Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность
методическая разработка (старшая группа)
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
И целью моего самообразования стало -повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу игровой деятельности как средство социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО. А так-же изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме; повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность; обобщить и расширить опыты работы в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 23» НМР РТ
План работы по самообразованию воспитателя
Нурисламовой Илюзы Рафаелевны
Тема самообразования: «Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.»
Василий Ключевский
Актуальность:
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!
Игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, само реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творчества, помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Цели:
- Создать полноценную мотивационную основу для формирования педагогического мастерства.
- Повысить собственный уровень знаний.
- Подобрать средства, необходимую литературу.
- Опираться на определённую научную концепцию в достижении образовательных целей.
- Эффективно применять полученные знания в образовательном процессе.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературой.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Изучить роль игр в социально – коммуникативном развитии детей дошкольного возраста;
- Повысить уровень коммуникативных умений, развитие воображения
воспитанников;
- Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
- Повышен собственный профессиональный уровень знаний в вопросах
формирования коммуникативных умений воспитанников;
- Сформирован уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, они имеют развитое воображение, что позволяет свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру общения;
- Повышен уровень педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей.
Основными направлениями
моей педагогической работы являются:
- Применение развивающие игры с детьми по овладению знаниями и
представлениями о различных средствах коммуникации;
- Чтение художественной литературы для развития эмоциональной сферы воспитанников;
- Широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;
- Активное включение родителей в процессы воспитания и развития детей, повышения уровня педагогической компетенции.
№ | Формы работы | Дата реализации | ||
1 | Изучение методической литературы: - Авдеева Н.Н., Степанова Е.Г.Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие. - Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. выс. и средн. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: - Издательский центр «Академия», 2000 – 400с. - Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012г. - Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144с. - Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2010; - Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада». – М.6 Мозаика – Синтез, 2010. - Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
- Иванова, М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015. - Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие Н.А. Стародубова. – 5-е изд., стер. – М.: Академия 2012. – 256с. - Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-методич. пособие / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2010.-287с. - Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – Режим доступа: http://psychlib.ru. - Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И.Яшина, М.М.Алексеева; под общей редакцией В.ИЯшина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2013. – 448с. | 2019-2023г | ||
2019 год | ||||
2 | Написание эссе «ФГОС – это...» | Январь | ||
3 | Знакомство с задачами социально- коммуникативного развития. Изучить образовательную область «Социально- коммуникативное развитие». Подбор и изучение материала с использованием интернет ресурсов. ФГОС ДО; Текст ФГОС (гл. 1, п 1,3; 1,4; 1,6); Электронный ресурс https://sociosphera.com/publication/conference/2019/231/ socialnokommunikativnoe_razvitie_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedeniya_fgos/. | Февраль –март | ||
4 | Конспект ФГОС по области «Социально – коммуникативное развитие». | Апрель | ||
5 | Анализ психолого- педагогической и методической литературы по данной теме. Рассмотреть и изучить развитие детской игровой деятельности в психолого- педагогической и методической литературе. Консультация старшего воспитателя ДОУ (Юнусовой Г.А.) «Особенности развития игровой деятельности дошкольников» Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Васильева Л «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г; Н. Н. Васильева «Развивающие игры для дошкольников», Ярославль 1996 г. | Май | ||
6 | Консультация для родителей на тему «Развивающие игры для дошкольников». | Май | ||
7 | Распространение педагогического опыта. Анализ полученных знаний по изучаемой теме. Составление презентации для педагогов ДОУ. Закон об образовании Российской Федерации; ФГОС ДОУ; Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Васильева Л «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г; Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. :Академия, 2001г; Е. И. Касаткина «Игра в жизни дошкольника», М. : Дрофа, 2010 г. | Июнь-август | ||
8 | Презентация для педагогов ДОУ: «Социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО». | Сентябрь | ||
9 | Знакомство родителей с ФГОС ДО по социально- коммуникативному развитию. Познакомить родителей с данной темой. Поиск нужной информации и разработка рубрик для оформления стенда. Закон об образовании Российской Федерации; ФГОС ДОУ; Статья в журнале «Воспитатель» 2010г «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»; Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Л. Васильева «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г. | Октябрь | ||
10 | Оформление стенда в группе: «Социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО». | Октябрь | ||
11 | Взаимодействие со специалистами. Взаимодействовать с педагогом- психологом. Составление консультации вместе с педагогом- психологом для педагогов ДОУ. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. :Академия, 2001г; Журнал «Дошкольное воспитание» Сентябрь 2019г; Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Е. И. Касаткина «Игра в жизни дошкольника». М. : Дрофа, 2010 г. | Ноябрь | ||
12 | Консультация с психологом для педагогов ДОУ на тему : «Игровая деятельность, как средство развития коммуникации у дошкольников». | Декабрь | ||
2020 | ||||
13 | Социально- коммуникативное развитие, как неотъемлемая часть предметно- пространственной среды. Проанализировать взаимосвязь предметно- пространственной среды и социально- коммуникативное развитие. Пополнение и оформление предметно- развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. Закон об образовании Российской Федерации; ФГОС ДОУ; И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г; Козлова С, Куликова Т «Дошконая педагогика» М. :Академия, 2001г; Журнал «Дошкольное воспитание» 9/2014г; Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г. | Январь –декабрь | ||
14 | Участие в конкурсах, семинарах, методических объединениях. | Январь –декабрь | ||
15 | Презентация педагогам ДОУ на тему : «Игровая деятельность в предметно- развивающей среде». | Декабрь | ||
2021 | ||||
16 | Анкетирование родителей по теме: «Социально- коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО». Анализ данных и составление результата. Составление анкет для родителей. Интернет- ресурс. Аналитическая справка по результатам анкетирования. | Январь | ||
17 | Разработка проекта на тему : «Подвижные игры, как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО». Подготовка к проекту. Поиск нужной информации и литературы для проекта. Закон об образовании Российской Федерации; ФГОС ДОУ; Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. :Академия, 2001г; Журнал «Дошкольное воспитание» 9/2014г; Журнал «Ребенок в детском саду» 2007г; Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Е. И. Касаткина «Игра в жизни дошкольника». М. : Дрофа, 2010 г. | Февраль –март | ||
18 | Проведение родительского собрания на тему : «Учимся играть вместе с детьми». | Апрель | ||
19 | Изучение литературы на тему «Социально–коммуникативная компетентность ребенка». | Май –август | ||
20 | Консультация для родителей «Особенности коммуникации детей дошкольного возраста». | Сентябрь –декабрь | ||
2022 | ||||
21 | Оформление картотеки игр и пособий по социально-коммуникативному развитию | Январь –март | ||
22 | Памятка для педагогов на тему: «Необходимые условия для социально - коммуникативного развития детей. | Апрель | ||
23 | изготовление дидактических игр по социально-коммуникативному развитию. | Май –август | ||
24 | Подготовка к аттестации. | Сентябрь –декабрь | ||
2023 | ||||
25 | Консультация для педагогов на тему: «Создание условий для развития социально - коммуникативных навыков». | Январь | ||
26 | Акция для родителей по изготовлению дидактического материала. | Февраль –май | ||
27 | Подбор игрового материала, направленного на социализацию детей | Июнь –август | ||
28 | Обмен опытом: педагогическая копилка. «Бумагопластика: Бумажная кукла Чиогами». | Сентябрь | ||
29 | изготовление Игр на развитие социально-коммуникативных навыков; игры на усвоение основ правовых знаний; логические игры; игры, развивающие внимание и память. | Октябрь –декабрь | ||
30 | Отчет о проделанной работе за пять лет. | Декабрь |
Литература:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС)
2. Закон об образовании РФ
3. Васильева Н. Н. «Развивающие игры для дошкольников», Ярославль 2010 г.
4. Бодраченко И. А. Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
5. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2010 г.
6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
7. Васильева Л «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г.
8. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.
9. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
План разработан на 2016 - 2020 учебные года....
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.Особенности развития коммуникативных способностей старших дошкольников.Влияние игры на коммуникативные способности ста...
Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов) ...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Статья для педагогов ДОУ по теме:«Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в ...
«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Выступление перед педагогами ДОО с мастер-классомна тему«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста черезтеатрализованную деятельность»Мастер-класс для педагоговЦель:обучение учас...
Проект по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Проект направлен на социально-коммуникативное развитие навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим через театрализованную деятельно...