АВА как научная дисциплина: преимущества поведенческого подхода
материал
АВА как научная дисциплина: преимущества поведенческого подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ava_kak_nauchnaya_distsiplina.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
АВА как научная дисциплина
преимущества поведенческого подхода
Сегодня методы обучения и коррекции поведения, основанные
на принципах АВА (прикладного анализа поведения), являются немногими из научно доказанных методов, используемых при коррекции расстройств аутистического спектра.
Исследования И. Ловааса о применении АВА в раннем возрасте
показали, что до 40 % детей с аутизмом преодолевают задержки развития и включаются в коллектив сверстников в школьном возрасте
вследствие применения поведенческого вмешательства [6].
Ивар Ловаас – американский психиатр, один из основоположников прикладного анализа поведения. Доктор Ловаас применил иной,
поведенческий подход к работе. Он предположил, что аутизм может
поддаваться коррекции, если следовать строгой, пошаговой системе
модификации поведения. Эта система должна включать в себя очень
интенсивные занятия, порядка 35–40 часов в неделю, и должна применяться с ребенком с раннего возраста.
В статье 1987 года «Поведенческое вмешательство и нормальное
познавательное и интеллектуальное функционирование маленьких детей с аутизмом» И. Ловаас опубликовал результаты исследования,
проведенного в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, согласно которому, 9 из 19 детей с аутизмом, прошедших вмешательство
по его методу, стали «неотличимы от сверстников» [6].
ABA – это научная дисциплина, которая изучает поведение
и взаимосвязи поведения с окружающей средой. Цель ABA – изучение поведения как объекта исследования. Поведение – это феномен,
который характеризует абсолютно всех людей. Поведение изучается
как феномен, во всех его проявлениях, от малейших движений до
комплексных и сложных видов поведения. Поведение находится
в постоянном взаимодействии с факторами окружающей среды,
и существует двустороннее влияние между ними. Прикладной анализ
поведения изучает поведение в контексте окружающей среды и поиска функциональных взаимосвязей. В ABA изучаются принципы и законы поведения, то есть те процессы, которые лежат в основе влияния и воздействия на поведение.
АВА как научная дисциплина
Изучение поведения в контексте окружающей среды и поиска функциональных взаимосвязей
Предшествующие факторы | Поведение | Последствия |
Почему произошло поведение? Какие факторы окружающей среды повлияли на поведение? | Какое было поведение? Как оно выглядело? Сколько продолжалось? Насколько оно было интенсивным? | Что произошло сразу после поведения? Как отреагировали окружающие люди и окружающая среда? Что изменилось в состоянии самого ребенка? Что получил ребенок в результате своего поведения? |
АВА эффективен именно при работе с детьми с РАС, потому
что он учитывает их ключевые особенности и помогает выстроить
индивидуальный план обучения, опираясь на них.
Специфические характеристики ребенка с аутизмом:
1. Низкая социальная мотивация или полное ее отсутствие.
Что предлагает АВА?
Наблюдение за ребенком в его повседневной деятельности
Поиск мотивации, мотивационное тестирование
Восприятие учителя как поощрения
Отсутствие осуждения и использование исходной мотивации
ребенка как инструмента для обучения.
2. Сложности с пониманием речи.
Что предлагает АВА?
Использование коротких, четких инструкций
Использование подсказок
Дробление сложных целей на простые
Использование визуальных материалов для обучения абстрактным понятиям.
3. Медленный прогресс в обучении.
Что предлагает АВА?
Обучение функциональным навыкам (тем, которые ребенок
будет использовать в повседневной жизни)
Обучение навыкам функциональной коммуникации
Планирование обобщения и использование специальных стратегий.
Наиболее частые области для обучения, которые может включать АВА программа:
Навыки общения и коммуникации
Понимание речи
Игровые навыки
Навыки самостоятельности и самопомощи
Коррекция нежелательного поведения.
Кто может реализовать АВА-программу:
Воспитатель
Родители
Педагоги-психологи
Логопеды
Дефектологи
Педагоги дополнительного образования
Как реализовывать АВА программу?
Обязательно под курацией поведенческого аналитика! (не менее
1000 часов практики под супервизией, не менее 4 модулей обучения).
Или под супервизией поведенческого аналитика (ВСВА, CBSD, 5 модулей, 1500 часов практики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина
Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как, существенная составная часть музейной деятельнос...
"Методика ФЭМП как научная дисциплина. Понятие "математическое развитие"
В данной консультации говорится о том что является основной целью и задачами методики формирования элементарных математических представлений. Даётся понятие "математического развития". Определены цели...
Региональный научно-практический семинар "Системный подход к организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с ФГОС ДОО"
материалы по семинару, мастер класс "Детский фитнес для дошкольников"....
Выступление на научно-практической конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХСПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Эффективные приёмы когнитивно-поведенческого подхода в работе с детьми с нарушениями в поведении
Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего назва...
Научно-практическая конференция «Инновационные подходы к деятельности образовательной организации»
quot;АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MICROSOFT EXCEL В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО"...
Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин
Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин...