Перспективное планирование по художественно-эстетической деятельности в средней группе
учебно-методический материал (средняя группа)

Семыкина Олеся Николаевна

Перспективное планирование по художественно-эстетической деятельности в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл her.docx60.04 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №10»

ПРИНЯТО                                                                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ
решением Педагогического совета                                                                                                                                                заведующий МКДОУ
протокол № ___от «__»_____2019 г.                                                                                                                                                   детский сад  № 10
                                                                                                                                                                                              _______________Лядова Г.Н.
                                                                                                                                      «___» ____________2019 г.

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию

Средняя группа № 1

на 2021-2022 учебный год

Составители: творческая группа

МКДОУ «Д/с №10»

        

        Новосибирск

Тема недели

Тема занятий

Цели и задачи

Материалы и оборудование

Литература

СЕНТЯБРЬ

1

До свидания, лето

Лепка «Жуки на клумбе»

Уточнить представления детей о строении жука (туловище, крылья, голова, шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара). Способствовать развитию координации в системе «глаз-рука», синхронизация работы обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Пластилин, стеки, зубочистики, трубочки (спички) для ножек, и т.д. см.источник

«Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», под. ред. Л.А.Парамоновой,

стр. 19

2

Мониторинг

3

В мире доброй сказки.

Рисование «Сказочное дерево»

Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности.

Карандаши, ½ альбомного листа бумаги (на каждого ребенка).

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.33

Лепка «Мисочки для трех медведей»

Учить детей лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Упражнять в лепке мисочек. Отрабатывать приемы липки: раскатывание и сплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами. Учить отделять комочки, соответствующие величине будущих предметов. Учить создавать предметы для игры-драматизации по сказке.

3 игрушечных медведя (разной величины), глина (пластилин), доска для лепки, стека (на каждого ребенка)

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.73                          

4

«Детский сад – мой второй дом»: взаимоотношения между детьми

Рисование

Я на прогулке

Формировать доброжелательные отношения между детьми. Учить изображать фигуру человека, передавать несложные движения.

Фланелеграф или магнитная доска, силуэты детей, построек на участке детского сада, детский работы по теме «Девочка (мальчик) играет в мяч», бумага формата а4, тонированная в пастельные цвета, гуашь, кисти, подставки для кистей, салфетки – по количеству детей.

Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», средняя группа, стр. 193

Аппликация «Красивые флажки»

Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Бумага размером ½ альбомного листа (разрезанного по горизонтали), по 4 бумажные полоски 4 цветов на каждого ребенка (на разны столы приготовить полоски разных, но хорошо сочетающихся цветов), ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клеенка на стол (на каждого ребенка).

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.25

Подарки осени: овощи, фрукты, ягоды и грибы

Рисование «На яблоне поспели яблоки»

Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Цветные карандаши или цветные восковые мелки, бумага размером ½ альбомного листа (на каждого ребенка)

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.25

Лепка «Грибы»

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя ранее усвоенные приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

Игрушечные грибы (или муляжи), лист зеленой бархатной бумаги. Пластилин, доска для лепки для каждого ребенка.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.32

ОКТЯБРЬ

1

Вот она какая осень золотая! Осенние изменения в природе (растения, семена)

Рисование «Золотая осень»

Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набрать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать творчество, самостоятельность. Вызывать чувство радость от ярких красивых рисунков.

Альбомные листы, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.31

Аппликация «Корзина грибов» (коллективная композиция)

Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.

Корзина для грибов, нарисованная воспитателем и наклеенная на лист бумаги квадратной формы так, чтобы осталось место для наклеивания грибов, цветные бумажные прямоугольники для шляпок грибов, белые и светло-серые прямоугольники для ножек грибов, клей, кисть для клея, салфетка, клеенка (для каждого ребенка).

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.41

2

Зимующие птицы

Рисование «Красивая птичка»

Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представление о красоте, образные представления.

Цветные карандаши (цветные восковые карандаши или фломастеры), бумага размером с ½ альбомного листа (на каждого ребенка)

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.61

Лепка «Птичка»

Учить детей лепить птичку из глины, передавая овальную форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им.

Игрушечная птичка, глина, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.51

3

Животные края готовятся к зиме

Рисование «Белочка с грибком»

Учить детей изображать животное на основе овоида (туловище, голова), передавая в рисунке его характерные особенности: пышный большой хвост, рыжий цвет, соблюдать элементарные пропорции между частями, передавать несложное движение – сидящая белка держит передними лапками грибок.

У воспитателя картинка с изображением белки, сидящей на задних лапках, заготовки – два овоида разной величины (тело и голова), хост и лапки для выкладывания на фланелеграфе, лист бумаги для частичного показа приемов изображения. У детей листы бумаги величиной в ½ альбомного листа, краски гуашь, мягкие кисти. (Для получения рыжего цвета смешать оранжевую и коричневую краски).

Г.С. Швайко «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», средняя группа, стр.80

Аппликация «Заюшкин огород (капустка и морковка)»

Учить детей создавать аппликативные изображения овощей: морковку – способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту – способом обрывной и накладной аппликации. Вызвать интерес к составлению коллективной композиции «Заюшкин огород». Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству.

Бумажные прямоугольники оранжевого цвета для вырезания моркови, бумажные овалы темно-зеленого цвета и квадраты светло-зеленого цвета для изображения вилков капусты, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.58

5

Мамы и детки. Дикие домашние животные

Рисование «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок»

Продолжать учить детей рисовать четвероногих животных. Закреплять знания о том, что у всех четвероногих животных тело овальной формы. Учить сравнивать животных, видеть общее и различное. Развивать образные представления, воображение, творчество. Учить передавать сказочные образы. Закреплять приемы работы кистью и красками.

Игрушечный козленок или иллюстрация, листы бумаги формата А4 зеленого тона, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.69

Мордочка щенка (цветная бумага, оригами)

Продолжать знакомить с оригами. Учить складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы, выполнять действия в заданной последовательности. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Закреплять умение украшать аппликацию фломастерами.

Квадраты из цветной двухсторонней бумаги желтого (серого или светло-коричневого) цвета, фломастеры.

Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр. 28

НОЯБРЬ

1

Я человек: я-мальчик, я – девочка.

Что такое хорошо и что такое плохо

Лепка «Девочка в длинной шубке»

Учить детей лепить и тех частей разной формы: конуса, шара и цилиндров фигуру человека, передавать пропорции между частями, познакомить со способами утяжеления нижней части фигуры для ее устойчивости, учить изображать зимнюю одежду персонажа: шубку с воротников, шапку с опушкой.

У воспитателя вылепленные из пластилина или глины образец и готовые части: шарик (голова), толстый цилиндр – заготовки для шубки, тонкие цилиндры для рук, воротника или опушки, большой лист белой бумаги, две-три елочки, низкая цилиндрическая коробка (пенек). У детей пластилин (глина), дощечки, стеки.

Г.С. Швайко «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», средняя группа, стр.105

Рисование «Есть такие мальчики»

Учить детей простым карандашом рисовать веселое и грустное лицо. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Учить выражать и описывать свои чувства.

Альбомный лист с двумя нарисованными клоунами, имеющими пять заметных отличий (костюмы разных цветов; разные по форме шляпы, ботинки; в руках держат разные предметы; один клоун грустный, другой веселый). Капсулы от киндер-сюрпризов белого цвета по количеству детей, пластилин, пуговицы с ушком, по два маленьких кусочка меха, картонки-подставки, доски для лепки.

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий» стр.13

2

Я и моя семья:

Мой дом. Рукотворный мир.

Аппликация «Большой дом»

Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций, ритма. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассматривании работ видеть образ.

Бумага размером ½ альбомного листа, прямоугольники цветной бумаги светлых тонов (на все столы разные), полоски цветной бумаги для клея, дверей и крыш, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клеенка (на каждого ребенка)

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.39        

Рисование «Семья неваляшек»

Побудить детей к рассматриванию детей рассматривать неваляшек разного размера. Учить рисовать простым карандашом неваляшку с натуры определенного размера; передавать характерные особенности неваляшек.

Матрешки разных размеров.

Пластилин, стеки, доски для лепки.

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр.45

3

Профессии. Трудовые действия, орудия и результаты труда

Аппликация «Строитель»

Учить создавать объемный предмет, складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба, срезать прямые углы у сложенного пополам прямоугольника для получения трапеции.

Прямоугольники из плотной цветной бумаги 20х8 см и 10х4 см, по четыре квадрат 3х3 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр. 34

Рисование «Мастера из Города»

Познакомить детей с традиционным промыслом Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву, с изделиями городецких мастеров. Учить смешивать красную и белую, синюю и белую краски для получения розовых и голубых цветов. Учить рисовать бутоны и листья по мотивам городецкой росписи.

Иллюстрации и деревянные изделия городецких мастером (разделочные доски, тарелки, солонки, ковши, игрушки, мебель, сундуки), образцы элементов городецкой росписи. Разрезанные по горизонтали альбомные листы, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 40

4

Жилище русского человека. Русское народное творчество.

Лепка «Теремок»

Учить детей лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Вырезанные из картона силуэты теремков, пластилин, стеки, доски для лепки.

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр.39

Рисование «Дома для матрешек»

Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое отношение к окружающим.

Две матрешки (большая и маленькая), альбомные листы, простые и цветные карандаши (на каждого ребенка).

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр. 39

ДЕКАБРЬ

1

Что подарит нам зима, чем она порадует?

Сезонные изменения в природе.

Рисование «Зимний пейзаж»

Начинать знакомить детей с пейзажем. Учить рисовать зимние деревья всей кистью и кончиком кисти. Учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и черную гуашь. Развивать воображение, эмоционально-эстетические чувства, любовь к природе.

Репродукции картин с изображением зимнего пейзажа. голубые или серые листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой (на каждого ребенка)

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 30

Лепка «Снежинка»

Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

Круги из голубого картона диаметром примерно 12-15 см по количеству детей, белый пластилин, стеки.

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 30

2

Зимние виды спорта.

Санки, лыжи.

Рисование «Снежная баба»

Продолжать учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумагой. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

Голубой или синий лист картона, блюдца с белый гуашью, слегка разведенной водой, комки смятой бумаги среднего размера, кисточки, баночки с водой, гуашь (на каждого ребенка)

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 31

Аппликация «Белая снежинка»

Продолжать учить правильно держать ножницы, разрезать квадрат на узкие полосы. Упражнять в составлении задуманного предмета из полос. Закреплять навык аккуратного и ровного наклеивания. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения.

Картонные круги диаметром 10 см, квадраты из белой бумаги 8х8 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр. 23

3

Новогодний калейдоскоп.

Новый год – загадывай желания! Встречай праздник чудес! Подарки для всех.

Рисование «Новогодние поздравительные открытки»

Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закреплять технические приемы рисования (как правильно пользоваться красками, хорошо промывать кисть и осушать ее). Воспитывать инициативу, самостоятельность. Развивать эстетические чувства, фантазию, желание порадовать близких, положительный эмоциональный отклик на самостоятельное созданное изображение.

Доступные по содержанию открытки о зиме, елке, новогоднем празднике, альбомные листы, краски, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка)

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, ст.48

Лепка «Мы слепили снеговиков»

Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины, учить передавать относительную величину частей. Развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закреплять усвоенные приемы лепки.

Глина, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, ст.62

4

Безопасность зимой

Декоративное рисование

«Укрась свои игрушки»

Развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек. Закреплять приемы рисования кистью.

Альбомные листы, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка на каждого ребенка.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.62

Аппликация «Загорелся кошкин дом. Избушка ледяная и лубяная»

 Учить детей создавать на одной аппликативной основе (квадрат) образы разных сказочных избушек, ориентируясь на цвет, как средство художественной выразительности. Закреплять способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения треугольников. Направлять на самостоятельный выбор художественных материалов и средств образной выразительности. Развивать творческое мышление и воображение.

Листы бумаги голубого цвета для фона, готовые детали для аппликации на каждого ребенка: квадраты 7х7 теплой гаммы (желтый, бежевый), 7х7 холодной гаммы (голубой, синий, бирюзовый), белые квадраты для разрезания по диагонали для крыши, 2х2 разного цвет для окон, доп. материалы: фольга, конфетти, бумага белого цвета, фантики и пр., цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, салфетки, кисточки для клея.

Л.А.Парамонова 2» Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.470

Театральная неделя

Рисование «Сказочный домик-теремок»

Лепка «Пластилиновый театр»

Учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения.

Учить детей передавать в лепке изображения любимых сказочных героев, основываясь на знания и опыт, полученные ранее. Закрепить знания о театре, развивать интерес к театру.

Цветные карандаши (или мелки), квадратные листы бумаги, кисти, банка с водой, салфетка на каждого ребенка.

Пластилин, дощечки для лепки.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.72

конспект

ЯНВАРЬ

1        

Зимние каникулы

2

Знакомство с народной культурой и традициями. Одежда русских людей.

Рисование «Танцующая матрешка»

Продолжать учить детей рисовать человека в длинной одежде – сарафане, в кофточке и платочке; изображать одно из танцевальных движений рук у матрешки; украшать сарафан матрешки узором, состоящим из двух элементов в чередовании, располагая узор на одежде в указанных местах; закреплять различные приемы рисования красками, рисование и закрашивание всей кистью прямых и дугообразных линий, рисование концом кисти мелких деталей, боковой мазок.

У воспитателя фланелеграф с матрешкой, лист бумаги с незаконченным изображением матрешки (для показа приемов рисования платочка на голове и рукавов кофточки)4 таблица с вариантами узоров для украшения сарафана, картонная ширма для детских рисунков, ширма для настольного театра. У детей бумага в 1-2 альбомного листа, краски гуашь, среди них розовая или светло-оранжевая для лица и ладоней матрешки, желтая для кофточки, мягкие кисточки.

Предварительная работа занятие 5, Г.С. Швайко «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», средняя группа, стр.112

Занятие 7 «Танцующая матрешка», Г.С. Швайко «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», средняя группа, стр.116

Аппликация «Шапка и варежки для куклы»

Продолжать учить наносить клей на детали и ровно наклеивать их на лист бумаги. Закреплять умение соотносить цвет с его названием.

Три куклы в платьях разных цветов (синем, желтом, красном). Вырезанные из цветной бумаги шапки и варежки тех же цветов, что и платья у кукол, альбомные листы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр. 22

3

Неделя детской книги

Рисование «Кто к нам из сказки пришел»

Учить самостоятельно выбирать и изображать персонажей бабушку или внучку из знакомых сказок; вносить в рисунок дополнение, которое бы указывало, из какой сказки персонаж (мышка, яичко, колобок, репка, корзинка)

У воспитателя знакомые детям книжки: «Курочка-ряба», «Колобок», «Репка», «Девочка и лиса», фигурки бабушки и внучки. У детей листы бумаги величиной с ½ альбомного листа, краски гуашь, мягкие кисточки.

Г.С. Швайко «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», средняя группа, стр.119

Лепка «Два жадных медвежонка»

Воспитывать у детей желание работать вместе, формировать умение договариваться друг с другом; учить самостоятельно располагать фигурки медвежат и передавать движения лапок в соответствии с предложенным сюжетом» закреплять умение делить комок пластилина на части, использовать знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, промазывание, заглаживание. Учить использовать стеку для прорисовки мелких деталей (глаза, когти на концах лап).

У воспитателя иллюстрация Е.Рачева к сказке «Два жадных медвежонка», два игрушечных медвежонка, шарик или вылепленная головка сыра, дополнительные кусочки пластилина. У детей на двоих два комочка пластилина, отличающихся по величине (для лепки старшего и младшего братцев медвежат), одна подставка на двоих стеки.

Г.С. Швайко «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», средняя группа, стр.75

4

Неделя добра

Декоративное рисование «Украшение платочка» в подарок другу. (по мотивам дымковских росписей).

Продолжать знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Дымковские барышни, краски гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18см, кисти, банка с водой, салфетка на каждого ребенка.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.57

Аппликация «Дерево Добра». (коллективная аппликация-коллаж)

Обогатить представления детей о доброте, добрых поступках через совместную продуктивную деятельность. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Учить создавать изображения, используя заготовленные предметы.

Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук в процессе обрывания бумаги. Развивать композиционные умения в расположении деталей на листе.

Ватман, с заранее затонированным фоном, бумага коричнего цвета, зеленого, желтого, оранжевого цвета, изображение девочки с собачкой, заготовки сердечек и цветочков надписи «Дерево добра», ножницы, клей.

конспект

ФЕВРАЛЬ

1

Какой бывает общественный транспорт. Автобус, поезд, самолет, теплоход.

Рисование «Кораблик»

Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками.

Половинки листов бумаги для акварели, восковые мелки, акварельные краски, кисточки, баночки с водой.

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 29

Лепка «Лодка с веслами»

Продолжать учить раскатывать из шара овал, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать крася. Раскатывать колбаски, приплющивать пальцами с одного края и прикреплять к вылепленному изделию. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание.

Картинки самолета, машины, поезда и лодки. Пластилин, картонки-подставки синего цвета, доски для лепки.

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 28

2

Наша армия сильна.

Военные моряки, летчики, танкисты, пограничники, солдаты.

Рисование «Наши защитники»

Закреплять представления о родах войск. Учить изображать фигуру человека, передавая особенности одежды. Закреплять навыки рисования гуашью.

Фланелеграф или магнитная доска, иллюстрации военных разных родов войск, кукла в военной одежде. Листы бумаги пастельных тонов формата А5, гуашь, кисти, банки с водой, салфетка на каждого ребенка.

Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход», С. 140

Аппликация «Летящие самолеты» (коллективная работа)

Учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять знание формы (прямоугольник), учить плавно срезать углы. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины.

Игрушечный самолет. Бумажные прямоугольники для корпуса, хвоста и крыльев, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка на каждого ребенка. Большой лист бумаги голубого цвета для коллективной композиции.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.60

3

Путешествие в страну здоровья

Рисование «Замарашки»

Учить детей создавать шуточные композиции: наклеивать силуэты игрушек на цветной фон, изображать разными способами «грязные пятна», рисовать по представлению средства купания. Активизировать и обогатить технику рисования сухими материалами – показать варианты нанесения грязевых пятен. Развивать творческое воображение.

Силуэты разных игрушек и предметов, необходимых для купания, вырезанные воспитателем, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги светло-голубого или белого цвета, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные или матерчатые.

Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.445

Лепка «Жираф заболел»

Учить детей анализировать готовую поделку, определять из чего и каким способом она создана. Показать способ лепки животного из двух форм разной величины, дополняя деталями. Инициировать поиск способа изображения жирафа или компресса для лечения заболевшего жирафа. Формировать умение размещать части в соответствии с общим строением модели. Развивать чувство формы, глазомер.

Пластилин, стеки, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки одинаковой длины, ножницы, салфетки бумажные и матерчатые, изображение жирафа, игрушечный жираф с перевязанным горлом, а также жираф вылепленный педагогом для пояснения способа работы: туловище из большого овоида, голова из маленького, шея и ножки из трубочек для коктейля.

Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.338

4

Мой город. Достопримечательности Заельцовского района

Рисование «Дом, в котором ты живешь»

Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. Вызывать у детей желание рассматривать свои рисунки, выражать свое отношение к ним.

Светло-серая бумага, гуашь мягких оттенков и для дополнений – коричневая, зеленая, желтая, кисти, банка с водой, салфетка – для каждого ребенка.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.77

Аппликация «Заснеженный город»

Учить составлять коллективную сюжетную композицию из прямоугольников разных размеров, технике изготовления фрески: равномерно наносить клей на поверхность и сыпать манную крупу. Продолжать учить работать в коллективе, распределять действия и договариваться о ходе работы. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

По листу голубого и синего картона на каждые 5-6 детей, разноцветные прямоугольники из цветной бумаги разных размеров (от 6х2 см до 14х8 см), манная крупа, фломастеры, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр. 31

МАРТ

1

Мамин праздник 8 марта

Рисование «Расцвели красивые цветы»

Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски), чувство ритма, представления о красоте.

Бумага для рисования желтого и зеленоватого фона, размером ½ альбомного листа, краски гуашь разных цветов, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.64

Лепка «Кулон для мамы»

Закреплять умение лепить шар и сплющивать его между ладоней. Учить украшать изделие, и используя отпечаток хвойной веточки и при помощи стеки. Воспитывать любовь к маме.

Глина, маленькие веточки елки, ленточки (веревочки), стеки, гуашь, дощечки-подкладки.

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 47

2

Комнатные растения (правила ухода, условия для роста)

Рисование «Алоэ»

Продолжать учить рисовать кистью предмет с натуры. Познакомить с комнатным растением алоэ.

Алоэ в горшке. Альбомные листы, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 48

Аппликация «Цветок в горшке»

Продолжать учить вырезать трапецию из квадрата, срезая углы, отрывать от салфетки небольшие кусочки, сминать их в комочек и наклеивать. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Половинки альбомных листов, квадраты 6х6 см из цветной бумаги, полоски зеленой бумаги, салфетки разных цветов, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр. 37

3

Весна шагает по планете.

Рисование «Нарисуй картинку про весну»

Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании красками (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности).

Лист бумаги формата А4 или немного больше, краски гуашь 7-8 цветов, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.81

Лепка «Цветные зонтики»

Закрепить умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие барельефом (налепом пластилина). Развивать мелкую моторику пальцев.

Пластилин, тонкие трубочки из-под сока, стеки, доски для лепки.

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 53

4

Азбука безопасности. В мире растений и животных

Рисование «Кошка с воздушными шариками»

Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа (кошки, поранившей лапку).

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.124

Аппликация «Мордочка лисы» (оригами)

Продолжать знакомить детей с оригами, складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы. Продолжать учить выполнять действия в заданной последовательности. Развивать образное мышление. Познакомить с жизнью лисы зимой. Закреплять умение украшать изделие фломастерами.

Квадраты из цветной двухсторонней бумаги оранжевого цвета, фломастеры.

Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр.29

Пресноводные и морские рыбы

Аппликация «Дельфины играют»

Продолжать учить вырезать круг, плавно закругляя углы квадрата. Закреплять умение составлять композицию из заготовленных деталей, наносить а них клей и наклеивать на лист бумаги. Продолжать учить анализировать и понимать содержание стихотворения.

Голубой картон, по два дельфина, вырезанных журнальной бумаги, квадраты из цветной бумаги 5х5 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр.38

Рисование «Рыбки»

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умение учиться заполнять изображение деталями с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение.

См. источник

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр.49

АПРЕЛЬ

1

Экосказка. Взаимосвязи в природе.

Рисование «Радуга-дуга, не давай дождя»

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Листы белой и голубой бумаги большого формата (одного размера, если будет составляться коллективный альбом), акварельные краски; кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки для кисточек. Наглядная модель или плакат «Радуга»

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.136

Лепка «Зайчики на полянке»

Учить детей лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать умение создавать коллективную композицию. Развивать образные представления, воображение.

Игрушечный зайчик. Глина, доски для лепки, стека (на каждого ребенка), лист зеленого картона – полянка.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.70

2

День космонавтики.

Рисование «Звездное небо»

Учить детей тонировать мокрый лист бумаги акварельными красками. Продолжать учить рисовать кончиком кисти с гуашью точки, передавая образ звездного неба.

Листы бумаги для акварели, гуашь, акварель, тонкие и широкие кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», стр. 30

Аппликация «Ракеты и кометы»

Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой треугольник – нос ракеты, два маленьких – крылья). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику: изображать «Хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Листы бумаги темно-синего, фиолетового, черного цвета, бумажные формы для вырезания и наклеивания ракет, цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.128

3

Путешествие в прошлое предметов.

Рисование «Чашка»

Лепка «Чашка и блюдце»

Учить крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всем листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой. Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Продолжать учить лепить шар, вдавливать в него большой палец и получать отверстие, выравнивать края пальцами. Раскатывать пластилин в столбик и прикреплять его к другой детали. Учить скатывать шар и сплющивать его в диск, вдавливая середину. Закреплять умение пользоваться стекой. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Чашка, тарелка, кастрюля, мяч. Альбомные листы, простые карандаши, ватные палочки, гуашь, баночки с водой на каждого ребенка.

Глина, стеки, доска для лепки, миски с водой.

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий»,  стр.24

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 23

4

Мониторинг

МАЙ

1

Праздники мая.

9 мая — День Победы.

Рисование «Салют»

Лепка «Самолетики»

Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа.

Продолжать учить раскатывать столбики на картоне движениями вперед-назад и соединять их. Упражнять в использовании стеки. Проверить умение детей ориентироваться в частях тела и лица. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание.

Листы бумаги для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие мягкие кисточки, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Маленькие самолетики (оригами), пластилин, стеки, картонки-подставки, доски для лепки.

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 42

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 43

2

Мой адрес.

Флаг Новосибирска

Рисование «Празднично украшенный дом»

Учить детей передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, цветными огнями. Упражнять в рисовании и закрашивании путем накладывания цвета на цвет. Развивать образное восприятие. Учить выбирать при анализе готовых работ красочные, выразительные рисунки, рассказывать о них.

Краски гуашь (фломастеры, восковые мелки), бумага белая или любого бледного тона, кисти, банки с водой, салфетки на каждого ребенка.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.78

Аппликация «Флаг Новосибирска» (обрывная аппликация)

Закрепить знания детей о символе Новосибирска – его флаге, продолжать упражнять работать в технике обрывной аппликации, воспитывать чувство гордости за свой край. Развивать мелкую моторику рук, координацию глаз и рук. Развивать навык обрывания бумаги, воспитывать эстетический вкус.

Цветная бумага зеленого, голубого, белого цвета, плотная бумага или картон для основы любого цвета, клей, клеенки, кисти, бумажные салфетки,

конспект

3

Летние виды спорта

Рисование «Как мы играли в подвижную игру «Бездомный заяц»

Развивать воображение детей. Формировать умение с помощью выразительных средств (форма, положение объекта в пространстве) передавать в рисунке сюжет игры, образы животных. Продолжать формировать интерес к разнообразным творческим деятельностям.

Листы бумаги формата А4 светло-зеленого, светло-желтого или серого цвета, краски гуашь белого или светло-серого цвета, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка)

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа, стр.71

Аппликация «Парусные лодочки»

Продолжать учить детей закруглять углы у прямоугольника, упражнять в разрезании прямоугольника по диагонали на два треугольника; в равномерном расположении лодок на листе бумаги.

У воспитателя картинка с изображение парусной лодки, цветной прямоугольник (для показа приема вырезания лодки, белый прямоугольник для парусов, маленький красный прямоугольник для флажков, дополнительные детали – полоски для украшения лодок. У детей листы голубой или синей бумаги (18х30 см), разноцветные полоски бумаги (22х3 см) для двух лодок, прямоугольники (8х4 см) для двух парусов и красные прямоугольники (3х1,5 см) для двух флажков, клей ножницы.

Г.С. Швайко «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», средняя группа, стр.125

4

Летние цветы, травы, насекомые.

Рисование «Солнце и облако»

Продолжать закреплять технику печатания ладошкой и рисования пальчиками. Продолжать учить рисовать пальчиками точки.

Листы бумаги голубого цвета, гуашь, мисочки с желтой и белой гуашью, разбавленные водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 60

Лепка «Улитка»

Продолжать учить детей раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы. Упражнять в громком и четком произнесении слов песенки. Развивать мелкую моторику пальцев.

Пластилин, короткие веточки или спички, картонки-подставки, вырезанные из зеленого картона в виде листьев дерева, доски для лепки.

Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий», с. 58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Данный материал изложен последовательно на учебный год в соответствии с расписанием занятий и учебной нагрузкой....

Перспективное планирование ОО "Художественно - эстетическое развитие" подготовительная к школе группа

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности в подготовительной группе ДОУОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»   ООД - аппликация...

Перспективное планирование по художественно - эстетическому развитию в первой младшей группе на 2016-2017 год.

Перспективное планирование по художественно - эстетическому развитию (музыка) в первой младшей группе на 2016-2017 год. Планирование занятий с учетом  -  2 музыкальных занятий в неделю....

перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (музыка) в средней группе

перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (музыка) в средней группе...