учебно – методическая разработка, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия проект "Мы такие разные"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) по теме
Аннотация
Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки зрения гуманистической психологии и гуманной педагогики, является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Задачу детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Толерантность является фактором социализации личности, определяющим её отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.
Данный проект разработан с целью создания толерантной образовательной среды в учреждении в условиях обновления содержания обучения и воспитания, внедрения новой образовательной технологии воспитания толерантности у детей и взрослых.
Основная идея проекта - воспитание толерантности в ходе реализации интеграционного подхода к развитию детей в условиях детского сада с применением педагогических технологий междисциплинарного характера.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
1. Принцип субъектности;
2. Принцип адекватности;
3. Принцип индивидуализации;
4. Принцип рефлексивной позиции;
5. Принцип создания толерантной среды.
Пути решения проекта: разработать систему реализации идей на основе реальной практики возможностей конкретного ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_takie_raznye.docx | 473.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки зрения гуманистической психологии и гуманной педагогики, является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Задачу детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Толерантность является фактором социализации личности, определяющим её отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям.
Данный проект разработан с целью создания толерантной образовательной среды в учреждении в условиях обновления содержания обучения и воспитания, внедрения новой образовательной технологии воспитания толерантности у детей и взрослых.
Основная идея проекта - воспитание толерантности в ходе реализации интеграционного подхода к развитию детей в условиях детского сада с применением педагогических технологий междисциплинарного характера.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
1. Принцип субъектности;
2. Принцип адекватности;
3. Принцип индивидуализации;
4. Принцип рефлексивной позиции;
5. Принцип создания толерантной среды.
Пути решения проекта: разработать систему реализации идей на основе реальной практики возможностей конкретного ДОУ.
Введение
«Глухой к другим людям останется глухим к самому себе:
ему будет недоступно самое главное в самовоспитании –
эмоциональная оценка собственных поступков».
В.А. Сухомлинский.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народов Урала; с их изобразительным и декоративно-прикладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих на Урале.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а Урал, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач в нашей работе. В нашем крае, да и в нашем районе живет много представителей народов. Это - русские, украинцы, татары, чуваши, мордва и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький мордвин, и маленький татарин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А наша задача – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - проблемы толерантности.
Объект исследования: условия формирования толерантности у старших дошкольников.
Предмет деятельности: процесс формирования толерантности у старших дошкольников.
Актуальность создания проекта
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что:
• Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человечества.
• Каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте.
• Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
Исторически так сложилось, что Урал - огромный полиэтничный край. Издавна заселенный представителями разных национальностей: это русские, мордва, чуваши, татары и многие другие ( менее малочисленные народы), дети от смешанных браков, которые впитали культуру нескольких народов и др.
Представители различных народов привносят в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности.
Практически любое образовательное учреждение города или села поликультурно, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей.
За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, данная позиция ведет в ущерб социально - личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общения, становлению образа «Я» и самооценки.
Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.
Цели, задачи, ожидаемые результаты
Стратегическая цель проекта:
Создание благоприятных условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру. Поиск путей развития личности через взаимодействие культур.
Тактические цели проекта:
- Создать предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.
- Сформировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям.
- Организовать встречи с людьми разных национальностей.
Задачи проекта для детей:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
- Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
- Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
- Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.
Задачи для педагогов и родителей:
- Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения.
- Повышение компетентности родителей по правовым вопросам
- Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.
- Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
- Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
- Создание в ДОУ условий для приобретения опыта через знакомство с культурой, традициями разных народов.
- Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников, и семей, посещающих детский сад.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Ожидаемые результаты:
- Познания в области национальной культуры народов Урала способствуют воспитанию интереса дошкольников к региональной культуре, её фольклору, поэзии, изобразительному искусству, архитектуре и т.д.
- Дети будут не только знать, но и научатся ценить произведения культуры края.
- Интерес детей характеризуется эмоционально — личностными и персонально - значимым отношением дошкольников к народам Урала, познавательной активностью, действенностью и относительной устойчивостью.
Продукты проекта:
Семейные альбомы: «Наша национальная кухня», «Наш национальный костюм», «Наши национальные игры», «Наша национальная культура».
Вид проекта: познавательно - творческий, межгрупповой, долгосрочный.
Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети старшего дошкольного возраста.
Характеристика методов и средств реализации проекта
- Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.- на основе единого содержания.
- Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
- Видеопросмотры, которые могут использоваться и на занятиях, и в свободное время.
- Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.
- Фольклорные концерты и театрализованные представления.
- Целевые прогулки, экскурсии.
Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на 1 учебный год с сентября по май.
№п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1 | Подготовительно-проектировочный этап | 1.Выявить национальное состояние семей воспитанников детского сада. 2.Установить партнерские отношения с родителями, детьми. 3.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса. 4.Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. (Приложение 1) 5.Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу. 6.Анкетирование родителей. (Приложение 2) 7.Оформление перспективно -тематического плана, паспорта проекта. | Сентябрь - октябрь |
2 | Практический этап | 1.Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителям. 2.Подбор материала. 3.Реализация проекта в образовательную практику. 4.Закрепление полученных знаний на практике через презентацию проекта 5.Пополнение предметно-развивающей среды демонстрационным материалом по теме. 6.Реализация запланированных мероприятий. 7.Конкурсно - игровая программа с участием родителей, презентация семейных альбомов «Мы такие разные». | Ноябрь - март |
3 | Обобщающе - результативный этап | 1.Фестиваль национальных культур. 2. Фотовыставка «Широка страна моя родная». 3.Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу. 4. Анкетирование родителей. 5.Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников. | Май |
План мероприятий
I этап: Подготовительно – проектировочный
Разработать план работы МК ДОУ по формированию толерантности на учебный год. | Ст. воспитатель |
Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности. | Творческая группа |
Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира. | Заведующий д/с Ст. воспитатель |
Создание картотеки подвижных игр народов мира. | Инструктор по физкультуре |
Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения. | Ст. воспитатель Педагог-психолог |
Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности. | Ст. воспитатель Воспитатели групп |
Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей в выпусках газеты детского сада. | Ст. воспитатель Педагоги детского сада |
Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности. | Заведующий д/с Ст. воспитатель Педагоги групп |
Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников. | Педагог-психолог Педагоги групп |
II этап: Реализация проекта.
Разработка плана работы МК ДОУ по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения.
2. Повышение компетентности родителей по правовым вопросам.
3. Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.
Дата | Темы | Мероприятия | Ответственные |
В течение года | Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в ДОУ и в группах. Организация информационного пространства среди родителей.
| Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов. Приобретение картин художников мира. Создание картотеки подвижных игр народов мира. В выпусках общесадовской газеты отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у детей. Привлечение социокультурных учреждений города и района для создания кружков социальной, художественно-эстетической направленности. Создание альбомов об обычаях и традициях народов России. | Ст. воспитатель
Инструктор по физкультуре Ст. воспитатель
Заведующий МК ДОУ Ст.воспитатель Педагоги групп Родители |
Октябрь Декабрь Март | «Вопросы формирования толерантности в дошкольной практике». | Семинар – практикум для педагогов. | Ст. воспитатель Педагог-психолог |
Ноябрь | «Игры народов мира». | Спортивное развлечение. Подвижные игры на прогулке. | Инструктор по физкультуре Педагоги групп |
Декабрь | «Новогодние обычаи стран и народов мира». | Настольные и напольные игры. Мультимедиа-презентации по темам. Сюжетные игры. Творческие рассказы по теме. | Педагоги старших групп
|
Январь | «Моя страна». «Символика нашей страны». «Мой город». «Русские народные праздники и традиции». | Фильмы о городе, о людях живущих в нашем городе, селе, о том какие религии исповедаются в нашем городе. Рассматривание альбомов. Неделя зимних игр и забав. Чтение русских народных закличек, песенок, потешек. Обзорная экскурсия по городу. | Ст. воспитатель Педагоги групп |
Февраль | «Моя родословная».
«Наши защитники». | Творческие игры. Сюжетные игры. Мини -проекты о своей семье. Выставки . Экскурсии в музеи. Фотовыставка любимых мест в городе. |
Педагоги групп
|
Март | «Семейные династии».
| Творческие рассказы детей. Встречи с членами семьи. Смотр - конкурс папок-передвижек о правах и обязанностях взрослых и детей. | Родители
Педагоги групп
|
Апрель | «День Земли». | Развлечения по теме. Выпуск сборник стихов о Земле. | Педагоги групп |
Май | «День Победы».
«День семьи» «День рождение русской березы» | Беседы с детьми о том, что завоевывали победу люди разных национальностей. Музыкально – спортивное развлечение. Конкурс рисунков, презентаций о своем прадедушки и прабабушке в годы войны. Праздник ко Дню семьи. Целевая прогулка к березе. Чтение и заучивание стихотворений о символе России. | Педагоги групп
Муз. руководитель
Муз. руководитель Педагоги групп |
Реализация практического этапа проекта
Предварительная работа:
- Создание картотек подвижных игр и развлечений народов России и других стран.
- Организация уголка «Дружбы». Коробочка-копилка «Добрых дел».
- Предметно - развивающая среда в группе для организации режиссерских и ролевых игр.
- Подборка иллюстраций на формирование правильного поведения в различных ситуациях.
- Создание в группе библиотеки произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине.
- Дидактические игры на развитие у детей толерантности.
- Музыкальные произведения композиторов мира.
- Альбомы, фотографии, видеоматериал.
- Демонстрационный и раздаточный материал по темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»; карты (России, мира), глобус.
- Оформление интерьера помещений группы иллюстративным материалом по теме.
- Внесение предметов быта, предметов народно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов.
- Организация фотовыставки «Широка страна моя родная»
Практическая деятельность
- Народные игры России и других стран: «Сокол и лиса», «Утушка», «Скок –перескок», «Пятнашки на санках», «Барашек», «Канатоходец», «Перепелочка».
- Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Путешествуем по России», «Путешествие за рубеж», «Башня мира», «Готовимся к празднику», «Детский сад».
- Театрализованные игры: «Друг всегда придет на помощь», «Как поссорились Солнце и Луна», «Как вести себя на улице», «Театр».
- Сочинение сказок и историй детьми.
- Создание книг, их иллюстрирование и инсценировка.
- Д\И «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что… », «Дружить- это значит... », «Приветствие других стран», «Добрые пожелания», «Добрые новости», «Волшебная палочка добрых дел», «Подарок для друзей», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Я- хороший, ты- хороший», «Я хочу подружиться с… ».
- Психологические этюды: «Цветок дружбы», «Каким я буду, когда вырасту», «Паровозик имён, или в страну Дружбы», «Дракон ловит свой хвост», «Заячья семья», «Если нравится тебе», «Не прослушай имя своего друга», «Зеркало». Д/и «Путешествуем по сказкам», «Чей это орнамент? », «Вещи перепутались», «Чей это дом! » «Встречаем гостей», «В гостях у друзей» Беседы «Моя семья», «Зачем нужны традиции? ».
- Рассказы детей о членах своей семьи, оформление странички альбома «Я и моя семья».
- НОД: «Мы - жители планеты Земля», «Моя страна», «Мой город», «Все мы разные, но все мы вместе».
- Рисование по мотивам (татарских, мордовских) узоров, по темам; «Мы дети земли», «Я и моя семья».
- Аппликации по мотивам народных орнаментов (Украсим сапожок, рукавичку, рушник) .
- Оформление группового помещения и музыкального зала к праздникам и совместным досугам.
Разработка и проведение мероприятий недели толерантности (Приложение 3)
Проведение семинаров-практикумов для педагогов «Вопросы формирования толерантности в дошкольной практике»
Работа с родителями:
- Консультация «Психологическое здоровье ребенка».
- Блиц-опрос для родителей: «Что вы понимаете под словом толерантность? ».
- Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка? ».
- Консультации для родителей «Чему мы учимся друг у друга? », «Семейные традиции».
- Акции «Покормите птиц зимой», «Построим горку сами».
- Создание семейных альбомов «Наша национальная кухня», «Наш национальный костюм», «Наши национальные игры», «Наша национальная культура».
- Конкурсно - игровая программа с участием родителей.
- Презентация семейных альбомов «Мы такие разные».
- Оформление стенда: «С чего начинается Родина? ».
- Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.
- Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.
III этап: Презентация проекта.
- Презентация проекта на собрании педагогов
- Проведение фестиваля театральных мини-постановок
«Театральный калейдоскоп» для детей детского сада и родителей воспитанников.
Результаты работы:
Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада.
Составление картотеки подвижных игр, сценариев спортивного праздника, досугов с родителями.
Повышение правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, памятки-рекомендации по воспитанию толерантности).
Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского сада, их коммуникативных качеств.
Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1. С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13 января 1996г. № 12-ФЗ; от 16 ноября 1997г. № 144-ФЗ; от 20 июля 2000г. № 102-ФЗ; от 7 августа 2000г. № 122-ФЗ (извлечение).
• УСТАВ ДОУ
• СанПиН 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• ФГОС ДО - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются: заведующая детского сада, старший воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию, педагог – психолог, воспитатели.
Образовательный и профессиональный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.
Фонд методического кабинета:
- библиотека
- игротека
- аудиотека
- фонотека.
Материально-технические ресурсы:
- телевизор
- компьютер
- магнитофон
- мультимедиа
Финансовые ресурсы
Финансирование проекта производится за счет спонсорских вложений.
Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта.
№ п/п | Наименование мероприятий | Ориентировочная стоимость |
1 | Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, картин художников мира. | 5000рублей |
2 | Приобретение методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения. | 500 рублей |
3 | Приобретение кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов. | 2000 рублей |
4 | Приобрести: бумагу «Снегурочка»; папки; файлы. | 1000 рублей |
5 | Ресурсы сети Интернет | 1000 рублей |
ИТОГО 9500 рублей
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
• В группах будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.
• У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.
• Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только научить детей бесконфликтному социальному взаимодействию, но и даст толчок для развития у старших дошкольников навыков коммуникации.
Литература
1. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.-метод. пособие. – М. : Академический проект, 2004. – 240 с.
2. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. – Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2003.
3. «Диалог культур»: проект программы поликультурного образования детей 3–7 лет. – Тимашевск, 2012. – 117 с.
Приложение 1
Перспективный план мероприятий
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | 1.«Россия-многонациональное государство» 2.Знакомство с татарской национальностью ( татары). Тема: Здравствуй Казань. | Знакомство с культурой, традициями других народов. (Чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, музыка, сотрудничество с семьями воспитанников). |
Октябрь | 3.Знакомство с мордовской национальностью (мордва). Тема: Знакомство с мордовским национальным костюмом. | Знакомство с культурой, традициями других народов. (Чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, музыкально-художественная деятельность, сотрудничество с семьями воспитанников) |
Ноябрь | 4.Проведение недели толерантности 5.Музыкальный праздник -презентация. | Подведение итогов проектной деятельности групп по ознакомлению с культурой народов России |
Декабрь | 6.Инсценировка народной сказки по выбору. 7. Новогодний утренник. | Закрепление знаний о культуре различных народов России через театрализованную деятельность |
Январь | 8.Просмотр мультфильмов по сказкам 9.Чтение сказок народов России (эта работа в течении года) | Знакомство со сказками народов России. Показать детям, что многие сказки очень похожи и значит, культуры разных народов взаимосвязаны между собой. |
Февраль | 10.Спортивный праздник 11.Знакомство с чувашской национальностью( чуваши) - Тема: Акатуй. | Соревнования и подвижные игры народов мира. Знакомство с культурой, традициями других народов. |
Март | 12.«Образ матери в стихах авторов разных стран». 13.Праздник « Масленица». | Дать представление детям о том, что образ матери в стихах разных странах имеет общие черты. Познакомить детей с национальным праздником. |
Апрель | 14.«Музыкальные инструменты народов России» -видеопрезентация. | Познакомить детей с разнообразными музыкальными инструментами |
Май | 15.«Фестиваль национальностей» - праздник | Закрепить знания детей о культуре других народов |
Приложение 2
Анкета для родителей.
Цель: изучить представления и интерес – отношение родителей к этнокультурному развитию детей.
1.Считаете ли Вы необходимым приобщать детей к культуре своего народа? Почему?
2.Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с культурой других народов? Почему?
3.Нужна ли работа по этнокультурному развитию дошкольников в детском саду? Почему?
4.Обладаете ли Вы знаниями о родной культуре и культуре других народов (праздники, устное народное творчество, значение имён, игрушки, обычаи и др.).
5.Из каких источников Вы приобрели эти знания?
6.Как Вы приобщаете детей к родной культуре в своей семье?
7.Что бы Вы хотели узнать об этнокультурном образовании детей?
8.Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к культуре разных народов?
Приложение 3
Разработка и проведение мероприятий недели толерантности с 12 по 16 ноября
- Чтение сказок народов мира в течение недели.
12 ноября выпуск листков для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей»
- Стенгазета « 16 ноября - Всемирный день толерантности»
(ответственные: воспитатели)
13 ноября «День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп (средняя, старшая, подготовительная группы; ответственные: воспитатели)
14 ноября Акция «Шлем приветики» (старшая, подготовительная группы; ответственный: педагог-психолог)
15 ноября Спортивный праздник «Игры разных народов»
(ответственный: инструктор по физкультуре)
- Выставка детских рисунков «Мои друзья»
(старшая и подготовительная группы; ответственные: воспитатели)
- Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»
(младшие, средняя группы; ответственные: воспитатели).
16 ноября Спектакль «Муха-Цокотуха» для детей всех возрастов.
- Совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители; по группам; ответственные: воспитатели).
Реализация проекта в образовательных областях:
День помощи малышам - социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, труд, безопасность.
Акция «Шлём приветики» - социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд.
Спортивный праздник «Игры разных народов» - физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, социализация, безопасность.
Чтение сказок народов мира, произведений русских и зарубежных писателей - художественная литература, познание, социализация, коммуникация.
Выставка детских рисунков «Мои друзья» - художественное творчество, коммуникация.
Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие» - художественное творчество, социализация, коммуникация, познание, безопасность.
Спектакли «Муха-Цокотуха», «Колобок на новый лад» - социализация, коммуникация, познание, художественная литература.
Подготовка спектакля «Новые приключения Красной Шапочки» и фестиваля театральных мини-постановок «Театральный калейдоскоп»
Приложение 4
Формы работы с родителями
1. Клубы на основе взаимодействия взрослых и детей, презентация семейных и творческих проектов – журналы, книги, энциклопедии, газеты и др.
2. Изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через анкетирование, диагностирование, опрос, интервьюирование, информационные корзины.
3. Досуги, праздники, развлечения на основе активного взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Обеспечение информационной среды, просветительской работы и координации взаимодействия ДОУ и семьи средствами наглядной пропаганды: стенды, папки-раскладушки, тематические выставки по разным направлениям, спец. выпуски газет и т.д.
5. Библиотека «В помощь родителю».
6. Домашняя игротека.
7. Фронтальные встречи с родителями: родительские собрания, устные журналы, консультации и др.
8. Дни открытых дверей.
9. Информационный банк: аудио-, медиа-, видеотека.
10. Благодарственные письма.
11. Массовые мероприятия для детей с участием родителей, : «Весёлые старты», «Клуб любознательных», «Папа, мама, я –спортивная семья» и др.
12. Месячник безопасности здоровья.
13. Сотрудничество через реализацию творческих проектов (видиофильмы из жизни ребёнка, презентации семейного опыта, выставки детского и детско-взрослого творчества; фотоальбомы и фотоколлажи).
14. Творческое и познавательное взаимодействие с социумом: театр, выставочный зал, библиотека и др. культурные учреждений города, школа, памятные места города.
15. Творческие накопительные альбомы.
16.Портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема «Мы такие разные».
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему "Мы такие разные", направленная на сплочение детского коллектива....
Формирование толерантной культуры у дошкольников в ознакомлении с культурой разных народов малой Родины
Формирование толерантной культуры у дошкольников в ознакомлении с культурой разных народов малой Родины...
Формирование толерантности и межнационального общения в ДОУ
Межнациональное общение является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде. Возросший интерес к проблемам межнациональной толерантности и межнационального общения обусловлен новы...
Методическая разработка конспекта интегрированной непосредственно - образовательной деятельности с детьми раннего возраста «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРЫ»
Методическая разработка конспекта интегрированной непосредственно - образовательной деятельности по сенсорике с детьми раннего возраста «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАРЫ»В результате НОД восп...
Формирование толерантности и межнационального согласия среди воспитанников ДОУ
laquo;Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»...
Учебно-методическая разработка по окружающему миру( старшая группа) по теме : Проект Что такое русская изба?
Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре.Задачи проекта: Познакомить детей с устройством русской избы;Познакомить с многообразием...
Методическая разработка по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Игры такие разные»
Цель методической разработки состоит в том, чтобы рассмотреть роль дидактических игр в коррекционно-педагогическом процессе с дошкольниками, в частности роль дидактических игр в обучении детей ма...