Эффективные приёмы когнитивно-поведенческого подхода в работе с детьми с нарушениями в поведении
презентация по коррекционной педагогике по теме

Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего название ABA или прикладной анализ поведения. Прикладной поведенческий анализ в настоящее время очень широко применяется при работе с детьми с нетипичным развитием.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ava.pptx1.15 МБ
Файл tekst_k_prezentatsii_ava.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Аистенок» компенсирующей, оздоровительной и общеразвивающей направленности» Эффективные приёмы когнитивно -поведенческого подхода в работе с детьми с нарушениями в поведении Подготовили: учитель-дефектолог МБДОУ №66 «Аистенок» Е. В. Демидова учитель-дефектолог МБДОУ №66 «Аистенок» Е. Ю. Родина.О

Слайд 2

ABA терапия Applied Behavior Análisis ABA‑ терапия – это интенсивно обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.

Слайд 3

Поведение в данном случае понимается, как любое взаимодействие организма с окружающей средой: чтение, ходьба , произнесение слов, действия с предметами, игра — все это примеры поведения, к каждому из которых можно применить техники ABA терапии.

Слайд 4

Мне нравится ходить по воде Идея АВА терапии:

Слайд 5

Как распознать цели нежелательного поведения ребёнка? 1. Что именно в этом поведении взрослому не понравилось ? 2. Что произошло до проявления поведения ? 3. Что произошло сразу после проявления поведения ?

Слайд 6

Организация практической деятельности (коррекционное занятие) Разработка индивидуальной обучающей программы Достижение желаемого поведения Взрослый обучающий, ребёнок ведомый Развитие самостоятельности

Слайд 7

Плюсы АВА АВА терапия приносит положительные выраженные результаты в устранении нежелательного поведения; П озволяет последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния; П озволяет использовать различные современные и апробированные приёмы работы и заимствовать методы других методик; Дети с поведенческими расстройствами полностью или практически полностью избавляются от стереотипий; Только АВА терапия позволяет освоить речь детям в любом возрасте, дошкольном, школьном; АВА комплексна, то есть охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания.

Слайд 8

Минусы АВА Присутствует достаточно строгая система наказаний и поощрений; Данная система практической деятельности не предполагает перерывов в коррекционных занятиях. Даже в случае болезни с ребёнком проводится занятие (в облегчённой форме, короткое, на повторение пройденного материала); Требует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития в соответствии с программой коррекции; Не всегда легко достигнуть первых результатов в изменении поведения, если ребёнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников; Система категорически не подходит для применения к ребёнку, растущему в деструктивной семье.

Слайд 9

«Детский аутизм и АВА. ABA. Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения»

Слайд 10

Жизнь — это путешествие, побуждающее нас к постоянному поиску лучших путей . Желаем Вам творческих успехов. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Текст к презентации

Эффективные приёмы когнитивно-поведенческого подхода в работе с детьми с нарушениями в поведении.

1

Жизнь — это путешествие, побуждающее нас к постоянному поиску лучших путей.

2

ABA (Applied Behavior Análisis) терапия, основанная на методах

прикладного анализа поведения. В дальнейшем будем называть сокращённо АВА терапия.

Как учить детей? Как научить их одеваться, пользоваться ложкой и вилкой, говорить спасибо? Что нужно делать, чтобы ребенок хорошо себя вел в гостях, магазине, детском саду? Эти вопросы возникают у всех родителей, а особенно остро у тех, кто воспитывает ребенка с нетипичным развитием, например с  поведенческими расстройствами, расстройствами аутистического спектра, аутизмом.

3

Знание принципов функционирования поведения позволило исследователям разработать тактики, направленные на изменение поведения. Это в свою очередь привело к возникновению направления, получившего название (ABA – эй-би-эй), или прикладной анализ поведения. Прикладной поведенческий анализ в настоящее время очень широко применяется при работе с детьми с нетипичным развитием. Он доказалсвою эффективность при обучении таких детейсамым разнообразным навыкам: самообслуживанию,академическим навыкам, речи и т.д. В России этотподход известен мало и почти не используется.

4

АВА терапия основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет

5

Своими словами (отступление): специалисты, начинающие работать с ребёнком должны наблюдать или снять на видео поведение и ответить на три вопроса предлагаемых на слайде…..

Специалист может сделать полный и детальный функциональный анализ поведения, экспериментально определить его цель и разработать безопасный и эффективный план

коррекции. Однако единственный путь узнать наверняка, что ваш план надежен, это применять его на практике и записывать результаты наблюдений. Только так можно будет понять, насколько уменьшились проявления нежелательного поведения с течением времени.

6

- Для достижения желаемого поведения используют  подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда  ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 % ситуаций  вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем дано задание.

-В рамках обучающей программы по этой методике ребёнок - всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого

-Конечная цель  ABA  - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

7

Плюсы

  АВА терапия приносит положительные выраженные результаты в устранении нежелательного поведения

  Позволяет последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния

  Позволяет использовать различные современные и апробированные приёмы работы и заимствовать методы других методик

  Дети с поведенческими расстройствами полностью или практически полностью избавляются от стереотипий.

  Только АВА терапия позволяет освоить речь детям в любом возрасте, дошкольном и школьном.

  АВА комплексна, то есть охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания.

 

        8

Минусы

  Присутствует достаточно строгая система наказаний и поощрений.

  Данная система практической деятельности не предполагает перерывов в коррекционных занятиях. Даже в случае болезни с ребёнком проводится занятие (в облегчённой форме, короткое, на повторение пройденного).

  Требует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития в соответствии с программой коррекции.

  Не всегда легко достигнуть первых результатов в изменении поведения, если ребёнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников.

  Система категорически не подходит для применения к ребёнку, растущему в деструктивной семье.

9

Настоящее издание - первое в России, которое системно

рассказывает о прикладном анализе поведения и позволяет познакомиться с одним из наиболее эффективных его направлений — анализом вербального поведения.

Роберт Шрамм, сертифицированный специалист в области

ABA, снабжает родителей методами и техниками, которые помогут скорректировать любое нежелательное поведение ребенка вне зависимости от тяжести расстройства, понять, как следует контролировать процесс обучения ребенка новым навыкам и как позволить ему стать более успешным в жизни. Издание адресовано родителям  и заинтересованным специалистам.

 

4

Метод анализа вербального поведения (Verbal Behavior, VB)

Специалисты:

        Доктор Джек Майкл (Dr. Jack Michael)

        ДокторДжеймсПартингтон (Dr. James Partington)

        ДокторМаркСандберг (Dr. Mark Sundberg)

Разработали техники для детей с отставанием в развитии речи.

 

Метод анализа вербального поведения — это и философия ABA, и серия

обучающих техник, основанных на принципах ABA,

Кроме того, потенциал АВА-программ значительно расширился

благодаря специалистам представленным на слайде, которые разработали серию новых техник для детей с отставанием в развитии речи.

 

5

 

 

 

 

 

 

Большинство детей и взрослых любят

компьютеры за их понятный «язык». ABA можно

сравнить с компьютером по степени упорядоченности

действий и реакций.

 

 

 

Если вы хотите быть понятым вашим ребенком,

ваш язык должен быть предельно ясным, кратким

и последовательным как в словах, так и в действиях.

Да, таким же, как язык компьютера. И если вы

предложите ребенку определенные варианты поведения

с конкретными и понятными последствиями

для каждого варианта, ваше поведение будет понятно

вашему ребенку. А если вы окажетесь способны

давать ребенку ясные и конкретные указания, что

и как делать, с ясными, конкретными и постоянными

последствиями его действий, у ребенка появится

ощущение порядка и контроля над ситуацией при

взаимодействии с вами.

 

Для получения учебного контроля вы должны,

во-первых, вызывать у ребенка устойчивую ассоциацию

с какими-либо приятными вещами и занятиями

(которые могут служить подкреплением желательного

поведения ребенка) и, во-вторых, наработать такой

опыт взаимодействия с ребенком, при котором он будет

следовать вашим инструкциям при наличии соответствующего

подкрепления.

Если вы хотите, чтобы эффективность процесса

обучения была устойчивой, контролировать процесс

взаимоотношений всегда должны вы (учитель, обучающий),

а не ребенок (ученик, обучаемый). Овладеть

техникой учебного контроля — значит в том числе

получить согласие ребенка позволить вам принимать

решения по поводу того, на каких условиях вы будете

с ним общаться

вы можете использовать ABA/VB, чтобы обратить

поведение вашего ребенка в свою пользу.

 

Жизнь — это путешествие, побуждающее нас

к постоянному поиску лучших путей.

Литература:

Детский аутизм и ABA: ABA (AppliedBehavior

Analisis): терапия, основанная на методах прикладного

анализа поведения / Роберт Шрамм

 

Специалисты выделяют четыре

возможных цели поведения:

получить что-либо

от кого-либо (социально опосредованное позитивное

поведение),

2. избежать того, что инициировано кем-то

другим, - к примеру, занятия или общения (социально

опосредованное негативное поведение),

3. получить что-либо желаемое (автоматическое позитивное поведение),

4. убрать что-либо нежелательное/избежать

чего-либо нежелательного (автоматическое негативное

поведение).


Воскресенье, 22 октября 2017, 21:24 +07:00 от Елена Демидова <elena.demidova.70@mail.ru>:



Нажмите, чтобы Ответить, Ответить всем или Переслать

Защищён АнтиВирусом Касперского

Вверх

https://rs.mail.ru/d990518.gif?sz=1&rnd=193411198&ts=1508862804&sz=1

Mail.Ru Агент

Наталья Гладковская

Завтра празднует свой
День рождения!

Mail.RuО компанииРекламаВакансии

Мобильная почтаТемыНастройкиПомощьСлужба поддержкиБлог ПочтыЯзык:русский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование эффективных методов и приёмов на занятиях по ФЭМП у детей с нарушением зрения

Работа по этой теме помогает организовать процесс коррекции обучения и воспитания более эффективно, а главное интересно и разнообразно. Так, играя на занятии, дошкольники овладевают действительно слож...

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Т.А. Кудаш,  Руководитель ГБОУ Школа № 1349, структурного подразделения № 1 (г. Москва), cad437@mail.ruА.И. Мелёхин, Клинический психолог, сертифицированный когнитивно-поведенческий психотерапевт...

Методические рекомендации для педагогов при взаимодействии с детьми с нарушениями в поведении.

Материал для педагоговУважаемые педагоги,  ежедневно мы сталкиваемся с нарушениями в поведении  детей. Важно определить истинную причину,  мотив   нарушения поведения у ребёнк...

Программа когнитивно-поведенческого тренинга с гиперактивными детьми

В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возрас...

Выступление на педагогическом часе: «Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»

Выступление на педагогическом часе:«Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»...

Теоретические предпосылки изучения возможности применения когнитивно-поведенческой психотерапии в помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Когнитивно-поведенческая психотерапия, также когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) – общее понятие, описывающее направление психотерапии, в основе которой ...

Когнитивно-поведенческий тренинг для детей с СДВГ. Консультация

Хотя первоочередными и наиболее эффективными вмешательствами в работе с детьми с СДВГ являются обучение педагогов и родителей эффективным способам взаимодействия с такими детьми, но когнитивно-поведен...