Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина
консультация на тему
Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как, существенная составная часть музейной деятельности является предметом исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики действенны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина.
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус.
Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как, существенная составная часть музейной деятельности является предметом исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики действенны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности.
Аспекты музейной педагогики необходимо учитывать и в процессе отбора, комплектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их возможного включения в экспозицию или использования в других видах образовательно-воспитательной деятельности музея. Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее, а также изучения возможностей применения результатов этого исследования в подготовке экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабинетах.
Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции.
Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом:
1. Проблема изучения образовательной специфики музея. Решить ее -
это, значит, ответить на вопрос, зачем люди ходят в музей, в чем они видят
смысл музейного просвещения. Только последовательное выявление специфики, уважительное отношение самого музея к своим возможностям определяет, в конечном итоге, роль музея в общественном сознании.
2. Эффективность музейной коммуникации. Не ответив на вопрос «что» и «как» воспринимают посетители, музею никогда не удастся преодолеть существующую диспропорцию между усилиями добиться того или иного эффекта и реальными результатами его воздействия на человека.
3. Изучение музейной аудитории. Вопрос о том, «что» воспринимается, неотделим от вопроса «кто» воспринимает. Едва ли возможно грамотно осуществлять свою деятельность без четкого представления о том, к кому обращаешься, каковы особенности, ожидания, интересы тех людей, которые приходят в музей или игнорируют его.
4. Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.
Это направление имеет наибольшее практическое значение и развивается, учитывая знания о реальной или потенциальной аудиториях музея.
5. Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по
Культурно - образовательной деятельности. Музей вступает в контакт не только с посетителями. Он связан с самыми различными институтами культуры и образования. Центральным здесь является вопрос о взаимодействии с учебными учреждениями, прежде всего со школами и детскими садами, а также учреждениями дополнительного образования, психолого-педагогическими центрами.
6. Изучение истории музейно- педагогической мысли и культурно-
образовательной деятельности музеев.
Достижения современной отечественной музейной педагогики невозможны без знания идей и наработок наших предшественников. Решение столь сложных задач возможно лишь посредством исследований на базе общей педагогики, социологии и психологии. Таким образом, музейно- педагогические исследования носят интердисциплинарный характер, а результаты этих исследований обогащают как музееведение, так и педагогику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методика ФЭМП как научная дисциплина. Понятие "математическое развитие"
В данной консультации говорится о том что является основной целью и задачами методики формирования элементарных математических представлений. Даётся понятие "математического развития". Определены цели...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»
В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями....
Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин
Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
В рамках проекта музейная педагогика "Научно-техническая игрушка ", в группе "Озорные бабочки " прошло тематическое занятие "Волшебные свойства магнита".
В рамках проекта музейная педагогика "Научно-техническая игрушка ", в группе "Озорные бабочки " прошло тематическое занятие "Волшебные свойства магнита".Цель занятия: Раз...