Программа дополнительного образования «Я - исследователь»
рабочая программа (старшая группа)
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов, как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. С этой целью и была разработана программа кружка «Я – исследователь» для детей старшей группы. Идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 5– 6 лет
Практическое значение программы
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
– в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности
Цель:
Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
– Сформировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
– Обогатить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
– Сформировать навык постановки элементарных опытов.
– Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов – помощников (увеличительное стекло, пипетка, песочные часы).
– Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
– Развить мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов.
– Сформировать коммуникативные навыки, основы логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-issledovatel.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия» г.Валдай
дошкольное отделение «Колосок»
Программа
дополнительного образования
«Я - исследователь»
Направленность программы – естественно-научная
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 5– 6 лет
Автор – составитель:
Ярцева Ольга Анатольевна, воспитатель
г. Валдай 2020 год
Информационная карта
Автор – составитель: Ярцева Ольга Анатольевна
Место работы: МАОУ «Гимназия» г.Валдай ДО «Колосок»
Должность: воспитатель
Квалификационная категория: высшая
Образование: высшее
Информация о программе:
Уровень программы: ознакомительный
Вид программы: модифицированная
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 5– 6 лет
Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Длительность одного занятия – 20 минут.
По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.
Содержание:
- Пояснительная записка 4
- Актуальность программы 4
- Новизна 5
- Педагогическая целесообразность 5
- Практическое значение программы 5
- Цель и задачи 6
- Методическое обеспечение программы 6
- Психолого-педагогические принципы
построения программы 7
- Развивающая среда 8
- Взаимодействие с родителями 8
- Учебно – тематическое планирование 9
- Содержание программы 11
- Ожидаемые результаты освоения программы 14
- Показатели уровня овладения детьми
экспериментальной деятельностью 15
- Список используемой литературы 17
1. Пояснительная записка
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».
А.Энштейн.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство данного метода заключается в том, что даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов, как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. С этой целью и была разработана программа кружка «Я – исследователь» для детей старшей группы. Идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 5– 6 лет
1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, предусмотрено формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, а познавательно-исследовательская деятельность признана одним из основных механизмов развития ребёнка.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Систематическая работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников может способствовать разностороннему развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные представления о себе и окружающей действительности.
1.2. Новизна данной программы в том, что ведущей является практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата. Обучение организовано по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. Так же новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования именно для старших дошкольников.
1.3. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте.
1.4. Практическое значение программы
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
1.5. Цель:
Создание условий для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Сформировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Обогатить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- Сформировать навык постановки элементарных опытов.
- Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов – помощников (увеличительное стекло, пипетка, песочные часы).
- Способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развить мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов.
- Сформировать коммуникативные навыки, основы логического мышления.
1.6. Методическое обеспечение программы
Для достижения поставленных задач используются следующие методы и приёмы обучения:
- эвристические беседы, дискуссии;
- наблюдения за объектом;
- просмотр адаптированных для детей научно – популярных фильмов;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
- проведение опытов и экспериментов;
- фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- ситуация выбора.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
- индивидуальная работа;
- самостоятельная работа;
- групповые формы работы;
- фронтальные;
- самооценка выполненной работы;
- дидактическая игра;
- экскурсии.
1.7. Психолого-педагогические принципы построения программы:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, что удовлетворяет принципу научной обоснованности программы;
- программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей;
- опора на опыт ребенка;
- акцентирования внимания ребенка на наблюдениях и экспериментировании;
- активное участие каждого ребенка в планировании собственной учебно-исследовательской работы;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной исследовательской деятельности детей.
1.8. Развивающая среда
Предметно – развивающая среда по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Она способствует формированию разносторонних способностей детей, образует благоприятный психологический климат, создавая реальные и разнообразные условия для экспериментирования. Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению создан центр экспериментально-поисковой деятельности. Задачи центра: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций.
Основное оборудование и приборы для мини-лаборатории: лупы, зеркала, термометры, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты.
Ёмкости: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, пипетки, колбы, пробирки, воронки.
Различные материалы: дерево, металл, пластмасса, стекло, разные виды бумаги, ткани.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе, резиновые фигурки животных, ванночки для игр с песком и водой.
1.9. Взаимодействие с родителями
Активная позиция родителей в процессе развития и формирования познавательной активности детей посредством опытно – экспериментальной деятельности способствует дальнейшей успешной социализации детей в обществе. Для повышения компетентности родителей в вопросах экспериментальной, опытной, исследовательской деятельности детей, проводятся:
- Консультации, расширяющие представления родителей о значении опытно – экспериментальной деятельности детей: «Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка», «Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» и другие.
- Мастер – классы, которые раскрывают значение экспериментальной деятельности.
- Вовлечение родителей к обогащению лаборатории экспонатами, материалами и приборами.
- Организация фотовыставок, создающих положительный настрой на взаимодействие.
Вывод: таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
2. Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Темы | Количество занятий | Минуты | |
Теория | Практика | |||
I. Вводное занятие | 1 | 20 | - | |
1. | «В гостях у профессора Почемучкина» | 1 | 20 | - |
II. Блок «Волшебница вода» | 5 | 20 | 80 | |
2. | В гостях у капельки | 1 | 10 | 10 |
3. | В царстве замёрзшей воды | 1 | 5 | 15 |
4. | Плавает или тонет | 1 | - | 20 |
5. | Мыльные чудеса | 1 | - | 20 |
6. | Подводная лодка | 1 | 5 | 15 |
III. Блок «Воздух-невидимка» | 4 | 20 | 60 | |
7. | Неуловимый воздух | 1 | 5 | 15 |
8. | Почему дует ветер | 1 | 10 | 10 |
9. | Изготовление игрушки «Парашутист» | 1 | - | 20 |
10. | Воздушные шарики | 1 | 5 | 15 |
IV. Блок «Песок, почва, камни» | 4 | 20 | 60 | |
11. | Песочная страна | 1 | 5 | 15 |
12. | Песок или глина? | 1 | - | 20 |
13. | Что на поверхности? | 1 | 10 | 10 |
14. | Вулканы | 1 | 5 | 15 |
V. Блок «Свет» | 4 | 25 | 55 | |
15. | Поиграем с солнышком | 1 | 5 | 15 |
16. | Театр теней | 1 | - | 20 |
17. | Огонь – друг или враг? | 1 | 10 | 10 |
18. | Разноцветный мир | 1 | 10 | 10 |
VI. Блок «Магниты» | 3 | 10 | 50 | |
19. | Какой магнит сильнее | 1 | 5 | 15 |
20. | Магнит – фокусник | 1 | - | 20 |
21. | Как намагнитить гвоздь | 1 | 5 | 15 |
VII. Блок «Этот загадочный космос» | 3 | 40 | 20 | |
22. | Моя планета | 1 | 15 | 5 |
23. | Смена времён года, дня и ночи | 1 | 15 | 5 |
24. | Почему кажется, что звёзды двигаются? | 1 | 10 | 10 |
VIII. Блок «Различные материалы» | 5 | 45 | 55 | |
25. | Пластмассовый мир | 1 | 10 | 10 |
26. | Тайна стекла | 1 | 10 | 10 |
27. | Бумажное царство | 1 | 5 | 15 |
28. | Металл или дерево? | 1 | 10 | 10 |
29. | Ткацкое дело | 1 | 10 | 10 |
IX. Блок «Полезные и вредные продукты» | 4 | 25 | 55 | |
30. | Полезные конфеты | 1 | 5 | 15 |
31. | Что мы знаем о яйце? | 1 | 10 | 10 |
32. | Газированные напитки | 1 | 5 | 15 |
33. | Выращиваем кристаллы | 1 | 5 | 15 |
X. «Живая природа» | 2 | 10 | 30 | |
34. | Плоды и семена | 1 | 5 | 15 |
35. | Посадим огород | 1 | 5 | 15 |
XI. Обобщающее занятие | 1 | 20 | - | |
36. | Что мы узнали и где нам это пригодится? | 1 | 20 | - |
Итого: | 36 | 255 | 465 |
3. Содержание программы
- Вводное занятие (1 занятие)
- знакомство с целями и задачами курса, техника безопасности.
- Волшебница вода (5 занятий)
- познакомить со свойствами воды: прозрачность, текучесть, бесцветность;
- познакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшая вода);
- познакомить детей со свойствами материалов (плавучестью);
- формировать понятие о зависимости качества материала и его способности держаться на воде;
- познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде;
- показать детям, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде.
- Воздух – невидимка (4 занятия)
- познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство;
- способствовать расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый;
- познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
- Песок, почва, камни (4 занятия)
- познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка, сухой и влажной глины;
- учить сравнивать свойства двух веществ (песок, глина), используя практические действия;
- познакомить детей со взаимосвязью почвы и воздуха (воздух содержится в почве);
- познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам;
- познакомить детей с природным явлением – извержением вулканов, видами вулканов.
- Свет (4 занятия)
- познакомить детей со свойствами света (проникновение луча света сквозь разные по плотности и структуре предметы);
- познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы, помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения;
- познакомить детей с одним из свойств света – способностью изменять цвет окружающих предметов при использовании цветного стекла.
- Магниты (3 занятия)
- познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита, помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими;
- познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы.
- Этот загадочный космос (3 занятия)
- познакомить с нашей планетой, показать, как происходит смена дня и ночи, времен года;
- установить, почему звезды движутся по кругу с помощью оптического опыта;
- познакомить детей с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству;
- познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха;
- расширять представления о профессии космонавта.
8. Различные материалы (5 занятий)
- познакомить детей со свойствами пластмассы (гибкая – гнется, прочная – не бьется), учить определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет);
- помочь выявить свойства стекла (хрупкое, цветное, гладкое), воспитывать бережное отношение к вещам, учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла;
- познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (сгибается, мнется, рвется, режется);
- познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется);
- познакомить детей со свойствами металла (тяжелый – тонет в воде, твёрдый, прочный);
- познакомить детей со свойствами ткани; учить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает, горит);
- учить сравнивать свойства различных материалов.
9. Полезные и вредные продукты (4 занятия)
- расширить знания о пользе и вреде некоторых продуктов питания;
- учить приготавливать полезные конфеты;
- систематизировать знания детей о соли, как о продукте, необходимом для человека;
- познакомить со строением и свойствами яйца.
10. Живая природа (2 занятия)
- учить различать плоды и семена различных растений, дать знания об их значении;
- помочь детям установить, что в корнях есть запас питательных веществ для растения;
- выделить благоприятные условия для роста и развития растений;
- познакомить со способом проращивания семян.
11. Обобщающее занятие (1 занятие)
- обобщить знания об изученных веществах и материалах, их свойствах, качествах и отличиях, закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических действий.
4. Ожидаемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
- у детей сформирована способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- элементарные естественнонаучные и экологические представления детей обогащены и систематизированы;
- дети знают и выполняют правила техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов – помощников;
- дети имеют представления о предметах, материалах и их свойствах;
- дети умеют ставить элементарные опыты;
- дети умеют наблюдать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов.
5. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Цель диагностики: выявить уровень развития познавательно – исследовательских способностей дошкольников. Проследить динамику достижений каждого ребенка.
Задачи:
- выявить наличие знаний и интереса детей к экспериментированию с предметами и материалами;
- определить уровни развития исследовательской деятельности старших дошкольников.
Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методики Н. А. Рыжовой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как наблюдение, опрос, беседа, анкетирование родителей.
Дополнительно могут использоваться такие методики, как: «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова), «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова), «Дерево желаний» (В.С.Юркевич) и другие.
Высокий уровень:
- Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
- Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.
- Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.
- Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.
Средний уровень:
- В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.
- Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).
- Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.
- Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.
- Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень:
- Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.
- Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.
- Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.
- Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом).
- Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.
6. Список используемой литературы
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», М - 2014г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М - 2002 г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений, М - 2007 г.
- Исакова Н.В. «Развитие познавательных интересов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность», СПб - 2015г.
- Крашенинников Е.Е., О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников», М - 2014г.
- Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст», М - 2005г.
- Лосева Е.В. «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников », СПб - 2013г.
- Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), СПб - 2011г.
- Нищева Н.В. «Опыты, эксперименты, игры», СПб - 2015г.
- Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», М - 2009 г.
- Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования», СПб - 2014г.
- Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», М – 2007г.
- Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», СПб - 2015г.
- Шапиро А.И. «Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками», М – 2016г.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах», М - 2010 г.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Я -исследователь"
Программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности детей средней группы "Я - исследователь"Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного о...
Программа дополнительного образования «Юные исследователи» (по познавательно – исследовательской деятельности) для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа дополнительного образования "Маленькие исследователи"
Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представлени...
Рабочая программа дополнительного образования"Мы -исследователи"
Дооп" Мы-исследователи"...
Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие исследователи»
Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у детей умений ...
Программа дополнительного образования "Юные исследователи" для детей 4-5 лет.
Программа расчитана на детей 4-5 лет . Состоит из трёх разделов (Целевой, Содержательный, Организационный. Мониторинг, Календарно- тематическое планирование,Технологии реализации программы, Особенност...