Проект по ознакомлению с основами безопасного поведения «Береги свою жизнь»
проект по обж (старшая группа)
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Нам необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны знать и выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия Олимпионик»
Проект по ознакомлению с основами безопасного поведения
«Береги свою жизнь»
срок реализации 1 год
Подготовила воспитатель:
Рыжакова Е.М..
Саратов 2023
Актуальность: В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Нам необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны знать и выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Цель: Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья, воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости- действовать.
Задачи:
- Образовательные: знакомство с бытовыми и природными источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту, на улице, в природе.
- Развивающие: развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе.
- Воспитательные: воспитание грамотного участника дорожного движения, воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Принципы:
- системность и последовательность,
- доступность,
- включение в деятельность,
- наглядность,
- динамичность,
- психологическая комфортность.
Тип проекта: информационно- практико-ориентированный, долгосрочный, групповой, открытый.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы «Попрыгуши»», родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023- май 2024
Этапы проекта:
1 этап- Подготовительный.( сентябрь2023)
Цель:
- Определить цели и задачи проекта,
- подобрать литературу и дидактический материал.
- Познакомить родителей с проектом.
- Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.
2 этап- Основной (октябрь2023-апрель2024)
Цель:
- Ввести правила в жизнь детей
- Показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях
- Тренировать в умении применять эти правила.
- Диагностика знаний детей о правилах безопасности.
3 этап- Заключительный(май 2024)
Цель:
- Помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями
- Диагностика уровня овладения знаниями.
Механизм реализации проекта: в основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников. В процессе реализации того проекта дети рисуют, играют, выполняют домашние задания совместно с родителями, знакомятся с художественной литературой, оформляют со взрослыми уголок безопасности. Взрослые (педагоги, специалисты, родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками решений проблемных ситуаций, совместных праздников.
Формы организации проекта:
- специально организованная деятельность детей, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно-следственные связи.
- Совместная деятельность воспитателя и детей-беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные в организованной деятельности.
Продукты проектной деятельности:
- Продукты детского изобразительного творчества.
- Наглядные пособия – игры, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
- Уголок безопасного дорожного движения в группе.
- Макет «Улица города»
- Материалы по работе с родителями.
- Презентация проекта
- Выставка детских работ.
Работа с родителями:
Цель: объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Критерии эффективности проекта:
- Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге, в природе, дома.
- Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой жизненной ситуации.
- Пробудить у родителей интерес к проблемам детского сада.
- Дети, родители будут не только сами соблюдать правила безопасности, но так же, привлекать к тому других людей.
Выводы:
- Данная работа позволила закрепить у детей знания и получить практические навыки безопасной жизни.
- Развивать познавательную активность детей, умение осознанно выполнять правила ОБЖ.
- Накопленные знания и впечатления детей отражают в изодеятельности. Что способствует у них развитию воображения, творчества.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- М.: АСТ,1998.
- Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.- Воронеж: Издательство «Учитель», 2005.
- Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры.- СПБ:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013,-128с.
- Соколова Ю.А. Правила безопасности.- М.: «Эксмо», 2006
- Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников:занятия, планирование, рекомендации.-Волгоград: Учитель,2010.-207с.
Приложение №1
Календарно- тематическое планирование работы на год.
месяц раздел | неделя | вид деятельности | тема | цель, содержание | |||
С Е Н Т Я Б Р Ь | Д И А Г Н О С Т И К А | 1 | игры | по разделу «Я дома», «Я и другие люди» | Уточнение знаний детей по данному разделу | ||
2 | игры | по разделу «Я и природа» | Уточнение знаний детей по данному разделу | ||||
3 | игры | по разделу «ПДД» | Уточнение знаний детей по данному разделу | ||||
4 | игры | по разделу «Мое здоровье» | Уточнение знаний детей по данному разделу | ||||
О К Т Я Б Р Ь | Р Е Б Ё Н О К И П Р И Р О Д А | 1 | Проигрывание проблемных ситуаций Просмотр фильма и презентаций. |
| Знакомить с правилами поведения в природе. Формировать представление о ядовитых грибах и ягодах, плодах деревьев. | ||
2 | Игра-экскурсия. Просмотр видеоматериала по теме |
| Познакомить с лекарственными растениями нашей местности правилами обращения с ними. | ||||
3 4 | ООД, дидактические игры, игра драматизация ООД, рассматривание иллюстраций и видео по теме. | №3 «Кошки и собаки- наши друзья» №4 «Ухудшение экологической ситуации. Восстановление окружающей среды» | Учить понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. Сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Выяснить, что может загрязнять у нас окружающую природу в Костроме, и чем мы можем помочь. | ||||
Н О Я Б Р Ь | С Т И Х И Й Н Ы Е Б Е Д С Т В И Я | 1 | Просмотр видеофильма. ООД, дидактические игры. | №5 «Стихийное бедствие-землетрясение» | Познакомить детей со стихийным бедствием, его последствиями. Воспитывать чувство взаимовыручки | ||
2 | Просмотр видеофильма. ООД, дидактические игры. | №6 «Стихийное бедствие- наводнение.» | Знакомить детей с этим стихийным бедствием, причины возникновения, ущерб, который оно наносит людям. | ||||
3 | Просмотр видеофильма. ООД, дидактические игры | №7 «Стихийное бедствие- смерч, ураган.» | Объяснить какой вред природе и человеку наносят воздушные стихийные бедствия. Познакомить с правилами поведения при урагане. Воспитывать чувство взаимопомощи. | ||||
4 | Просмотр видеофильма. НОД, дидактические игры | №8 «Знакомство с работой спасателей.» | Формировать представление о том, кто такие спасатели, что они должны уметь делать, какими качествами должны обладать. воспитывать уважение к труду спасателей | ||||
Д Е К А Б Р Ь | О Г О Н Ь - Д Р У Г И В Р А Г | 1 | ООД, просмотр видеоматериалов. | №9 «Огонь и «укротитель огня». | Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем, воспитывать в детях уважение к профессии пожарного. | ||
2 | ООД | №10 «Осторожно огонь!» | Формировать представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено- спички, газовые плиты, печки. | ||||
3 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №11 «О правилах важных-пожаробезопасных.» | Закрепить основные правила пожарной безопасности, объяснить, какой вред приносят игры с огнем. | ||||
4 | Дидактические игры | №12 «Осторожно-Новый год» | Расширять и закреплять знания о безопасном проведении праздников | ||||
Я Н В А Р Ь | З д о р о в ь е р е б е н к а | 2 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №12 «Изучаем свой организм» | Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств | ||
3 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №13 «Микробы и вирусы» | Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены. | ||||
4 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №14 «Витамины и полезные продукты» | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. | ||||
Ф Е В Р А Л Ь | Р Е Б Ё Н О К И Д Р У Г И Е
Л Ю Д И | 1 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №15 «Путешествие Колобка» | Дать понять детям, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. | ||
2 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №16 «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» | Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице | ||||
3 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №17 «Если чужой приходит в дом» | Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец | ||||
4 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №18 «Если ты потерялся» | Повести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона | ||||
М А Р Т | Р Е Б Ё Н О К Д О М А | 1 | Занятие-инсценировка | №19 «Когда мамы нет дома». | Учить детей правильно себя вести дома, когда остаются одни, продолжать формировать представление о том, что нельзя открывать двери посторонним. | ||
2 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №20 «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» | Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. | ||||
3 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №21 «Предметы быта» | Закрепить знания детей о предметах быта, правила пользования ими, продолжать учить убирать все предметы в строго определенные места. Воспитывать у детей умение подчиняться запретам взрослого. | ||||
4 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №22 «Каждому опасному предмету- своё место.» | Уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами. | ||||
А П Р Е Л Ь | Р Е Б Ё Н О К Н А У Л И Ц Е | 1 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №23 «Дорожные знаки» | Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Формировать навыки безопасного поведения на дороге. | ||
2 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №24 «В городском транспорте» | Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. | ||||
3 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №25 «Опасные участки на пешеходной части улицы» | Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. | ||||
4 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №26 «Знаешь ли ты правила дорожного движения» | Закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах. | ||||
М А Й | Э М О Ц И О Н А Л Ь Н О Е Б Л А Г О П О Л У Ч И Е | 1 | Просмотр видеоматериалов, дидактические игры. ООД. | №27 «Конфликты между детьми» | Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах города для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная страна Светофория».
С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэт...
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения « Береги свою жизнь».
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопас...

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения "Собственная безопасность"
Воспитание безопасного поведения, способность предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, искать пути решения в экстремальных ситуациях....

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Пространство безопасности»
Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения«Пространство безопасности»...

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасности поведения "Безопасное детство"
Цель проекта: Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них....

Педагогический проект в старшей группе «Основы безопасного поведения»
Педагогический проект в старшей группе 6-7 лет «Основы безопасного поведения»...