Статья "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»
статья (младшая группа)
Статья "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_radko_e.a.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
"Социально - коммуникативное развитие
детей дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»
Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад «Золотой
петушок» п.Пангоды» – Радько Елизавета Александровна
Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.
Дидактическая (обучающая) игра — это способ организации познавательной деятельности ребёнка, направленный на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.
С помощью дидактических игр воспитатели формируют знания детей классифицировать и систематизировать различные предметы, явления и понятия.
Виды дидактических игр:
- Игры с предметами. Детям предлагается сравнить, разделить на группы, объединить по одному из признаков игрушки, фигурки животных, детали конструктора и т. д.
- Настольно-печатные игры. В эту группу входят обучающие занятия с использованием парных изображений, пазлов, кубиков или лото с картинками.
- Игры со словами. Направлены на речевое развитие воспитанников, расширение кругозора, отработку навыков правильного использования слов и коррекцию произношения.
Игровое упражнение — это дидактическое упражнение, которое носит игровой характер. Оно уменьшает степень нервно-психического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у детей и помогает результативному овладению знаниями.
Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
Игровые упражнения проводятся в образовательном процессе, только под руководством воспитателя, так как дети не могут самостоятельно организовывать их проведение.
Применение развивающих и дидактических игр является главным условием успешности не только в обучении, но и в социальной адаптации обучающихся. Они способствуют формированию коммуникативных умений. У детей в игре возможно создание ситуаций, которые бы актуализировали потребности в речевых высказываниях, желание самостоятельно высказываться, поделиться впечатлениями.
Для детей игра - это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игру как ведущий вид деятельности ребёнка рассматривали многие отечественные учённые: Л.С. Выготский, Я.Л. Коломенский, А.Н. Леонтьев. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать её потенциальные возможности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения,и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактические игры являются эффективным средством обучения детей, но только при их правильном подборе. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.
Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, ("назови одним словом" или "назови три предмета"). В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи ( пример в игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: "да" или "нет", при этом активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов). В игре развивается способность аргументировать свои доводы, утверждения.
Необходимо в дошкольном возрасте создавать условия для наблюдения над звучащей речью. Игры, игровые упражнения, звуковые шутки, занимательные задачи, задания о слове, воздействуя на чувства детей, заставляют их активно действовать с языковым материалом, способствуют задержке внимания на звучащем слове. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в игре со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения.
Для развития восприятия речи и её произносительной стороны проводятся игры и упражнения на дифференцировку близких в артикуляционном отношении согласных ."Что кому?","Мне - тебе", "Кто быстрее соберёт вещи", и другие.
Для формирование грамматического строя речи проводятся игры на словообразование (образование названий грибов, ягод, детёнышей животных, предметов посуды, профессий и т. д.) Такие игры помогают обогатить словарный запас родного языка, развитию названия грамматических форм слов, в процессе игр также закрепляются формы словоизменения ( родительный падеж существительных, образование прилагательных). Это игры «Назови детёныша","Чего не стало?","Какой, акая, какое ?", «Назови по- другому», «Составь слово»,""Кто скажет иначе?»)
Почти все дидактические игры многоцелевые. Поэтому каждую игру можно использовать многократно, варьируя цели и задачи. Это поможет детям глубже и ярче постигать явления окружающей действительности познавать мир. Именно в игре ребёнок реализует своё стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей, именно в игре ещё раз хочется отметить развиваются коммуникативные навыки детей.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Учиться, играя! Эта идея привлекала многих педагогов и воспитателей. Практически помог решить эту проблему наш современник, теперь хорошо известный педагог Ш.А.Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребёнка в сложнейший мир познания. Это драгоценное умение взрослого человека встать на один уровень с ребёнком с лихвой вознаграждается — блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю. Развивайте и играйте, играйте и развивайте.
Список литературы:
1. Артёмова Л.В."Окружающий мир в дидактических играх дошкольников" .- Москва "Просвещение"#1089;
2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно- методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. Минск: "Асар", 2001-144с.
#1050;оскова Н.В. «Раз, два, три, четыре — посчитаем дырки в сыре». Развивающие игры и упражнения для детей.Сибирское университетское издательство. Новосибирск.2007- 6-8 с 4. Нищева Н.В. «Подвижные и дидактические игры на прогулке» ООО»Издательство «Детство - пресс ,2014.
5. Максаков А. И. «Учите ,играя» : Игры и упражнения со звучащим словом. - Москва «Просвещение» 1983. 6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования Российской Федерации. Центр педагогического образования. Москва, 2014. 7. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в игре 3-5 лет в игре. Москва «Просвещение» 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Познавательное развитие детей оказывает важное воздействие на общее развитие ребёнка Особая роль в связи с этим отводится дидактической игре....
перспективный плен познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру
перспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста, дидактические игры подобраны с учётом тематического планирования...
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Мастер – класс для воспитателей по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...
Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Актуальность данной темы заключается в обогащении словаря у дошкольников, через дидактические игры и лексические упражнения. Развитие речи у детей является одной из главных задач дошкольного учр...
«Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»
laquo;Формирование умения выстраивать предложения и обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и игровые упражнения»...