Дополнительная образовательная программа "Разноцветная страна" 1 год обучения
рабочая программа (старшая группа)
Программа художественно-эстетической направленности для старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotsvetnaya_strana_dop_1_god.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1238»
ОГРН 5147746147060, ИНН 7729783137, КПП 772901001 г. Москва, 119634, ул. Чоботовская, д.19, e-mail: 1238@edu.mos.ru , сайт: www.sch1238.mskobr.ru Тел/факс: (495) 733-52-56 |
Дополнительная образовательная программа
«Разноцветная страна»
Направленность программы: художественно-эстетическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Попова. М.Я
Содержание
Актуальность и педагогическая целесообразность программы 4
Календарно-тематическое планирование ...9
Материально - техническое оснащение 13
Пояснительная записка
Программа составлена для детей 6-7 лет и ориентирована на максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала каждого ребенка.
Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.
- Сан.Пин. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями, и все познает с помощью телевизора и интернета. Такой ребенок почти полностью лишен «живого творчества», а дополнительные занятия в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могли бы полной степени удовлетворить потребности в творческом развитии.
Данная программа обращена к различным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Сочетание широко известных техник и нетрадиционных призвано раскрыть огромные потенциальные возможности воспитанников. Способы изображения достаточно просты по технологии, в них нет жесткой заданности, а, следовательно при минимуме умений со стороны ребенка, могут быть доступны каждому.
Каждое занятие направлено на приобщение к изобразительному искусству, на воспитание у детей познавательной активности и развитие творческих способностей. Занимаясь художественной деятельностью, дети учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают свои коммуникативные способности.
Цели и задачи
Цель: Развитие художественно-творческих способностей в процессе рисования с применением нетрадиционных техник, пластилиновой живописи, аппликации у детей от 5 – 6 лет
Образовательные:
- формировать навыки работы с различными материалами;
- способствовать овладению разными технологическими приемами.
Развивающие:
- развивать фантазию, внимание, воображение;
- знакомить с сенсорными эталонами;
- развивать мелкую моторику рук;
- активизировать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
- вызывать положительные эмоции.
Сроки реализации, режим и формы занятия
Сроки реализации: 1 год.
Программа рассчитана на 32 учебных занятия по 25 минут, для детей 5-6 лет в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20
Форма обучения: подгрупповая.
Формы занятий: беседа, практикум, практическое занятие.
Тип занятий: теоретическое - практическое.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Ожидаемые результаты
- Дети знают несколько нетрадиционных техник ( рисование тычком, с помощью трафарета, набрызга, тиснение, пластилинография, аппликативные техники и т.д.)
- Имеют представление о различных видах изобразительного искусства;
- Умеют отображать свои впечатления от окружающего мира доступными художественными средствами;
- Умеют правильно пользоваться ножницами, держать кисти, карандаши и т.д.
- Умеют подбирать цвета для наиболее реалистичного изображения, умеют смешивать цвета для получения нужного оттенка;
- У детей развита крупная и мелкая моторика, сформирована усидчивость, самоконтроль на высоком уровне;
- Проявляют в работе креативность, фантазию, творческое мышление.
Учебно-тематический план занятий
Тема занятий | Количество часов | |
Всего | Теория / Практика | |
Рисование | 16 | 16 |
Пластилинография | 8 | 8 |
Аппликация | 8 | 8 |
Итого: | 32 | 32 |
Содержание учебно-тематического плана занятий
Тема | Цель |
Рисование | Закрепить навыки работы с различными материалами: гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши и т.д. Формировать умение правильно держать кисти и карандаши. Развивать крупную и мелкую моторику. Формировать эстетическое восприятие окружающей действительности. |
Пластилинография | Учить создавать различные изображения с помощью пластилина. Совершенствовать приемы лепки. Развивать мелкую моторику, усидчивость. |
Аппликация | Совершенствовать аппликативные навыки детей. Развивать умение располагать детали на листе бумаги. Учить подбирать красивые сочетания цветов и оттенков. Развивать фантазию, креативность. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Вид деятельности | Название. | Целевые ориентиры |
Октябрь | |||
1. | Рисование | «Осенний букет» | Научить детей технике печатания листьями. Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания листьев. |
2. | Аппликация | «Яблоко» | Учить детей создавать объемную картину из бумаги. Соединять детали поделки между собой, с помощью клея-карандаша. Закрепить навыки работы с ножницами. Развивать фантазию и творческое мышление. |
3. | Рисование | «Подсолнухи» | Продолжать работу по формированию у детей изобразительных навыков. Закрепить навыки рисования гуашью, учить использовать в работе ватные палочки. Развивать эстетическое восприятие природы. |
4. | Пластилинография | «Долька арбуза» | Учить отрывать небольшие комочки пластилина, катать их между пальцами и размазывать на готовую форму. Развивать мелкую моторику, аккуратность. |
Ноябрь | |||
1. | Рисование | «Веселые котики» | Учить детей рисовать животных, передавать в рисунке эмоциональное состояние животного. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение цветными карандашами. Развивать мелкую моторику. |
2. | Аппликация | «Осенний лес» | Формировать умение вырезать круги и овалы из прямоугольников и квадратов путем срезания углов. Развивать умение располагать детали на листе бумаги. Учить подбирать красивые сочетания цветов и оттенков. Дополнять изображение нарисованными элементами. |
3. | Рисование | «Мороженое» | Вызвать желание нарисовать яркую красивую картинку. Закрепить навыки работы с гуашевыми красками. Учить располагать изображение крупно, на весь лист. Воспитывать аккуратность |
4. | Пластилинография | «Груша на ветке» | Продолжать развивать навыки работы в технике «пластилинография». Вызвать желание сделать красивую поделку из пластилина. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. |
Декабрь | |||
1. | Рисование | «Единорог» | Прививать желание рисовать. Учить детей правильно закрашивать поверхность рисунка, не допуская пробелов, не заходя за контур изображения, правильно держать карандаш. Воспитывать усидчивость, старание. |
2. | Аппликация | «Дед Мороз» | Учить детей создавать объемную поделку из бумаги и ватных дисков. Учить сохранять целостность восприятия при создании поделки. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. |
3. | Рисование | «Зимний пейзаж» | Учить детей создавать изображения зимней природы. Закрепить знания о пейзажной живописи. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю. |
4. | Пластилинография | «Елочка» | Учить создавать изображение нарядной елочки с помощью скрученных тонких жгутиков. Развивать мелкую моторику, усидчивость. |
Январь | |||
1. | Рисование | «Красивый узор» | Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги. Использовать в своём творчестве элементы декоративно - прикладного искусства. Продолжать развивать у детей образные представления, воображение. |
2. | Аппликация | «Зимняя сказка» | Продолжать совершенствовать аппликативные навыки детей. Развивать умение создавать красивые образы зимней природы. Воспитывать эстетические восприятие, чувство композиции. |
3. | Рисование | «Павлин» | Познакомить с нетрадиционным способом рисунка при помощи ладони. Развитие мелкой моторики рук, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. |
4. | Пластилинография | «Зима» | Уточнять и расширять представления детей о зиме, учить отображать состояние погоды, используя технику «пластилинография». |
Февраль | |||
1. | Рисование | «Кораблик» | Учить детей создавать простую композицию - плавающего в море кораблика; закреплять знания о видах транспорта. Развивать цветовое восприятие, чувство формы и композиции. |
2. | Аппликация | «Черепаха» | Совершенствовать навыки работы с ножницами. Учить создавать образ животного, используя овалы и круги; дополнять аппликативное изображение нарисованными деталями. Развивать фантазию, творчество. |
3. | Рисование | «Динозаврик» | Продолжать развивать навыки работы с раскрасками. Учить закрашивать детали ровно, в одном направлении, без пробелов. Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер. |
4. | Пластилинография | «Петушок» | Учить аккуратно отщипывать маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, наклеивать на нарисованную форму. Учить создавать новый образ, развивать творческое мышление. |
Март | |||
1. | Рисование | «На дне морском» | Формировать умение изображать разные виды рыб и других обитателей моря. Развивать чувство композиции и цвета. Воспитывать у детей эстетические качества. |
2. | Аппликация | «Матрешка» | Закрепить знания о народных игрушках. Учить создавать образ яркой Матрешки. Закрепить навыки работы с ножницами, клеем-карандашом. Развивать мелкую моторику. |
3. | Рисование | «Морской пейзаж» | Формировать представление детей о пейзажной живописи; формировать умение создавать морской пейзаж, изображая линию горизонта, и передавая все богатство цветов и оттенков неба и моря. Развивать фантазию. |
4. | Пластилинография | «Жостовские мотивы» | Познакомить детей с искусством жостовских мастеров. Научить выполнять отдельные элементы цветов из пластилина, красиво располагая их на темном фоне. Развивать эстетическое восприятие. |
Апрель | |||
1. | Рисование | «Лебедь» | Учить рисовать плавающего лебедя. Продолжать учить использовать в работе гуашь белого, синего, черного и желтого цвета. Закреплять прием рисования кончиком кисти. |
2. | Аппликация | «Рыбки» | Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде, формировать знания у детей о строении рыб. Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Развивать цветовое восприятие, чувство композиции. |
3. | Рисование | «Красивые цветы» | Закрепить у детей основных и дополнительных цветов. Учить рисовать цветы гуашью, смешивая цвета, получать новые оттенки. Учить использовать различные приемы: мазки, примакивание, кружение и т.д. |
4. | Пластилинография | «Пасхальное яйцо» | Вызвать у детей желание изготовить пасхальный сувенир своими руками. Продолжать осваивать технику пластилинографии. Развивать индивидуальные творческие способности. |
Май | |||
1. | Рисование | «Тюльпаны» | Продолжать знакомить детей с техникой интуитивного рисования. Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях). |
2. | Аппликация | «Пчелки» | Закрепить навыки вырезания округлых форм, навыки аккуратного наклеивания деталей. Учить прорисовывать мелкие детали фломастером. |
3. | Рисование | «Воздушный шар» | Учить рисовать пошагово воздушный шар. Закрепить навыки закрашивания цветными карандашами. Развивать творческое воображение. |
4. | Пластилинография | «Улитка» | Закрепить приемы пластилинографии при создании образа улитки. Развивать мелкую моторику. Учить получать удовольствие от занятий творчеством. |
Материально - техническое оснащение
Материалы | Наименование |
Оборудование и инструменты: |
|
Оборудование: |
|
Список литературы
- Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: Мозаика-Синтез, 2018
- Вдовиченко С. «Дети светлой краской красят мир» Мини – хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью. – М.: «Чистые пруды» 2009.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: «Скрипторий 2003» 2017.
- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 1 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 2 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». - М.: «Просвещение».
- Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками». – М.: OOO «Творческий центр «Сфера»» 2019.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». – М.: «Просвещение», 1982.
- Компанцева Л.В. «Развитие художественно-творческих способностей у детей». – М.: «Владос», 2002
- Кожохина С.К., Панова Е.А. «Сделаем жизнь наших малышей ярче». – Ярославль: ПК «Химический завод «Луч»» 2007
- Лыкова А.И. Программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» 2019.
- Лыкова А.И. «Цветные ладошки. Рисуем без кисточки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» .
- .Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д/с». – СПб.: «Издательство «Каро»» 2020.
- Предшкольная подготовка ребенка в дополнительном образовании. Учебно-методическое пособие / Авторский коллектив, научная редакция А.А.Майер. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС»», 2009.
- Петрова И.М. «Объемная аппликация». – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
- Туфкрео Р., Кудейко М. «Коллекция идей». – М.: «Линка – Пресс» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения
Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения
Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...
«Использование ИКТ в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при реализации дополнительной муниципальной программы «Пермячок.ру. Обучение с увлечением»
В данной статье описано использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности при реализации дополнительной муниципальной программы "Пермячок.ru. Обучение с увлечением...
Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...
Дополнительная образовательная программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» для детей 5-6 лет по направлению «Обучение живописи»
Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.Изобразительное творчество является одним из древнейших направл...
Дополнительная образовательная программа "Подготовка к обучению грамоте"
Программа предназначена для занятий со старшими дошкольниками комбинированных групп МДОУ №28 "Снегирёк"...