Проект по гармонизации межнациональных отношений «Мозаика культур»
проект (старшая группа)
Проект «Мозаика культур» разработан для детей старшего дошкольного возраста. С помощью проекта мы планируем подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности, к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mozaika_kultur.docx | 743.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., дом 35 тел/факс 8 (3499) 52-35-42, 52-35-47,е-mail: dsalenkiy@nadym.yanao.ru
ОКПО 321317749 ОГРН 1158903000233, ИНН/КПП 8903034333/890301001
Проект
по гармонизации межнациональных отношений
«Мозаика культур»
Авторы-разработчики:
Плишкина О.В., заместитель по учебно- воспитательной работе,
Яхина Н.Л., музыкальный руководитель Мищенко О.И., инструктор по
физической культуре
Надым, 2021
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….. | 3 |
Цель и задачи проекта…………………………………………………… | 4 |
Этапы реализации проекта……………………………………………… | 5 |
Содержание работы по проекту………………………………………… | 7 |
План реализации проекта……………………………………………….. | 8 |
Ресурсы, необходимые для реализации проекта………………………. | 11 |
Ожидаемые результаты…………………………………………………. | 13 |
Список литературы……………………………………………………… | 14 |
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
Организация объединенных наций в своих основополагающих документах рассматривает воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важную цель системы воспитания и образования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами» [3, с. 48]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что «стандарт направлен на решение нескольких задач, одна из которых - «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей» [10, с. 34].
Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребенком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребенка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры. Эта идея легла в основу проекта по гармонизации межнациональных отношений у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей нашей Родины.
На сегодняшний день образовательные учреждения характеризуются богатым национально-языковым колоритом. Многонациональное окружение входит в жизнь ребенка посредством иноязычной речи, разнообразием имен, многообразием национальных культур и различием внешних данных. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, замечены проявления осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Многонациональность в ДОУ также вызывает определенные трудности у педагогов. Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время достаточно, но не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с дошкольниками.
Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у детей побудили нас начать разработку проекта по гармонизации межнациональных отношений у дошкольников. Миссия детского сада заключается в распространении идей толерантности в образовательной среде, вовлечение педагогов, родителей и детей в работу по проекту.
Проект «Мозаика культур» разработан для детей старшего дошкольного возраста. С помощью проекта мы планируем подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности, к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Данный проект необходим:
- воспитанникам: для успешной адаптации в современном микрокультурном социуме.
- педагогам: для повышения профессиональной компетентности в вопросах толерантного воспитания дошкольников, формирования единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи, формирования благоприятного психологического микроклимата в группе ДОУ.
- родителям: данный проект даст возможность участвовать в планировании и реализации работы по толерантному воспитанию детей в качестве равноправных участников образовательного процесса, будет способствовать установлению благоприятного психологического микроклимата в семье.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для формирования толерантной культуры и гармонизации межнациональных отношений у дошкольников через приобщение к культуре разных национальностей большой и малой Родины в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
- Расширить социальные представления об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
- Выстраивать познавательный процесс в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов непосредственного представителя нации, носителя языка.
- Способствовать воспитанию любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
- Формировать у педагогов умений толерантного взаимодействия и навыков создания толерантной среды в детском саду.
- Организовать партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
- Формировать у дошкольников способности предупреждать конфликты и учить разрешать их ненасильственным путем.
Стратегия достижения поставленной цели и задач:
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, музыкальную, двигательную, театрализованную деятельность, через организацию праздников и развлечений.
Оказание профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям будет обеспечиваться организацией мероприятий, на которые будут приглашаться различные специалисты.
Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.
Сроки реализации: долгосрочный 2021-2022гг.
Участники: дети дошкольного возраста, педагоги, родители ДОУ, социальные партнеры.
год).
Этапы реализации проекта
I этап: организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь 2021
Содержание этапа: изучение литературы по данной теме,
тестирование педагогов, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, совместное составление плана работы по проекту.
Цель: изучить опыт работы разных детских садов по формированию толерантной культуры и гармонизации межнациональных отношений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Провести мониторинг по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, воспитателей).
- Систематизировать информационные и дидактические материалы о национальностях: селькупы, ненцы, ханты, русские, татары, азербайджанцы, грузины, белорусы, казахи.
- Оформить картотеку занятий, бесед, сценариев праздников и развлечений, народных игр.
- Пополнить предметно-развивающую среду ДОУ и мини-музея
«Радуга народных промыслов» методическими пособиями, атрибутами, предметами с национальными росписями, игрушками, изделиями русского народного творчества, куклами в национальной одежде, костюмами и др.
- Заключить договора о сотрудничестве с центром национальных культур, библиотекой и школой искусств.
- Составить рабочий план и распределить обязанности по проекту.
- Разработать тематические краткосрочные проекты о России, Казахстане, Татарстане, Башкирии, Чувашии, малой Родине - Ямале (знакомство с обычаями и традициями).
Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая, методическая готовность участников образовательного процесса к реализации проекта.
- этап: основной этап (ноябрь 2021 - апрель 2022)
Содержание этапа: внедрение проекта в образовательную практику.
Цель: Включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мероприятий в рамках проекта.
Задачи:
- Включить всех участников проекта в деятельность по формированию толерантной культуры и гармонизации межнациональных отношений.
- Формировать у дошкольников позитивное отношение к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ, коренных народов Ямала.
- Повышать у участников проекта (педагогов и родителей) уровень компетентности в вопросах формирования у детей толерантной культуры.
Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация мероприятий проекта.
- этап: рефлексивно-презентационный (май 2022г.)
Содержание этапа: анализ результатов по реализации педагогического проекта. Тестирование педагогов, анкетирование родителей, диагностическое обследование толерантности детей, анализ проведенных мероприятий, выступление на педагогическом совете, определение дальнейших перспектив данного проекта, публикация статей о результатах проектной деятельности.
Цель: оценить эффективность реализации проекта.
Задачи:
- Обобщить и структурировать материалы по ознакомлению с культурой разных национальностей, формированию толерантной культуры дошкольников 5-7 лет.
- Провести мониторинг уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, воспитателей).
- Обобщить опыт по реализации проекта (методический кейс, публикации в СМИ).
- Определить перспективы дальнейшей деятельности.
Ожидаемый результат – выявлена положительная динамика сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса, разработан методический кейс по реализации проекта, обобщен опыт реализации проекта, определены перспективы дальнейшей деятельности в рамках проекта.
Работа по реализации проекта основывается на следующих принципах:
- Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
- Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
- Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
- Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
- Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
Содержание работы по проекту
- блок – Приобщение к культуре наиболее многочисленных народов России: русских, татар, башкиров.
- Знакомство детей с национальным бытом народов.
- Знакомство детей с народным фольклором народов (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).
- Знакомство с традициями и праздниками.
- Знакомство с народным искусством.
- Знакомство с играми народов России.
- блок – Приобщение к культуре народов Ямала.
- Знакомство детей с национальным бытом народов.
- Знакомство детей с народным фольклором народов (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).
- Знакомство с традициями и праздниками.
- Знакомство с народным искусством.
- Знакомство с играми народов Ямала.
- блок – «Мы разные, но мы едины».
Фестивали, развлечения, праздники, способствующие объединению культур разных народов России.
План реализации проекта
Этапы работы | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные | Ожидаемый результат |
Организационно- подготовительный | Изучение методической литературы, опыта работы по формированию толерантной культуры и гармонизации межнациональных отношений у дошкольников | Сентябрь 2021 | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, воспитатели | Методический кейс |
Анкетирование родителей, педагогов | Сентябрь 2021 | Педагог- психолог Воспитатели | Результаты анкетирования, аналитическая справка | |
Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности | Сентябрь 2021 | Воспитатели Педагог- психолог | Результаты анкетирования, аналитическая справка | |
Презентация проекта, информирование родителей о проекте | Октябрь 2021 | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, воспитатели | Готовность участников образовательного процесса к реализации проекта | |
Разработка картотеки «Подвижные игры разных народов» | Октябрь 2021 | Инструктор по физической культуре | Разработана картотека | |
Подбор музыкальных произведений народов Ямала, народов России | Октябрь 2021 | Музыкальный руководитель | Картотека музыкальных произведений | |
Основной | Праздник «Березки России» | Сентябрь 2021 | Музыкальный руководитель | У детей формируется устойчивый интерес к истокам русской народной культуры |
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя» | Ноябрь 2021 | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, воспитатели | Педагоги повысят свои компетенции по формированию толерантной культуры у дошкольников, созданию толерантной среды в детском саду | |
Спортивно-познавательное мероприятие, посвященное Дню народного единства для детей старшей и подготовительной групп | Ноябрь 2021 | Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре | У детей расширится представление о национальных праздниках, будет формироваться толерантность к представителям других национальностей |
Тематическое занятие ко Дню толерантности «С любовью к людям» | Ноябрь 2021 | Воспитатели | У детей формируется толерантность к представителям других национальностей | |
Участие в Празднике национальных культур и традиций среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Надымского района «Дружат дети на планете» | Декабрь 2021 | Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре | У детей формируется духовно- нравственное отношение, чувства сопричастности и любви к малой родине, культурному наследию народов Ямала | |
Неделя русской культуры:
| Январь 2022 | Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре | У детей расширится представление о русской культуре | |
Круглый стол для родителей «Воспитание толерантности в семье» | Январь 2022 | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, воспитатели | У родителей формируется убежденность и потребность строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности | |
Тематическая неделя Татарской национальной культуры:
| Февраль 2022 | Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре | У детей расширится представление о культуре народов России, будет формироваться толерантность к представителям других национальностей | |
Спортивный досуг «Игры народов России» для детей старшей и подготовительной групп | Февраль 2022 | Инструктор по физической культуре | У детей расширится представление о культуре народов России, будет формироваться толерантность к представителям |
других национальностей | ||||
Выставка рисунков тему: «Мы разные, но мы вместе» | Февраль 2022 | Воспитатели | У детей будет формироваться толерантность к представителям других национальностей | |
Неделя народов Ямала: -«Театральная игра «Каслание»;
«Оленевод – профессия героическая»;
-Фольклорный праздник встречи весны народов Ямала «Вороний день» | Март 2022 | Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре | У детей формируется духовно- нравственное отношение, чувства сопричастности и любви к малой родине, культурному наследию народов Ямала | |
Творческая мастерская для детей и родителей «Изготовление кукол в национальных костюмах» | Март 2022 | Воспитатели | У детей и родителей расширится представление о культуре народов России, будет формироваться толерантность к представителям других национальностей | |
Тематическая неделя «Народная культура и традиции народов республики Башкортостан»:
национальной одежды, знакомятся с башкирским орнаментом (тюльпан, рог, лист). | Апрель 2021 | Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре | У детей расширится представление о культуре народов России, будет формироваться толерантность к представителям других национальностей |
Фестиваль «Сказки народов России» | Апрель 2022 | Воспитатели Музыкальный руководитель | У детей расширится представление о культуре народов России | |
Рефлексивно-презентационный | Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности | Май 2022 | Психолог | Аналитическая справка по результатам диагностики |
Анкетирование родителей | Май 2022 | Педагог- психолог Воспитатели Родители | Аналитическая справка по результатам анкетирования | |
Трансляция опыта реализации проекта в районных СМИ: «Телерадиокампания Надым», общественно-политическая газета «Рабочий Надыма»; -Распространение опыта реализации проекта на региональном уровне через профессиональные электронные журналы | На протяжении реализации проекта | Заместитель заведующего по УВР, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели | Трансляция опыта реализации проекта Публикации в печатных и электронных СМИ |
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
№ п/п | Наименование ресурса | Направление деятельности |
1 | Кадровые: Заведующий Заместитель заведующего по УВР Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Воспитатели Педагог-психолог | Осуществляет общее руководство, координирует деятельность всех сотрудников Осуществляет помощь, контроль, руководство реализации проекта Знакомит детей с народным фольклором: с музыкой, песнями, танцами разных народов, организует праздники, развлечения Знакомит с играми народов России и народов Севера. Выполняют мероприятия по реализации проекта, мониторинг развития ребенка, работу по сотрудничеству с родителями Принимает участие в подготовке мероприятий, проводит тренинговые занятия с участием детей и родителей для развития эмоциональной и личностной сферы; диагностическая, просветительская работа с родителями |
2 | Информационные: интернет-сайт - http://alenkiytsvetochek- nadym.ru/ группа в ВК - https://vk.com/club190208608 | Используются для освещения мероприятий и отчетов по реализации проекта |
3 | Методические: Технологии | Технология «Музейная педагогика» - приобщение детей к культуре и традициям своего народа, народов других национальностей, расширение кругозора и повышение уровня национального самосознания. Технология «Проектная деятельность» - формирование у детей активной познавательно – исследовательской деятельности в освоении окружающего мира и норм социальной культуры. Информационно-коммуникативные технологии - развитие творческих способностей ребенка, обогащение интеллектуальной сферы, дополнительная мотивация обучения. |
4 | Социальные Филиал МБУК «Надымская ЦБС» – Библиотека семейного чтения Филиал Муниципального бюджетного учреждения культуры «Надымская районная клубная система» - Центр национальных культур МБУ ДО «Детская школа искусств № 1 г. Надыма» | Оказание помощи в подборе необходимой литературы, организации выставок Организация совместных мероприятий согласно плану сотрудничества Организация совместных мероприятий согласно плана по преемственности |
5 | Материально-технические |
|
Ожидаемые результаты
- Положительное отношение всех участников к реализации данного проекта.
- Участие родителей в проводимых мероприятиях.
- Успешное усвоение детьми навыков основных черт толерантной личности, толерантного отношения друг к другу, положительный психологический климат в группе. Повышение уровня знания о культуре народов России и малой Родины - Ямала.
- Заинтересованность педагогов ДОУ в толерантном воспитании дошкольников. Повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников посредством инновационных технологий –метода проектов и музейной педагогики.
- Успешное развитие воспитанников ДОУ, формирование таких качеств как отзывчивость, справедливость, скромность; волевых качеств – умения ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
Повышение уровня знаний детей о традициях своего народа, его ценностях, а также понимания и уважения к другим народам малой Родины, их культуре и обычаям, снижение уровня агрессивности детей. Совершенствование знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
- Повышение авторитета родителей, их самооценки, профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.
- Обобщение опыта работы МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» по формированию толерантной культуры у дошкольников 5-7 лет посредством ознакомления с культурой разных национальностей.
- Разработка педагогической модели формирования толерантности в детском саду.
- Повышение уровня этнического самосознания педагогов и родителей.
Список литературы
- Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: 2003. – С. 85-92.
- Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: 2003. – С. 74-85.
- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)
- Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М.,
«Просвещение», 1989.
- Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина и др. – М.: АРКТИ, 2003
- Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
- Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005 - №1.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005 - №1.
- Примерная парциальная образовательная программа
«Поликультурное детство» (приложение Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно – методическая разработка, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия проект "Мы такие разные"
АннотацияСовременного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки з...
Толерантность и гармонизация межнациональных отношений
Поликультурное образование...
Методическое обеспечение. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": перспективный план по толерантному воспитанию и гармонизации межнациональных отношений между воспитанниками "Дружные национальности Российской Федерации"
Задачи: расширить представления о родной стране, государстве и народных праздниках; знакомить с народными традициями и обычаями. Формировать интерес к своей малой Родине, рассказывать детям о достопри...
Программа по гармонизации межнациональных отношений воспитанников МДОУ «детский сад «Колосок» «Мозаика культур»
Программа по гармонизации межнациональных отношений воспитанников МДОУ «детский сад «Колосок» «Мозаика культур»...
тема проекта: «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада»
Проект «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад «Золотой ключик...
Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста «Дружба народов мира»
Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста. «Дружба народов мира» АктуальностьДошкольное детство &mdash...
«Гармонизация межнациональных отношений в условиях ДОУ»
Формирование толерантной культуры у младших дошкольников через приобщение к культуре разных национальностей малой Родины в условиях дошкольного учреждения...