АВА как научная дисциплина: преимущества поведенческого подхода
материал

Нечипоренко Мария Александровна

АВА как научная дисциплина: преимущества поведенческого подхода 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ava_kak_nauchnaya_distsiplina.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

АВА как научная дисциплина

преимущества поведенческого подхода

Сегодня методы обучения и коррекции поведения, основанные

на принципах АВА (прикладного анализа поведения), являются немногими из научно доказанных методов, используемых при коррекции расстройств аутистического спектра.

Исследования И. Ловааса о применении АВА в раннем возрасте

показали, что до 40 % детей с аутизмом преодолевают задержки развития и включаются в коллектив сверстников в школьном возрасте

вследствие применения поведенческого вмешательства [6].

Ивар Ловаас – американский психиатр, один из основоположников прикладного анализа поведения. Доктор Ловаас применил иной,

поведенческий подход к работе. Он предположил, что аутизм может

поддаваться коррекции, если следовать строгой, пошаговой системе

модификации поведения. Эта система должна включать в себя очень

интенсивные занятия, порядка 35–40 часов в неделю, и должна применяться с ребенком с раннего возраста.

В статье 1987 года «Поведенческое вмешательство и нормальное

познавательное и интеллектуальное функционирование маленьких детей с аутизмом» И. Ловаас опубликовал результаты исследования,

проведенного в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, согласно которому, 9 из 19 детей с аутизмом, прошедших вмешательство

по его методу, стали «неотличимы от сверстников» [6].

ABA – это научная дисциплина, которая изучает поведение

и взаимосвязи поведения с окружающей средой. Цель ABA – изучение поведения как объекта исследования. Поведение – это феномен,

который характеризует абсолютно всех людей. Поведение изучается

как феномен, во всех его проявлениях, от малейших движений до

комплексных и сложных видов поведения. Поведение находится

в постоянном взаимодействии с факторами окружающей среды,

и существует двустороннее влияние между ними. Прикладной анализ

поведения изучает поведение в контексте окружающей среды и поиска функциональных взаимосвязей. В ABA изучаются принципы и законы поведения, то есть те процессы, которые лежат в основе влияния и воздействия на поведение.

АВА как научная дисциплина

Изучение поведения в контексте окружающей среды и поиска функциональных взаимосвязей

Предшествующие факторы

Поведение

Последствия

Почему произошло поведение?

Какие факторы окружающей среды повлияли на поведение?

Какое было поведение?

Как оно выглядело?

Сколько продолжалось?

Насколько оно было интенсивным?

Что произошло сразу после поведения?

Как отреагировали окружающие люди и окружающая среда?

Что изменилось в состоянии самого ребенка?

Что получил ребенок в результате своего поведения?

АВА эффективен именно при работе с детьми с РАС, потому

что он учитывает их ключевые особенности и помогает выстроить

индивидуальный план обучения, опираясь на них.

Специфические характеристики ребенка с аутизмом:

1. Низкая социальная мотивация или полное ее отсутствие.

Что предлагает АВА?

 Наблюдение за ребенком в его повседневной деятельности

 Поиск мотивации, мотивационное тестирование

 Восприятие учителя как поощрения

 Отсутствие осуждения и использование исходной мотивации

ребенка как инструмента для обучения.

2. Сложности с пониманием речи.

Что предлагает АВА?

 Использование коротких, четких инструкций

 Использование подсказок

 Дробление сложных целей на простые

 Использование визуальных материалов для обучения абстрактным понятиям.

3. Медленный прогресс в обучении.

Что предлагает АВА?

 Обучение функциональным навыкам (тем, которые ребенок

будет использовать в повседневной жизни)

 Обучение навыкам функциональной коммуникации

 Планирование обобщения и использование специальных стратегий.

Наиболее частые области для обучения, которые может включать АВА программа:

 Навыки общения и коммуникации

 Понимание речи

 Игровые навыки

 Навыки самостоятельности и самопомощи

 Коррекция нежелательного поведения.

Кто может реализовать АВА-программу:

 Воспитатель

 Родители

 Педагоги-психологи

 Логопеды

 Дефектологи

 Педагоги дополнительного образования

Как реализовывать АВА программу?

Обязательно под курацией поведенческого аналитика! (не менее

1000 часов практики под супервизией, не менее 4 модулей обучения).

Или под супервизией поведенческого аналитика (ВСВА, CBSD, 5 модулей, 1500 часов практики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина

    Музейно-специфический   образовательно-воспитательный   процесс    как, существенная  составная  часть  музейной  деятельнос...

"Методика ФЭМП как научная дисциплина. Понятие "математическое развитие"

В данной консультации говорится о том что является основной целью и задачами методики формирования элементарных математических представлений. Даётся понятие "математического развития". Определены цели...

Эффективные приёмы когнитивно-поведенческого подхода в работе с детьми с нарушениями в поведении

Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего назва...

Научно-практическая конференция «Инновационные подходы к деятельности образовательной организации»

quot;АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MICROSOFT EXCEL В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО"...

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин...