Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Ознакомление дошкольников с природным явлением вулкан.
Задачи:
Образовательные
Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
Развивающие
Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д.
Воспитательные
Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно- исследовательская.
Познание, коммуникация, безопасность, здоровье, музыка, художественная литература, социализация, труд.
Словарь: гора, вулкан, кратер, магма, лава.
Предварительная работа: беседы о вулканах, рассматривание карты России, иллюстраций, фотографий, чтение детской энциклопедии «Я познаю мир»
Оборудование: Ноутбук , иллюстрации вулканов (электронная презентация), макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксусная кислота), фотографии вулкана.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Сегодня к нам пришли гости и мы рады встрече с вами.
Давайте мы подарим им свои улыбки, и пусть от наших улыбок им будет радостно, ведь каждая улыбка это солнышко, от которого становится тепло и радостно.
Пошлем им поцелуи-бабочки.
2. Разминка.
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
3. Беседа по картинкам (явления природы).
Что изображено на ваших картинках?
Как можно их назвать одним словом?
(явления природы)
У меня есть, ещё одна картинка.
Что на ней изображено?
(вулкан)
4. Загадка.
Сегодня мы поговорим об одном из таких природных явлений.
О каком вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Услышьте ее и постарайтесь отгадать.
Я плююсь огнем и лавой,
Я — опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)
Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном и загадочном, грозном, но удивительном явлении природы, как вулкан.
5. Проблемная ситуация.
Что такое вулкан?
Кто знает?
Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
Тогда давайте пойдём в гости к вулкану и точно узнаем всё о нём.
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело, мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли
Можно крикнуть 1, 2, 3.
6. Легенда о происхождении названия вулкан.
Вот мы и пришли в гости к вулкану.
Послушайте интересную легенду.
«Жил на свете бог по имени вулкан
(показывает картинку бога «Вулкан»).
И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.
А гора стояла прямо посреди моря.
Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.
Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел.
Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места.
С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
7. Рисунок на доске: Строение вулкана.
Давайте заглянем внутрь вулкана.
На что похож вулкан?
Какой он формы?
На самой вершине вулкана находится кратер.
Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами.
На дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю.
Иными словами, жерло - глубокая яма.
Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Лава – это растопленные, очень горячие камни.
Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор.
Но иногда они «просыпаются».
Извержение вулкана начинается с появления дыма.
И тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы.
Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток.
Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера.
Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие.
Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.
Вулканы извергаются по- разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны.
А бывает, она вытекает «спокойно».
8. Слайд- шоу.
Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью.
Как, течёт огненная река лавы.
Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас.
Но люди жили и живут рядом с вулканами,
ведь вулканы могут «спать» очень долго.
Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые.
Этих ученых называют вулканологами.
С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» и
когда проснется.
Виды вулканов
А вы хотите стать вулканологами?
Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают?
Чем похожи? Чем отличаются?
Ребята вулканы бывают трех видов.
Действующий - это тот, который извергает лаву.
Потухший - который тысячу лет не извергает лаву.
Спящий - он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву.
С чего начинается извержение вулкана?
Что происходит дальше?
Что остаётся после извержения вулкана?
(застывшие камни, сгоревшие деревья)
Как вы думаете, какой вулкан называется спящим? (потухшим? действующий)
Что такое кратер? (жерло? лава)
Как называются люди, изучающие вулканы?
Для чего они это делают?
9. Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Влево, вправо, повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
10. Опыт.
«Оживление» вулкана.
Наблюдать извержения вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Хотите самостоятельно проделать опыт: извержение вулкана?
Воспитатель объясняет проведение опыта.
Давайте посмотрим, из чего сделаем основание вулкана? (из пенопласта)
Из чего сделаем жерло вулкана? (из стеклянной баночки)
Все ставим на поднос.
Насыпаем ложку соды.
Добавляем красной краски.
Наливаем уксусной кислоты.
Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан – Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас все получилось, замечательно! Вам понравилось?
Давайте с вами зарисуем наш эксперимент.
Обобщение полученных данных.
Рассматриваем наши рисунки.
Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
Что нового, мы можем рассказать по результатам исследования?
Итог: Поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vulkany.docx | 647.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»
Автор: Коновалова Татьяна Анатольевна
Воспитатель МДОУ №1 «Солнышко» г. Звенигород
Цель: Ознакомление дошкольников с природным явлением вулкан.
Задачи:
Образовательные
Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
Развивающие
Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д.
Воспитательные
Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно- исследовательская.
Познание, коммуникация, безопасность, здоровье, музыка, художественная литература, социализация, труд.
Словарь: гора, вулкан, кратер, магма, лава.
Предварительная работа: беседы о вулканах, рассматривание карты России, иллюстраций, фотографий, чтение детской энциклопедии «Я познаю мир»
Оборудование: Ноутбук , иллюстрации вулканов (электронная презентация), макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксусная кислота), фотографии вулкана.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Сегодня к нам пришли гости и мы рады встрече с вами.
Давайте мы подарим им свои улыбки, и пусть от наших улыбок им будет радостно, ведь каждая улыбка это солнышко, от которого становится тепло и радостно.
Пошлем им поцелуи-бабочки.
2. Разминка.
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
3. Беседа по картинкам (явления природы).
Что изображено на ваших картинках?
Как можно их назвать одним словом?
(явления природы)
У меня есть, ещё одна картинка.
Что на ней изображено?
(вулкан)
4. Загадка.
Сегодня мы поговорим об одном из таких природных явлений.
О каком вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Услышьте ее и постарайтесь отгадать.
Я плююсь огнем и лавой,
Я — опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)
Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном и загадочном, грозном, но удивительном явлении природы, как вулкан.
5. Проблемная ситуация.
Что такое вулкан?
Кто знает?
Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
Тогда давайте пойдём в гости к вулкану и точно узнаем всё о нём.
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело, мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли
Можно крикнуть 1, 2, 3.
6. Легенда о происхождении названия вулкан.
Вот мы и пришли в гости к вулкану.
Послушайте интересную легенду.
«Жил на свете бог по имени вулкан
(показывает картинку бога «Вулкан»).
И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.
А гора стояла прямо посреди моря.
Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.
Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел.
Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места.
С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
7. Рисунок на доске: Строение вулкана.
Давайте заглянем внутрь вулкана.
На что похож вулкан?
Какой он формы?
На самой вершине вулкана находится кратер.
Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами.
На дне – красновато – оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю.
Иными словами, жерло - глубокая яма.
Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Лава – это растопленные, очень горячие камни.
Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор.
Но иногда они «просыпаются».
Извержение вулкана начинается с появления дыма.
И тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы.
Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток.
Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера.
Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие.
Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.
Вулканы извергаются по- разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны.
А бывает, она вытекает «спокойно».
8. Слайд- шоу.
Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью.
Как, течёт огненная река лавы.
Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас.
Но люди жили и живут рядом с вулканами,
ведь вулканы могут «спать» очень долго.
Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые.
Этих ученых называют вулканологами.
С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» и
когда проснется.
Виды вулканов
А вы хотите стать вулканологами?
Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают?
Чем похожи? Чем отличаются?
Ребята вулканы бывают трех видов.
Действующий - это тот, который извергает лаву.
Потухший - который тысячу лет не извергает лаву.
Спящий - он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву.
С чего начинается извержение вулкана?
Что происходит дальше?
Что остаётся после извержения вулкана?
(застывшие камни, сгоревшие деревья)
Как вы думаете, какой вулкан называется спящим? (потухшим? действующий)
Что такое кратер? (жерло? лава)
Как называются люди, изучающие вулканы?
Для чего они это делают?
9. Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Влево, вправо, повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
10. Опыт.
«Оживление» вулкана.
Наблюдать извержения вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Хотите самостоятельно проделать опыт: извержение вулкана?
Воспитатель объясняет проведение опыта.
Давайте посмотрим, из чего сделаем основание вулкана? (из пенопласта)
Из чего сделаем жерло вулкана? (из стеклянной баночки)
Все ставим на поднос.
Насыпаем ложку соды.
Добавляем красной краски.
Наливаем уксусной кислоты.
Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан – Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас все получилось, замечательно! Вам понравилось?
Давайте с вами зарисуем наш эксперимент.
Обобщение полученных данных.
Рассматриваем наши рисунки.
Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
Что нового, мы можем рассказать по результатам исследования?
Итог: Поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Вулканы"
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребнос...
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе "Волшебник магнит"
Опыты, дидактические игры, физкультминутки по теме "Магнит"...
Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Водица-Царица»
Конспект занятияпознавательно-исследовательская деятельностьв подготовительной группе«Водица-Царица»...
Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительной группе на тему «Почему море соленое»
Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительнойгруппе на тему «Почему море соленое» Цель:. узнать историю появления соли, определить её свойства, обосновать правомер...
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Живые семена»Цель: создание условий для формирования у детей понятия, что семена растений живыеЗадачи:Образовательные: дать детям представление о процессе подготовки семян к посеву...
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе "Академия чудес"
конспект...
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе«Извержение вулкана»
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе«Извержение вулкана»...