Программа клуба по формированию финансовой грамотности у детей в старшей группе №1 «Занимательная математика»
материал

Широкова Ирина Анатольевна

Программа кружка по математике в старшей группе  «Занимательная математика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_matematika.docx98.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Д/с» №35

Рабочая программа в рамках клуба по финансовой грамотности у детей в старшей группе №1

«Занимательная математика»

                                                              Воспитатель: Широкова. И. А

                                                    https://www.culture.ru/storage/images/a7c6d9547c0a108424bbd7f46af984fa/f2a75c47d71af5559fce5206643b430b.jpeg

г. Ачинск

Программа в рамках клуба по финансовой грамотности у детей в старшей группе №1 «Занимательная математика»

                                                                                                                                     Воспитатель: Широкова. И. А

    Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

       Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

 На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

 Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты

Цель программы: 

создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу.

Задачи:

Образовательные:

- формировать общее представление о множестве и числе;

- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

- знакомить с составом числа;

- учить детей решать простейшие арифметические задачи;

- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- учить сравнивать множества;

- знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

- развивать мелкую моторику, глазомер;

- развивать инициативу;

Воспитательные:

- воспитывать внимание;

- воспитывать организованность;

- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

Формы проведения занятий:

- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.

Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото).

Срок реализации 1 год

Режим занятий

4 раза в месяц по 25 минут, по средам во вторую половину дня.

Планируемые результаты :

К концу года дети должны уметь:

- считать по образцу и названному числу в пределах десяти;

- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

- писать цифры от 1 до 10;

- пользоваться математическими знаками +, -, =», <,>;

- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;

- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

- знать геометрическую фигуру — трапецию;

- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

- называть последовательно дни недели, месяцы;

- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

- определять положение предметов по отношению к другому лицу;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Сентябрь

1 неделя

Занятие №1

Число и цифра 1 (один).

Большой, поменьше, маленький.

1.Закреплять:

- знания о числе и цифре 1;

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи;

- выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

Учить:

- писать цифру 1;

- понимать учебную задача и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить:

- с пословицами, в которых упоминается число один;

- названием первого осеннего месяца – сентябрь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Сентябрь

2 неделя

Занятие №2

Число и цифра 2 (два)

Знаки «+», «-»

1.Закреплять:

- знания о числе и цифре 2;

- умение писать цифру 1;

- отгадывать математические загадки;

- записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;

- ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;

- Знакомить с пословицами, в которых упоминается число два;

- со знаками «+», «-», учить писать эти знаки;

- соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

Учить: писать цифру 2.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки

Сентябрь

3 неделя

Занятие №3

Числа и цифры 1,2,3.

Квадрат

1.Закреплять:

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

- выкладывать квадрат из счетных палочек;

- рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.

Учить:

- писать цифру 3;

-решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

- с тетрадью в клетку;

-с пословицами, в которых упоминается число 3.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки

Сентябрь

4 неделя

Занятие №4

Числа и цифры  4.

Круг.

Большой, поменьше, самый маленький

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 4;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять умение писать цифры 2,3.

Продолжать знакомить с тетрадью в клетку.

Формировать навык самоконтроля и самооценки

Октябрь

1 неделя

Занятие №5

Числа и цифры  1,2,3,4,5

Состав числа 5 из двух меньших.

Большой, поменьше, самый маленький

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 5;

- решать логическую задачу на установление несоответствия;.

Закреплять:

- умение писать цифры 1,2,3,4.

- понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов.

Знакомить:

- с составом числа 5 из двух меньших чисел;

- названием текущего месяца – октябрь;

- крылатыми выражениями, в которых упоминается число 5.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-  навыки самоконтроля и самооценки.

Октябрь

2 неделя

Занятие №6

Число и цифра 6.

Знаки «=», «+»

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 6;

-порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько? , на котором по счету месте?

- решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

- цифрой 6;

- с составом числа 6 из двух меньших чисел.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-  навыки самоконтроля и самооценки.

Октябрь

3 неделя

Занятие №7

Числа и цифры 4, 5, 6.

Знаки < , > , = .

Квадрат, треугольник

Учить:

- отгадывать математические загадки;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-выкладывать из счетных палочек треугольник, домик;

- рисовать треугольники в тетради в клетку;.

Закреплять умение писать цифры 3,4,5,6.

Знакомство со знаками < , > .

Формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

Октябрь

4 неделя

Занятие №8

Числа и цифры 4, 5, 6.

Продолжать учить:

- устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

- понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

- решать логическую задачу на установление закономерностей;

- учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Ноябрь

1  неделя

Занятие №9

Числа и цифры  1,2,3,4,5,0.

Знак « - »

Учить:

-решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;

-решать логическую задачу на основе зрительного воспринимаемой информации;

-писать цифру 0;

- дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить :

- со знаком « - »;

- с цифрой 0

Ноябрь

2 неделя

Занятие №10

Числа и цифры 0,4, 5, 6.

Продолжать учить:

-решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;

- устанавливать соответствие между  количеством предметов и цифрой;

-сравнивать смежные цифры, устанавливать зависимость между ними;

- находить различие в двух похожих рисунках;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- пользоваться знаками

< , >.

Знакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0.

Закреплять:

-умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

-навыки самоконтроля и самооценки.

Ноябрь

3 неделя

Занятие №11

Число и цифра 7.

Часть и целое.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- писать цифру 7;

- порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором по счету месте?;

- Выкладывать из счетных палочек прямоугольник;

- рисовать прямоугольник в тетради в клетку;

- преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

- понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части;

- решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с цифрой 7.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Ноябрь

4 неделя

Занятие №12

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7.

Состав числа 7.

Дни недели.

Продолжать знакомить:

- с цифрой 7;

- составом числа 7 из двух меньших чисел;

- пословицами, в которых упоминается число 7;

- дни недели.

Закреплять умение писать цифры от 1 до 7.

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Декабрь

1 неделя

Занятие №13

Числа и цифры 1 – 8.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- писать цифру 8;

- правильно использовать и писать знаки + или  - ;

- решать логическую задачу.

Знакомить :

- с цифрой 8;

- с названием месяца - декабрь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Декабрь

2 неделя

Занятие №14

Порядковый счет.

Состав числа 8.

Деление предмета на 4 части.

Упражнять различии порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?

Учить:

-Составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале;

- понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-Решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- делить предмет на 2,4 части.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Декабрь

3 неделя

Занятие №15

Решение примеров на сложение и вычитание.

Овал

Учить:

-решать примеры на сложение и вычитание;

- решать логическую задачу;

- определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

-рисовать овалы в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Декабрь

4 неделя

Занятие №16

Знаки < , > ; порядковый счет

Закреплять умение правильно пользоваться знаками < , > .

Учить:

- видеть геометрические  фигуры в символических изображениях;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- правильно отвечать на вопросы: сколько? Который? На каком по счету месте?

Упражнять в различении количественного и порядкового счета.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Январь

2 неделя

Занятие №17

Числа и цифры 1-9.

Высокий, низкий.

Учить:

-отгадывать математическую загадку;

-писать цифру 9;

- записывать дни недели условными обозначениями (один кружок – понедельник, два – вторник и т.д.);

- решение с помощью цифр и математических знаков;

- решать математическую задачу на установление закономерностей;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит:

- с цифрой 9;

-название месяца – январь;

- названиями дней недели.

Закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «еще ниже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще выше».

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Январь

3 неделя

Занятие №18

Порядковый счет.

Сравнение смежных чисел.

Часть и целое.

Учить:

- порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету? На котором по счету месте?;

- соотносить количество предметов с цифрой;

- сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними;

- складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линии сгиба;

-понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-решать логические задачи на основе зрительного воспринимаемой информации.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Январь

4 неделя

Занятие №19

Число и цифра 10.

Трапеция.

Учить:

-отгадывать математическую загадку;

-писать цифру 10;

- выкладывать из счетных палочек трапецию;

- рисовать трапецию в тетради в клетку;

- находить различия в двух похожих рисунках;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит:

- с цифрой 10;

-геометрической фигурой - трапецией.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Февраль

1неделя

Занятие №20

Цифры от 1 до 10.

Состав числа 10

Высокий, низкий.

Закреплять:

- умение писать цифры от 1 до 10;

-знания геометрических фигур: трапеции, круге, квадрате, треугольнике.

Учить:

-понимать отношения между числами;

-составлять число 10 из двух меньших чисел;

- решать логическую задачу на установление закономерностей;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Февраль

2 неделя

Занятие №21

Решение задач.

Учить:

-решать задачи, записывать решение;

- отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру;

- пользоваться знаками + , -  ;

- рисовать в тетради в клетку кораблик;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит с название месяца - февраль.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Февраль

3 неделя

Занятие №22

Решение задач на сложение и  вычитание.

Учить:

-отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись;

-решать логическую задачу на анализ и синтез;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку);

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте?

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Февраль

4 неделя

Занятие №23

Решение примеров на сложение и вычитание.

Учить:

-решать примеры на сложение и вычитание;

- Составление числа 7,8,9,10 из двух меньших чисел;

- различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад»; учить двигаться в указанных направлениях

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Способствовать развитию графических навыков – рисование машины.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Март

1 неделя

Занятие №24

Установление соответствия между цифрами и количеством предметов, знаки < , >.

Дни недели.

Учить:

-устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

-пользоваться знаками < , >;

- решать логическую загадку на установление закономерностей.

Закреплять знания о днях неделях.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Март

2неделя

Занятие №25

Решение задач на сложение и вычитание.

Четырехугольник, шестиугольник.

Учить:

-составлять задачи на сложение и вычитание;

- решать логическую задачу на сходство и различие;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-записывать и читать запись.

Знакомит:  с название месяца – март.

Закреплять:

-знания о зимних месяцах (декабрь, январь, февраль);

- навыки самоконтроля и самооценки.

Март

3 неделя

Занятие №26

Решение задач на вычитание.

Большой, поменьше, самый маленький.

Части суток.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-читать запись;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку;

- использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький».

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Способствовать развитию глазомера.

Март

4 неделя

Занятие №27

Решение задачи.

Дни недели, времена года.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-загадки на основе зрительного воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки;

- читать запись задачи;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать мышление.

Закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету?

Апрель

1 неделя

Занятие №28

Решение математической загадки.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись;

-решать логическую задачу на анализ синтез;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять:

- умение составлять число 10 из двух меньших;

-понятия «левый верхний / нижний угол», «правый верхний / нижний угол», «середина».

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Апрель

2 неделя

Занятие №29

Решение задач.

Учить:

-составлять задачи, записывать  и читать запись;

-решать логическую задачу на установление соответствия;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит с название месяца – апрель.

Закреплять:

-знания о первом месяце весны – марте;

-о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Апрель

3 неделя

Занятие №30

Порядковый счет, решение математической задачи.

Упражнять в различии количественного и порядкового счета.

Учить:

- отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?;

-рисовать лягушку в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять:

 -умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись;

-умение ориентироваться относительно себя, другого лица.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Апрель

4 неделя

Занятие 31

Повторение.

Закреплять:

-навыки порядкового и количественного счета;

-умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?

Продолжать учить:

-составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления;

-выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов (дом, елка, лодка);

- решать логическую задачу на анализ и синтез;

- видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Апрель

5 неделя

Занятие №32

Решение задач.

Сравнение смежных чисел.

Ориентировка на листе бумаги

-учить решать математические задачи;

-записывать решение с помощью цифр, знаков и читать запись задачи;

-закрепить знания о числах и цифрах от 1 до 10;

-совершенствовать навыки порядкового и количественного счета;

-учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;

-закрепить знания о геометрических фигурах;

-формировать умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку;

-закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;

совершенствовать умение составлять фигуры из частей.

Май

1 неделя

Занятие №33

Решение задач, примеров.

-Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-Ознакомление с названием месяца - май

-Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Май

2 неделя

Занятие №34

Повторение

Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах девяти, знание цифр в пределах девяти, умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Май

3 неделя

Занятие №35

Повторение

-Упражнять умения детей сравнивать на глаз три предмета по высоте, находить предмет, равный условной мерке.

-закрепить умение опосредованно сравнивать предметы по высоте, используя условную мерку.

-упражнять в умении ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Май

4 неделя

Занятие №36

Повторение.

-Закрепить прямой и обратный счёт до 10;

 -продолжать учить детей решать логические задачи, соотносить количество предметов с цифрой, находить закономерность в изображении фигур;

-закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение сравнивать группы предметов по количеству.

 -развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику развивать связную, выразительную речь детей, умение отвечать полными предложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет. «Обучение Незнайки финансовой грамотности»

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет.«Обучение Незнайки финансовой грамотности»    Воспитатель первой категории: Ливерко М.А....

Реализация программы Ю.М. Киселевой «Финансовая грамотность дошкольника» с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления. Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам. Учить детей,...

План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей в подготовительной группе»

  План по самообразованию педагогаТема:     «Формирование финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста»  Выполнила...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Программа по самообразованию "Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

ПРОГРАММАПО САМООБРАЗОВАНИЮСимановой Юлии Николаевны,на  2022 - 2023 г.г....

Проект по формированию финансовой грамотности у детей 2й младшей группы: «Первые шаги в страну Экономики»

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями,...