Статья для педагогов ДОУ по теме:«Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pedagogov_dou_po_teme_sots-kom_r.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для педагогов ДОУ по теме:«Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
Воспитатель Романова Е.С.
Особое внимание в настоящее время уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, это один из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка , и мы не раз убеждаемся в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.
Социально-коммукативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммукативного развития. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования социальных навыков у детей. Таким образом, в наших руках есть прекрасная возможность для формирования личности ребенка. Работая воспитателем в детском саду и и наблюдая за детьми, я отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации .Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем — в категорию «предпочитаемых», «принятых». Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Сенситивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Как только ребенок в первый раз приходит в детский сад он оказывается среди сверстников. Дома он был центром внимания, получавшим много внимания и заботы. А в детском саду таких как он много, и взрослые требуют от него быть более самостоятельным, терпеливым к сверстникам. Некоторые дети, которые уже адаптировались к детскому саду, начинают с трудом расставаться с родителями, жалуются на то, что его обижают, не любят сверстники. Чтобы ребенок нашел свое место среди сверстников необходимо создать сплоченный, дружный коллектив. Ведь им придется не один год провести вместе У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними.
В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Младшие дошкольники уже могут быть хорошими, отзывчивыми товарищами. Это обязывает нас воспитателей формировать у детей умение доброжелательно относиться к окружающим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость, постепенно формируется сплоченный коллектив. Коллектив дошкольников - это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний. Необходимой частью в формировании хорошего коллектива является развитие коммуникативных умений у детей.
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся», «Поздороваемся необычно». На следующем этапе, чтобы пробудить интерес к разговору, развивать умение слушать друг друга, не мешать, не перебивать, предварительно об этом договариваться .Так же широко использую всевозможные хороводные игры. Хороводы помогают детям не только психологически и физически отдохнуть, но и сплотиться. «По дорожке Настя шла», «Каравай», «Коза»,«Колпачок».
А еще дети часто ссорятся. В этом случае я помогаю им, вместе разбираем ситуацию, а, чтобы закрепить примирение – у нас в группе стоит «Домик примирения»,который мы изготовили вместе с детьми надо просто просунуть руку в красивый домик «Примирения» найти мизинчик и сказать волшебные всем нам с детства известные слова: «Мирись, мирись. И больше не дерись». И вот дети начинают улыбаться и забывают все свои обиды, и плохое настроение уходит. Я стремлюсь сделать детей добрее и научить прощать, ведь это так важно и даже нам взрослым.
Я стараюсь формировать у детей организаторские умения, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, используем литературные произведения, рассматриваем картины и иллюстрации соответствующей тематики, проводим этические беседы.
Анализ использования всех этих приемов в развитии общения дошкольников позволил нам сделать следующие выводы: у большинства детей стала проявляться потребность в эмоциональных контактах со сверстниками, появилась потребность в общих действиях, сверстник стал интересен и как участник игр и как средство самоутверждения. Дети стали обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.
Основной вид деятельности ,способствующий социализации детей – игровая деятельность:
1. Игра «Хорошие новости»
Цель: Создание настроения у участников, сокращение дистанции в общении.
Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (сегодня, на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте мячик соседу и так по кругу.
2. Игра «Стиральная машина».
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.
Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами .Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «Стиральной машины» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.
Дальнейшее обсуждение:
- Легко ли говорить приятные вещи другим людям? Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? Почему каждый достоин любви? Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
3. .Игра «Приветствие». Цель: Создание настроения у участников, сокращение дистанции в общении.
У меня в руках мягкая игрушка. Сейчас мы будем передавать ее по кругу, и каждый, у кого в руках она окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. Итак, я –Валентина. Я люблю свою работу и дочь.
4. Игра «Десять секунд».
Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.
- Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
по стилю обуви;
по длине волос;
по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
по цвету брюк и юбок;
по цвету глаз;
по настроению, которое Вы сейчас испытываете и т.д.
6. Игра «Дружественная ладошка».
Цель: воспитание у детей дружеских взаимоотношений, желание делать друг другу приятное.
Детям раздаются листки бумаги.
Воспитатель: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим друзьям по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.
5. Игра «Разговор через стекло»
Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.
Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
Анализируя опыт психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития можно сделать следующие выводы:
- социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования;
- дошкольный возраст - сенситивный период в социальном развитии человека;
- игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития является приоритетной, так как игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, усвоения образцов поведения.
- Комплексное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей способствует повышению уровня психологической компетентности участников педагогического процесса и благоприятно воздействует на детей.
- В результате психологического сопровождения социально-коммуникативного развития детей наблюдается тенденция увеличения количества воспитанников с высоким уровнем развития самосознания и самооценки, а также коммуникативных навыков. Отмечается оптимальный уровень психологического комфорта в детском коллективе ДОУ.
Таким образом, созданная модель стимулирования социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДОО является эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Выступление перед педагогами ДОО с мастер-классомна тему«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста черезтеатрализованную деятельность»Мастер-класс для педагоговЦель:обучение учас...
Проект по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Проект направлен на социально-коммуникативное развитие навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим через театрализованную деятельно...
Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность
В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребён...
Программа саморазвития педагога на тему "Социально – коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность"
Создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством коммуникативных игр....
Опыт работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность"
Опыт работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность"...
Статья "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»
Статья "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»...