Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель:
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Вулканы" | 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта занятия
Педагог (ФИО): Кутеляпова Ирина Михайловна
Образовательная область: Познание. Возрастная группа: Подготовительная.
Тема занятия: «Вулканы»
Цель:
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);
Развивающие:
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2.развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
2. воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий;
3. воспитывать умение работать в команде.
Предварительная работа:
изготовление макета вулкана, рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, беседы о пользе и опасности, которые несут вулканы, чтение энциклопедий о вулканах.
Демонстрационный материал: телевизор.
Раздаточный материал:
пластиковые стаканчики, пипетки, салфетки, сода, моющая жидкость (любая красная краска, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки (на каждого ребенка, фартуки).
Методы и приёмы:
Игровой (использование сюрпризного момента)
Наглядный (использование иллюстраций)
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
Поощрение (итог занятия)
Цель: создание доброжелательной обстановки для предстоящей деятельности. Задача: создание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети: «Здравствуйте» Дети: «Это вулкан» Дети: «Нет, не знаем» Дети: «Потому что плывёт» | -Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. - Сегодня у нас с вами заседание клуба "Юных исследователей". - О чем мы с вами будем говорить, вы попробуете догадаться сами. Давайте пройдем в наш кинозал. Вы догадались, что это за явление природы. -Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Что же такое вулкан? Вулкан (от лат. огонь, пламя) - гора, из горловины которой выбрасываются горячие газы. пар. пепел. обломки горных пород, мощные потоки раскаленной лавы, которая растекается по поверхности земли. - А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом? Послушайте легенду об этом. Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами, что означает «бог огня». Ребята, давайте заглянем внутрь вулкана. На вершине горы - большая чаша с крутыми склонами - это кратер. А огромная яма, уходящая глубоко в землю - жерло вулкана. На самой глубине вулкана расплавленное горячее вещество - магма. - Как же образуются вулканы? Внутри земли температура настолько высокая, что камни, из твёрдых превращаются в жидкие. Магма кипит, бурлит и поднимается через трещины в земной коре по жерлу наружу. На поверхности магма - лава растекается по склонам. Вулканы извергаются по- разному, иногда они взрываются, выбрасывая магму, вулканические бомбочки, пепел вверх. Гора сотрясается от страшного грохота. А бывает, магма вытекает спокойно. Извержение вулкана иногда сопровождается землетрясением, наводнением, цунами. Считается, что каждые 2 года на земле, появляется 3 новых вулкана. В России, большинство самых высоких и красивых вулканов, расположены на Камчатке. Раз в 5-6 лет, иногда и чаще вулкан собирается с силами и происходит извержение, сопровождаемое вулканическими взрывами. Почему внутри земли магма, а когда вырывается наружу - лава? Магма - расплавленные камни и летучие газы. А когда магма выходит наружу, газы испаряются и остаются только расплавленные камни - это лава. - Давайте ответим на самый главный вопрос: почему извергается вулкан и что происходит при извержении? Когда извергается вулкан, то вытекает наружу огненная и кипящая лава. Лава желтая и ярко-оранжевая считается самой горячей и имеет температуру 1000 и выше. Темно-красная лава сравнительно прохладная. Имеет температуру от 650 до 800. Лава взрывается, дымится и кипит, течет вниз по склону и вытекает далеко от вулкана, по пути она все уничтожает, превращает в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни - пемзу. | (слайд 1) (слайд 2) слайд 3) (слайд 4) (слайд 5) (слайд 6-7) (слайд 8) (слайд 9) |
II. Основная часть занятия. Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии. Задачи: познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов; формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы; формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом); стимулировать желание детей экспериментировать; в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности; развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети: (выполняют, слушают) Дети: «Да» Дети: «Он опасен, нужно с ним обращаться осторожно» Дети: (наблюдают за извержением вулкана) Дети: «Вулканологи» Дети: «Чтобы следить за вулканами, изучать их» Дети: Дети: Они изучают вулканы. Дети: (высказывают свои предположения) | ФИЗКУЛЬМИНУТКА: Вулканы начали "играть" - -Ребята отдохнули, размялись? - Ребята, а сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но прежде чем пройти, давайте оденем фартуки чтобы не испачкать одежду и вспомним технику безопасности: - Ничего не пробовать на вкус - Со всеми веществами обращаться очень осторожно - Быть аккуратными - Четко выполнять все указания воспитателя А теперь мои юные исследователи приступим к работе: Почему на пузырьке такой знак? Да, это уксус, им самостоятельно детям пользоваться нельзя. Ребята, сейчас мы попробуем разбудить наш вулкан. Для этого нам потребуется: сода, моющее средство «Фейри», и красная краска разведённая в воде. опыт: Берём 1 ч. л. соды с помощью пипетки берём моющую жидкость «Фейри» немного красной краски разведённой водой, также берём пипеткой следующая жидкость уксус, а мы помним что самостоятельно им пользоваться нельзя . Стихотворение «Вулкан» Спустя века Закашлял злой вулкан и пеплом, и золой. По склонам лава потекла И землю сильно обожгла. ВЫВОД: Газ, образующийся под воздействием уксуса на соду поднимает нашу лаву вверх и происходит извержение. - Дети пройдем в наш кинозал. - А сейчас посмотрим, какие бывают вулканы. 1) Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву. 2) Потухшие - не извергающие лаву. 3) Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать. Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением вулканов? Вос-ль: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны? Вос-ль: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуирование и оповещение. Ребята, а на острове Ява на склонах вулканов растет цветок королевская примула. Его называют цветком землетрясения. Расцветает примула только перед извержением вулкана, местные жители знают об этом и стараются уйти из домов. - Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары. - Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. - А приносят ли пользу вулканы? Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Они поднимают много полезных веществ, поэтому почва вокруг вулканов очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства. удобрения, спички. Из затвердевшей лавы строят дома. | Дети встают в круг. Воспитатель показывает пузырёк с уксусом. На пузырьке восклицательный знак. И рассказывает о каждом веществе. Дети при помощи чайной ложки добавляют в жерло вулкана соду, затем при помощи пипетки добавляют моющую жидкость и краску разведённую водой. А воспитатель добавляет уксус. Когда идет "извержение" вулкана, читаю стихотворение: (слайд 10-11-12) (слайд 13-14) (слайд 15-16) (слайд 17-18-19) Чтение стихотворения. (слайд 20) |
Цель: подвести итоги занятия. Задачи: обсудить с детьми их впечатления от занятия. | ||
Деятельность детей Дети: «Да, понравилась!» Дети: «Узнали что такое вулкан, почему извергается вулкан, что такое лава, какие виды вулканов бывают, кто такие вулканологи и то что вулканы приносят также и пользу, а не только разрушение и уничтожение. | Деятельность педагога - Клуб "Юных исследователей" заканчивает свою работу. - Ребята, вам понравилась наша встреча в клубе? - Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего заседания клуба? Какие новые слова услышали. -Какими вы были? (внимательными, умными, аккуратными, дружными и т. д.) Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает лаву и камни, а извергает только сладкие подарки. - Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные! | Примечание Воспитатель угощает детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе: «Образ Пресвятой богородицы – женщины матери».
Цель:Познакомить детей с основными событиями жизни Богородицы.Дать преставление об основных православных праздниках и духовно-нравственном укладе жизни своего народа.Способствовать оптимистическому во...
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе Тема : Наши предки — славяне!
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группеТема : Наши предки — славяне!Провела Оленченко Т.Г. МДОУ «Ромашка» 2009г. Программное содержание1....
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Весёлая ярмарка"
Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи....
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе на тему: «СТРАНЫ МИРА»
.Развивать познавательные способности детей на основе ознакомления с культурным наследием народов разных национальностей. Закреплять развитие интереса к культурному наследию русского народа..Воспитыва...
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы».
Для детей подготовительной группы...
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе."Зачем человеку руки?"
Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования....
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе."Что лучше: руки или ноги?"
Выяснить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека....