Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhivye_stranitsy.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.
Задачи:
- Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
- Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
- Приобщать к истокам народной культуры.
- Формировать и углублять знания детей о русском фольклоре.
- Формировать навыки культуры речевого общения.
- Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Тип проекта: Среднесрочный (ноябрь-декабрь)
Вид проекта: Коллективный, творческий, познавательный
Участники: Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Ожидаемый результат:
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре будет проводиться через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет, способствует лучшему усвоению материала. Для решения педагогических задач огромное значение будет придаваться индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках примут участие дети всех возрастов, что позволит сплотить коллектив воспитанников, посещающих детский сад.
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Этапы реализации проекта:
Срок | Мероприятия | Участники | Работа с родителями | ||||||||
ноябрь | |||||||||||
Подготовительный этап Основной этап | Определение педагогами темы проекта, цели, задач, прогнозирование результата | воспитатели | |||||||||
Изучение познавательной литературы по теме проекта | воспитатели |
| |||||||||
Оформление для родителей наглядного материала по теме проекта | Воспитатели | ||||||||||
“Это русская сторонка, это – Родина моя”. Цель: формировать представление о стране, в которой мы живём. Учить подбирать однокоренные слова к слову родина (родной, родимый, родня, родители). Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нём. | Воспитатель дети | ||||||||||
Консультация для родителей «Как люди на Руси жили?» | Воспитатель родители | консультирование | |||||||||
“Знакомство с предметами быта русского народа” (занятие в русской горнице). Цель: познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формировать представление о предметах старинного быта | Воспитатель дети | ||||||||||
Начало изготовления макета «Русская изба» | Воспитатель Дети родители | ||||||||||
НОД «Ах, -печка Матушка» (изготовление атрибутов к макету) Цель: Формирование знаний детей о традициях и быте русского народа. Прививать интерес к устному народному творчеству, развивать творческие способности. | |||||||||||
Чтение и беседа по сказке М.Горького «Жил-был самовар» | |||||||||||
НОД «Самовар» (лепка атрибутов к макету) Цель: учить создавать выразительный образ самовара | |||||||||||
Викторина «По дорогам русских сказок» Цель: вспомнить знакомые народные сказки, чему они учат. | Воспитатель дети | ||||||||||
Драматизация русской народной сказки «Маша и медведь» Цель: Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. | |||||||||||
НОД стол и лавка к макету | |||||||||||
Домашнее задание для родителей изготовление атрибутов к сказке «Маша и медведь» | Родители дети | ||||||||||
Заучивание русской народной потешки “Барашеньки – крутороженьки”. Цель: Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему. | |||||||||||
Слушание русских народных песен. Цель. Учить различать лирические и плясовые мелодии. Воспитывать интерес к народной песне. | |||||||||||
Развивающий диалог на тему “Мой дом - мой друг” Цель: Помочь детям понять и усвоить смысл поговорки “Что посеешь-то и пожнешь”. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений по типу: “Мой дом - мой друг, потому что…” | |||||||||||
Домашнее задание для родителей и детей подготовить атрибуты к макету: посуда в русской избе | |||||||||||
Рассказывание и чтение русской народной сказки “У страха глаза велики”. Дидактическая игра “Собери сказку”. Цель. Продолжать знакомить детей с традициями русского народного творчества. Обратить внимание на особенности композиции сказки (присказка, зачин). | |||||||||||
Домашнее задание для родителей - Изготовление декораций к сказке | |||||||||||
Участие победителей викторины в международном конкурсе | |||||||||||
Знакомство с народными приговорками. Заучивание приговорки “С горы на гору”. Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра. | |||||||||||
Домашнее задание для детей и родителей – вспомнить с детьми небылицы, поговорки, пословицы. | |||||||||||
Вечер развлечений “Дело было вечером ”. Цель. Активизировать в речи детей народные приметы и поговорки об осени. Разучить русскую считалку. Познакомить с русской народной игрой “Звонарь”. Воспитывать интерес к русским народным обычаям.. | |||||||||||
декабрь | |||||||||||
Основной | Конкурс рассказов на тему “В деревенской избе, в светлой горенке” Цель. Закрепить названия предметов старинного быта. Учить использовать в своих рассказах пословицы и поговорки. | ||||||||||
Домашнее задание для родителей и детей подготовить атрибуты к макету: коврики, скатерти, рушники | |||||||||||
Консультация для родителей «Влияние русской народной сказки на развитие ребенка» | |||||||||||
Знакомство детей с русской народной сказкой “Крылатый, мохнатый да масленый”. Цель. Помочь детям понять смысл увлекательной и мудрой сказки, полюбить ее, обратить внимание на начало и конец сказки. | |||||||||||
Изготовление атрибутов к сказке | |||||||||||
Конкурс народных пословиц. Цель. Умение отличать пословицу от поговорки. Вспомнить знакомые пословицы. | |||||||||||
Консультация для родителей «пословицы, поговорки, прибаутки в воспитании детей» | |||||||||||
Знакомство с русскими народными частушками. Цель. Познакомить детей с русскими народными частушками. Вызвать желание исполнять их | Консультирование | ||||||||||
Рассказывание и инсценировка фрагментов из русской народной сказки “Лиса и журавль”. Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к ним. | |||||||||||
НОД «Лиса и журавль» (рисование с элементами аппликации) | |||||||||||
Вечер русских народных игр. Цель. Разучить русскую народную игру “Пирог”. Вспомнить знакомые: “Звонарь”, “Ворон”. Создать радостное настроение. | |||||||||||
Беседа на тему: «Народные зимние праздники на Руси» Цель: знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками. | |||||||||||
Вечер вопросов и ответов по загадкам Цель. Продолжать знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Формировать умение находить в текстах загадок метафоры, сравнения. Воспитывать умение и желание придумывать загадки. | |||||||||||
Разучивание колядочных закличек. Цель. Познакомить детей с праздником “Коляда”, с его традициями празднования. | |||||||||||
Изготовление масок к колядкам | |||||||||||
Папка –передвижка для родителей «Зимние праздники» | |||||||||||
Посиделки “Здравствуй зимушка-зима”. Цель. Познакомить детей с русскими народными зимними праздниками: Рождество, Новый год, Крещение; с обычаями, традициями празднования их. | |||||||||||
заключительный |
Список используемой литературы:
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и допол. – СПб: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2001.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
- Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
- М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
7. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
8.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
9. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
10. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".
Данный проект направлен на получение и закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга
Материал статьи имеет социально-педагогическую направленность по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к культурному наследию города Санкт-Петербурга. В статье да...
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...
Проект по духовно-нравственномувоспитанию «Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского края»
Проектпо духовно-нравственномувоспитанию«Календарные обрядовые праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию Донского кр...
Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспита...
Презентация проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”
Задачи: Расширять и углублять представление о Родине – России. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного тв...
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа»
laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа»...