Эффективные приёмы когнитивно-поведенческого подхода в работе с детьми с нарушениями в поведении
презентация по коррекционной педагогике по теме
Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего название ABA или прикладной анализ поведения. Прикладной поведенческий анализ в настоящее время очень широко применяется при работе с детьми с нетипичным развитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ava.pptx | 1.15 МБ |
tekst_k_prezentatsii_ava.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ABA терапия Applied Behavior Análisis ABA‑ терапия – это интенсивно обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.
Поведение в данном случае понимается, как любое взаимодействие организма с окружающей средой: чтение, ходьба , произнесение слов, действия с предметами, игра — все это примеры поведения, к каждому из которых можно применить техники ABA терапии.
Мне нравится ходить по воде Идея АВА терапии:
Как распознать цели нежелательного поведения ребёнка? 1. Что именно в этом поведении взрослому не понравилось ? 2. Что произошло до проявления поведения ? 3. Что произошло сразу после проявления поведения ?
Организация практической деятельности (коррекционное занятие) Разработка индивидуальной обучающей программы Достижение желаемого поведения Взрослый обучающий, ребёнок ведомый Развитие самостоятельности
Плюсы АВА АВА терапия приносит положительные выраженные результаты в устранении нежелательного поведения; П озволяет последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния; П озволяет использовать различные современные и апробированные приёмы работы и заимствовать методы других методик; Дети с поведенческими расстройствами полностью или практически полностью избавляются от стереотипий; Только АВА терапия позволяет освоить речь детям в любом возрасте, дошкольном, школьном; АВА комплексна, то есть охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания.
Минусы АВА Присутствует достаточно строгая система наказаний и поощрений; Данная система практической деятельности не предполагает перерывов в коррекционных занятиях. Даже в случае болезни с ребёнком проводится занятие (в облегчённой форме, короткое, на повторение пройденного материала); Требует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития в соответствии с программой коррекции; Не всегда легко достигнуть первых результатов в изменении поведения, если ребёнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников; Система категорически не подходит для применения к ребёнку, растущему в деструктивной семье.
«Детский аутизм и АВА. ABA. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения»
Жизнь — это путешествие, побуждающее нас к постоянному поиску лучших путей . Желаем Вам творческих успехов. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Текст к презентации
Эффективные приёмы когнитивно-поведенческого подхода в работе с детьми с нарушениями в поведении.
1
Жизнь — это путешествие, побуждающее нас к постоянному поиску лучших путей.
2
ABA (Applied Behavior Análisis) терапия, основанная на методах
прикладного анализа поведения. В дальнейшем будем называть сокращённо АВА терапия.
Как учить детей? Как научить их одеваться, пользоваться ложкой и вилкой, говорить спасибо? Что нужно делать, чтобы ребенок хорошо себя вел в гостях, магазине, детском саду? Эти вопросы возникают у всех родителей, а особенно остро у тех, кто воспитывает ребенка с нетипичным развитием, например с поведенческими расстройствами, расстройствами аутистического спектра, аутизмом.
3
Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего название (ABA – эй-би-эй), или прикладной анализ поведения. Прикладной поведенческий анализ в настоящее время очень широко применяется при работе с детьми с нетипичным развитием. Он доказалсвою эффективность при обучении таких детейсамым разнообразным навыкам: самообслуживанию,академическим навыкам, речи и т.д. В России этотподход известен мало и почти не используется.
4
АВА терапия основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет
5
Своими словами (отступление): специалисты, начинающие работать с ребёнком должны наблюдать или снять на видео поведение и ответить на три вопроса предлагаемых на слайде…..
Специалист может сделать полный и детальный функциональный анализ поведения, экспериментально определить его цель и разработать безопасный и эффективный план
коррекции. Однако единственный путь узнать наверняка, что ваш план надежен, это применять его на практике и записывать результаты наблюдений. Только так можно будет понять, насколько уменьшились проявления нежелательного поведения с течением времени.
6
- Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 % ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем дано задание.
-В рамках обучающей программы по этой методике ребёнок - всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого
-Конечная цель ABA - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
7
Плюсы
● АВА терапия приносит положительные выраженные результаты в устранении нежелательного поведения
● Позволяет последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния
● Позволяет использовать различные современные и апробированные приёмы работы и заимствовать методы других методик
● Дети с поведенческими расстройствами полностью или практически полностью избавляются от стереотипий.
● Только АВА терапия позволяет освоить речь детям в любом возрасте, дошкольном и школьном.
● АВА комплексна, то есть охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания.
8
Минусы
● Присутствует достаточно строгая система наказаний и поощрений.
● Данная система практической деятельности не предполагает перерывов в коррекционных занятиях. Даже в случае болезни с ребёнком проводится занятие (в облегчённой форме, короткое, на повторение пройденного).
● Требует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития в соответствии с программой коррекции.
● Не всегда легко достигнуть первых результатов в изменении поведения, если ребёнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников.
● Система категорически не подходит для применения к ребёнку, растущему в деструктивной семье.
9
Настоящее издание - первое в России, которое системно
рассказывает о прикладном анализе поведения и позволяет познакомиться с одним из наиболее эффективных его направлений — анализом вербального поведения.
Роберт Шрамм, сертифицированный специалист в области
ABA, снабжает родителей методами и техниками, которые помогут скорректировать любое нежелательное поведение ребенка вне зависимости от тяжести расстройства, понять, как следует контролировать процесс обучения ребенка новым навыкам и как позволить ему стать более успешным в жизни. Издание адресовано родителям и заинтересованным специалистам.
4
Метод анализа вербального поведения (Verbal Behavior, VB)
Специалисты:
∙ Доктор Джек Майкл (Dr. Jack Michael)
∙ ДокторДжеймсПартингтон (Dr. James Partington)
∙ ДокторМаркСандберг (Dr. Mark Sundberg)
Разработали техники для детей с отставанием в развитии речи.
Метод анализа вербального поведения — это и философия ABA, и серия
обучающих техник, основанных на принципах ABA,
Кроме того, потенциал АВА-программ значительно расширился
благодаря специалистам представленным на слайде, которые разработали серию новых техник для детей с отставанием в развитии речи.
5
Большинство детей и взрослых любят
компьютеры за их понятный «язык». ABA можно
сравнить с компьютером по степени упорядоченности
действий и реакций.
Если вы хотите быть понятым вашим ребенком,
ваш язык должен быть предельно ясным, кратким
и последовательным как в словах, так и в действиях.
Да, таким же, как язык компьютера. И если вы
предложите ребенку определенные варианты поведения
с конкретными и понятными последствиями
для каждого варианта, ваше поведение будет понятно
вашему ребенку. А если вы окажетесь способны
давать ребенку ясные и конкретные указания, что
и как делать, с ясными, конкретными и постоянными
последствиями его действий, у ребенка появится
ощущение порядка и контроля над ситуацией при
взаимодействии с вами.
Для получения учебного контроля вы должны,
во-первых, вызывать у ребенка устойчивую ассоциацию
с какими-либо приятными вещами и занятиями
(которые могут служить подкреплением желательного
поведения ребенка) и, во-вторых, наработать такой
опыт взаимодействия с ребенком, при котором он будет
следовать вашим инструкциям при наличии соответствующего
подкрепления.
Если вы хотите, чтобы эффективность процесса
обучения была устойчивой, контролировать процесс
взаимоотношений всегда должны вы (учитель, обучающий),
а не ребенок (ученик, обучаемый). Овладеть
техникой учебного контроля — значит в том числе
получить согласие ребенка позволить вам принимать
решения по поводу того, на каких условиях вы будете
с ним общаться
вы можете использовать ABA/VB, чтобы обратить
поведение вашего ребенка в свою пользу.
Жизнь — это путешествие, побуждающее нас
к постоянному поиску лучших путей.
Литература:
Детский аутизм и ABA: ABA (AppliedBehavior
Analisis): терапия, основанная на методах прикладного
анализа поведения / Роберт Шрамм
Специалисты выделяют четыре
возможных цели поведения:
1 получить что-либо
от кого-либо (социально опосредованное позитивное
поведение),
2. избежать того, что инициировано кем-то
другим, - к примеру, занятия или общения (социально
опосредованное негативное поведение),
3. получить что-либо желаемое (автоматическое позитивное поведение),
4. убрать что-либо нежелательное/избежать
чего-либо нежелательного (автоматическое негативное
поведение).
Воскресенье, 22 октября 2017, 21:24 +07:00 от Елена Демидова <elena.demidova.70@mail.ru>:
Нажмите, чтобы Ответить, Ответить всем или Переслать
Защищён АнтиВирусом Касперского
Mail.Ru Агент
Наталья Гладковская
Завтра празднует свой
День рождения!
Мобильная почтаТемыНастройкиПомощьСлужба поддержкиБлог ПочтыЯзык:русский |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование эффективных методов и приёмов на занятиях по ФЭМП у детей с нарушением зрения
Работа по этой теме помогает организовать процесс коррекции обучения и воспитания более эффективно, а главное интересно и разнообразно. Так, играя на занятии, дошкольники овладевают действительно слож...
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Т.А. Кудаш, Руководитель ГБОУ Школа № 1349, структурного подразделения № 1 (г. Москва), cad437@mail.ruА.И. Мелёхин, Клинический психолог, сертифицированный когнитивно-поведенческий психотерапевт...
Методические рекомендации для педагогов при взаимодействии с детьми с нарушениями в поведении.
Материал для педагоговУважаемые педагоги, ежедневно мы сталкиваемся с нарушениями в поведении детей. Важно определить истинную причину, мотив нарушения поведения у ребёнк...
Программа когнитивно-поведенческого тренинга с гиперактивными детьми
В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возрас...
Выступление на педагогическом часе: «Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»
Выступление на педагогическом часе:«Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»...
Теоретические предпосылки изучения возможности применения когнитивно-поведенческой психотерапии в помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Когнитивно-поведенческая психотерапия, также когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) – общее понятие, описывающее направление психотерапии, в основе которой ...
Когнитивно-поведенческий тренинг для детей с СДВГ. Консультация
Хотя первоочередными и наиболее эффективными вмешательствами в работе с детьми с СДВГ являются обучение педагогов и родителей эффективным способам взаимодействия с такими детьми, но когнитивно-поведен...