Дополнительная образовательная программа "Разноцветная страна" 1 год обучения
рабочая программа (старшая группа)

Попова Мария Ярославовна

Программа художественно-эстетической направленности для старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznotsvetnaya_strana_dop_1_god.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1238»

ОГРН 5147746147060, ИНН 7729783137, КПП 772901001

г. Москва, 119634, ул. Чоботовская, д.19,

e-mail: 1238@edu.mos.ru , сайт: www.sch1238.mskobr.ru

Тел/факс: (495) 733-52-56

                                                                   

Дополнительная образовательная программа

«Разноцветная страна»

Направленность программы: художественно-эстетическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                         Автор-составитель: Попова. М.Я

                       

Содержание

Пояснительная записка        3

Актуальность и педагогическая целесообразность программы        4

Цели и задачи        5

Ожидаемые результаты        7

Учебно-тематический план        8

Календарно-тематическое планирование        ...9

Материально - техническое оснащение        13

Список литературы        14

Пояснительная записка

     Программа составлена для детей 6-7 лет и ориентирована на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.

     Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.
  • Сан.Пин. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,  утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

                  В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями, и все познает с помощью телевизора и интернета. Такой ребенок почти полностью лишен «живого творчества», а дополнительные занятия в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могли бы полной степени удовлетворить потребности в творческом развитии.

        Данная программа обращена к различным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Сочетание широко известных техник и нетрадиционных призвано раскрыть огромные потенциальные возможности воспитанников. Способы изображения достаточно просты по технологии, в них нет жесткой заданности, а, следовательно при минимуме умений со стороны ребенка, могут быть доступны каждому.

        Каждое занятие направлено на приобщение к изобразительному искусству, на воспитание у детей познавательной активности и развитие творческих способностей. Занимаясь художественной деятельностью, дети учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают свои коммуникативные способности.

Цели и задачи

Цель: Развитие художественно-творческих способностей в процессе рисования с применением нетрадиционных техник, пластилиновой живописи, аппликации у детей от 5 – 6 лет

Образовательные:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приемами.

Развивающие:

  • развивать фантазию, внимание, воображение;
  • знакомить с сенсорными эталонами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
  • вызывать положительные эмоции.

Сроки реализации, режим и формы занятия

Сроки реализации: 1 год.

Программа рассчитана на 32 учебных занятия по 25 минут, для детей 5-6 лет в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20

Форма обучения: подгрупповая.

Формы занятий: беседа, практикум, практическое занятие.

Тип занятий: теоретическое - практическое.

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.


Ожидаемые результаты

  • Дети знают несколько нетрадиционных техник ( рисование тычком, с помощью трафарета, набрызга, тиснение, пластилинография, аппликативные техники и т.д.)
  • Имеют представление о различных видах изобразительного искусства;
  • Умеют отображать свои впечатления от окружающего мира доступными художественными средствами;
  • Умеют правильно пользоваться ножницами, держать кисти, карандаши и т.д.
  • Умеют подбирать цвета для наиболее реалистичного изображения, умеют смешивать цвета для получения нужного оттенка;
  • У детей развита крупная и мелкая моторика, сформирована усидчивость, самоконтроль на высоком уровне;
  • Проявляют в работе креативность, фантазию, творческое мышление.

Учебно-тематический план занятий

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория / Практика

Рисование

16

16

Пластилинография

8

8

Аппликация

8

8

Итого:

32

32

Содержание учебно-тематического плана занятий

Тема

Цель

Рисование

Закрепить навыки работы с различными материалами: гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши и т.д. Формировать умение правильно держать кисти и карандаши. Развивать крупную и мелкую моторику. Формировать эстетическое восприятие окружающей действительности.

Пластилинография

Учить создавать различные изображения с помощью пластилина. Совершенствовать приемы лепки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Аппликация

Совершенствовать аппликативные навыки детей. Развивать умение располагать детали на листе бумаги. Учить подбирать красивые сочетания цветов и оттенков. Развивать фантазию, креативность.

Календарно-тематическое планирование

Вид деятельности

Название.

Целевые ориентиры

Октябрь

1.

Рисование

«Осенний букет»

Научить детей технике печатания листьями. Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания листьев.

2.

Аппликация

«Яблоко»

Учить детей создавать объемную картину из бумаги. Соединять детали поделки между собой, с помощью клея-карандаша. Закрепить навыки работы с ножницами. Развивать фантазию и творческое мышление. 

3.

Рисование

«Подсолнухи»

Продолжать работу по формированию у детей изобразительных навыков. Закрепить навыки рисования гуашью, учить использовать в работе ватные палочки. Развивать эстетическое восприятие природы.

4.

Пластилинография

«Долька арбуза»

Учить отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами и размазывать на готовую форму. Развивать мелкую моторику, аккуратность.

Ноябрь

1.

Рисование

«Веселые котики»

Учить детей рисовать животных, передавать в рисунке эмоциональное состояние животного. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение цветными карандашами. Развивать мелкую моторику.

2.

Аппликация

«Осенний лес»

Формировать умение вырезать круги и овалы из прямоугольников и квадратов путем срезания углов. Развивать умение располагать детали на листе бумаги. Учить подбирать красивые сочетания цветов и оттенков. Дополнять изображение нарисованными элементами.

3.

Рисование

«Мороженое»

Вызвать желание нарисовать яркую красивую картинку. Закрепить навыки работы с гуашевыми красками. Учить располагать изображение крупно, на весь лист. Воспитывать аккуратность

4.

Пластилинография

«Груша на ветке»

Продолжать развивать навыки работы в технике «пластилинография». Вызвать желание сделать красивую поделку из пластилина. Воспитывать стремление доводить начатое до конца.

Декабрь

1.

Рисование

«Единорог»

Прививать желание рисовать. Учить детей правильно закрашивать поверхность рисунка, не допуская пробелов, не заходя за контур изображения, правильно держать карандаш. Воспитывать усидчивость, старание.

2.

Аппликация

«Дед Мороз»

Учить детей создавать объемную поделку из бумаги и ватных дисков. Учить сохранять целостность восприятия при создании поделки.  Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.

3.

Рисование

«Зимний пейзаж»

Учить детей создавать изображения зимней природы. Закрепить знания о пейзажной живописи. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю.

4.

Пластилинография

«Елочка»

Учить создавать изображение нарядной елочки с помощью скрученных тонких жгутиков. Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Январь

1.

Рисование

«Красивый узор»

Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги. Использовать в своём творчестве элементы декоративно - прикладного искусства. Продолжать развивать у детей образные представления, воображение.

2.

Аппликация

«Зимняя сказка»

Продолжать совершенствовать аппликативные навыки детей. Развивать умение создавать красивые образы зимней природы. Воспитывать эстетические восприятие, чувство композиции.

3.

Рисование

«Павлин»

Познакомить с нетрадиционным способом рисунка при помощи ладони. Развитие мелкой моторики рук, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения.

4.

Пластилинография

«Зима»

Уточнять и расширять представления детей о зиме, учить отображать состояние погоды, используя технику «пластилинография».

Февраль

1.

Рисование

«Кораблик»

Учить детей создавать простую композицию - плавающего в море кораблика; закреплять знания о видах транспорта. Развивать цветовое восприятие, чувство формы и композиции.  

2.

Аппликация

«Черепаха»

Совершенствовать навыки работы с ножницами. Учить создавать образ животного, используя овалы и круги; дополнять аппликативное изображение нарисованными деталями. Развивать фантазию, творчество.

3.

Рисование

«Динозаврик»

Продолжать развивать навыки работы с раскрасками. Учить закрашивать детали ровно, в одном направлении, без пробелов. Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер.

4.

Пластилинография

«Петушок»

Учить аккуратно отщипывать маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, наклеивать на нарисованную форму. Учить создавать новый образ, развивать творческое мышление.

Март

1.

Рисование

«На дне морском»

Формировать умение изображать разные виды рыб и других обитателей моря. Развивать чувство композиции и цвета. Воспитывать у детей эстетические качества.

2.

Аппликация

«Матрешка»

Закрепить знания о народных игрушках. Учить создавать образ яркой Матрешки. Закрепить навыки работы с ножницами, клеем-карандашом. Развивать мелкую моторику.

3.

Рисование

«Морской пейзаж»

Формировать представление детей о пейзажной живописи; формировать умение создавать морской пейзаж, изображая линию горизонта, и передавая все богатство цветов и оттенков неба и моря. Развивать фантазию.

4.

Пластилинография

«Жостовские мотивы»

Познакомить детей с искусством жостовских мастеров. Научить выполнять отдельные элементы цветов из пластилина, красиво располагая их на темном фоне. Развивать эстетическое восприятие.

Апрель

1.

Рисование

«Лебедь»

Учить рисовать плавающего лебедя. Продолжать учить использовать в работе гуашь белого, синего, черного и желтого цвета. Закреплять прием рисования кончиком кисти.

2.

Аппликация

«Рыбки»

Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде, формировать знания у детей о строении рыб. Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Развивать цветовое восприятие, чувство композиции.

3.

Рисование

«Красивые цветы»

Закрепить у детей основных и дополнительных цветов. Учить рисовать цветы гуашью, смешивая цвета, получать новые оттенки. Учить использовать различные приемы: мазки, примакивание, кружение и т.д.

4.

Пластилинография

«Пасхальное яйцо»

Вызвать у детей желание изготовить пасхальный сувенир своими руками. Продолжать осваивать технику пластилинографии. Развивать индивидуальные творческие способности.

Май

1.

Рисование

«Тюльпаны»

Продолжать знакомить детей с техникой интуитивного рисования. Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).

2.

Аппликация

«Пчелки»

Закрепить навыки вырезания округлых форм, навыки аккуратного наклеивания деталей. Учить прорисовывать мелкие детали фломастером.

3.

Рисование

«Воздушный шар»

Учить рисовать пошагово воздушный шар. Закрепить навыки закрашивания цветными карандашами. Развивать творческое воображение.

4.

Пластилинография

«Улитка»

Закрепить приемы пластилинографии при создании образа улитки. Развивать мелкую моторику. Учить получать удовольствие от занятий творчеством.

Материально - техническое оснащение

Материалы

Наименование

Оборудование и инструменты:

  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Краски (гуашь, акварель)
  • Фломастеры
  • Бумага для рисования
  • Цветной картон
  • Цветная бумага
  • Пластилин
  • Ватные диски
  • Ватные палочки
  • Трафареты
  • Ножницы
  • Клей (ПВА, карандаш)

Оборудование:

  • столы
  • стулья
  • мольберт
  • демонстрационный материал (иллюстрации)

Список литературы

  1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: Мозаика-Синтез, 2018
  2. Вдовиченко С. «Дети светлой краской красят мир» Мини – хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью. – М.: «Чистые пруды» 2009.
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: «Скрипторий 2003» 2017.
  4. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 1 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
  5. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 2 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
  6. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». - М.: «Просвещение».
  7. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками». – М.: OOO «Творческий центр «Сфера»» 2019.
  8. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». – М.: «Просвещение», 1982.
  9. Компанцева Л.В. «Развитие художественно-творческих способностей у детей». – М.: «Владос», 2002
  10. Кожохина С.К., Панова Е.А. «Сделаем жизнь наших малышей ярче». – Ярославль: ПК «Химический завод «Луч»» 2007
  11. Лыкова А.И. Программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» 2019.
  12. Лыкова А.И. «Цветные ладошки. Рисуем без кисточки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» .
  13. .Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д/с». – СПб.: «Издательство «Каро»» 2020.
  14. Предшкольная подготовка ребенка в дополнительном образовании. Учебно-методическое пособие / Авторский коллектив, научная редакция А.А.Майер. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС»», 2009.
  15. Петрова И.М. «Объемная аппликация». – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
  16. Туфкрео Р., Кудейко М. «Коллекция идей». – М.: «Линка – Пресс» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...

«Использование ИКТ в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при реализации дополнительной муниципальной программы «Пермячок.ру. Обучение с увлечением»

В данной статье описано использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности при реализации дополнительной муниципальной программы "Пермячок.ru. Обучение с увлечением...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Дополнительная образовательная программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» для детей 5-6 лет по направлению «Обучение живописи»

Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.Изобразительное творчество является одним из древнейших направл...

Дополнительная образовательная программа "Подготовка к обучению грамоте"

Программа предназначена для занятий со старшими дошкольниками комбинированных групп МДОУ №28 "Снегирёк"...