Программа по гармонизации межнациональных отношений воспитанников МДОУ «детский сад «Колосок» «Мозаика культур»
рабочая программа

Холмова Юлия Владимировна

Программа по гармонизации межнациональных отношений воспитанников МДОУ «детский сад «Колосок» «Мозаика культур»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmamozaika_kultur.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МДОУ

«Детский сад «КОЛОСОК»

______________ Н.И. Лукьяненко

 «___»_________2017г. 

П Р О Г Р А М М А

ПО ГАРМОНИЗАЦИИ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ВОСПИТАННИКОВ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»

«МОЗАИКА КУЛЬТУР»

ПРИНЯТО

педагогическим

советом МДОУ

Протокол № ___

от «___»_________20___г.

г.Переславль-Залесский

2017г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ        3

1.        ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ        3

2.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

II ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ        5

1.        ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:        7

2.        ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        7

3.        ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ        8

4.        ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        8

III РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        10

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ        10

2. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        11

3.        ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ «МОЗАИКА КУЛЬТУР»  01.01.2017-31.05.2018 ГГ        12

IV ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЦЕННОСТЕЙ        14

1.        СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ        14

2.        ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ        18

3.        ВНЕДРЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ        19

V. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ        20

1.        ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ        20

2.        ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ        21

4.        ДИАГНОСТИКА знаний, умений и навыков детей, направленная на определение уровня нравственной воспитанности по И.П. Юнгнеру, Л.Г. Кирилюк.        22

VI ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ        23

VII ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЦЕННОСТЕЙ В РАМКАХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ        24

VIII ПРИЛОЖЕНИЯ        27


I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Полное наименование Учреждения в соответствии с уставом:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Колосок»,

2. Юридический адрес: 152024, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская д.117

3. Фактический адрес: 152024, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская д.117

4. Телефоны: (48535) 2-30-46; факс (48535) 2-30-46

5. Электронный адрес: ds-kolos@pereslavl.ru

6. Банковские реквизиты учреждения (если имеются):
ИНН 7608009232; КПП 760801001; УФ (Муниципальное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колосок» л/с 203031112); р/с 40701810278843000001; РКЦ Переславль-Залесский г.Переславль-Залесский;  БИК 047884000

7.Учредители (название организации, адрес, телефон, банковские реквизиты):
- городской округ город Переславль-Залесский.

Функции и полномочия учредителя от имени Администрации города Переславля-Залесского осуществляет Управление образования Администрации города Переславля-Залесского.

почтовый адрес:152020, город Переславль – Залесский, улица Трудовая, д 1А

 телефон: (48535) 3-25-05; факс (48535) 3-25-05

 электронная почта: assistant@gorono.botik.ru

8. Имеющиеся действующие лицензии на образовательную деятельность:

Лицензия  выдана Департаментом образования Ярославской области, серия 76Л02, регистрационный номер № 0000595 от 02.10.2015 года, срок действия лицензии — бессрочно.  

9. Количество воспитанников на 01.09.2016: 146

10. Численность педагогического персонала на 01.09.2016: 17

11. Численность управленческого персонала на 01.09.2016: 1

12. Численность вспомогательного, обслуживающего и технического персонала на 01.09.2016: 22

13. Руководитель дошкольного образовательного учреждения: Наталия Ивановна Лукьяненко.

14. Руководитель органа общественно-государственного управления: Председатель Управляющего совета Кукушкина Наталья Николаевна

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и правды и,

наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Н. И. Пирогов

Данная программа продиктована необходимостью систематизации и нацеленной деятельности педагогического коллектива МДОУ по формированию у воспитанников духовно-нравственных ориентиров и ценностей, бережному отношению к истории и культуре, исторической памяти, уважению прав и свобод человека без различия по признаку расы, языка, национальной и религиозной принадлежности.

Программа направлена на развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина Родины, города, детского сада, способного к сотрудничеству с ценностями мировой культуры, вдумчивому отношению к современному мироустройству.

Она ориентирована на участие в процессе воспитания дошкольников различных возрастных групп, национальностей на основе доброжелательного диалога между участниками процесса.

Актуальность разработки данной программы подтверждается событиями последнего времени, а это:

  1. Участившиеся случаи проявления нетерпимого отношения к представителям различных культурных и религиозных групп;
  2. Конфронтация между странами и народами, борьба, преодоление, отчуждение людей, человеческих общностей друг от друга;
  3. Снижение уровня гражданской ответственности;
  4. Разрушение связей, способных к созидательной деятельности.

Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения города, страны, резко снизили воспитательное воздействие культуры (российской, зарубежной), искусства, образования как важнейших факторов формирования зрелой духовно-нравственной личности.

Объективные и субъективные процессы, происходящие в мировом сообществе, на одну из ведущих позиций вывели национальный вопрос. Патриотические и духовные качества человека стали перерождаться в агрессию, национализм. В общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм индивидуализм, цинизм, отсутствие миролюбия и взаимопонимания.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине долгое время не рассматривались в системе образования. С введением в действие закона РФ "Об образовании" произошли существенные изменения в развитии содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. В наше время особенно очевидно, что без духовности, нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезает сострадание. Это доказывает особую актуальность разработки программы по духовно- нравственному образованию и воспитанию детей и гармонизации межнациональных отношений. Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами не только Православной культуры, но и культурами других народов, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью была разработана программа «Мозаика культур» с введением интегрированных занятий и с учетом национально-регионального компонента. Таким образом, данная программа позволит учитывать потребности многонационального населения нашей страны, построить педагогический процесс с учетом социально-экономических, климатических и иных условий. А для этого нужно знать свою историю - с чего все начиналось, как развивалось, скольких сил и трудов стоило построить дом, построить город. Тогда ребенок - гражданин своей страны, своего города, член семьи - будет осознавать, что все это было ради него и его сверстников; и что ему и его друзьям предстоит продолжить дело предков. Приложить для этого много сил, знаний и умений, пройти все испытания, сохранить и приукрасить достояние предков и передать эстафету будущему поколению. И конечно, это должно стать заботой каждого педагога дошкольного учреждения. Именно поэтому эта тема является актуальной.

II ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ

Программа "Мозаика культур" разработана в силу особой актуальности проблемы гармонизации межнациональных отношений, она отражает эффективные подходы к комплексному решению проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы в течение одного года.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Обеспечение гармонизации межнациональных отношений, развитие национальных культур народов, проживающих в Российской Федерации.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 

1.Расширить представления о родной стране, государстве и народных праздниках. 2.Познакомить с народными традициями и обычаями. 3.Формировать интерес к своей малой Родине, рассказывать детям о достопримечательностях своего края, культуре, традициях.

4.Формировать представления о том, что наша огромная многонациональная страна называется Российской Федерацией (Россия).

5.Показать на карте всю Россию: моря, озёра, реки, горы, города.

6.Москва – главный город, столица нашей Родины.

7.Знать флаг, герб страны, мелодию гимна.

8.Формировать интерес к своей родословной.

9.Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе с семьёй.

Ведущая педагогическая идея программы «Мозаика культур» заключается в определении путей повышения эффективности процесса в ознакомлении дошкольников с родным краем через занятия, совместную деятельность, формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни, а также приобщение родителей в воспитании духовно-нравственных знаний. В программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.

Социализация, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев.

Художественное творчество, где используются произведения живописи, о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер - классы.

Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.

Музыка, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры.

Физическая культура, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.

ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ

  • Дети дошкольного образовательного учреждения.
  • Семьи детей, посещающих дошкольное учреждение.
  • Педагогический коллектив образовательного учреждения
  1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
  • Принцип воспитания – это основа действенного решения воспитательных задач.
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие методов и приѐмов работы с детьми, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на духовно – нравственное воспитание воспитанников, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип активности и сознательности - участие всего педагогического коллектива и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по духовно – нравственному воспитанию.
  • Принцип комплексности и интегративности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития воспитанников.
  • Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
  1. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ   2016-2017 гг.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  

1.Организационно-подготовительный этап – разработка диагностики по духовно – нравственному воспитанию (с 01.01.2017-по 28.02.2017г.)

2.Этап совместной деятельности всех участников образовательного процесса
(2016-2018гг.)

3.Итоговый - подведение итогов, результатов совместной работы, диагностика(2018г).

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
  • Проектно - исследовательская деятельность
  • Культурно - образовательная деятельность
  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У педагогов:

  1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольника;
  2. Повышение профессионального мастерства: повысится духовно-нравственная культура педагогов, появится понимание необходимости в духовно-нравственном просвещении воспитанников.
  3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.
  4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
  5. Приобретение нового опыта работы в разработке и оформлении программ и проектов (приложений к проекту) в соответствии с современными требованиями.
  6. Обобщение опыта педагогов групп по тематике проекта.
  7. Уровень положительной динамики качества образования.

У детей:

  1. Дети знают элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральные).
  2. Проявление ярко выраженного интереса к объектам культуры, бережного отношения к ним, стремление к правильному поведению.
  3. Дети должны знать и называть свой город, предприятия города, их значимость, символику города, достопримечательности.
  4. У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
  5. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, акциях, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях и других видах деятельности.
  6. Дети проявят внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать посильную помощь.
  7. Педагоги и родители пополнят знания о городе Переславле-Залесском
  8. Сплочение коллектива родители-воспитатели-дети.

У родителей:

  1. Повысится духовно-нравственная культура родителей, появится понимание необходимости в патриотическом, духовно-нравственном воспитании детей.
  2. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных проектах.


III РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Конституция Российской̆ Федерации;
  • Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 02.07.2013 № 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

2. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Название программы

Цель программы

Критерии освоения программы

«Мир открытий» комплексная образовательная программа (под общей научной редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой)

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования; Сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования; Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление детей дошкольного возраста; Обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей; Создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; Повышение социального статуса дошкольного образования.

- воспитание и развитие личностных качеств ребёнка;

 – развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

 – развитие эмоциональной сферы.

 - формирование опыта игровой, практической, познавательной, творческой и др. деятельности.

 - формирование опыта самопознания.

Программа «Кроха», под ред. Г.Г. Григорьевой;

Создание условий для гармоничного физического и психического развития, повышения

умственной и физической работоспособности.

-возможные достижения

в освоении основных движений;

- уровень физических качеств;

- уровень личностных

Качеств.

Программа социально-эмоционального развития дошкольников
«Я-Ты-Мы»

О.Л.Князева

Создание благоприятных условий для осознания каждым ребёнком его индивидуальности; становления его как личности, умения управлять своими эмоциями; обучения детей этическим формам и способам поведения в социуме.

-уверенность в себе

-чувства, желания, взгляды

- социальные навыки

  1. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ «МОЗАИКА КУЛЬТУР»
    01.01.2017-31.05.2018 ГГ

№ пп

Название мероприятия

Срок проведения

Ответственные

1

Конкурс рисунков и поделок, посвящённых 9 мая.

27.04-04.05.2017

Музыкальный руководитель Копылова С.А.

2

Организация конкурса «Куклы в национальных костюмах» (работа с родителями)

15.05-19.05.2017

Воспитатели:

Нуцкова Т.А.

Слезавина Л.С.

3

Интегрированная НОД «Наши деды – славные победы»

05.05.2017

Музыкальный руководитель Копылова С.А.

4

Городской этап Всероссийской акции «Вспомним всех поимённо!»

05.05.2017

МО ДО «Станция юных туристов»

5

Городской конкурс «Подарок родному городу»

Май 2017

МО ДО «Ювента»

6

Общее родительское собрание «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей в воспитательно-образовательной системе»:

  • Сообщение «Знать о правах, не забывать об обязанностях»
  • Организация ярмарки национальных блюд
  • Организация выставки кукол в национальных костюмах
  • Концерт для родителей

01.06.2017

Лукьяненко Н.И. -  заведующий,

Холмова Ю.В. – старший воспитатель,

Воспитатели: Привезенцева А.А., Нуцкова Т.А., Слезавина Л.С.

Музыкальный руководитель: Копылова С.А.

7

Спортивные развлечения «Подвижные игры разных народов мира»

01.06.2017

Захарова М.А. инструктор по физической культуре

8

День семьи

07.07.2017

Холмова Ю.В.

9

Праздник «Русская коса»

13-14.07.2017

Музыкальный руководитель Копылова С.А.

10

Городской фестиваль по гармонизации межнациональных отношений

Октябрь 2017

Музыкальный руководитель Копылова С.А.

11

Социальные партнёры (библиотека) «Дружба разных народов в России» комплексное мероприятие с показом видео

МУК «ГБО» Городская библиотека №2

12

Городской фестиваль «В слове мы сто тысяч Я»

08.11.2017

МО ДО «Станция юных туристов»

13

Городской конкурс «Рука дружбы»

16.11.2017

МОУ ДО «Перспектива»

14

Литературно-музыкальная композиция «День России»

03.11.2017

Музыкальный руководитель Копылова С.А.

15

Конкурс плакатов «Все мы разные, но заслуживаем счастья!»

03.11-16.11.201

Воспитатель

Нуцкова Т.А.

16

Детская познавательная программа «Путешествие в страну дружбы»

16.11.2017

Инструктор по физической культуре

Захарова М.А.

17

Фотоконкурс «На земле друзьям не тесно» (работа с родителями)

16.11.2017

Воспитатель

Нуцкова Т.А.

18

Праздничный концерт для мам, посвященный Дню матери в России

24.11.2017

Музыкальный руководитель Копылова С.А.

19

Праздничный концерт «День рождения детского сада»

Март 2018

Музыкальный руководитель Копылова С.А.


IV ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЦЕННОСТЕЙ

  1. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Чтобы у дошкольников сформировать знания о духовно-нравственном воспитании, необходимо приобщать детей к истокам народной культуры. Учить осознавать разнообразие связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

Взаимодействие человека с природой в условиях родного края определяют объекты эколого-краеведческой работы с детьми дошкольного возраста. К ним относятся: природа, население, история, искусство края. Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения. Именно любовь к Родине выступает одним из основных элементов мировоззрения человека и отношения к своей стране, другим нациям, народам. Огромный воспитательный потенциал заложен и в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности.

Таким образом, узнавая свой край, приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями. Если систематически, последовательно, планомерно осуществлять знакомство с родным краем, то можно достичь положительной динамики в развитии детей. Эта динамика прослеживается в формировании представлений детей о природе края, культуре, быте народов России тем самым прививает интерес к познанию и уважение к истории любой национальности, близкой пониманию ребенка.

Дети, которые наиболее полно и глубоко заинтересованы и осведомлены о культуре и жизни своего, а также природе родного края, могут быть выбраны экскурсоводами и ознакомят детей других групп с мини-музеем. Это позволит закрепить представления о культуре данной народности, создаст возможность детям выражать свои чувства и эмоции, показать сформированные представления и умения их передать другому человеку.

Приобщение дошкольников к духовно-нравственной воспитанности можно представить в следующей последовательности:

  • Духовно-нравственные знания
  • Практические умения
  • Начальная духовно-нравственная компетентность

В формировании духовно-нравственной воспитанности необходимо обращать внимание, чтобы усвоение и использование правил носило осознанный характер, чтобы ребенок понимал необходимость выполнения правил, формирование практических умений и мотивов выполнения правил было окрашено положительными эмоциями, у детей развивался самоконтроль. Для этого могут быть использованы различные варианты организации активного отдыха детей (праздники и развлечения), различные виды игр (театрализованные, сюжетно-ролевые, подвижные и спортивные).

Таким образом, основными направлениями в организации учебно-воспитательного процесса по духовно-нравственному воспитанию дошкольников являются:

  • формирование знаний, умений, навыков духовно-нравственной воспитанности;
  • воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил духовно-нравственной воспитанности;

Непрерывная подготовка детей к духовно-нравственному воспитанию осуществляется:

1.В ДОУ:

  • занятия в группе, в музыкальном зале;
  • мероприятия по приобщению к духовно-нравственной воспитанности: конкурсы, викторины, экскурсии, соревнования и т.д.).

2. В совместной работе с социальными партнёрами:

  • экскурсии, пешие прогулки,
  • совместные интегрированные мероприятия
  • выступления.

3. В семье:

  • индивидуально-воспитательная работа с ребенком;
  • разъяснение основных правил духовно-нравственной воспитанности, пропаганда нравственной воспитанности, личный пример.

Для эффективной реализации содержания учебного курса приобщения к духовно-нравственной воспитанности при организации педагогического процесса в ДОУ необходимо работать в следующих направлениях:

1.Информационно-печатное направление (осуществляется заведующим, старшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем):

  • подготовка нормативных документов (приказы, учебная программа, годовой план, совместный план с Центром детского творчества, план работы с родителями);
  • разработать методику диагностирования знаний, умений и навыков обучаемых;
  • спланировать деятельность воспитателей (рекомендации, консультации для воспитателей по организации учебно-воспитательного процесса, проведение круглых столов, семинаров, мастер-классов и т.д.);
  • разработка рекомендаций, памяток для родителей.

2. Распространение информации (осуществляется воспитателями):

  • организация учебно-воспитательной работы;
  • размножение и распространение печатной информации для родителей;
  • организация совместных мероприятий с воспитанниками и их родителями.

Работа с детьми поприобщению к духовно-нравственной воспитанности в детском саду должна вестись поэтапно.

Первый этап работы – это мониторинг -уточнение представлений детей о духовно-нравственной воспитанности, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о духовно-нравственной воспитанности через различные формы работы: занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к духовно-нравственной воспитанности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, использование публикаций в периодической печати, игры- драматизации, творческие игры, наблюдения, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов по данной тематике, организация тематических конкурсов, экскурсии в музеи и Храм (по согласованию с родителями).

Четвертый этап – формирование у детей чувства ответственности. Ребята принимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Именно понимают и усваивают. Задача педагога: формировать в подрастающем человеке готовность отвечать за свои поступки. Занятия проводятся воспитателями и специалистами дошкольного учреждения.

Система работы по данной проблеме включает:

  • создание предметной среды — художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно-печатные и дидактические игры, альбомы на духовно-нравственную тематику, репродукции икон;
  • совместную деятельность педагога и детей: наблюдение, беседы, дидактические игры, игры-занятия , вечера досуга, КВН, тренинги, конкурсы рисунков, встречи с интересными людьми;
  • работу с родителями: создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров-практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов;
  • работу педагога-психолога по подбору дидактического материала для формирования у детей духовно-нравственной воспитанности.

Она проводится в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.

Цель работы с детьми 2-4 лет – формировать представления о духовно-нравственной воспитанности. Важнейшую роль в ознакомлении малышей с первыми сведениями о духовно-нравственной воспитанности отводится целевым прогулкам. На занятиях по развитию речи используются картинки о духовно-нравственной воспитанности, воспитатель учит рассказывать о нарисованном. Для закрепления знаний, полученных во время бесед и прогулок, используются сюжетно-дидактические игры. В дидактических играх закрепляются и расширяются представления детей о духовно-нравственной воспитанности. С этой целью рекомендуются проводить игры: «Маленькие помощники», «Мой любимый город» и др.

Цель работы с детьми 4-5 лет— развивать наблюдательность, расширять знания о духовно-нравственной воспитанности, элементарных правилах поведения. На экскурсиях дети знакомятся с экспонатами музеев. В ходе пеших прогулок с природой родного города. На познавательных занятиях дети закрепляют полученные знания о духовно-нравственной воспитанности. Проводятся беседы, а также дети учат стихотворения и читают рассказы об интересных людях. В группе создается предметная среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Ежемесячно работа по формированию духовно-нравственной воспитанности детей включается в календарный план, знания и умения детей закрепляются в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.

Цель работы с детьми 5-6 лет- подвести к осознанию необходимости духовно-нравственной воспитанности. Нужно (стремиться, не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях») дать им исчерпывающие знания. На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей: личностные качества : дисциплинированность, культуру поведения, внимание; определенные знания и умения. В работе используются разные формы и методы, такие как проблемные ситуации, творческие игры. Для проведения сюжетно-ролевых игр имеются игрушки-модели.

Цель работы с детьми 6-7 лет - формировать представления о духовно-нравственной воспитанности; соблюдать правила нравственной воспитанности и воспитывать ответственное отношение к их соблюдению. Обучение навыкам духовно-нравственной воспитанности осуществляется во всех видах детской деятельности. Используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы. С этой целью проводятся экскурсии, занятия, беседы, развлечения, досуги. Работая по программе «Мир открытий», большое значение придавалось такой форме работы как встреча с интересными людьми (например: преподаватели школы искусств, работники лесничества). Встречи проходили интересно, оживлѐнно. Закрепление знаний о духовно-нравственной воспитанности осуществляется и при рассматривании картин, чтении книг, во время игр. Закрепление правил духовно-нравственной воспитанности проходит и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно- ролевых играх дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочке действий, в ходе игровой деятельности закрепляются знания о духовно-нравственной воспитанности. Знания детей, полученные на занятиях, находят своё отражение в рисунках, поделках, они с большим интересом лепят из пластилина, рисуют. С целью обучения детей нравственной воспитанности проигрываются проблемные ситуации.  При планировании работы по данной проблеме необходимо использовать формы и методы, имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу. Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию духовно-нравственной воспитанности.

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

Обучая детей правилам духовно-нравственной воспитанности, необходимо использовать все доступные формы и методы работы:

Беседа. Позволяет избежать передачи уже известных дошкольникам знаний, помогает педагогу выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбирать адекватную методику. Такая форма работы с детьми проводится как индивидуально, так и с группой детей. Каждый ребенок принимает активное участие в обсуждении, высказывает свою точку зрения, определяя тем самым свою роль в различных ситуациях. Беседа носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.

Занятия. Знакомство с духовно-нравственной воспитанностью педагог может осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по познавательному развитию и т. д.

На занятиях по познавательному развитию и развитию речи педагог использует различные методы и приемы по знакомству детей с духовно-нравственным воспитанием:

  • рассматривание картин и иллюстраций,
  • составление описательных рассказов по картине,
  • разучивание стихотворений,
  • чтение художественной литературы,
  • просмотр видео- и диафильмов с обсуждением ситуаций.

Экскурсии. В дошкольном образовательном учреждении необходимо проводить с детьми экскурсии за пределами детской площадки. Педагог совместно с детьми наблюдает, анализирует и обсуждает поведение людей на улице, рассматривает достопримечательности города, также необходимо посещение храма с дальнейшей беседой (по согласованию с родителями).

Ролевые игры. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в сюжетно – ролевых играх. Тематику ролевых игр следует подбирать в соответствии с программными требованиями для данного возраста. Атрибуты для игр должны удовлетворять интересам мальчиков и девочек. Под руководством воспитателя продумывается содержание игры, обсуждаются действия участников, распределяются роли.

Художественная литература. В последнее время появляются современные рассказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с духовно-нравственным воспитанием. Исходя из общих требований к отбору литературы, можно выделить ряд произведений, в которых наиболее ярко описаны правила духовно-нравственной воспитанности.

Методика работы с каждым художественным произведением предполагает:

1. Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).

2. Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил нравственной воспитанности и возможности их избежать.

3. Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально.

4. Разучивание рифмованных правил или поэтических произведений.

5. В свободной деятельности закрепление знаний детей о духовно-нравственной воспитанности, например:

- сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения;

- режиссерские игры;

- демонстрация содержания произведения с использованием наглядного материала (настольный, кукольный театр);

- инсценирование детьми произведения или отдельных его эпизодов.

Обучающие фильмы. В фильмотеках города можно найти обучающие фильмы, помогающие детям дошкольного возраста освоить правила духовно-нравственной воспитанности. Целесообразно использовать следующие методы воспитания: внушение (особенно применительно к детям дошкольного возраста), убеждение, пример, упражнение, поощрение.

  1. ВНЕДРЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для организации процесса духовно-нравственного воспитания детей применяются виды и формы игровых упражнений:

  • творческие задания («Нарисуйте одно солнышко вдвоем»; «Соберите на двоих одну картинку»; «Постройте вместе машинку из кубиков» и т.п.);
  • Народные игры (русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», хакасская народная игра «Волк в отаре» и т.д.);
  • дидактические игры по родному краю помогают формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций («Узоры родного города», «Знаешь ли ты?», «Знаменитости города», «Путешествие по городу»», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города»)
  • словесные игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово) и др.

При формировании у детей знаний о духовно-нравственной воспитанности важно использовать игры и упражнения, логически связанные с темой занятий и позволяющие дошкольникам чередовать умственную и физическую нагрузку.

V. МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ

  1. ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ

Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» направлена на определение эффективности педагогических действий и соответствия образовательных условий, созданных в образовательной организации, возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) позволят педагогам дошкольных организаций:

  • оптимизировать работу с группой детей, условия их развития;
  • определить индивидуальные образовательные траектории;
  • при необходимости, осуществить профессиональную коррекцию особенностей развития детей.

В помощь педагогам дошкольных образовательных организаций специально разработана электронная версия педагогического мониторинга к комплексной программе «Мир открытий», которая является дополнительным инструментом к методическому пособию «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий» и содержит электронные карты наблюдений за детьми дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики.

Все подсчеты в Excel-шаблоне выполняются автоматически. Педагогу необходимо лишь внести в таблицы фамилии детей и результаты наблюдений за детьми, а программа автоматически выдаст результаты относительно успешности продвижения каждого ребенка в образовательном пространстве и оценку адекватности форм и методов образовательной работы по образовательным областям и в целом.

В Программе используется диагностический инструментарий и методы контроля для обеспечения достоверности результатов:

- педагогические разработки;
- листы наблюдений;

- анкеты;

- контрольные вопросы;  
- тесты;

- стенограммы занятий;  
- интервью;

- видеозаписи и т.д.

  1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Формы

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая

(индивидуально-коллективная)

Группа делится на подгруппы.

Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

  1. ДИАГНОСТИКА знаний, умений и навыков детей, направленная на определение уровня нравственной воспитанности по И.П. Юнгнеру, Л.Г. Кирилюк.

Диагностическая карта по нравственной воспитанности детей  дошкольного возраста

ФИ ребѐнка

Родной город, символика

История народной культуры, традиции

Историко-географический и природный компоненты

Личностный компонент

Название города

Дом. адрес, адрес детского сада

Достоприме- чательности родного города

Герб, города, его автор

Предметы быта, жилище человека

Русские народные праздники

Народные умельцы города

Народные игрушки, промыслы

Природные богатства города, края

Любимый уголок природы

Животные нашего края

Растит. мир

Отношение к окружающей природе

Забота о своих близких

Умение управлять своими чувствами

Умение анализировать свои и чужие поступки

Критерии определения уровня нравственной воспитанности детей

дошкольного возраста :

Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей. Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность.

Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.

Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.

VI ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Формы взаимодействия с семьей

Вербальные групповые: родительские собрания, постоянная работа родительского комитета совместное проведение праздников, досуги , беседы с педагогом

Невербальные: информационные бюллетени, анкетирование родителей.

Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в программе «Мир открытий» является создание содружества «родители - дети - педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и  самовоспитанию.

Достижение цели невозможно без решения следующих задач.

•Установление доверительных, партнерских отношений с каждой семьей;

•Создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;

•Оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;

•Непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Принципы взаимодействия с семьями воспитанников

Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений программы «Мир открытий» принципов (психологической комфортности, деятельности, минимакса, вариативности, целостности, непрерывности, творчества), преломленных с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.

Формы взаимодействия

1.Информационные (например, устные журналы; рекламные)буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-педагогическая пропаганда и др.)

2.Организационные (родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей;  брифинги и др.).

3.Просветительские (родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи;  организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др.).

4.Организационно-деятельностные (совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей; совместные детско- родительские проекты; выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой  деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; участие в качестве модераторов и участников родительских форумов на Интернет-сайте ДОО; помощь в подготовке электронной рассылки с советами для родителей или фотоотчётом о прошедшем мероприятии; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной  среды и др.).

5.Участиеродителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; чтение детям сказок, рассказывание историй; беседы с детьми на различные темы; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.)

Проводимая работа по ознакомлению дошкольников с родным краем будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее Родины.

Главный метод формирования духовно-нравственной воспитанности детей - наш собственный пример. Вашему сыну, дочери очень хочется быть такими, как папа и мама. Что бы вы ни говорили, если вы нарушаете правила, он будет  действовать так же.

VII ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЦЕННОСТЕЙ В РАМКАХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Главной целью работы по формированию духовно – нравственных ориентиров и ценностей в соответствии с программой «Мир открытий» это мультикультурный подход к реализации программы

К числу традиционных богатств России относятся культуры ее этносов, способность понимать друг друга и жить в мире и согласии, терпимость к представителям зарубежных стран. В последнее время круг доступной детям информации о жизни людей в разных уголках земного шара расширился. Надписи на разных языках, представители иных  народов рядом с нами, поездки по России и за рубеж, интерес к кулинарному искусству разных традиций — все это вошло в быт современного ребенка.  Глобализация  проявляется,  например, в том, что дети повсюду смотрят одни и те же мультфильмы, носят похожую одежду, читают книжки одних и тех же авторов и  играют в  сходные игры и игрушки, и  эта одинаковость объединяет. Такое сочетание сходства и разнообразия заставляет думать о мульти-культурном воспитании, о привитии терпимости и любознательности по отношению к представителям иных языков, этнических, культурных  традиций. Следует не просто узнавать новое, но вступать с ним в контакт, взаимодействовать, становиться активным потребителем международной культуры. Умение слушать и слышать другого человека вне зависимости от того, как он выглядит и говорит, гораздо  шире, чем просто толерантность к чужому и  непонятному. Лозунгами становятся: «Мы все равные, мы все разные», «Я такой, как все, я не похож ни на кого», «Мы  не  одинаковы, мы все вместе». Собирая  любые коллекции вместе с детьми, воспитатель постоянно подчеркивает, что все экспонаты / листья / камешки разные, но все они в одной коллекции, что всегда можно найти то, что объединяет. Разглядывая с детьми картину, он подчеркивает, что изображение неполно без какой-то одной краски, что целое получается только тогда, когда все они вместе на холсте, и т.п.

Абсолютно недопустима травля, издевательства над детьми внутри детского коллектива. Современное общество определяется многоязычием и мультикультурностью, которые характеризуют и  любой детский сад, и окружающую среду в целом. Все народы обладают особыми традициями, своими культурными практиками, по-своему рассказывают о мире. Во взрослой культуре каждого народа есть выдающиеся произведения искусства, знакомство с которыми возможно с дошкольного возраста, которые обогащают жизнь человека. Наряду с этими шедеврами обязательно существует и культура детства, как официальная, таки неофициальная, передающаяся в семье и в детском сообществе. Все взрослые учитывают особенности детского возраста; в каждом регионе с детьми обязательно говорят о нормах поведения, о нравственных проблемах, предлагают соответствующие возрасту игрушки, игры, одежду, забавы, занятия, развлечения, способы общения, потешки, стихи, песни, книги и т.п. Этими вещами можно делиться друг с другом, и это всегда вызывает большой интерес. Описание культуры детства меняется в зависимости от эпохи, обязательно сохраняя часть векового наследия, но включая и новые черты. Так, постоянно обновляются списки рекомендуемых для чтения книг, пополняясь новыми переводами с языков народов России. Издаются сборники сказок, выходят мультфильмы (например, сериалы «Гора  самоцветов», «Колыбельные народов мира»),которые новыми средствами, более полно и захватывающее рассказывают об особенностях жизни в разных регионах. Благодаря интернету свежие материалы данному разделу программы быстро становятся общедоступными. Другая особенность этого раздела: родители могут стать помощниками воспитателей, если  будут  сами  активно демонстрировать детям новые материалы по программе, принимать участие в подготовке мероприятий, связанных со знакомством с разными культурами, создавать экспозиции, посвященные различным регионам  мира, расширяя кругозор дошкольников. Взрослые устраивают фольклорные праздники, посвященные культурам разных народов России и мира, в ходе которых можно попробовать блюда кухни этих народов, посмотреть фотографии, узнать об обычаях, почитать сказки, поиграть в игры. Вспоминая о том, где бывали, показывают и дают потрогать сувениры, посмотреть видеофильмы, примерить национальный головной убор, срисовать узор. Интеркультурность должна сквозным мотивом проходить через всю педагогическую деятельность ДОО. С детства формируется привычка слушать классическую и фольклорную, инструментальную и песенную музыку разных народов, разучивать их танцы, узнавать о музыкальных инструментах. На занятиях по ознакомлению с окружающим дети видят разнообразие климатических зон и сообразность  образа жизни  народов данному климату .Например, сравнивают вид домов и материалы, из которых они построены; зимнюю и летнюю одежду; вид и устройство постели, погремушек, посуды, средств передвижения. Приглашая в ДОО представителей разных культур, дети узнают о том, как живут дети этого народа, какие обычаи связаны с рождением ребенка, с тем, что он идет в детский сад, в школу, как отличаются праздники, какие интересные растения растут в этой стране, какие животные там живут, какие истории  рассказывают  и  т.п.  По  возможности,  дети могут устраивать скайп-мосты, обмениваться рисунками и переписываться cдетскими садами, представляющими разные культуры, в результате чего приобретённые навыки межкультурной коммуникации опробуются на практике.

Проектная методика с детьми строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Проекты содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.

VIII ПРИЛОЖЕНИЯ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок»

Положение

о проведении конкурса кукол в национальном костюме

«Мы разные, но мы вместе»

1.Общие положения.

Конкурс кукол в национальном костюме «Мы разные, но мы вместе» (далее-Конкурс) проводится в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад» Колосок»

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка.

Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов.

2.Цели и задачи конкурса

2.1 Повышение интереса к народной культуре, расширение знаний о традициях народ России.

2.2 Вовлечение воспитанников и родителей в активную творческую деятельность.

2.3 Освоение новых технологий декоративно-прикладного творчества.

2.4 Реализация индивидуальных творческих способностей.

3.Участники конкурса

3.1 К участию в конкурсе приглашаются воспитанники МДОУ и их родители.

3.2 Количество работ, представляемых участниками на конкурс, не ограничивается.

4.Требования, предъявляемые к работе

4.1 Высота куклы должна быть не менее 10 см и не более 1 м

4.2 Допускается использование для изготовления куклы любых материалов.

4.3 В костюме куклы возможно, как соблюдение традиционных мотивов так и оригинальное авторское решение.

4.4 Необходимо предусмотреть возможность установки куклы на выставке.

4.5 Кукла должна сопровождаться этикеткой с указанием фамилии, имени автора(авторов) и наименования работы.

5.Основные критерии оценки

5.1 Мастерство и техника исполнения, как самой куклы, так и деталей(костюма).

5.2 Верность традициям в изготовлении куклы

5.3 Оригинальность и яркая самобытность

5.4 Соответствие образа и темы.

5.5 Необычный подход: использование нестандартных материалов, техник, приемов и приспособлений, вторая жизнь обычных вещей

5.6 Эстетичность изделия.

5.7 Максимальная оценка по каждому критерию – 5 баллов.

6.Конкурсная комиссия

6.1 Для подведения итогов конкурса организатор создает конкурсную комиссию в количестве четырех человек.

Лукьяненко Н.И. – заведующий;

Холмова Ю.В. – старший воспитатель;

Нуцкова Т.А. – воспитатель;

Слезавина Л.С. – воспитатель.

7.Сроки и порядок проведения конкурса

7.1 Конкурс проводится по двум номинациям:

- традиционная национальная кукла;

- современная кукла

7.2 Выставку кукол осуществляет организатор

Конкурс будет проходить с 8 июня по 16 июня 2017г.

7.3 Награждение победителей и участников будет проходить на родительских собраниях.

8.Награждение

Все участники конкурса кукол в национальном костюме «Мы разные, но мы вместе» награждаются благодарственными письмами. Лучшие работы будут отмечены грамотами.

Примечание:

1.Организаторы имеют право производить фотосъемку всех выставленных в рамках выставки работ, а затем использовать фотоматериалы по собственному усмотрению: предоставление в СМИ полиграфическая продукция, публикация на сайте и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...

Методическое обеспечение. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": перспективный план по толерантному воспитанию и гармонизации межнациональных отношений между воспитанниками "Дружные национальности Российской Федерации"

Задачи: расширить представления о родной стране, государстве и народных праздниках; знакомить с народными традициями и обычаями. Формировать интерес к своей малой Родине, рассказывать детям о достопри...

Педагогический проект по теме самообразования:«Инновации в развитии и организации развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ «Детский сад» «Колосок» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Педагогический проект по теме самообразования:«Инновации в развитии и организации развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ «Детский сад» «Колосок» в соответств...

Программа «Школа экскурсовода дошколят» по краеведению и развитию речи с включением музейной педагогики воспитанников МДОУ «Детский сад «Колосок»

Программа «Школа экскурсовода дошколят» по краеведению и развитию речи с включением музейной педагогики воспитанников МДОУ «Детский сад «Колосок»...

Проект по гармонизации межнациональных отношений «Мозаика культур»

Проект «Мозаика культур» разработан для детей старшего дошкольного возраста. С помощью проекта мы планируем подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантно...

«Гармонизация межнациональных отношений в условиях ДОУ»

Формирование толерантной культуры у младших дошкольников через приобщение к культуре разных национальностей малой Родины в условиях дошкольного учреждения...