Тема выступления на педсовете по второй годовой задаче «Дидактический потенциал народных подвижных игр»
консультация (старшая группа)
Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.
Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка. Важнейшим условием развития является освоение игровой деятельности.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке необходимых навыков и умений. Игра является потребностью растущего организма. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-соревнования, игры с мячом и различным спортивным инвентарём. Но одни из самых любимых – веселые подвижные игры. Прятки, ловишки, салочки, горелки, русская лапта, казаки-разбойники, различные игры с мячом. Пожалуй, каждый из нас играл в них в детстве с большим удовольствием!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ИРМО
«Уриковский детский сад комбинированного вида»
Тема выступления на педсовете
по второй годовой задаче
«Дидактический потенциал народных подвижных игр»
Воспитатель: Кузнецова Н.Г.
Май 2019г.
Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.
Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка. Важнейшим условием развития является освоение игровой деятельности.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке необходимых навыков и умений. Игра является потребностью растущего организма. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-соревнования, игры с мячом и различным спортивным инвентарём. Но одни из самых любимых – веселые подвижные игры. Прятки, ловишки, салочки, горелки, русская лапта, казаки-разбойники, различные игры с мячом. Пожалуй, каждый из нас играл в них в детстве с большим удовольствием!
Все эти игры родом из народа, так же как и сказки, песенки, потешки. И многие из них имеют многовековую историю, они пришли к нам из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В этих играх отражается любовь народа к веселью, раздолью, сноровке и удальству.
Радость движения сочетается в народных играх с богатым духовным содержанием. Эти игры несут в себе огромный потенциал для физического развития ребенка, формируют устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны.
Русские народные игры для детей оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, развивают нравственные качества, развивают ребенка физически и обогащают духовно. В процессе игр у детей активизируется интерес к народному творчеству. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом, происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества и отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей.
В детском саду приобщение детей к русской народной культуре начинается практически с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте кругозор детей мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступном сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку в повседневной жизни (кот, птички). Или игры, с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Во время игры все дети выполняют одинаковые роли и движения. В игру не вводится несколько разных образов. Выделяется лишь одна ответственная роль, которую вначале выполняет воспитатель, а затем назначенный им ребенок. Целесообразно проводить игру 2-3 раза подряд, далее предложить детям новую, а затем снова вернуться к первой игре.
Правила в старшем дошкольном возрасте усложняются. Увеличивается количество игр, в которых нет образов, игры даются разного рода («Бабка –Ежка», «Сапожок», «Гуси лебеди», «Цепи кованные»). Дети понимают задачу поставленную взрослым, самостоятельно выполняют указания педагога, лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включают коллективные соревнования.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, является необходимым условием для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности, имеет решающее значение в становлении основ личности и дальнейшем её развитии. Народные подвижные игры - это прекрасная возможность естественным путем, в привычных для ребенка условиях выработать навыки произвольного поведения, а также повысить двигательную активность. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием принимают в них самое активное участие
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:
-никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;
-использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки);
-создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка;
-быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;
-не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи;
-участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней.
Насколько эффективна игра, можно судить по следующим показателям:
-дети с желанием играют;
-проявляют яркие эмоции;
-стараются выполнить правила и ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность.
-умение дошкольников самостоятельно организовывать знакомую игру.
Обучение детей народным играм:
-чётко, лаконично объяснять детям правила, указывать местоположение играющих;
-использовать оборудование;
-убедиться, что дети поняли двигательное и смысловое содержание игры;
-мотивировать детей на игру;
-поставить цель: выполнить правила игры;
-на первом этапе обучения нужно назначать водящих, которые более энергичные и инициативные дети; далее водящий не назначается, а выбирается считалкой, жеребьёвкой;
-постепенно правила усложнять, предлагать детям составить варианты игры;
-педагог активно руководит, а если нужно, сам играет вместе с детьми.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по второй годовой задаче: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном структурном подразделении»
Физкультурно-оздаровительные работы...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
План проводимых мероприятий творческой группы. По работе над второй годовой задачи детского сада «НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
План проводимых мероприятий творческой группы № 2По работе над второй годовой задачи детского сада«НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Выступление на педсовете "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народно-прикладным искусством"
Представлен опыт работы по обучению детей старшей группы декоративному рисованию...
консультация для педагогов "Дидактический потенциал народных подвижных игр"
консультация для педагогов....
Вторая годовая задача. Конструирование из ниток "Шапочка для снеговика"
Здесь вы сможе ознакомиться с интересным способом конструирования зимней одежды из ниток и картона.Видео инструкция "Шапочка снеговика"https://youtu.be/5MMCcs6hfhw...
Выступление на педагогическом совете по годовой задаче: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
Самая главная наша задача – это охрана и укрепление здоровья детей, что при реализации комплексного подхода приводит к значимому результату....