Региональный научно-практический семинар "Системный подход к организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с ФГОС ДОО"
статья (старшая группа) на тему

материалы по семинару, мастер класс "Детский фитнес для дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_klochkova.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Детский фитнес для дошкольников

В настоящее время перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, формированию двигательной активности. Общеизвестно, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Современные дети, к сожалению, все меньше и меньше времени уделяют занятиям спортом. Все чаще ребенка можно увидеть сидящим у телевизора, за компьютером или игровой приставкой. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и отсутствием закалки.

Физическое развитие образует единство с психологическим благополучием, пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Реализация ФГОС, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы дошкольного образования должна стать разработка новых инновационных подходов, принципов регламентаций в воспитательно-образовательном процессе каждого дошкольного учреждения, направленная на развитие интегративных качеств, а также самовыражения каждого дошкольника.

Наше дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №121» имеет статус региональной инновационной площадки по направлению: «Детский сад - Игропарк». Анализируя состояние физической подготовки в нашем детском саду, было продиктовано решение, разработать специальную программу, направленную на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической культурой через приобщение к детскому фитнесу.

Детский фитнес- это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое здоровье ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию.

Основная идея внедрения детского фитнеса в наше дошкольное учреждение заключается в создании кружковых занятий по направлениям: фитнес- аэробика, фитбол-гимнастика, игровой стретчинг, силовые тренировки, программы для профилактики плоскостопия, улучшению осанки.

Детский фитнес в ДОУ решает несколько задач:

- «заразить» дошкольников привычкой быть здоровым и спортивным;

-создать для него комфортные условия для регулярного занятия спортом;

-ввести дошкольника в коллектив равных ему «единомышленников» для совместной игры, развития и общения.

Дети гораздо легче обучаются новым движениям на примере своих сверстников нежели подражая взрослым. Особенно это актуально для застенчивых и нерешительных дошкольников. Умение работать в команде, смелость и внимательность развиваются во время занятия фитнесом. Для того, чтобы дети захотели выполнять физические упражнения, необходимо увлечь их в игровую форму, сделать интересными и превратить фитнес для детей в развлечение. Кроме того, на занятиях детским фитнесом ни в коем случае нельзя заставлять детей делать то или иное упражнение. Поэтому место вместо, чтобы заставлять детей заниматься детским фитнесом, необходимо придумать, как их заинтересовать.

Такой одной из технологий по физическому воспитанию является фитбол-гимнастика. Слово фитбол в переводе с английского языка означает «мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях». Занятие на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки. Фитбол притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество, является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может использоваться как обычный мяч в играх эстафетах.

Одна из распространённых и современных форм детского фитнеса – занятие с использованием тренажеров. В работе с детьми дошкольного возраста используются тренажеры как простейшие, так и сложного устройства: степы, диски здоровья, гимнастические роллеры, велотренажеры, беговые дорожки. На таких занятиях тренируется сердечно-сосудистая и дыхательные системы организма, развивается общая выносливость, приобретаются двигательные умения и навыки, способствующие укреплению здоровья дошкольников, а также формируются интерес и потребность в занятиях физкультуры и спорта.

Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных и насекомых и т.д., выполняя в такой форме физические упражнения. С подражанием образа дошкольники познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность, память , быстроту реакции , ориентировку в пространстве , внимание и т.д.

Таким образом, внедрение фитнес-технологий в наше дошкольное учреждение способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, а также эффективному влиянию таких занятий на процесс оздоровления и физического развития наших дошкольников.

Слово «фитнес» происходит от англ. «Тo be fit» -быть в форме. А это значит, хорошо себя чувствовать, прекрасно выглядеть, быть здоровым.

На протяжении шести лет жизни ребенок проходит большой путь физического и духовного развития. К концу дошкольного возраста он должен научиться многому, чтобы превратиться в личность, готовую к обучению в школе.

Одной из особенностей развития ребенка является естественная потребность в движениях. Двигательная активность-это «любое движение тела, производимое скелетными мышцами, в результате которого происходит достоверное увеличение энергетических трат выше уровня основного «обмена, это биологическая потребность в движениях, связанная с механизмом саморегуляции.  

Биологическая потребность в движениях свойственна всем детям, ее количественные характеристики зависят от уровня физической подготовленности ребенка, типа высшей нервной деятельности, пола, возраста, времени года, климатических условий, телосложения и функциональных возможностей растущего организма.

Развитие движений оказывает значительное влияние на становление соответствующих структур мозга. Сокращение мышц стимулирует кровообращение мозга, в кору головного мозга поступают потоки нервных импульсов, которые повышают ее тонус. Это является важным фактором повышения работоспособности, созревания и усовершенствования всех анализаторных систем и, таким образом, сенсорики ребенка, являющейся первой ступенью между физическим и психически развитием более тесная и крепкая, чем в дальнейшие периоды жизни.

Бесспорное достоинство детского фитнеса состоит в том, что детский фитнес можно назвать сочетанием «блоков» из общеукрепляющих упражнений, которые включают в себя упражнения для осанки, упражнения со скалкой, с мячами, с обручами и нестандартным оборудованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов по совершенствованию РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....

Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды  в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»....

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на ...

Консультация для педагогов Современный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной....

Консультация для педагогов «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

   Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходим...