача мимики, направлением движения, сущности разнообразных действий).
Создание образа с помощью выбора разнообразных материалов, каких-то дополнительных средств — это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии.
Время сензитивного периода ( 1 год, около 3-х лет, 6-7 лет Л.Выготский) может быть удачно использован педагогами и родителями для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка, т.к. именно тогда он легко усваивает информацию на определенные темы.
«Техническими» средствами для этого могут быть игровые действия со следующими материалами:
- счетные палочки или спички;
- игры-головоломки (ребенок выбирает одну из нескольких наиболее простых);
- игры на объемное моделирование («Кубики для всех» № 1,2,3,4,5 — на выбор);
- чертежи, контурные образцы, художественные иллюстрации;
- занимательный литературный материал (задачи, шутки, пословицы, поговорки, стихи, загадки, короткие отрывки из рассказов и сказок).
Материал предлагается в определенной последовательности: сначала — счетные палочки (спички), затем игры-головоломки, после этого «Кубики для всех».
Основная цель — развитие у старших дошкольников самостоятельности и творчества. Длительность деятельности с каждым материалом 5 минут (в целом 15-20 минут в старшей группе, 25-30 минут).
Этапы практической деятельности
1 этап «Думай! Составляй!»
Назначение: создание (составление) новых фигур последовательно из трех видов материала: палочки (спички), головоломки плоскостные, объемные «Кубики для всех»). В каждом случае ребенок объясняет и проговаривает способ соединения, присоединения, создания (сбоку, слева, справо, перевернул, развернул и т.д.).
2 этап «Выбирай и составляй!»
Назначение: освоение способов выбора частей игры-головоломки, кубика и размещение их, ориентируясь на образец-чертеж (образцы надо подготовить заранее). В результате — получить воссозданное по образцу.
Итог, рефлексия: Как составляли, что оказалось сложным для вас?
3 этап «Догадайся как?»
Назначение: освоение приемов анализа образцов с опорой на комплект игры-головоломки или «Кубики для всех». Используются образцы: контурные или силуэтные (из методичек к играм-головоломкам и кубикам). Подготовить их заранее.
Предупредить детей о передачи сходства о передаче сходства по содержанию между всеми тремя частями (спички, головоломка, кубики)
Итог, рефлексия: Коллективный просмотр полученных силуэтов, высказывание своего отношения, оценочных впечатлений. - Что оказалось самым сложным?
4 этап «Как быть?»
Назначение: освоение способов размещения большого количества частей (2 комплекта одной и той же игры) с целью получения задуманного.
Детям предлагается составить одно большое интересное изображение (из спичек, из 2-х головоломок, из 2-х комплектов кубиков)
Итог, рефлексия: Взаимооценка, обоснование процесса составления, что осталось невыполненным.
5 этап «Я художник (скульптор)»
Назначение: Перенос изображенного на художественной иллюстрации в плоскостную и объемную модель.
Итог, рефлексия: обмен впечатлениями по поводу воссоздания модели.
6 этап «Создаем композицию»
Назначение: коллективная работа (2-3 ребенка) по созданию композиции.
Итог, рефлексия: обсуждение, оформление альбомов или выставки.
Сценарии образовательных развивающих ситуаций
Воссоздание изображений:
- по сюжету сказки (например, «Волк и семеро козлят);
- морское путешествие,
- изображение корабля,
- государственной символики,
- по загадкам,
- по стихотворению и т.д.
В развивающих ситуациях с использованием разнообразного материала у ребенка рождаются идеи и представляется возможность их реализовать. Бесценный опыт такой деятельности определяет будущее растущей личности, где стремление к творчеству, проявление инициативы и активности станут привычной необходимостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
Игры и упражнениядля развития и коррекциипознавательной сферыдетей дошкольного возрас...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...
Картотека игр и упражнений для развития и коррекции познавательной сферы дошкольников
В картотеке предлагаются игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия и навыков общения. Данное пособие будет интересно как родителям, так и педагогам....
картотека "Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста".
картотека "Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста"....
Занятие по развитию и коррекции познавательной сферы в логопедической группе на тему "Весна"
В занятии представлены игры и упражнения по развитию познавательной сферы у детей с тяжелым нарушением речи на лексическую тему "Весна"...
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников
Предложенные приемы и методы способствуют благоприятному развитию эмоциональной сферы детей, повышают их психическую устойчивость в социальной среде, а также инициируют становление их эмоцио...
КАРТОТЕКА Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Игра «Найди заданный предмет на картинке»Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания.Условия. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть красочную картинку и ...