Статья "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»
статья (младшая группа)

Статья "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_radko_e.a.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

"Социально - коммуникативное развитие

детей дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»

Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад «Золотой

петушок» п.Пангоды» – Радько Елизавета Александровна

Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Дидактическая (обучающая) игра — это способ организации познавательной деятельности ребёнка, направленный на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.

С помощью дидактических игр воспитатели формируют знания детей классифицировать и систематизировать различные предметы, явления и понятия.

Виды дидактических игр:

  1. Игры с предметами. Детям предлагается сравнить, разделить на группы, объединить по одному из признаков игрушки, фигурки животных, детали конструктора и т. д.
  2. Настольно-печатные игры. В эту группу входят обучающие занятия с использованием парных изображений, пазлов, кубиков или лото с картинками.
  3. Игры со словами. Направлены на речевое развитие воспитанников, расширение кругозора, отработку навыков правильного использования слов и коррекцию произношения.

Игровое упражнение — это дидактическое упражнение, которое носит игровой характер. Оно уменьшает степень нервно-психического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у детей и помогает результативному овладению знаниями.

Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

Игровые упражнения проводятся в образовательном процессе, только под руководством воспитателя, так как дети не могут самостоятельно организовывать их проведение.

Применение развивающих и дидактических игр является главным условием успешности не только в обучении, но и в социальной адаптации обучающихся. Они способствуют формированию коммуникативных умений. У детей в игре возможно создание ситуаций, которые бы актуализировали потребности в речевых высказываниях, желание самостоятельно высказываться, поделиться впечатлениями.

Для детей игра - это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игру как ведущий вид деятельности ребёнка рассматривали многие отечественные учённые: Л.С. Выготский, Я.Л. Коломенский, А.Н. Леонтьев. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать её потенциальные возможности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения,и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Дидактические игры являются эффективным средством обучения детей, но только при их правильном подборе. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.

Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, ("назови одним словом" или "назови три предмета"). В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи ( пример в игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: "да" или "нет", при этом активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов). В игре развивается способность аргументировать свои доводы, утверждения.

Необходимо в дошкольном возрасте создавать условия для наблюдения над звучащей речью. Игры, игровые упражнения, звуковые шутки, занимательные задачи, задания о слове, воздействуя на чувства детей, заставляют их активно действовать с языковым материалом, способствуют задержке внимания на звучащем слове. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в игре со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения.

Для развития восприятия речи и её произносительной стороны проводятся игры и упражнения на дифференцировку близких в артикуляционном отношении согласных ."Что кому?","Мне - тебе", "Кто быстрее соберёт вещи", и другие.

Для формирование грамматического строя речи проводятся игры на словообразование (образование названий грибов, ягод, детёнышей животных, предметов посуды, профессий и т. д.) Такие игры помогают обогатить словарный запас родного языка, развитию названия грамматических форм слов, в процессе игр также закрепляются формы словоизменения ( родительный падеж существительных, образование прилагательных). Это игры «Назови детёныша","Чего не стало?","Какой, акая, какое ?", «Назови по- другому», «Составь слово»,""Кто скажет иначе?»)

Почти все дидактические игры многоцелевые. Поэтому каждую игру можно использовать многократно, варьируя цели и задачи. Это поможет детям глубже и ярче постигать явления окружающей действительности познавать мир. Именно в игре ребёнок реализует своё стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей, именно в игре ещё раз хочется отметить развиваются коммуникативные навыки детей.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Учиться, играя! Эта идея привлекала многих педагогов и воспитателей. Практически помог решить эту проблему наш современник, теперь хорошо известный педагог Ш.А.Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребёнка в сложнейший мир познания. Это драгоценное умение взрослого человека встать на один уровень с ребёнком с лихвой вознаграждается — блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю. Развивайте и играйте, играйте и развивайте.

Список литературы:

1. Артёмова Л.В."Окружающий мир в дидактических играх дошкольников" .- Москва "Просвещение"#1089;

2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно- методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. Минск: "Асар", 2001-144с.

#1050;оскова Н.В. «Раз, два, три, четыре — посчитаем дырки в сыре». Развивающие игры и упражнения для детей.Сибирское университетское издательство. Новосибирск.2007- 6-8 с 4. Нищева Н.В. «Подвижные и дидактические игры на прогулке» ООО»Издательство «Детство - пресс ,2014.

5. Максаков А. И. «Учите ,играя» : Игры и упражнения со звучащим словом. - Москва «Просвещение» 1983. 6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования Российской Федерации. Центр педагогического образования. Москва, 2014. 7. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в игре 3-5 лет в игре. Москва «Просвещение» 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Познавательное развитие детей оказывает важное воздействие на общее развитие ребёнка Особая роль в связи с этим отводится дидактической игре....

перспективный плен познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

перспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста, дидактические игры подобраны с учётом тематического планирования...

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер – класс для воспитателей   по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие  речи у детей является одной из главных задач дошкольного учр...

«Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»

laquo;Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»...