Конспекты маршрутов образовательного терренкура в разных возрастных группах
методическая разработка

ОСЕНЬ
«Деревья вокруг нас» (младший дошкольный возраст)
«Зайкины друзья» (младший дошкольный возраст)
«Сказочное путешествие» (младший дошкольный возраст)
«Осенняя прогулка» (средний дошкольный возраст)
«Хотим все знать!» (старший дошкольный возраст)
«Вместе весело шагать» (старший дошкольный возраст)
«Поиски сокровищ» (старший дошкольный возраст)
«Поздняя осень» (старший дошкольный возраст)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_osen.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты маршрутов образовательного терренкура в разных возрастных группах

ОСЕНЬ
«Деревья вокруг нас» (младший дошкольный возраст)
«Зайкины друзья» (младший дошкольный возраст)
«Сказочное путешествие» (младший дошкольный возраст)
«Осенняя прогулка» (средний дошкольный возраст)
«Хотим все знать!» (старший дошкольный возраст)
«Вместе весело шагать» (старший дошкольный возраст)
«Поиски сокровищ» (старший дошкольный возраст)
«Поздняя осень» (старший дошкольный возраст)



Сценарий образовательного терренкура «Деревья вокруг нас»
для детей младшего дошкольного возраста
Маршрут: «Березовая», «Еловая».
Ход терренкура:
Дети выходят на площадку перед детским садом.
Воспитатель: Ребята, какие еще деревья вы знаете?
Воспитатель: А вы хотите узнать, какие еще деревья растут возле детского
сада?
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
А на чем можно путешествовать?
Воспитатель: Сегодня мы с вами оправимся в путешествие на паровозе,
давайте приготовим наши ручки и поехали, приговаривая слова:
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!
А у наших у ворот
Чудо дерево растет
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Остановка « Березовая»
Воспитатель:
как это дерево называется?
Верно, это дерево называется береза. Что есть у дерева?
Какого цвета ствол?
Какой он на ощупь?
Ствол толстый или тонкий?
А береза высокая или низкая?
Посмотрите на березу, на веточках нет листиков, но один остался, давайте
посмотрим на него. Ой, ребята, а здесь написано стихотворение о березе.
Белая береза косы распустила,
Белая береза ветки опустила,
Желтые листочки косы украшают
И на землю тихо, тихо опадают
Воспитатель: Посмотрите, как ветер качает дерево. Я коснусь вас
листочком, и вы превратитесь в маленькие деревца.
Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше - выше.
В какое дерево вы превратились?
Воспитатель: ребята, нам надо ехать дальше. Приготовились, поехали
Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!
Остановка «Еловая»
Воспитатель:
вот мы приехали с вами на станцию Еловая.
Как вы думаете, почему она так называется?
А давайте мы с вами посмотрим на это дерево, оно похоже на березу?
Какого цвета ствол у ели? А у березы?
Ребята посмотрите на землю, что лежит под елью
Сколько шишек, много или мало?
А давайте мы их соберем и сделаем поделки. Что можно сделать из шишек?
Выложите из шишек солнышко, домик или дорожку для ежика.
Дети выкладывают любое изображение из шишек
Ребята, к каким деревьям мы ездили на паровозике в гости?
Но нам пора возвращаться в детский сад.
Сценарий образовательного терренкура «Зайкины друзья» для
детей младшего дошкольного возраста
Маршрут:
«Огород», «Спортивная площадка».
Ход терренкура:
Дети выходят на улицу, видят, на асфальте нарисованы следы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто у нас тут бегал, и оставил след. Я вам
подскажу:
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Дети: Зайка
Воспитатель: наступила осень, стало холодно и голодно. Вот Зайка к нам и
прибежал. Давайте пройдем по его следам и узнаем где же он прячется.
(дети идут по следам. Проходят в огород)
Остановка «Огород»
Воспитатель:
Посмотрите, вот наш огород. Что у нас растет на огороде?
Дети: Капуста, морковка, свекла.
Воспитатель: А как это всё называется?
Дети: Овощи
Воспитатель: А для чего нужны овощи? Чем они полезны?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, овощи нам нужны чтобы расти крепкими и
здоровыми. В них содержаться витамины. А в каком виде овощи можно
употреблять в пищу.
Дети: Варить, жарить, есть сырыми.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Овощи не только любят взрослые и
дети, но и животные домашние и дикие. Вот Зайка к нам и прибежал и где-то
спрятался. Давайте его поищем.
Малоподвижная игра «Найди Зайку» (игрушка Зайка на грядке с морковкой)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы, нашли Зайку. Здравствуй Зайка.
Зайка: Здравствуйте дети, я очень люблю морковку, а ещё люблю играть.
Давайте с вами поиграем.
Игра « Зайка беленький сидит и ушами шевелит»
Воспитатель: А теперь мы тебя угощаем морковкой.
Зайка: Спасибо, но я пришел не один. А с друзьями. Давайте их поищем.
Воспитатель: Дети давайте построимся друг за другом, и пойдем искать
зайкиных друзей.
Ходьба друг за другом.
Воспитатель: здесь кто-то путал следы (ходьба змейкой, бег на носочках).
Кто же это может быть?!
Загадка: Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее …
Дети: Лиса (в траве игрушка лисы)
Воспитатель: Здравствуй Лисичка. Пойдем с нами гулять?
Лиса: Здравствуйте дети, с удовольствием.
Воспитатель: Дети встаньте друг за другом и идем дальше. На пути у нас
большие лужи. Нужно их перешагнуть. (Ходьба широким шагом).
А вот большое бревно лежит (нарисованное мелом дорожка 25 см.). Кто же
его повалил?
Загадка про медведя

Он в лесу густом живет,
Любит есть малину, мед!
Дети: Медведь.
Воспитатель: А как ходит медведь? Давайте покажем.
(дети переходят на следующую остановку)
Остановка «Спортивная площадка»
Воспитатель:
А вот и мишка сидит. Здравствуй Мишка!!!
Мишка: Здравствуйте дети. Я уже заскучал. Какая у вас красивая
спортивная площадка. Что на ней можно делать?
Воспитатель: На этой площадке, мишка, дети занимаются спортом. Чтобы
расти крепкими и сильными, делают зарядку, занимаются физкультурой,
играют.
Мишка: Как интересно, а давайте с вами здесь поиграем
Подвижная игра «У медведя во бору»
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь сидит,
И на нас рычит.
В роли «медведя»- ребенок. Дети идут по направлению к лесу, собирая
грибы, ягоды при этом приговаривая слова текста. После слов, «медведь» с
рычанием догоняет детей. Пойманных отводит к себе.
Зайка: Я тоже, я тоже хочу поиграть.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем с зайкой.
Эстафета «Принеси морковку зайчику»
Дети делятся на две команды. Возле каждой команды в обруче лежит
морковь, на каждого ребенка. Первый участник берет морковь из обруча,
добегает до корзинки, кладет морковь в корзинку и возвращается к своей
команде.
Лиса: А со мной поиграть?
Воспитатель: Лисичка приглашает поиграть в игру, которая называется
«Зайцы и лиса»
Роль лисы на себя берет ребенок (по желанию детей). Ребенку на голову
одевается маска лисы, остальные дети зайцы.
Воспитатель:
Вот как славно поиграли.
Зайкиных друзей собрали.
А теперь мы отдохнем

Не спеша в группу пойдем.
До свидания, Зайка, Лисичка и Мишка. Приходите к нам ещё.
Сценарий образовательного терренкура «Сказочное путешествие» для
детей младшего дошкольного возраста
Маршрут:
«Клумба радости», «Молодой дубок», «Метеостанция».
Оборудование: Игрушка «Лисичка», стойки-указатели станций, ведерки для
сбора желудей, маска ворона.
Ход терренкура:
Беседа перед прогулкой (проводится в групповом помещении).
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то к нам стучится?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим кто же это!?
Вносит лисичку
Лисичка: Здравствуйте дети! Я пробегала мимо, и увидела ваш детский сад!
Как у вас здесь красиво! Давайте-ка с вами отправимся в путешествие!
Дети: Да!
Лисичка: А на чем мы поедем? Давайте на паровозике?!
Игра «Паровоз».
Паровоз кричит: «Ду – ду!»
Я иду, иду, иду!
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так». (ходьба мелкими шажками)
Вот мы и поехали!
Остановка «Клумбы радости»
Лисичка:
Что у вас здесь растет?
Воспитатель: На этой клумбе растут разные цветы: ромашки, бархатцы,
васильки. Ромашка: с белыми лепестками и желтой серединкой. Дети,
покажите ромашку?!
Васильки: голубые (показывает)
Бархатцы: желтые, они очень ароматно пахнут.
Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
Воспитатель: Дети, а кто летает возле цветов?
Дети: бабочки, пчелки, стрекозы
Воспитатель: А как назвать их одним словом?
Дети: Насекомые
Воспитатель: Что насекомые делают возле цветов? (Если дети
затрудняются, объяснить что насекомые собирают цветочную пыльцу,
которой питаются)

Каких насекомых, дети, вы ещё знаете?
Ответы детей: Кузнечик, муравей, муха…
Воспитатель: Давайте с вами пожужжим как пчелка и комарик.
Игра: «Поймай комара»
Воспитатель: А теперь, Лисичка, мы отправляемся дальше.
Загудел паровоз и вагончики повез.
Чух – чух – чух, чух – чух – чух (медленный бег, с переходом на ходьбу)
Я далеко укачу!
Остановка «Молодой дубок»
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, наступила осень. На земле появились
листочки.
-Какого они цвета?
-Желтого, оранжевого!
-Правильно! Так, как осень раскрасила деревья в желтый цвет. Осень
называют желтой или золотой. Еще светит солнце, много света и тепла.
Наступает время, когда падают листья – это время осени называют –
Листопад.
Подвижная игра «Падают, падают листья»
Лиса: Ребята, а вы знаете, что это за дерево?
Ответы детей.
Чтение стихотворения И. Такмаковой «Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный.
Воспитатель: Со словом «дуб» связано представление о силе, моще и
красоте. Дуб - Самое могучее дерево, растущее у нас. Оно красиво и полезно:
Растет там, где трудно расти другим деревьям. Много полезных для человека
вещей делают из дуба. А что это под этим деревом?
Ответы детей
Лиса: Правильно, это желуди. Семена дуба. Желудями питаются животные,
птицы.
Воспитатель: Что это за птица у нас на дубе? (маска ворона)
Дети: Ворон!!!
Чтение потешки «Сидит ворон на дубу»
Дети, давайте поиграем в игру «Ворон и птички»
А теперь поедим дальше.
Дети Встали в паровозик и переходят на следующую остановку
Остановка «Метеостанция»
Лиса:
Ой, ребята, куда это мы приехали?
Воспитатель: Лисичка, это наше метеостанция. Здесь мы наблюдаем за
ветром.
Ветер бывает сильный, слабый, теплый холодный.
Сейчас осень, и ветер холодный. Ветер качает деревья, срывает с них
листочки. Нагонят тучи, из которых идет дождь
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Лиса: Хорошо погуляли, но мне пора бежать в лес, там меня заждались мои
лесные друзья.
Воспитатель: Да и нам уже надо возвращаться в группу. До свидания,
Лисичка. Приходи к нам ещё!
Дети возвращаются в группу
Сценарий образовательного терренкура «Осенняя прогулка» для
детей среднего дошкольного возраста
Маршрут:
«Елочка», «Дубок», «Пруд», «Сосновый ряд».
Ход терренкура:
Дети выходят на улицу, находят письмо
Воспитатель: Посмотрите, к нам в детский сад пришло письмо от старичка –
Лесовичка.
«Дорогие мои друзья, здравствуйте. Сегодня я приглашаю вас в
путешествие по осеннему лесу. Вы сможете полюбоваться красотой
природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А
вот куда вы отправитесь, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Желаю
вам незабываемой прогулки! Ваш друг – старичок – Лесовичок»
Воспитатель: Ну что, отправимся в путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: А чтобы наше путешествие было удачным и интересным,
давайте вспомним и скажем наш девиз («Мы в любое время года ходим
тропами природы!»)
Воспитатель: Куда же мы с вами отправимся? Узнаем, когда отгадаем
первую загадку. Слушайте внимательно.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год…(Ёлка)
Воспитатель: Где растет елочка на территории нашего сада, давайте найдем
на карте.
(находят место и путь, подходят к елочке)
Остановка «Ёлочка»
Воспитатель:
Давайте полюбуемся нашей ёлочкой, какая она?
(ответы маленькая, низкая, зеленая и т.д.)
Воспитатель: Она ещё такая маленькая. Я предлагаю взяться за руки и
сделать хоровод вокруг нашей ёлочки и поздороваться с ней.
(воспитатели образуют круг, здороваются)
Воспитатель: Почему елочку называются хвойным деревом?
(у этого дерева листья имеют вид иголок. Такие листья называются
хвоинками)
Воспитатель: Какая хвоя у елочки?
(
хвоя короткая, колючая)
Воспитатель: Сейчас мы сделаем разминку.
Держим ровно спинку.
Как у нашей ёлочки зелёные иголочки.
Ёлочка, ёлочка, вот какая елочка
Как на нашу ёлочку ветерок подул
Он у нашей ёлочки веточки нагнул
Ёлочка, ёлочка, вот какая елочка
Мы на нашу ёлочку сверху поглядим
Мы на нашу ёлочку снизу поглядим
Справа поглядим, слева поглядим.
Ёлочка, ёлочка, вот какая елочка
Дальше будем приседать:
Дружно сесть
И дружно встать.
Ёлочка, ёлочка, вот какая елочка
Прыгать нам совсем не лень,
Возле елочки весь день!
Ёлочка, ёлочка, вот какая елочка
(выполняют оздоровительные упражнения)
Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с елочкой.
А куда же мы отправимся дальше. Слушаем внимательно загадку.
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей
Зреет много желудей (дуб)
Воспитатель: Где у нас в саду растет дуб, посмотрите на карту и найдите это
место.
(определяют место расположения)
Воспитатель: Добраться до него нам будет нелегко
Игра «Тропинка»
Все выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой
тропинке. По команде ведущего педагоги преодолевают воображаемые
препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг - кусты, деревья. Шелестя, падают
желтые листья. На тропинке впереди - большие лужи. Одна, вторая, третья.
(Идут большими шагами)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились
кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через
болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами - овраг. Через него переброшено
бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя
равновесие! Ух, наконец, перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей
глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с
трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку
упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через
него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Остановка «Дубок»
Воспитатель:
Вот наш дуб, давайте с ним поздороваемся
(здороваются).
Воспитатель: Чем славится дуб?
(у него крепкий ствол и т.д.)
Воспитатель: А вы знаете, русские люди очень любили играть в дубовых
рощах, и я сегодня хочу познакомить вас с русской народной игрой «Ворон
на дубу»
(объясняет правила игры. По считалочке выбирают «ворона». Дети образуют
вокруг него круг, поют песню и выполняют движения)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,

А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная. Да-а!
«Ворон» после песни протягивает «крыло» между стоящими рядом детьми, и
они на слова
«Раз, два, три - беги!» бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит
до «ворона» и дотронется до него - становится вороном.
Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. Слушаем следующую загадку.
Глядятся в него молодые рябинки
Цветные свои примеряют косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды — в нем все отражается...
Как зеркало это называется? (пруд)
Воспитатель: Где у нас в саду находится пруд, подскажет нам карта.
(находят место и проходят к пруду)
Остановка «Пруд»
Воспитатель:
Педагог читает стихотворение:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратился прудик наш
В холодное стекло
Воспитатель: Посмотрите, вода в пруду превратилась в лёд. Как вы думаете,
почему? (ответы детей). На улице стало холодно, а при минусовых
температурах вода застывает.
Исследовательская деятельность.
Воспитатель: Снимите варежки и поймайте снежинки на ладони,
посмотрите, что с ними станет.
Вывод: Снег тает от тепла руки. Снег это замерзшая вода, но его нельзя брать
в рот, несмотря на то, что выглядит он белым. Снег грязный, так как, летя по
воздуху, он собирает частички пыли и вредных веществ из воздуха.
Воспитатель: Вы не устали?
Тогда наше путешествие продолжается. Слушаем последнюю загадку
У красавицы иголки
И длинны, и очень колки,

Дух смолистый всем полезен,
Прогоняет он болезни. (сосна)
Взгляните на карту, где находится у нас в саду сосновый ряд?
(находят место)
Остановка «Сосновый ряд»
(под деревьями лежат шишки)
Воспитатель: Вот наши сосны, давайте с ними поздороваемся
(здороваются).
Воспитатель: Какие хвоинки у сосны?
(длинные, мягкие, светлые)
Воспитатель: А чем они отличаются от ели?
(у ели они короткие, колючие, темные)
Воспитатель: Посмотрите, что лежит под соснами?
(Шишки)
Воспитатель: Возле сосен мы гуляли
Много шишек мы собрали
Но их в группу не возьмем
Рисовать из них начнем
выкладываем рисунок из шишек (смайлик, чтобы улыбался нам)
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего
запомнилось в нашей прогулке?
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Воспитатель: Вы замечательно справились со всеми заданиями, но нам с
вами пора возвращаться в сад.
(Возвращаются в детский сад.)
Сценарий образовательного терренкура «Хотим все знать!» для
детей старшего дошкольного возраста
Маршрут:
«Спортивная площадка», «Метеостанция», «Молодой дубок»,
«Клумба радости», «Огород», «Станция ПДД».
Ход терренкура:
Дети выходят на улицу
Воспитатель: Доброе утро для вас,
Добрый день и добрый час!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но, прежде, нужно провести
специальную тренировку для повышения защитных сил организма.
С детьми проводится точечный массаж
«Крылья носа разотри и под носом ты потри…»
Крылья носа разотри 1, 2, 3 и под носом ты потри 1, 2, 3. (растирают ноздри)

Брови нужно расчесать 1, 2, 3, 4, 5. (пальчиками расчесывают брови)
Вытри пот теперь со лба 1, 2. (тыльной стороной ладони вытирают пот)
Заколкой волосы скрепи 1, 2, 3. (пальцами чешут голову)
Сзади пуговку найди, найди и застегни. ( находят косточку на шейном
позвонке и поглаживают ее)
А сюда наденем брошку – разноцветную матрешку, (круговые движения
указательным пальцем по бронхам)
А сюда браслетики – красивые манжетики. (круговой массаж кистей рук)
Осталось ножки растереть и не будем мы болеть! (топаем)
Ходьба парами с увеличением темпа движения до спортивной площадки
Остановка «Спортивная площадка»
Дыхательное упражнение «Волк».
Серый волк в густом лесу-у-у-у-у!
Часто воет на луну-у-у-у-у!
Как услышишь этот вой-у-у-у-у!
Убегай скорей домой-у-у-у-у!
Подвижная игра «Пары»
Дети встают парами, держась за руки. Играет бубен, все разбегаются ктокуда. Бубен перестает играть, дети должны найти свою пару.
Остановка «Метеостанция»
Знакомство с метеорологическим оборудованием:
• Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.
• Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
• Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра.
• Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
• Ветряной рукав – прибор для измерения силы ветра.
•Солнечные часы – прибор для определения времени.
Педагог организует беседу с воспитанниками
Беседа «Как меняется погода»
- показания температуры воздуха;
- сила направления ветра;
- наличие осадков;
- состояние неба и солнца;
- влажность воздуха.
Д/игра « Какое время года?»
(воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети отгадывают и
показывают карточки, которые подходят к данному времени года: зимабелая карточка, весна- зеленая карточка, лето - красная карточка, осень желтая карточка)

Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый.
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)
Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ... (Весна)
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (Осень)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …(Лето)
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)
Остановка «Молодой дубок»
Воспитатель организует беседу «Какую пользу для человека приносят
деревья»
Подвижная игра «Ветер и листочки»
По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях,
помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По
сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин).
Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу.
Остановка «Клумба радости»
Цветочная полянка (дети рассматривают, что находится на клумбе,
называют знакомые цветы, рассказывают, как за ними нужно ухаживать)
Д/и «Угадай, что где растет?»
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь
из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад,
огород, луг, поле, лес.
Физ. минутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
Остановка «Огород»
Воспитатель загадывает загадки:
1. В форме капли, цвета сливы,
Овощ вкусный и красивый.
(Баклажан)
2. Полюбуйся: что за сказка!
В грядку спряталась указка.
Ярко-рыжая плутовка!
А зовут ее... (морковка).
3. Это овощ, а не куст.
В слове этом сочный хруст.
Если очень любишь щи,
Этот овощ в них ищи.
(Капуста)
4. Вся украшена цветами,
На нее взгляните сами.
Эти белые соцветья
В сухарях обжарим детям.
(Цветная капуста)
5. Он похож на светофор:
Красный, желтый иль зеленый.
Всем известен с давних пор
Фаршированный, соленый.
Ты в салат его клади
И в приправы добавляй.
Ты без дела не сиди,

Овощ этот называй.
(Перец)
6. Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется... (огурец).
7. Этот овощ кисло-сладкий,
Круглый, сочный, мягкий, гладкий.
Щеки докрасна натер,
И зовется... (помидор).
8. На пюре она годится,
В чай ее кладут едва ли.
До весны она хранится
В погребке или подвале.
Вы подумайте немножко.
Ой, да это же... (картошка).
9. Приготовить на обед
Ты не сможешь винегрет,
Если овоща такого
У тебя на грядке нет.
(свекла).
Д/и «Съедобное - несъедобное»
Ход игры: Все игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу,
одновременно называя предметы. Игра идет по тем же правилам: съедобное -
ловим, несъедобное отталкиваем. При этом игроки, допустившие ошибку,
выходят из игры. Игра ведется до последнего оставшегося победителя.
Остановка «Станция ПДД»
Беседа с воспитанниками
1. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
2. О чем говорит желтый сигнал светофора?
3. Как называется та часть улицы, по которой движется транспорт?
4. Какой пассажирский транспорт есть в нашем городе?
5. Где разрешается играть и кататься на велосипедах детям?
Подвижная игра «Светофор»
У детей картонные рули, воспитатель – светофор. Поднимается красный
кружок - дети стоят, желтый - маршируют на месте, зеленый - бег
врассыпную.
Игра малой подвижности на внимание «Лучший пешеход»
Воспитатель - регулировщик. Дети на сигнал «разрешен переход»- шагают на
месте. На сигнал «запрещен переход»- хлопают в ладоши.
Дети возвращаются в группу
Ходьба с проговариванием потешки:
«Солнышко, солнышко, выгляни скорей,
Травку и солнышко в поле обогрей.
Девочкам и мальчикам будет веселей,
Белочкам и зайчикам суше и теплей»
Сценарий образовательного терренкура «Вместе весело шагать»
для детей старшего дошкольного возраста
Маршрут:
«Метеостанция», «Центральный вход», «Рубцовский институт
(филиал) АлтГу», «Футбольное поле».
Ход терренкура:
Дети выходят на улицу и собираются у «Жар-птицы»
Воспитатель говорит, что прогулка сегодня необычная, с остановками на
станциях. А чтобы не заблудится, что используют все путешественники?
Конечно это карта. Воспитатель показывает детям карту с помеченным
остановками. Дети рассматривают и находят место, откуда начинается
путешествие.
Воспитатель: Прежде чем отравиться в дорогу, ответьте на вопрос: «Зачем
люди путешествуют?» (отдохнуть, набраться сил, узнать что-то новое)
Воспитатель: Вот и мы в нашем путешествии узнаем много интересного. Но
нам необходимо узнать погоду. Где мы можем собрать сведения о погоде?
(на метеостанции)
(дети проходят на метеостанцию)
Разминка
Хотим узнать мы очень много, отправляемся в дорогу (ходьба на месте)
Побываем тут и там, поглядим по сторонам (повороты корпусом)
Веселей вперед шагай от друзей не отставай (по парам идут к метеостанции)
Остановка «Метеостанция»
Воспитатель:
Назовите прибор, с помощью которого можно определить
температуру воздуха (термометр).
Какая же сегодня температура? (дети определяют температуру)
Воспитатель: Как можно узнать силу ветра и направление? (с помощью
флюгера и ветреного рукава).
Дети определяют силу ветра и с какой стороны дует ветер
Воспитатель: Рассмотрите данное приспособление. Как вы думаете, что это?
(Солнечные часы) Давайте определим который час. Определяем.

Воспитатель: Погоду мы узнали пора и в путь. Куда идти подскажет наша
карта. Дети смотрят и указывают на центральные ворота детского сада. Наш
путь следует за пределы детского сада, отправляемся в поход.
Остановка «Центральный вход»
Воспитатель:
Назовите, из каких частей состоит дорога? (проезжая часть и
тротуар) Как называется место для пешеходов?
Наблюдение за пешеходами и движущимся транспортом. Ходьба парами,
темп средний.
Воспитатель: Какой пассажирский транспорт есть в нашем городе?
Ходьба парами с увеличением темпа движения по улице.
Остановка Рубцовский институт (филиал) АлтГУ
Встречает преподаватель в университете, проводит экскурсию по кабинетам
(аудиториям) и рассказывает, кто здесь работает (преподаватели, деканы,
профессора, вахтер, библиотекарь, а также их обязанности).
Остановка «Футбольное поле»
Воспитатель: Как называется место где мы сейчас находимся? (футбольное
поле)
Воспитатель: Прежде чем узнать, что мы здесь будем делать, отгадайте
загадку:
Ногами все бьют мяч, пинают,
Как гвоздь в ворота забивают,
Кричат от радости все: «Гол!».
Игру с мячом зовут …
(Футбол)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю провести турнир по футболу.
(дети играют в футбол)
Возвращаемся в детский сад.
Сценарий образовательного терренкура «Поиски сокровищ» для
детей старшего дошкольного возраста
Маршрут:
«Метеостанция», «Альпийская горка», «Спортивная площадка»,
«Автогородок», «Огород», «Аллея выпускников».
Ход терренкура:
Дети выходят на площадку перед детским садом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый лист клена опустился ко
мне на ладошку. На нем что-то написано. Лесовичек приготовил для вас
сюрприз, только он его спрятал, но подготовил для вас подсказки как его
отыскать.
- Ну что тогда отправляемся на поиски сюрприза!
- Ребята в нашем путешествии поможет нам карта, на которой указано место,
где Лесовичек спрятал сюрприз.
-Где будет наша первая остановка, вы поймете, когда послушаете
стихотворение.
Хоть солнце жаркое сияет,
Хоть двадцатиградусный мороз,
Метеоролог наблюдает,
Синоптик пишет свой прогноз.
-Ребята кто такие метеорологи?
Дети: Это люди, которые наблюдают и определяют погоду.
Воспитатель: Ребята, а где они этим занимаются?
Дети: На станции (метеорологической)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где такое место есть?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте найдем его на карте.
Остановка «Метеостанция»
Воспитатель:
Что есть на этой станции?
Дети: термометр, солнечные часы, рукав.
Воспитатель: Ребята, этот рукав называется флюгер. Это приспособление
помогает увидеть, есть ли ветер, и какой он силы.
- Ребята, для того чтобы найти здесь подсказку, вам нужно выполнить все
задания.
Наблюдение за погодой
Воспитатель: Ребята раз мы с вами находимся на метеостанции, давайте
определим, какая у нас погода. А помогут нам в этом карточки.
Дети: Переменная облачность, возможен дождь, слабый ветер.
Игра «Прогноз погоды»
Цель: учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики,
пантомимики.
Воспитатель: Ребята, что нашли в ящичке?
Дети: Пазл
Воспитатель: Это подсказка Лесовичка, чтобы найти, где спрятан сюрприз,
нужно собрать пазлы и тогда узнаем точное место.
Воспитатель: Следующую остановку вы узнаете, если угадаете что
изображено на картинке.
Воспитатель: Что изображено на картинке?
Дети: разные растения, цветы, деревья.
Воспитатель: Как называется такое место?
Дети: Ботанический сад.
Воспитатель: Ребята, у нас тоже есть похожее место, на котором растут
самые красивые и необычные растения. Вы знаете, где оно?
Воспитатель: Отправляемся. Ребята это место называется Альпийская горка.
Остановка «Альпийская горка»
Воспитатель:
Это место называется так, потому что из камней выложены
возвышенности, напоминающие горы, а на них растут различные растения.
Воспитатель: У нас здесь растут редкие и необычные растения. Есть такие,
которые занесены в Красную книгу. Например,
Можжевельник казацкий
вырастает до 1-1,5 метров в высоту. Редко кустарник достигает до 4 метров.
Широко используется в медицине, мазью мажут гнойники, чесотку, от
облысения. Настойки используют при лечении почек и мочевого пузыря. Он
занесен в красную книгу.
Туя вересковидная является зеленым долгожителем, может расти до тысячи
лет.
Райграс бульбоносный, арабис Фердинанда, хоста очень красивые
растения, которые широко используют в садоводчестве.
Воспитатель: Ребята, вы нашли еще одну подсказку от Лесовичка.
-Отправляемся дальше. А где наша следующая остановка вы узнаете, когда
отгадаете загадки.
Когда ударами ракетки
Волан бросают через сетку
Соперники из двух сторон,
Все знают, это...
Дети: бадминтон
Два кольца, площадка, мяч.
На очередной свой матч
Собрались из разных школ
Мы, сразиться в...
Дети: баскетбол
От ладони без оглядки
Через сетку для посадки
На, чужой команды, пол
Мяч летит, то...
Дети: волейбол
Воспитатель: Что вы сейчас назвали?
Дети: Спортивные игры.
Воспитатель: Где эти игры проходят?
Дети: На спортивных площадках.
Воспитатель: Значит, куда мы идем дальше?
Дети: На спортивную площадку.
Остановка «Спортивная площадка»
Воспитатель организует игру «Мышеловка»
Ход игры: играющие делятся на две неравные команды, большая - образует
круг – «мышеловку», остальные – мыши.
Слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот расставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг
и мышеловка увеличивается.
Воспитатель: Ребята, вы нашли еще подсказку. Отправляемся дальше.
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы отправляемся дальше?
Дети: Автогородок.
Остановка «Автогородок»
Воспитатель:
1-е задание у вас викторина, я задаю вопрос, а вы отвечаете.
Викторина «Вопрос - ответ»
1.Кто является «пешеходом»?
Дети: «Пешеход» - это, человек, идущий пешком.
2. Где должны ходить пешеходы?
Дети: тротуар
3. Какие сигналы светофора вы знаете?
Дети: Красный, желтый, зеленый.
4. Почему опасно играть на проезжей части?
Дети: Можно попасть под машину.
5. Как правильно переходить дорогу.

Дети: 1 – приготовиться, 2 – посмотреть налево, 3 – посмотреть направо,
вновь налево и если нет машин, начинать переходить дорогу. Посмотреть
налево, дойти до середины – посмотреть направо и переходить дальше.
6. Какие виды переходов вы знаете?
Дети: Наземный, подземный.
7. С какой стороны надо обходить автобус?
Дети: Сзади.
9. Где можно играть детям?
Дети: Во дворе , на детских площадках.
10 Чего стоит опасаться на улице, когда гуляешь один?
Дети: машин, незнакомых людей.
Игра «Покажи дорожный знак»
Воспитатель: Ребята я называю дорожный знак, вы к нему подбегаете.
Стоянка. (Дети побежали).
- Что обозначает этот знак?
Дети: Здесь должны парковаться машины.
Пешеходный переход
Дети: Водитель должен остановиться и пропустить людей.
Пункт питания
Дети: Рядом находится кафе, столовая.
Пункт медицинской помощи
Дети: Рядом находится больница.
Осторожно дети
Дети: Осторожно могут выбежать на дорогу дети
Въезд запрещен
Дети: Нельзя шоферу въезжать
Воспитатель: И снова мы нашли подсказку от Лесовичка. Послушайте
песенку и узнаете следующую остановку (песенка Профессор кислых щей)
- Где растут овощи для кислых щей?
Дети: На огороде.
Остановка «Огород»
Воспитатель:
Ребята, какие овощи вы знаете?
Дети: Картофель, морковь, свекла, капуста….
Воспитатель: А вы знаете, например что:
Картофель появился в Европе только в 16 веке. Его выращивали в садах как
декоративное растение, варили из его ягод варенье, а употреблять в пищу
стали намного позже. А в 1800 году картофель был настолько редким
продуктом, что его дарили друг другу на праздники.

Кроме картошки, редкостью когда-то были и огурцы. Однажды турецкий
султан Магомет Второй (который славился своей жестокостью и жадностью)
приказал вскрыть животы своим семи подданным, узнав, что кто-то из них
съел один из присланных ему в подарок огурцов.
В Древней Греции лук считался священным овощем. Луковица считалась
символом устройства Вселенной. Лук в Греции ели и бедняки, и
аристократы. А чтобы заглушить запах, его заедали петрушкой и грецкими
орехами. Между прочим, когда у кого-то было горе, то в знак печали он или
она надевал венок из петрушки.
Самым ненавистным в мире овощем считается капуста. Президент Джордж
Буш-старший так ненавидел брокколи, что запретил ее в Белом доме. Ее
горький вкус не любит большинство людей на планете.
А вот любители брокколи советуют выбирать меньшие ростки, так как они
слаще. Их нужно разрезать, быстро сварить и потом бросить в холодную
воду, чтобы убрать горечь. Можно также добавить кислоту.
Например, лимон или красный винный уксус помогут избавиться от горького
привкуса.
-А сейчас я предлагаю собрать урожай.
(Дети вместе с воспитателем собирают урожай)
Воспитатель: Ребята, мы с вами нашли еще 1 подсказку. Отправляемся за
последней.
- А сейчас мы подойдем к месту, где по краю дороги растут деревья и
кустарники. Вы знаете такое место?
Дети: Аллея выпускников.
Остановка «Аллея выпускников»
Воспитатель:
Почему ее так назвали?
Дети: Эти деревья посадили выпускники детского сада.
Воспитатель: Совершенно верно. Когда открылся наш садик, и выпускались
первые выпускники, они вместе с родителями решили оставить о себе
памятную аллею.
-А сейчас поиграем, я загадываю загадку о дереве, вы должны угадать и
сказать посажено ли это дерево в аллее.
Игра «Угадай дерево»
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Дети: Береза.
С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
Дети: Липа.
Игра «Нарисуй листочек»
Дети рисуют листочки на асфальте мелками.
Воспитатель: Ну вот ребята, мы нашли последнюю подсказку. Давайте
соберем наш пазл и узнаем место, где спрятаны сокровища.
Дети: (собирают пазл). Это наш участок.
Воспитатель: Тогда пойдемте на нашу последнюю остановку и найдем наши
сокровища.
Воспитатель вместе с детьми идет на участок, и находят корзину с
яблоками.
Сценарий образовательного терренкура «Поздняя осень» для детей
старшего дошкольного возраста
Маршрут:
«Сельский дворик», «Автогородок», «Спортивная площадка»,
«Молодой дубок», «Метеостанция», «Станция сказочная».
Ход терренкура:
Дети выходят на площадку перед детским садом.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами на прогулке отправимся в
познавательное путешествие по территории нашего детского сада. У
настоящих путешественников всегда есть карта. У нас тоже есть карта, она
поможет нам в пути (воспитатель с детьми рассматривает карту, на которой
схематично изображена территория детского сада, указаны места, где дети
будут совершать остановки).
Остановка «Сельский дворик» (дети находят первый конверт с заданием).
Задание: отгадать загадки.
Летит орлом, гудит, как гром,
Стучит в окно, не спросясь никого (ветер)
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча, облака)
Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле (дождь)
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает? (осень)

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки
Остановка «Автогородок»
Задание: назвать знаки находящиеся на площадке Автогородка.
Подвижная игра «Веселый трамвайчик»
Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель
трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают
свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного
пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на
противоположной стороне площадки.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем наше путешествие (сверяют путь по
карте)
Остановка «Спортивная площадка»
Воспитатель: А теперь чтобы сильным быть и ловким, приступаем к
тренировкам!

Чуть слышно осень наступает.
И листья на деревьях облетают.
И дождь осенний льёт с небес.
Лес давно уж нас зовет.
Мы отправляемся в поход!

Ходьба на носочках.

Вот дорога впереди
Боком надо нам пройти.

Идут приставным шагом боком .

Высоко ноги поднимаем
Весело шагаем

Шагают с высоким подъёмом колена

Ступеньки к озеру спешат
Прыгать нам они велят

Прыгают на обеих ногах, с
продвижением вперёд

По дорожке земляной
Идём змейкой
Затем обычною ходьбой
Врассыпную мы идем
Скоро лес мы найдём.

Ходьба змейкой

Остановка «Молодой дубок»
Задание – игра: знаете ли вы деревья, кустарники и травы?
Воспитатель: Если прозвучит название дерева – вставайте на носочки, руки
вытягивайте вверх. Если название кустарника – руки в стороны, присесть на
корточки. Если травянистого растения – присесть и руки опустить вниз.
(Произносит: берёза, ель, сирень, каштан, одуванчик). Дети выполняют
задания
Остановка «Метеостанция»
Воспитатель:
Дети, сегодня мы познакомимся с приборами, которые есть
на метеостанции (Воспитатель показывает детям термометры) Они нужны
для измерения температуры воздуха.
Этот прибор называется флюгер. Флюгер и компас помогают определить
направление ветра. Благодаря им мы знаем, откуда дует ветер: с севера,
востока, запада, юга.
Вот еще один прибор – ветряной рукав. Он тоже показывает направление и
силу ветра. Когда ветер сильный, ветряной рукав похож на надутый
конусообразный шар.
Следующий прибор называется барометр. Он измеряет атмосферное
давление.
И последний прибор - солнечные часы служит для определения времени.
Воспитатель вместе с детьми определяют погоду.
Остановка «Станция сказочная»
Задание: назвать как можно больше сказок, где встречаются трудолюбивые и
ленивые персонажи.
Воспитатель:
Долго с вами мы гуляли, свежим воздухом дышали.
Руки в сторону, к плечам – не нужна усталость нам.
Руки вверх, вниз, вперёд –
Пора заканчивать поход.
На последнем листочке – задание:
В мире нет рецепта лучше –
Будь со спортом неразлучен,
Проживешь сто лет –
Вот и весь секрет!
Воспитатель: а теперь нам пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сборник Конспекты маршрутов образовательного терренкура

       Педагоги МАДОУ "Центр развития ребёнка "Детский сад № 1 "Жар-птица" разработали конспекты маршрутов по образовательному терренкуру и два года...

Конспекты маршрутов образовательного терренкура в разных возрастных группах

Весна«Мишка и его друзья» (младший дошкольный возраст)«Встречаем весну» (средний дошкольный возраст)«Сказочная прогулка» (средний дошкольный возраст)«Увлекате...

Конспекты маршрутов образовательного терренкура в разных возрастных группах

ЗИМА«Здравствуй, Зимушка» (младший дошкольный возраст)«Зимние забавы» (средний дошкольный возраст)«В гостях у лесных зверят» (средний дошкольный возраст)«Зимн...

Конспекты маршрутов образовательного терренкура в разных возрастных группах

ЛЕТО«Веселая прогулка» (младший дошкольный возраст)«По дорожке мы пойдем» (средний дошкольный возраст)«Увлекательная прогулка» (старший дошкольный возраст)«На...

сборник "Конспекты маршрутов образовательного терренкура"

Конспекты маршрутов по образовательному терренкуру помогут педагогам организовать и провести прогулки на территории детского сада....

Конспекты маршрутов образовательного терренкура в разных возрастных группах.

Конспекты маршрутов образовательного терренкура в разных возрастных группах в разное время года....