«Сохраняем культурное наследие татарского народа» Творческий проект
проект (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranyaem_kulturnoe_nasledie_tatarskogo_naroda.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сохраняем культурное наследие татарского народа»
Творческий проект.
Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.
Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем на Татарстанской земле, поэтому чтим татарское культурное наследие.
Глубокое и систематическое изучение духовной культуры татарского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности.
В условиях роста интереса к культуре татарского народа, особо значимыми становятся вопросы возрождения традиций нравственного воспитания с опорой на национально-культурные, региональные, этнические ценности.
Проблема формирования интереса к татарскому искусству решается через рассмотрения вопросов развития детского декоративного творчества. Развития средствами народного искусства освещается в работах З.А.Богатеевой, Т.С.Комаровой, И.А.Лыковой и д.р.
Народное искусство близко по своей природе творчеству ребенканепосредственностью, эмоциональностью, связью с природой, условностью, образами.
В практике наблюдаются две полярные тенденции: с одной стороны, чрезмерное увлечение национальными компонентами в воспитании детей, с другой – скептическое отношении к народному искусству в системе дошкольного образования как регионального компонента.
Педагоги имеют недостаточные знания об общих закономерностях татарской культуры, не владеют способами передачи богатейшегонародного наследия воспитанниками.
Социально-педагогические потребности современного сообщества и изучение востребованности дошкольных работников подтверждают необходимость регионального подхода в воспитании и обучении детей, прежде всего в условиях общественного дошкольного воспитания.
Актуальностьпроблемы усиливается рядом противоречии: 1) необходимостью теоритического осмысления антипедагогического богатства, культурно-исторического наследия и снижения интереса к нему со стороны семьи и педагогов.2)обновление деятельности ДОУ тесно связано и с внедрением национально-регионального компонента, учитывающего особенности региона и обеспечивающего естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь родного народа, в культуру нации как составную часть общечеловеческого культурного наследия. Можно предусматривать следующие направления работы:
- Краеведческое (знакомство с историей, достопримечательностями, культурой, растительным и животным миром республики, республиканской символикой).
- Художественное речевое (изучение речевого языка, ознакомление с фольклорным наследием, лучшими литературными произведениями уроженцев родного края).
- Эстетическое (приобщение воспитанников к музыкальному, изобразительному и декоративно-прикладному наследию мастеров края).
В условиях ФГОС осуществляется переосмысление педагогической работы и программного педагогического обеспечения ДОУ, реализации этнопедагогической и инновационной деятельности.
Татарстан – это наша Родина, и наши воспитанники должны знать культуру своего края.
Исходя из вышесказанного, возникла необходимость в создании системы работы по обучению воспитанников основан и формированию умений по декоративной росписи татарского народа с использованием татарского орнамента.
Проект рассчитан на детей дошкольного возраста. Он обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач и реализуется по различным направлениям.
Это система специально организуемых мероприятий по всем видам деятельности, театрализованный праздники развлечения, работа с родителями, использование комплексного музея города Нижнекамска, сотрудничество с МБОУ "СОШ №10".
Цель:
- Создание благоприятных условий.
- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к татарскому народному творчеству, истории Татарстана.
Укладу жизни татар, песням и играм:
- Знакомство с народно-прикладным искусством региона и приобщение к художественному труду по народным мотивам.
Задачи по ознакомлению с окружающим:
- Формировать представление о родном крае, городе;
- Воспитывать уважение и любовь к прошлому и настоящему родного города и края;
- Формировать представления о труде людей, живущих в Татарстане, воспитывать бережное отношение к результатам их труда;
- Дать доступные детям представления об особенностях неживой природы, а также о животном и растительном мире Татарстана.
Очень важно знакомить детей с поэтической культурой Татарстана, с фольклором, со старинными ремеслами, с мужским и женским национальным костюмом, воспитывать интерес к народно-прикладному искусству Татарстана (вышивка, роспись, вязание), помогать осваивать художественные техники татарских мастеров, использовать в изобразительной деятельности разнообразные материалы и средства.
Живя в Татарстане, мы понимаем, что наш родной край – край песенный, поэтому стремимся формировать у детей устойчивый интерес к песенному и танцевальному народному творчеству, учим их исполнять на детских музыкальных инструментах несложные татарские мелодии, воспитываем желание принимать участие в народных праздниках вместе с взрослыми (Сабантуй и др.). Воспитываем интерес к татарским народным играм и желание играть. В своей работе мы используем такие полюбившиеся игры, как «Аркан белэн тартышу» (Кто кого перетянет), «Баганадан бару» (Пройди по бревну), «Ябалак» (Сова), «Яулык биреш» (Передай платочек) и др. национальные игры.
В проекте предусмотрены формы работы с родителями. Это и традиционные родительские собрания, беседы, консультации, семинары-практикумы, встречи с интересными людьми, экскурсии по городу, в комплексный музей г. Нижнекамска, в музей художника Асхана Фатхутдинова.
Вся работа построена на достижении конечных результатов в процессе обучения воспитанников изобразительному искусству. Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, мы забываем народ, на земле которого проживаем.
Декоративно-прикладное искусство татар, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, чувства отношений. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы формируем у воспитанников оценочные отношения к миру, деятельности. Знать, понимать и принимать этническую самобытность того народа, где проживаешь, и привить это воспитанникам – задача взрослого.
Наш педагогический коллектив предпринял попытку раскрыть созидательную роль татарского народа, обозначить место традиции в духовной культуре татар.
Это позволило раскрыть связь местного народного искусства с другими областями познавательного пространства: детской художественной литературой, фольклором, поэзией и изобразительным искусством.
Основное назначение проекта: ознакомление с декоративно-прикладным искусством татар, развитие у воспитанников художественно-творческих представлений и эстетического отношения к их культуре.
Оригинальность идеи проекта заключается в ожидаемом результате:
- Воспитанник сможет выбирать узор для украшения предметов обихода и одежды;
- Овладеет навыками работы с изобразительными материалами;
- Научится выбирать цвет узора, сочетать контрастные цвета;
- Станет самостоятельно реализовывать замысел, проявлять творчество при выполнении самостоятельных заданий.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- изучение состояния работы;
- создание условий для реализации проекта;
- подбор материала, изготовление татарских игр.
Деятельный:
- внедрение проекта в образовательный процесс;
- плана взаимодействия с педагогическими работниками;
- ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников;
- взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
Заключительный:
- оформление фотовыставки;
- выставка продуктивной деятельности детей;
- итоговые занятия.
Аналитический:
- анализ результативности проекта.
Механизм реализации проекта.
Цель: Создать организационную основу.
Задача: Информирование участников образовательного процесса направление деятельности.
Подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа.
Задача: Определение связи с учреждениями дополнительного образования.
Направление деятельности:
Определить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию:
- с краеведческим музеем.
Цель: Отработать базисные направления, определяющие модели взаимодействия с семьей.
Задача: Корректировка содержания.
Направление деятельности:
- разработка цикла интеллектуальных занятий;
- составление занятий с использованием регионального компонента по прикладному искусству;
- модификация развивающей среды;
- индивидуальный педагогический поиск.
Задача: Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Направление деятельности: Информирование родителей о реализации индивидуального педагогического поиска.
Задача: Определение перспектив.
Направление деятельности:
Подведение итогов.
Мероприятия по реализации проекта:
- подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа;
- анкетирование педагогических работников;
- анкетирование родителей воспитанников, обработка результатов;
- планирование совместной работы с сотрудниками краеведческого музея;
- составление плана работы с родителями воспитанников (тематические встречи, родительский клуб, мастер-класс и др.);
- экскурсии в музеи;
- тематическое планирование;
- совместная деятельность с детьми (беседы, рассматривания, слушание татарской музыки, просмотр мультиков на татарском языке);
- выставка продуктов детского творчества;
- литературно-художественная деятельность: праздники, досуги, развлечения;
- оформление выставки книги фотоматериалов по теме, альбома «Татарские орнаменты»;
- проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме;
- разучивание стихов и песен по теме;
- создание поделок по сказочным мотивам;
- анализ результативности индивидуального педагогического поиска.
В ходе реализации проекта дети получат представления о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных татарских орнаментов.
Мотивы татарских орнаментов активно используются в ДОУ в художественно-эстетическом направлении развития дошкольников. Элементы орнамента – листики органично вводятся в содержание разных видов изобразительной деятельности.
Содержание работы по развитию восприятия детьми художественных произведений:
Мероприятия
1.Тематические беседы «Татарские игрушки и посуда».
Задача: расширять представления об игрушках, посуде, которые мастерят татарские мастера.
2.Дидактические игры по татарским народным сказкам.
Задача: развивать интерес к дидактическим играм.
3.Подвижные татарские игры.
Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.
4.Рассматривание книг и иллюстраций по татарскому народному творчеству.
Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к татарской народной культуре.
5.Чтение татарских народных сказок.
Задача: Поддерживать интерес к татарским народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.
6.Игра – драматизация.
Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.
7.Рассказывание сказок.
Задача: продолжать знакомить с татарскими народными сказками. Учит точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.
8.Хороводные татарские народные игры.
Задача: формировать инонациональную выразительность речи, имитацию движений.
9.Пальчиковый театр.
Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Активизировать словарь диалогами.
10.Слушаниеаудио сказок.
Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить, внимательно слушать.
11.Литературный досуг «Угадай сказку».
Задача: выявить знания татарских сказок; узнавать героев. Выражать образ мимикой, жестами, интонацией.
12.Выставка детского творчества «Наши сказки».
Задача: развивать воображение, творческую активность.
«Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»
1.Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством.
2.Беседа о татарском растительном орнаменте.
3.Вырезание элемента узора «тюльпан» в составление аппликационной композиции для управления конца полотенца.
4.Украшение узором сказки башмачка.
5.Украшение подушки.
6.Украшение круглой основы тюбетейки.
7.Узорное оформление аппликациями калфака.
8.Украшение фартука.
9.Украшение аппликацией сапог-ичигов.
10.Украшение татарского коврика (коллективная аппликация).
Презентация проекта.
1.Семейный конкурс рисунков «Татарские узоры».
2.Открытые занятия:
- «Гордимся, что, мы Нижнекамцы» - старшая группа.
- «Мастера и мастерицы» - подготовительная группа.
- «В гостях у вышивальщиц» - средняя группа.
3.Праздник татарской песни.
4.Познавательный досуг «любимый город Нижнекамск».
5.Развлечение в подготовке к школе группе «Живи веках, мой город»
6.Выставки:
- «Славься край родной!»
- «Город глазами детей».
- «Красота татарской вышивки».
7.Экскурсия в музей художника Асхана Фатхутдинова, и в комплексный музей г.Нижнекамска.
Обобщая опыт по приобщению детей к татарскому культурному наследию, можно сказать, что таким образом мы знакомим родителей и педагогов с лучшими отечественными традициями семейного воспитания, создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми и взрослыми, которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка.
Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота. Надеемся, что опыт педагогов нашего детского сада поможет коллегам в работе по приобщению детей к татарской культуре средствами музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, поможет привить детям интерес к татарским напевам, играм, танцам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".
Данный проект направлен на получение и закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творчес...
«Сохраняем культурное наследие татарского народа» Творческий проект.
Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению. Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы ...
Приобщение детей к культурному наследию татарского народа
план по самоопбразованию на 2022-2027 учебный год...
Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспита...
Презентация проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”
Задачи: Расширять и углублять представление о Родине – России. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного тв...
Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...