Проект в старшей группе «Основы безопасного поведения»
проект (старшая группа)
Проект по безопасности в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по безопасности в старшей группе | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе «Основы безопасного поведения»
Актуальность:
Самое ценное в нашей жизни – дети.
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих и взрослых.
Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны.
Поэтому необходимо сформулировать у детей модель безопасного поведения, которая позволит действовать адекватно в конкретной сложной ситуации.
Задача взрослых – помочь детям научиться безопасному поведению, в первую очередь собственным примером.
Цель проекта:
Сформировать у детей навыки поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Тип проекта: долгосрочный, информационный, практико-ориентированный.
Длительность проекта: 6 мес.
Участники проекта: воспитатель, дети и их родители.
Планируемый результат:
Дети старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях.
Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, режимные моменты, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Этапы проекта:
I. Подготовительный.
Работа с родителями.
Цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.
II. Реализация проекта.
Проект включает четыре раздела, каждый раздел с определенным названием, у раздела своя цель, задачи и методы реализации.
1. Ребенок и природа «Береги свою планету, ведь другой на свете нет»
2. Ребенок и другие люди «Берегись бед- пока их нет»
3. Ребенок дома «Мой дом, моя крепость»
4. Ребенок на улице «Когда держишь путь, осторожен будь».
Работа с детьми проводится на протяжении всего времени реализации проекта.
III. Результаты проекта.
Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, итоговая выставка совместной работы родителей и детей по теме проекта, презентация проекта.
- Ребенок и природа
«Береги свою планету, ведь другой на свете нету»
Цель:
Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
- Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.
- Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.
- Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
- Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними.
Темы основных направлений работы:
«Съедобные и несъедобные грибы. Съедобные ягоды и ядовитые растения».
- Беседы: «Лес – богатство нашей Родины», «Съедобные и несъедобные грибы», «Что делать при отравлении грибами», «Лекарственные растения».
- Рассматривание иллюстраций: «Грибы в лесу», «Съедобные и несъедобные грибы», «Ядовитые растения», рассматривание альбома «Лекарственные растения».
- Дидактические игры: «Что будет если…», «Собери грибы в корзину», «Съедобные – несъедобные ягоды» и другие.
- Отгадывание загадок на эту тему.
- Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В. Даля «Война грибов с ягодами», «На лесной тропинке», «Трава здоровья»; стихи В. Рождественского «Ромашки», «Подорожник».
- Сюжетно-ролевая игра: «На пикнике».
- Продуктивная деятельность: рисование «Пойду по дорожке, найду ягоду морошку» (лесные, лекарственные ягоды), рисование молоком «Грибы».
- Разучивание физкульт минуток.
«Контакты с животными и насекомыми».
- Беседы: «Удивительные насекомые»; «Не дразните собак…», «Как вести себя при встрече с животными».
- Рассматривание энциклопедии, иллюстраций: «Насекомые».
- Чтение художественной литературы: сказка «Домашнее животное - пчела»; Б. Житков «Беспризорная кошка».
- Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь…».
- Составление рассказов на тему: «Осторожно с пчёлами, змеями, клещами! ».
- Продуктивная деятельность (рисование): «Опасные насекомые».
«Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)».
- Беседа: «Земля – наш общий дом», «Чем опасен водоем».
- Просмотр тематического видеофильма «Вода на Земле», просмотр схем: «Что можно и что нельзя делать в природе».
- Чтение художественной литературы: стихотворение М. Бородицкая «Разговор с пчелой», Б. Житкова «На льдине».
- Рассказы воспитателя: «Гром и молния», «Тепловые удары», «Гололед».
- Просмотр серий мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь», обсуждение.
- Отгадывание загадок о лесе и его обитателях; природных явлениях.
- Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке.
- Подвижная игра: «Птички в гнёздышках», «Тучи собираются, дождик начинается».
- Конструирование: «Панамка из бумаги»; создание табличек - знаков: «Правила поведения в природе».
- Экспериментальная деятельность: опыты и эксперименты.
Работа с родителями:
1.Папки-передвижки: «Дети и природа»; «Общение с природой – прекрасно или опасно?»;
«Растения могут быть опасными» и другие.
Консультация «Правила поведения вблизи водоемов».
2.Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами»; «Как вести себя при встрече с животными».
3.Индивидуальные беседы.
4.Совместное сотрудничество родителей и детей.
2. Ребенок и другие люди
«Берегись бед- пока их нет»
Цель:
Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами.
Задачи:
- Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми, подозрительными предметами.
- Познакомить с ситуациями угрожающие здоровью.
- Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, развивать познавательную активность детей, обобщая представления о людях, предметах.
Темы основных направлений работы:
«Незнакомые предметы на улице»
- Беседа «В мире опасных вещей».
- Чтение художественной литературы: рассказа Л. Радзиевской «Считаем этажи».
- Показ наглядных пособий "Опасные предметы"
- Дидактические игры: «Не всякий клад - находка», «Опасно-не опасно», «Вопрос - ответ», и др.
- Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Осторожно, незнакомый предмет на улице», «Что мы будем делать, если обнаружим посторонний предмет?».
«Свой - чужой»
- Беседа «Внимание незнакомец».
- Чтение художественной литературы: сказок «Красная шапочка», «Белоснежка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», Колобок», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Снежная Королева», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».
- Дидактические игры: работа с разрезанными картинками, «Можно - нельзя» «Помоги сказочным героям» «Доскажи словечко!», «Знакомый, свой, чужой».
- Сюжетно-ролевая игра "Люди добрые, люди злые", «Шпионы», «Поездка на рынок».
- Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Если я потерялся на улице», «Незнакомец предлагает игрушку», «Незнакомец зовет покататься на красивой машине», «Что делать, если тебя похитили на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?». и т.д.
- Обучение ориентированию по схемам: «Мой двор», «Улицы города».
- Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».
Работа с родителями:
1. Оформление папок-передвижек по теме: «Безопасность вашего ребенка», «Навыки личной безопасности», «Осторожно - терроризм».
2. Совместные рисунки родителей и детей на тему: «Контакты с незнакомыми людьми», «Злой и добрый человек».
3. Индивидуальные беседы.
3. Ребенок дома
«Мой дом, моя крепость»
Цель:
Формирование осознанного правильного поведения, позволяющего опасные избегать ситуации дома. Закрепление знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами, способствовать осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту.
- Научить соблюдать определенные правила поведения дома.
- Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности.
- Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
Темы основных направлений работы:
«Опасные предметы дома»
- Беседа «Где живет электричество», «Кто придумал спички», «Чем опасны острые предметы».
- Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Неосторожная резвушка» обсуждение, Г. Блинов «Сто бед и непослушная розетка».
- Рассказ детей по предметным картинкам «Бытовые приборы в доме».
- Рассматривание сюжетных картинок о горючих веществах и опасных предметах.
- Решение проблемной ситуации «Если рядом огонь».
- Подвижная игра-эстафета «Лекарства - друзья или враги».
- Выставка рисунков «Безопасность в быту».
- Сюжетно- ролевая игра «Готовимся к приходу гостей» с использованием моделей бытовой техники, «Кукла заболела».
- Экспериментирование «Дикое электричество», «Нагревание предметов», опыты с водой, объяснение свойств воды.
«Опасные ситуации в быту»
- Беседа «Если случилась беда».
- Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике»,
- Театрализация «Один дома» с практическим решением детьми проблемных ситуаций.
- Практическая работа «Вызываем спецслужбу по телефону».
- Игра- ситуация «Если в дверь позвонили».
- Рисование «Опасные места в моем доме».
Работа с родителями:
1. Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка одного дома».
2. Беседы: «Как избежать неприятностей дома», и др.
4. Ребенок на улице
«Когда держишь путь, осторожен будь».
Цель:
Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора. Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу. Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса. Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.
Задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
Темы основных направлений работы:
«Светофор и его сигналы. Дорожные знаки»
- Беседы «Как появился светофор. Виды светофоров», «Красный, жёлтый, зелёный…».
- Чтение художественной литературы: Михалков С. «Бездельник светофор», Волков С. «Как пройти через дорогу?».
- Рассматривание предметных картинок «Дорожные знаки».
- Дидактические игры: «Светофорики», настольная игра «Участники дорожного движения», «Дорожные знаки».
- Аппликация «Светофор».
- Разбор ситуаций: «Какие знаки помогают пешеходу в пути?».
«Дорога-не место для игр. Я- велосипедист»
- Беседа «Как появился велосипед».
- Рассматривание и обсуждение сюжетных картин «Дети на дороге».
- Чтение художественной литературы: Н.Кончаловская «Самокат».
- Проблемная ситуация «Какой путь для велосипедиста верный».
- Дидактические игры: «Опасно-неопасно», «Опасные ситуации», «Логическая цепочка».
- Рисование «Велосипедист на улицах города».
«Правила дорожного движения»
- Беседа о правилах и участниках дорожного движения. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»
- Просмотр серий мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)».
- Дидактические игры: «Исправь ошибку художника»,
- Плоскостное конструирование «На улицах города».
- Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Девочка и грибы», Носов Н. «Автомобиль», Д.Хурманек «Перекресток», Иришин «Прогулка по городу».
- Настольная игра «Железная дорога».
- Викторина «Правила движения достойны уважения».
- Подвижные игры «Дорожные знаки и автомобили», «Тише едешь-дальше будешь»,
- Изготовление альбома «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
- Сюжетно-ролевая игра: «Мы пешеходы», «Я - водитель».
Работа с родителями:
1.Консультации: «Дисциплина на улице –залог безопасности пешеходов», «Учим детей правильно пользоваться пассажирским транспортом», «Обучаем детей правильно обходить транспорт», «Соблюдение правил поведения на улице – залог здоровья вашего ребёнка».
2. Выставка рисунков и поделок по теме: «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
3. День открытых дверей “Как мы учим детей правилам дорожного движения”.
4. Изготовление дорожных знаков.
Список литературы:
1.Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб «Детство-Пресс», 2002.
2.Баринова Е.В. Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога. Ростов-на-Дону, Феликс, 2015.
3.Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.
4.Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Новосибирск, 2006.
5.С. -П. Детство-пресс. 2009.
6.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
7.Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
8.Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.
9.Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
10.Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
9.Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
11.Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
12.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект НОД ПО ОБЖ «Безопасность детей на природе»
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Продуктивная деятельность (аппликация с элементами рисования).
Цели:
Расширение представления о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, насекомых.
Развитие лексико-грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных. Развитие познавательного интереса к миру природы, развитие речи в беседе, логического мышления, внимания через дидактические игры, развитие фантазии, творчества.
Закрепление правил безопасного поведения в природе.
Воспитание чувства бережного отношения к природе и своему здоровью.
Оборудование:
Предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход?»: коробок спичек, мешок для мусора, бутылка с водой, аптечка, лейкопластырь, ватные палочки, рогатка, топор, зажигалка.
Для аппликации: клей ПВА, кисточки по количеству детей, салфетки, листы бумаги в виде круга, цветная бумага, карандаши (фломастеры).
ХОД:
Звучит музыка. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем. Приготовьте ладони и на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.
-Здравствуй, солнце золотое (касаются большие пальцы друг друга).
-Здравствуй, небо голубое (касаются указательные пальцы).
-Здравствуй, вольный ветерок (касаются средние пальцы).
-Здравствуй, синий ручеёк (касаются безымянные пальцы).
-Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!
(касаются мизинцы и ладони раскрываются).
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои лучезарные улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение.
- Ребята, а в каком краю мы живём?
Дети: На Урале.
Воспитатель: А Урал богат лесами, полями, реками и озёрами. А что такое лес?
Дети: Растёт много деревьев, растений, грибов, ягод, и в нём живут животные.
Воспитатель: А зачем люди ходят в лес?
Дети: Отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать ягоды и грибы.
Воспитатель: А для чего нужен свежий воздух?
Дети: Чтобы не болеть.
Воспитатель: Сегодня вы также узнаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу, на природе.
Научимся оберегать себя в разных опасных ситуациях. Дети, а как вы понимаете слово безопасность?
Дети: Безопасность - это когда ведёшь себя так, чтобы не случилось беды, неприятности.
Воспитатель: Вот и мы сейчас отправимся в лес на прогулку. Нам нужно взять всё необходимое, что может пригодиться.
Д/И «Что возьмём с собой в поход?»
(рюкзак, аптечка, зажигалка, спички, рогатка, топор, детская косметика).
Воспитатель: Мы всё сложили в рюкзак и поехали на электричке. Друг за другом (чух-чух-чух).
Воспитатель: Станция ЛЕСНАЯ! Я предлагаю вам выйти и сесть на пенёчки.
Ребята, а в лесу не только много интересного, но и сказочного. В лесу живёт старичок Лесовичок, но он от нас прячется. Чтобы старичок Лесовичок вас не боялся, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с ним на лесном языке. Я скажу слово, а вы добавьте к нему слово «лесной».
Воспитатель: Гриб, какой? (лесной).
(Дорога, ягоды, тропинка, воздух, листочек, дерево, запахи).
- Давайте его позовём!
(С разной интонацией: шёпотом, погромче, совсем громко).
Старичок - Лесовичок, выйди к нам!
Появляется лесовичок (можно игрушку) с корзинкой, в которой грибы, ягоды.
Здравствуйте, ребята!
Я весёлый старичок,
Старичок – Лесовичок.
Я люблю гулять по лесу
Знаю лес и лес люблю
В гости вас к себе зову!
Отгадайте загадку и вы узнаете, о чём мы будем говорить дальше.
«Под сосною у дорожки
Кто сидит среди травы,
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы».
Иллюстрации со съедобными грибами, немного информации.
Воспитатель: Дети, а все ли грибы съедобные? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, не все грибы съедобные, есть грибы, которые собирать нельзя! В несъедобных грибах есть яд. Если человек их ест, может возникнуть отравление. В этом случае, необходимо сразу обратиться к врачу.
Иллюстрации с несъедобными грибами.
Воспитатель: А чем они отличаются, съедобные и несъедобные грибы?
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
А сейчас мы отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём
Вверх на солнышко посмотрим
А затем похлопаем,
Ногами мы потопаем,
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали.
1, 2, 3, 4, 5 мы пойдём гулять!
Лесовичок: Природа таит в себе ещё много опасностей, в лесу, в котором вы не раз бывали с взрослыми, множество опасностей. Как вы думаете, что это за опасности? (Ответы детей.)
Лесовичок: Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу? Как нужно было поступить в этой ситуации?
(Ответы детей.)
Лесовичок: Иногда приходится вызывать спасателей МЧС. Кто знает номер телефона? (01).
Воспитатель: А сейчас мы вместе погуляем по тропинкам и дорожкам! А почему нельзя ходить по траве? (Ответы детей.)
- В траве много насекомых, которых вы можете потревожить. Насекомые могут на вас напасть и покусать.
Иллюстрации опасных насекомых.
Игра «Назови опасных насекомых».
Воспитатель: Ой, ребята, что-то стало очень душно, влажно, подул сильный порывистый ветер. Неужели это начинается гроза? Даже насекомые спрятались.
Иллюстрации о грозе.
Воспитатель: Что опаснее, гром или молния? (Ответы детей.)
- Как нужно вести себя, если гроза застала вас на природе? Можно ли использовать зонт в грозу? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вот и закончилась гроза, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте осмотрим себя, нет ли на одежде клещей? А теперь пойдём в детский сад! До свидание лесовичок. Садимся на электричку (чух-чух-чух).
Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте вспомним, чему нас научил Лесовичок.
Игра «Топай – хлопай».
- Собирай в корзину только те грибы, которые ты знаешь.
- Собирай в корзину мухоморы, ведь они такие красивые!
- Не трогайте ядовитые растения и не берите их в рот.
- В грозу нужно снять металлические вещи и спрятаться в овраге.
- А может быть в грозу нужно укрыться зонтом?
Воспитатель: Хорошо, ребята, правила безопасного поведения в лесу вы усвоили. Я предлагаю вам сделать для Лесовичка подарок (запрещающие знаки).
Дети выполняют работы и комментируют их.
Воспитатель: Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Сегодня вы стали «Юными друзьями природы». Друг природы-человек, который любит, бережёт её и соблюдает правила безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей старшей дошкольной группы основам безопасного поведения на дорогах Тема: «Винни Пух в Стране дорожных знаков»
Конспект ООД по обучению детей смешанной дошкольной группы основам безопасного поведения на дорогахТема: «Винни Пух в Стране дорожных знаков»Цель: формировать у старших до...
Проект в средней группы "Основы безопасности"
Деятельность человека неразрывно связана с окружающей средой, которая, в свою очередь, таит в себе большое количество опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признана во всем мире и считае...
Проект мини-музея в старшей группе "Основы безопасности жизнедеятельности"
Проект мини-музея в старшей группе "Основы безопасности жизнедеятельности"...
Долгосрочный проект в средней группе "Основы безопасности"
Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность со...
Долгосрочный проект в средней группе «Основы безопасности»
Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность со...
Долгосрочный проект в средней группе «Основы безопасности» Составил воспитатель: Малимон Н.С
Сроки проведения: июль- сентябрь 2024г.Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности остаётся крайне актуальным, поскольку общество требует от индивидов способности к социальной адаптации...
Педагогический проект в старшей группе «Основы безопасного поведения»
Педагогический проект в старшей группе 6-7 лет «Основы безопасного поведения»...