Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина
консультация на тему

Францишко Светлана Александровна

      Музейно-специфический   образовательно-воспитательный   процесс    как, существенная  составная  часть  музейной  деятельности  является   предметом исследования музейной педагогики. Элементы  музейной  педагогики  действенны не только  в  музейном  процессе  организации  экспозиции  или  других  форм коммуникации,  они  пронизывают  также  все  сферы  музейной   деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина.

   Значение музейной педагогики  как научной  дисциплины  определяется  тем, что  она  дает  тот  методологический  инструментарий,   который   позволяет осмыслить все виды музейной деятельности  в  педагогическом  аспекте  и  тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус.

      Музейно-специфический   образовательно-воспитательный   процесс    как, существенная  составная  часть  музейной  деятельности  является   предметом исследования музейной педагогики. Элементы  музейной  педагогики  действенны не только  в  музейном  процессе  организации  экспозиции  или  других  форм коммуникации,  они  пронизывают  также  все  сферы  музейной   деятельности.

Аспекты музейной  педагогики  необходимо  учитывать  и  в  процессе  отбора, комплектования,  изучения  и  хранения  музейных  предметов   в   целях   их возможного  включения  в  экспозицию  или  использования  в   других   видах образовательно-воспитательной  деятельности  музея.   Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки  теоретических  и  методических  основ образовательно-воспитательного  процесса   в   музее,   а   также   изучения возможностей  применения  результатов  этого   исследования   в   подготовке экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и  в  учебных  кабинетах.

Музейная  педагогика  анализирует   потребности   различных   социальных   и возрастных групп посетителей, изучает особенности их  восприятия  экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В  определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции.

   Основные направления  исследований  в  сфере  музейной  педагогики  можно структурировать следующим образом:

      1. Проблема изучения образовательной  специфики  музея.  Решить  ее  -

это, значит, ответить на вопрос, зачем люди ходят в музей, в чем  они  видят

смысл музейного просвещения. Только  последовательное  выявление  специфики, уважительное отношение самого  музея  к  своим  возможностям  определяет,  в конечном итоге, роль музея в общественном сознании.

      2. Эффективность музейной коммуникации. Не ответив на вопрос «что» и «как» воспринимают  посетители,  музею  никогда не удастся преодолеть  существующую  диспропорцию  между  усилиями  добиться того  или  иного  эффекта  и  реальными  результатами  его  воздействия   на человека.

      3. Изучение музейной аудитории. Вопрос  о  том,   «что» воспринимается,   неотделим   от   вопроса   «кто» воспринимает. Едва ли возможно грамотно осуществлять свою  деятельность  без четкого  представления  о  том,  к  кому  обращаешься,  каковы  особенности, ожидания, интересы тех людей, которые приходят в музей или игнорируют его.

 4. Создание и апробация новых методик и программ  для  различных  категорий посетителей.

Это  направление  имеет  наибольшее  практическое  значение  и  развивается, учитывая знания о реальной или потенциальной аудиториях музея.

     5.  Установление  оптимальных  форм  взаимодействия  с  партнерами   по

Культурно - образовательной деятельности. Музей вступает в контакт не  только с посетителями.  Он  связан  с  самыми  различными  институтами  культуры  и образования. Центральным здесь является вопрос о взаимодействии  с  учебными учреждениями,  прежде  всего  со  школами  и  детскими   садами,   а   также учреждениями    дополнительного    образования,    психолого-педагогическими центрами.

     6.  Изучение  истории  музейно-  педагогической  мысли   и   культурно-

образовательной деятельности музеев.

Достижения современной  отечественной  музейной  педагогики  невозможны  без знания идей и наработок наших предшественников. Решение столь сложных  задач возможно лишь посредством исследований на базе общей педагогики,  социологии и психологии. Таким  образом,  музейно-  педагогические  исследования  носят интердисциплинарный характер, а результаты этих исследований  обогащают  как музееведение, так и педагогику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика ФЭМП как научная дисциплина. Понятие "математическое развитие"

В данной консультации говорится о том что является основной целью и задачами методики формирования элементарных математических представлений. Даётся понятие "математического развития". Определены цели...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»

В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями....

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

В рамках проекта музейная педагогика "Научно-техническая игрушка ", в группе "Озорные бабочки " прошло тематическое занятие "Волшебные свойства магнита".

В рамках проекта музейная педагогика "Научно-техническая игрушка ", в группе "Озорные бабочки " прошло тематическое занятие "Волшебные свойства магнита".Цель занятия: Раз...