Программа дополнительного образования «Я - исследователь»
рабочая программа (старшая группа)

Ярцева Ольга Анатольевна

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов, как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. С этой целью и была разработана программа кружка «Я – исследователь» для детей старшей группы. Идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Срок реализации программы: 1 год (36 часов)

Возрастная категория: 5– 6 лет

Практическое значение программы

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

–        идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

–        развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

–        происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

–        в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности

Цель:

Создание условий для  формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

–        Сформировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

–        Обогатить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

–        Сформировать навык постановки элементарных опытов.

–        Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов – помощников (увеличительное  стекло, пипетка, песочные часы).

–        Способствовать  накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.

–        Развить мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов.

–       Сформировать коммуникативные навыки, основы логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya-issledovatel.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия» г.Валдай

дошкольное отделение «Колосок»

                                                                                       

Программа

дополнительного образования

«Я - исследователь»

Направленность программы – естественно-научная

Срок реализации программы: 1 год (36 часов)

Возрастная категория: 5– 6 лет

Автор – составитель:
Ярцева Ольга Анатольевна, воспитатель

г. Валдай 2020 год

Информационная карта

Автор – составитель: Ярцева Ольга Анатольевна

Место работы: МАОУ «Гимназия» г.Валдай ДО «Колосок»

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: высшая

Образование: высшее

Информация о программе:

Уровень программы: ознакомительный

Вид программы: модифицированная

Срок реализации программы: 1 год (36 часов)

Возрастная категория: 5– 6 лет

Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Длительность одного занятия – 20 минут.

По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

                                           

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                                     4                
  1. Актуальность программы                                        4
  2. Новизна                                                                5
  3. Педагогическая целесообразность                        5
  4. Практическое значение программы                        5
  5. Цель и задачи                                                        6
  6. Методическое обеспечение программы                        6
  7. Психолого-педагогические принципы

построения программы                                                7

  1. Развивающая среда                                                8
  2. Взаимодействие с родителями                                8
  1. Учебно – тематическое планирование                                9
  2. Содержание программы                                                11
  3. Ожидаемые результаты освоения программы                        14
  4. Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью                                        15

  1. Список используемой литературы                                        17

1. Пояснительная записка

«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».

А.Энштейн.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство данного метода заключается в том, что даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов, как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. С этой целью и была разработана программа кружка «Я – исследователь» для детей старшей группы. Идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Срок реализации программы: 1 год (36 часов)

Возрастная категория: 5– 6 лет

1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, предусмотрено формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, а познавательно-исследовательская деятельность признана одним из основных механизмов развития ребёнка.

Опытно     -  экспериментальная      деятельность    позволяет    объединить     все   виды  деятельности  и  все  стороны  воспитания,  развивает  наблюдательность  и  пытливость  ума,  развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать,  использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Систематическая работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников может способствовать разностороннему развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные представления о себе и окружающей действительности.

1.2. Новизна данной программы в том, что ведущей является практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата. Обучение организовано  по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. Так же новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования именно для старших дошкольников. 

1.3. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте.

1.4. Практическое значение программы

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
  • в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

1.5. Цель:

Создание условий для  формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Сформировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Обогатить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
  • Сформировать навык постановки элементарных опытов.
  • Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов – помощников (увеличительное  стекло, пипетка, песочные часы).
  • Способствовать  накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  • Развить мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов.
  • Сформировать коммуникативные навыки, основы логического мышления.

1.6. Методическое обеспечение программы

Для достижения поставленных задач используются следующие методы и приёмы обучения:

  • эвристические беседы, дискуссии;
  • наблюдения за объектом;
  • просмотр адаптированных для детей научно – популярных фильмов;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой  природе);
  • проведение опытов и экспериментов;
  • фиксирование  результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
  • ситуация выбора.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

  • индивидуальная работа;
  • самостоятельная работа;
  • групповые формы работы;
  • фронтальные;
  • самооценка выполненной работы;
  • дидактическая игра;
  • экскурсии.

1.7. Психолого-педагогические принципы построения программы:

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной  психологии и дошкольной  педагогики, что удовлетворяет принципу научной обоснованности программы;
  • программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей  в соответствии с возрастными возможностями детей;
  • опора на опыт ребенка;
  • акцентирования внимания ребенка на наблюдениях и экспериментировании;
  • активное участие каждого ребенка в планировании собственной учебно-исследовательской работы;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности  взрослого и детей,  а также самостоятельной исследовательской деятельности детей.

1.8. Развивающая среда

Предметно – развивающая среда по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Она способствует формированию разносторонних способностей детей, образует благоприятный психологический климат, создавая реальные и разнообразные условия для экспериментирования. Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению создан центр экспериментально-поисковой деятельности. Задачи центра: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций.

Основное оборудование и приборы для мини-лаборатории: лупы, зеркала, термометры, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты.

Ёмкости: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, пипетки, колбы, пробирки, воронки.

Различные материалы: дерево, металл, пластмасса, стекло, разные виды бумаги, ткани.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе, резиновые фигурки животных, ванночки для игр с песком и водой.

1.9. Взаимодействие с родителями

Активная позиция родителей в процессе развития и формирования познавательной активности детей посредством опытно – экспериментальной деятельности способствует дальнейшей успешной социализации детей в обществе. Для повышения компетентности родителей в вопросах экспериментальной, опытной, исследовательской деятельности детей, проводятся:

  • Консультации, расширяющие представления родителей о значении опытно – экспериментальной деятельности детей: «Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка», «Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» и другие.
  • Мастер – классы, которые раскрывают  значение экспериментальной деятельности.
  • Вовлечение родителей к обогащению лаборатории экспонатами, материалами и приборами.
  • Организация фотовыставок, создающих положительный настрой на взаимодействие.

Вывод: таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

2. Учебно – тематическое планирование

п/п

Темы

Количество занятий

Минуты

Теория

Практика

I. Вводное занятие

1

20

-

1.

 «В гостях у профессора Почемучкина»

1

20

-

II. Блок «Волшебница вода»

5

20

80

2.

В гостях у капельки

1

10

10

3.

В царстве замёрзшей воды

1

5

15

4.

Плавает или тонет

1

-

20

5.

Мыльные чудеса

1

-

20

6.

Подводная лодка

1

5

15

III. Блок «Воздух-невидимка»

4

20

60

7.

Неуловимый воздух

1

5

15

8.

Почему дует ветер

1

10

10

9.

Изготовление игрушки  «Парашутист»

1

-

20

10.

Воздушные шарики

1

5

15

IV. Блок «Песок, почва, камни»

4

20

60

11.

Песочная страна

1

5

15

12.

Песок или глина?

1

-

20

13.

Что на поверхности?

1

10

10

14.

Вулканы

1

5

15

V. Блок «Свет»

4

25

55

15.

Поиграем с солнышком

1

5

15

16.

Театр теней

1

-

20

17.

Огонь – друг или враг?

1

10

10

18.

Разноцветный мир

1

10

10

VI. Блок «Магниты»

3

10

50

19.

Какой магнит сильнее

1

5

15

20.

Магнит – фокусник

1

-

20

21.

Как намагнитить гвоздь

1

5

15

VII. Блок «Этот загадочный космос»

3

40

20

22.

Моя планета

1

15

5

23.

Смена времён года, дня и ночи

1

15

5

24.

Почему кажется, что звёзды двигаются?

1

10

10

VIII. Блок «Различные материалы»

5

45

55

25.

Пластмассовый мир

1

10

10

26.

Тайна стекла

1

10

10

27.

Бумажное царство

1

5

15

28.

Металл или дерево?

1

10

10

29.

Ткацкое дело

1

10

10

IX. Блок «Полезные и вредные продукты»

4

25

55

30.

Полезные конфеты

1

5

15

31.

Что мы знаем о яйце?

1

10

10

32.

Газированные напитки

1

5

15

33.

Выращиваем кристаллы

1

5

15

X. «Живая природа»

2

10

30

34.

Плоды и семена

1

5

15

35.

Посадим огород

1

5

15

XI. Обобщающее занятие

1

20

-

36.

Что мы узнали и где нам это пригодится?

1

20

-

Итого:

36

255

465

3. Содержание программы

  1. Вводное занятие (1 занятие)
  • знакомство с целями и задачами курса, техника безопасности.
  1. Волшебница вода (5 занятий)
  • познакомить со свойствами воды: прозрачность, текучесть, бесцветность;
  • познакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшая вода);
  • познакомить детей со свойствами материалов (плавучестью);
  • формировать понятие о зависимости качества материала и его способности держаться на воде;
  • познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде;
  • показать детям, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде.
  1. Воздух – невидимка (4 занятия)
  • познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство;
  • способствовать расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый;
  • познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
  1. Песок, почва, камни (4 занятия)
  • познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка, сухой и влажной глины;
  • учить сравнивать свойства двух веществ (песок, глина), используя практические действия;
  • познакомить детей со взаимосвязью почвы и воздуха (воздух содержится в почве);
  • познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам;
  • познакомить детей с природным явлением – извержением вулканов, видами вулканов. 
  1. Свет (4 занятия)
  • познакомить детей со свойствами света (проникновение луча света сквозь разные по плотности и структуре предметы);
  • познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы, помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения;
  • познакомить детей с одним из свойств света – способностью изменять цвет окружающих предметов при использовании цветного стекла.
  1. Магниты (3 занятия)
  • познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита, помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими;
  • познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы.
  1. Этот загадочный космос (3 занятия)
  • познакомить с нашей планетой, показать, как происходит смена дня и ночи, времен года;
  • установить, почему звезды движутся по кругу с помощью оптического опыта;
  • познакомить детей с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству;
  • познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха;
  • расширять представления о профессии космонавта.

8. Различные материалы  (5 занятий)

  • познакомить детей со свойствами пластмассы (гибкая – гнется, прочная – не бьется), учить определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет);
  • помочь выявить свойства стекла (хрупкое, цветное, гладкое), воспитывать бережное отношение к вещам, учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла;
  • познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (сгибается, мнется, рвется, режется);
  • познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется);
  • познакомить детей со свойствами металла (тяжелый – тонет в воде, твёрдый, прочный);
  • познакомить детей со свойствами ткани; учить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает, горит);
  • учить сравнивать свойства различных материалов.

9. Полезные и вредные продукты (4 занятия)

  • расширить знания о пользе и вреде некоторых продуктов питания;
  • учить приготавливать полезные конфеты;
  • систематизировать знания детей о соли, как о продукте, необходимом для человека;
  • познакомить со строением и свойствами яйца.

10. Живая природа (2 занятия)

  • учить различать плоды и семена различных растений, дать знания об их значении;
  • помочь детям установить, что в корнях есть запас питательных веществ для растения;
  • выделить благоприятные условия для роста и развития растений;
  • познакомить со способом проращивания семян.

11. Обобщающее занятие (1 занятие)

  • обобщить знания об изученных веществах и материалах, их свойствах, качествах и отличиях, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических действий.

4. Ожидаемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • у детей сформирована способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • элементарные естественнонаучные и экологические представления детей обогащены и систематизированы;
  • дети знают и выполняют правила техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов – помощников;
  • дети имеют представления о предметах, материалах и их свойствах;
  • дети умеют ставить элементарные опыты;
  • дети умеют наблюдать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов.

5. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Цель диагностики: выявить уровень развития познавательно – исследовательских способностей дошкольников. Проследить динамику достижений каждого ребенка.

Задачи:

  1. выявить наличие знаний и интереса детей к экспериментированию с предметами и материалами;
  2. определить уровни развития исследовательской деятельности старших дошкольников.

Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методики Н. А. Рыжовой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как наблюдение, опрос, беседа, анкетирование родителей.

Дополнительно могут использоваться такие методики, как: «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова), «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова), «Дерево желаний» (В.С.Юркевич) и другие.

Высокий уровень:

  • Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
  • Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
  • Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.
  • Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.
  • Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний уровень:

  • В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.
  • Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).
  • Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. 
  • Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.
  • Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень:

  • Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.
  • Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.
  • Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.
  • Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом).
  • Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.


6. Список используемой литературы

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», М - 2014г.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М - 2002 г.
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений, М - 2007 г.
  4. Исакова Н.В. «Развитие познавательных интересов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность», СПб - 2015г.
  5. Крашенинников Е.Е., О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников», М - 2014г.
  6. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст», М - 2005г.
  7. Лосева Е.В. «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников », СПб - 2013г.
  8. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), СПб - 2011г.
  9. Нищева Н.В. «Опыты, эксперименты, игры», СПб - 2015г.
  10.  Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», М - 2009 г.
  11.  Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования», СПб - 2014г.
  12.  Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»,  М – 2007г.
  13.  Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», СПб - 2015г.
  14.  Шапиро А.И. «Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками», М – 2016г.  
  15.  Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах», М - 2010 г.
  16.  Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Я -исследователь"

Программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности детей средней группы "Я - исследователь"Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного о...

Рабочая программа дополнительного образования "Маленькие исследователи"

Цель программы:  создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представлени...

Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие исследователи»

Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у детей умений ...

Программа дополнительного образования "Юные исследователи" для детей 4-5 лет.

Программа расчитана на детей 4-5 лет . Состоит из трёх разделов (Целевой, Содержательный, Организационный. Мониторинг, Календарно- тематическое планирование,Технологии реализации программы, Особенност...