"Методика ФЭМП как научная дисциплина. Понятие "математическое развитие"
консультация на тему

Красникова Алёна Андреевна

В данной консультации говорится о том что является основной целью и задачами методики формирования элементарных математических представлений. Даётся понятие "математического развития". Определены цели и задачи математического развития дошкольников. Определны принципы обучения матиматике в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Методика формирования элементарных математических представлений как научная область. Понятие «Математическое развитие дошкольников»

Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости  специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

  1. научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
  2. определение содержания математического материала для обучения детей в детском саду;
  3. разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
  4. реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
  5. разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
  6. разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Общая задача методики — исследование и разработка практических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. 

Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Ее основные элементы — цель, содержание, методы, средствам формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она социально детерминирована и носит объективный характер. Детский сад выполняет социальный заказ общества, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

Обучение и развитие находятся в диалектической связи. Опираясь на наличный уровень развития, обучение должно несколько опережать его. Это значит, что в процессе обучения необходимо ориентироваться не только на то, что способен делать сам ребенок, но и на то, что он может сделать при помощи взрослых, под их руководством, т. е. на перспективу, на «зону ближайшего развития», в которой лежат обычно новые и более сложные действия и операции, чем те, которыми уже владеет ребенок.

Понятие «математическое развитие дошкольников» широко используется в современной дошкольной педагогике и детской психологии, в программах дошкольного образования.

Под   математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Учёт возрастных особенностей при овладении детьми способами практических действий, при усвоении ими математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Целенаправленное математическое развитие ребёнка-дошкольника предполагает, прежде всего, воспитание у него привычки логически аргументировать свои действия. Именно формирование логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики.

Математическое развитие дошкольников происходит как в повседневной жизни (прежде всего, в общении со взрослыми, в совместной деятельности с ними и друг с другом), так и путём целенаправленного обучения.

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Подготовка к успешному обучению в школе.
  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование   системы   элементарных   математических представлений.

  1. Формирование предпосылок математического мышления.
  2. Формирование сенсорных процессов и способностей.
  3. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
    связанной речи.
  4. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Принципы обучения математике:

  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Коррекционная направленность и др.

Л.С.Выготский в своих трудах говорил о «социальном факторе развития».

Усвоение ребёнком элементарных математических представлений происходит в определённой социальной среде под воздействием различных факторов. Эти факторы условно можно разделить на три большие группы: микро-, мезо-, макрофакторы.

  1. Микросредой для развития ребёнка, в том числе и его элементарных математических представлений, является, прежде всего, семья. Именно в семье он приобретает свой первый жизненный опыт. Семья удовлетворяет потребность ребёнка в первичной информации математического характера (пространственно-временная ориентировка, представление о форме, величине, количестве и т.д.). Первичный опыт расширяется и обогащается в общении со сверстниками, с другими детьми. Благодаря микросреде ребёнок получает первые математические знания.
  2. К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди принадлежащие в одному этносу, как правило владеют одним и тем же языком, соблюдают одни и те же культурно-бытовые традиции и т.д. Также к данным факторам относятся климат, географическое положение населённого пункта. Мезофакторы имеют свои механизмы социализации. Ребёнок присваивает именно тот этнический характер, который был в его жизни первый. Он становится для ребёнка первоисточником социализации.
  3. К макрофакторам относят космос, планету, общество и государство. Для развития математических представлений особое значение имеют факторы, связанные с социальными событиями, которые соотносятся с календарём, дают представление о времени и пространстве, показывают детям общие корни всех наук, в том числе и математики.

Представления ребёнка о началах математики формируются на основе системных знаний, которые он получает в процессе взаимодействия с предметами окружающего мира, со взрослыми и сверстниками. Знания эти могут выполнять разные функции в математическом опыте детей:

  • Информационная функция – математические знания несут в себе какую-либо информацию о количественных, временных, пространственных, геометрических и величинных отношениях. Значение данной функции состоит в том, что ребёнок начинает ориентироваться  в окружающем мире. Однако в субъективном смысле для каждого ребёнка понятие информативности неоднозначно. Это зависит от уровня сформированности у него тех или иных математических представлений, от уровня развития познавательных интересов, обуславливающих открытость к информации.
  • Эмоционально-познавательная функция – проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональном подъёме во время деятельности с ним. В процессе формирования элементарных математических представлений необходимо не просто передать ребёнку информацию математического характера, а представить её в такой форме, с такой эмоциональной окрашенностью, которые способствовали наиболее быстрому и полному усвоению материала.
  • Регуляторная функция – проецирует знания на конкретную деятельность.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником  элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания  маленькими детьми  качественных  и  количественных признаков  предметов и явлений лежат сенсорные  процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся  на различные анализаторы  (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.


 

III. Развитие памяти, внимания, воображения

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

IV.        Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

  • обогащение   словаря   (числительные,   пространственные
    предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);
  • согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
  • формулировка ответов полным предложением;
  • логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.

V.        Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

VI. Развитие познавательных интересов 

Используемая литература:

  1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2007;
  2. Ерофеева Т. И.  и др.   Математика для дошкольников.   М., 1994.
  3. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1974.
  4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно практическая конференция «Развитие учительского потенциала как одна из ключевых идей национальной образовательной стратегии – «Наша новая школа»

          •Художественное образование и воспитание;•Формирование эстетического вкуса;•Нравственное воспитание;•Развитие коммуникативных качеств личности( обучение верба...

Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина

    Музейно-специфический   образовательно-воспитательный   процесс    как, существенная  составная  часть  музейной  деятельнос...

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин...

АВА как научная дисциплина: преимущества поведенческого подхода

АВА как научная дисциплина: преимущества поведенческого подхода...

Дисциплина "Психология развития и возрастная психология". Практическое задание.

Практическое задание по теме "Особенности психического развития от юности до пожилого возраста"....