«Сохраняем культурное наследие татарского народа» Творческий проект.
проект

Гафурова Нурфия Василовна
Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению. Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем на Татарстанской земле, поэтому чтим татарское культурное наследие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranyaem_kulturnoe_nasledie_tatarskogo_naroda.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Сохраняем культурное наследие татарского народа»

Творческий проект.

Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.
Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы живем на Татарстанской земле, поэтому чтим татарское культурное наследие.
Глубокое и систематическое изучение духовной культуры татарского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности.
В условиях роста интереса к культуре татарского народа, особо значимыми становятся вопросы возрождения традиций нравственного воспитания с опорой на национально-культурные, региональные, этнические ценности.

Проблема формирования интереса к татарскому искусству решается через рассмотрения вопросов развития детского декоративного творчества. Развития средствами народного искусства освещается в работах З.А.Богатеевой, Т.С.Комаровой, И.А.Лыковой и д.р.

Народное искусство близко по своей природе творчеству ребенканепосредственностью, эмоциональностью, связью с природой, условностью, образами.

В практике наблюдаются две полярные тенденции: с одной стороны, чрезмерное увлечение национальными компонентами в воспитании детей, с другой – скептическое отношении к народному искусству в системе дошкольного образования как регионального компонента.

Педагоги имеют недостаточные знания об общих закономерностях татарской культуры, не владеют способами передачи богатейшегонародного наследия воспитанниками.
    Социально-педагогические потребности современного сообщества и изучение востребованности дошкольных работников подтверждают необходимость регионального подхода в воспитании и обучении детей, прежде всего в условиях общественного дошкольного воспитания.

Актуальностьпроблемы усиливается рядом противоречии: 1) необходимостью теоритического осмысления антипедагогического богатства, культурно-исторического наследия и снижения интереса к нему со стороны семьи и педагогов.2)обновление деятельности ДОУ тесно связано и с внедрением национально-регионального компонента, учитывающего особенности региона и обеспечивающего естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь родного народа, в культуру нации как составную часть общечеловеческого культурного наследия. Можно предусматривать следующие направления работы:

Краеведческое (знакомство с историей, достопримечательностями, культурой, растительным и животным миром республики, республиканской символикой).

Художественное речевое (изучение речевого языка, ознакомление с фольклорным наследием, лучшими литературными произведениями уроженцев родного края).

Эстетическое (приобщение воспитанников к музыкальному, изобразительному и декоративно-прикладному наследию мастеров края).

В условиях ФГОС осуществляется переосмысление педагогической работы и программного педагогического обеспечения ДОУ, реализации этнопедагогической и инновационной деятельности.

    Татарстан – это наша Родина, и наши воспитанники должны знать культуру своего края. 

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость в создании системы работы по обучению воспитанников основан и формированию умений по декоративной росписи татарского народа с использованием татарского орнамента.
    Проект рассчитан на детей дошкольного возраста. Он обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач и реализуется по различным направлениям.
    Это система специально организуемых мероприятий по всем видам деятельности, театрализованный праздники развлечения, работа с родителями, использование комплексного музея
 города Нижнекамска,  сотрудничество с МБОУ "СОШ №10".

Цель:
- Создание благоприятных условий.

- Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к татарскому народному творчеству, истории Татарстана. 

    Укладу жизни татар, песням и играм:

- Знакомство с народно-прикладным искусством региона и приобщение к художественному труду по народным мотивам.

    Задачи по ознакомлению с окружающим:

- Формировать представление о родном крае, городе;

- Воспитывать уважение и любовь к прошлому и настоящему родного города и края;

- Формировать представления о труде людей, живущих в Татарстане, воспитывать бережное отношение к результатам их труда;

- Дать доступные детям представления об особенностях неживой природы, а также о животном и растительном мире Татарстана.

    Очень важно знакомить детей с поэтической культурой Татарстана, с фольклором, со старинными ремеслами, с мужским и женским национальным костюмом, воспитывать интерес к народно-прикладному искусству Татарстана (вышивка, роспись, вязание), помогать осваивать художественные техники татарских мастеров, использовать в изобразительной деятельности разнообразные материалы и средства.
    Живя в Татарстане, мы понимаем, что наш родной край – край песенный, поэтому стремимся формировать у детей устойчивый интерес к песенному и танцевальному народному творчеству, учим их исполнять на детских музыкальных инструментах несложные татарские мелодии, воспитываем желание принимать участие в народных праздниках вместе с взрослыми (Сабантуй и др.). Воспитываем интерес к татарским народным играм и желание играть. В своей работе мы используем такие полюбившиеся игры, как «Аркан белэн тартышу» (Кто кого перетянет), «Баганадан бару» (Пройди по бревну), «Ябалак» (Сова), «Яулык биреш» (Передай платочек) и др. национальные игры.
    В проекте предусмотрены формы работы с родителями. Это и традиционные родительские собрания, беседы, консультации, семинары-практикумы, встречи с интересными людьми, экскурсии по городу, в комплексный музей г.
 Нижнекамска, в музей художника Асхана Фатхутдинова.
    Вся работа построена на достижении конечных результатов в процессе обучения воспитанников изобразительному искусству. Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством русского народа, мы забываем народ, на земле которого проживаем.
Декоративно-прикладное искусство татар, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, чувства отношений. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы формируем у воспитанников оценочные отношения к миру, деятельности. Знать, понимать и принимать этническую самобытность того народа, где проживаешь, и привить это воспитанникам – задача взрослого.
    Наш педагогический коллектив предпринял попытку раскрыть созидательную роль татарского народа, обозначить место традиции в духовной культуре татар.
    Это позволило раскрыть связь местного народного искусства с другими областями познавательного пространства: детской художественной литературой, фольклором, поэзией и изобразительным искусством.

Основное назначение проекта: ознакомление с декоративно-прикладным искусством татар, развитие у воспитанников художественно-творческих представлений и эстетического отношения к их культуре.

Оригинальность идеи проекта заключается в ожидаемом результате:

- Воспитанник сможет выбирать узор для украшения предметов обихода и одежды;

- Овладеет навыками работы с изобразительными материалами;

- Научится выбирать цвет узора, сочетать контрастные цвета;

- Станет самостоятельно реализовывать замысел, проявлять творчество при выполнении самостоятельных заданий.

 

Этапы реализации проекта

Подготовительный:
- изучение состояния работы;

- создание условий для реализации проекта;

- подбор материала, изготовление татарских игр.

Деятельный:
- внедрение проекта в образовательный процесс;

- плана взаимодействия с педагогическими работниками;

- ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников;

- взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

Заключительный:
- оформление фотовыставки;

- выставка продуктивной деятельности детей;

- итоговые занятия.

Аналитический:
- анализ результативности проекта.

 

Механизм реализации проекта.

Цель: Создать организационную основу.

Задача: Информирование участников образовательного процесса направление деятельности.
    Подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа.

Задача: Определение связи с учреждениями дополнительного образования.
Направление деятельности: 

Определить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию:
- с краеведческим музеем.

Цель: Отработать базисные направления, определяющие модели взаимодействия с семьей.

Задача: Корректировка содержания.

Направление деятельности:

- разработка цикла интеллектуальных занятий;

- составление занятий с использованием регионального компонента по прикладному искусству;
- модификация развивающей среды;

- индивидуальный педагогический поиск.

Задача: Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Направление деятельности: Информирование родителей о реализации индивидуального педагогического поиска.

Задача: Определение перспектив.

Направление деятельности:

Подведение итогов.

Мероприятия по реализации проекта:
- подбор материалов по ознакомлению воспитанников с декоративно-прикладным искусством татарского народа;

- анкетирование педагогических работников;

- анкетирование родителей воспитанников, обработка результатов;

- планирование совместной работы с сотрудниками краеведческого музея;

- составление плана работы с родителями воспитанников (тематические встречи, родительский клуб, мастер-класс и др.);

- экскурсии в музеи;

- тематическое планирование;

- совместная деятельность с детьми (беседы, рассматривания, слушание татарской музыки, просмотр мультиков на татарском языке);

- выставка продуктов детского творчества;

- литературно-художественная деятельность: праздники, досуги, развлечения;

- оформление выставки книги фотоматериалов по теме, альбома «Татарские орнаменты»;
- проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме;

- разучивание стихов и песен по теме;

- создание поделок по сказочным мотивам;

- анализ результативности индивидуального педагогического поиска.

    В ходе реализации проекта дети получат представления о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных татарских орнаментов.
    Мотивы татарских орнаментов активно используются в ДОУ в художественно-эстетическом направлении развития дошкольников. Элементы орнамента – листики органично вводятся в содержание разных видов изобразительной деятельности.
Содержание работы по развитию восприятия детьми художественных произведений:

Мероприятия
1.
Тематические беседы «Татарские игрушки и посуда».

Задача: расширять представления об игрушках, посуде, которые мастерят татарские мастера.

2.Дидактические игры по татарским народным сказкам.

Задача: развивать интерес к дидактическим играм.

3.Подвижные татарские игры.

Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры. 

4.Рассматривание книг и иллюстраций по татарскому народному творчеству.

Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к татарской народной культуре.
5.
Чтение татарских народных сказок.

Задача: Поддерживать интерес к татарским народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.

6.Игра – драматизация.

Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.

7.Рассказывание сказок.

Задача: продолжать знакомить с татарскими народными сказками. Учит точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.

8.Хороводные татарские народные игры.

Задача: формировать инонациональную  выразительность речи, имитацию движений.

9.Пальчиковый театр.
Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Активизировать словарь диалогами.

10.Слушаниеаудио сказок.

Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить, внимательно слушать.

11.Литературный досуг «Угадай сказку».

Задача: выявить знания татарских сказок; узнавать героев. Выражать образ мимикой, жестами, интонацией.

12.Выставка детского творчества «Наши сказки».

Задача: развивать воображение,  творческую активность.

 «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»

1.Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством.

2.Беседа о татарском растительном орнаменте.

3.Вырезание элемента узора «тюльпан» в составление аппликационной композиции для управления конца полотенца.

4.Украшение узором сказки башмачка.

5.Украшение подушки.

6.Украшение круглой основы тюбетейки.

7.Узорное оформление аппликациями калфака.

8.Украшение фартука.

9.Украшение аппликацией сапог-ичигов.
10.Украшение татарского коврика (коллективная аппликация).

 

Презентация проекта.

1.Семейный конкурс рисунков «Татарские узоры».

2.Открытые занятия:
- «Гордимся, что, мы
Нижнекамцы» - старшая группа.

- «Мастера и мастерицы» - подготовительная группа.

- «В гостях у вышивальщиц» - средняя группа.

3.Праздник татарской песни.

4.Познавательный досуг  «любимый город Нижнекамск».

5.Развлечение в подготовке к школе группе «Живи веках, мой город»

6.Выставки:
- «Славься край родной!»

- «Город глазами детей».

- «Красота татарской вышивки».

7.Экскурсия в музей художника Асхана Фатхутдинова, и в комплексный музей г.Нижнекамска.

 

Обобщая опыт по приобщению детей к татарскому культурному наследию, можно сказать, что таким образом мы знакомим родителей и педагогов с лучшими отечественными традициями семейного воспитания, создаем атмосферу добра, доверия, взаимопонимания между детьми и взрослыми, которая способствует раскрытию познавательных, творческих и личностных возможностей ребенка.
    Только в сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота. Надеемся, что опыт педагогов нашего детского сада поможет коллегам в работе по приобщению детей к татарской культуре средствами музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, поможет привить детям интерес к татарским напевам, играм, танцам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".

Данный проект направлен на  получение  и  закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творчес...

«Сохраняем культурное наследие татарского народа» Творческий проект

Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению. Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы ...

Приобщение детей к культурному наследию татарского народа

план по самоопбразованию на 2022-2027 учебный год...

Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”

        В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспита...

Презентация проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”

Задачи: Расширять и углублять представление о Родине – России. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного тв...

Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...