Тема выступления на педсовете по второй годовой задаче «Дидактический потенциал народных подвижных игр»
консультация (старшая группа)

КУЗНЕЦОВА НАДЕЖДА ГЕОРГИЕВНА

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.

Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка. Важнейшим условием развития  является освоение игровой деятельности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке необходимых навыков и умений. Игра является потребностью растущего организма. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-соревнования, игры с мячом и различным спортивным инвентарём. Но одни из самых любимых – веселые подвижные игры. Прятки, ловишки, салочки, горелки, русская лапта, казаки-разбойники, различные игры с мячом. Пожалуй, каждый из нас играл в них в детстве с большим удовольствием!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

Тема выступления на педсовете

по второй годовой задаче

«Дидактический потенциал народных подвижных игр»

Воспитатель: Кузнецова Н.Г.

Май 2019г.

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. 

Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка. Важнейшим условием развития  является освоение игровой деятельности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке необходимых навыков и умений. Игра является потребностью растущего организма. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-соревнования, игры с мячом и различным спортивным инвентарём. Но одни из самых любимых – веселые подвижные игры. Прятки, ловишки, салочки, горелки, русская лапта, казаки-разбойники, различные игры с мячом. Пожалуй, каждый из нас играл в них в детстве с большим удовольствием!

Все эти игры родом из народа, так же как и сказки, песенки, потешки. И многие из них имеют многовековую историю, они пришли к нам из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В этих играх отражается любовь народа к веселью, раздолью, сноровке и удальству.

Радость движения сочетается в народных играх с богатым духовным содержанием. Эти игры несут в себе огромный потенциал для физического развития ребенка, формируют устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны.

Русские народные игры для детей оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, развивают нравственные качества, развивают ребенка физически и обогащают духовно. В процессе игр у детей активизируется интерес к народному творчеству. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом, происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества и отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей.

В детском саду приобщение детей к русской народной культуре начинается практически с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте кругозор детей мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступном сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку в повседневной жизни (кот, птички). Или игры, с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Во время игры все дети выполняют одинаковые роли и движения. В игру не вводится несколько разных образов. Выделяется лишь одна ответственная роль, которую вначале выполняет воспитатель, а затем назначенный им ребенок. Целесообразно проводить игру 2-3 раза подряд, далее предложить детям новую, а затем снова вернуться к первой игре.

Правила в старшем дошкольном возрасте усложняются. Увеличивается количество игр, в которых нет образов, игры даются разного рода («Бабка –Ежка», «Сапожок», «Гуси лебеди», «Цепи кованные»). Дети понимают задачу поставленную взрослым, самостоятельно выполняют указания педагога, лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включают коллективные соревнования.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, является необходимым условием для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности, имеет решающее значение в становлении основ личности и дальнейшем её развитии. Народные подвижные игры - это прекрасная возможность естественным путем, в привычных для ребенка условиях выработать навыки произвольного поведения, а также повысить двигательную активность. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием принимают в них самое активное участие

Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:

-никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;

-использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки);

-создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка;

-быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;

-не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи;

-участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней.

Насколько эффективна игра, можно судить по следующим показателям:

-дети с желанием играют;

-проявляют яркие эмоции;

-стараются выполнить правила и ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность.

-умение дошкольников самостоятельно организовывать знакомую игру.

Обучение детей народным играм:

-чётко, лаконично объяснять детям правила, указывать местоположение играющих;

-использовать оборудование;

-убедиться, что дети поняли двигательное и смысловое содержание игры;

-мотивировать детей на игру;

-поставить цель: выполнить правила игры;

-на первом этапе обучения нужно назначать водящих, которые более энергичные и инициативные дети; далее водящий не назначается, а выбирается считалкой, жеребьёвкой;

-постепенно правила усложнять, предлагать детям составить варианты игры;

-педагог активно руководит, а если нужно, сам играет вместе с детьми.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

План проводимых мероприятий творческой группы. По работе над второй годовой задачи детского сада «НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

План проводимых мероприятий творческой группы № 2По работе над второй годовой задачи детского сада«НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Выступление на педсовете "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народно-прикладным искусством"

Представлен опыт работы по обучению детей старшей группы декоративному рисованию...

Вторая годовая задача. Конструирование из ниток "Шапочка для снеговика"

Здесь вы сможе ознакомиться с интересным способом конструирования зимней одежды  из ниток и картона.Видео инструкция "Шапочка снеговика"https://youtu.be/5MMCcs6hfhw...

Выступление на педагогическом совете по годовой задаче: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Самая главная наша задача – это охрана и укрепление здоровья детей, что при реализации комплексного подхода приводит к значимому результату....