План по самообразованию тема "Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей младшего возраста"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 комбинированного вида Колпинского района.
План работы по самообразованию
воспитателя
Юлии Владимировны Оленниковой
на 2021-2022 учебный год
Тема: «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи
детей младшего возраста»
Санкт-Петербург
2021-2022г.
Пояснительная записка.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.
В этом огромную помощь поможет оказать театрализованная деятельность в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки.
Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). В сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает развить речь у ребенка.
Актуальность:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель:
— создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Задачи:
— Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
— Определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития детей
—Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.
— Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию.
— Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
Формы проведения:
— Учебная деятельность на игровой основе
— Консультативная работа с родителями
Методы и приемы проведения:
— Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
— Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми младшего возраста.
— Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.
Принципы работы с детьми:
— Максимальной личностное воздействие;
— Ориентации на формирование мотивации к коммуникативной и познавательной деятельности;
— Предметно-практической направленности;
— Формирования чувства языка и опоры на него в речевой действительности.
Ожидаемые результаты:
— Усовершенствование системы работы по развитию речи воспитанников, повышение ее результативности.
— Развитие у детей богатства, интонационной выразительности, грамматической и орфоэпической правильности речи.
План по самообразованию
Этапы работы | Содержание работы | Сроки выполнения |
Информационно-ознакомительный | 1. Изучение научной, методической литературы. 2. Работа с интернет - ресурсами. Изучение передового опыта педагогов, просмотр мастер-классов. 3. Анализ и обобщение теоретических знаний | август - сентябрь в течение года |
Практический | 1. Подбор методической литературы по теме; 2. Изучение методической литературы. | Октябрь |
1. Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; 2. Создание картотеки потешек для работы с детьми; | Ноябрь | |
1.Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей». | Декабрь | |
1. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | Январь | |
1. Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»; 2. Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям. | Февраль | |
1. Изучение темы: Настольно-печатные игры по русским народным сказкам; 2. Ремонт настольно – печатных игр по сказкам. | Март | |
1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»; | Апрель | |
1.Отчет по проделанным работам. | Май | |
Заключительный этап | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Май |
Перспективный план по самообразованию.
Тема занятия | Программное содержание | Оборудование | |
СЕНТЯБРЬ | |||
Работа с детьми | «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» | - Чтение русских народных сказок; стихотворений, потешек, загадок о героях сказок; | Детские книги |
«Колобок», «Курочка Ряба» | - Просмотр мультфильмов | Интернет – ресурсы | |
«Репка» | - Прослушивание аудиозаписи сказки | ||
«Колобок» | - Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам. - Показ кукольного театра | Игрушки сказочных героев и картинки | |
Игрушки би – ба - бо | |||
Работа с родителями | -«Любите ли вы театр?» -«О необходимости водить детей на театральные представления, кино, цирк» | - Опрос родителей - Индивидуальные беседа с родителями; | Анкеты |
«Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Игры – драматизации как один из видов театрализованной деятельности» | Информация для родителей | Взаимодействие через группы ВК | |
ОКТЯБРЬ | |||
Работа с детьми | «Волк и семеро козлят», «Теремок». | Чтение русских народных сказок: | Детские книги |
«Теремок» | Просмотр мультфильма | Интернет – ресурсы | |
«Теремок» | Показ настольного театра | Настольный театр | |
«Лисичка и зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки». | Театрализованные игры | Картотека, Интернет – ресурсы | |
Работа с родителями | «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» | Информация для родителей | Взаимодействие через группы ВК |
НОЯБРЬ | |||
Работа с детьми Работа с детьми | «Три поросёнка». | Чтение сказки | Детские книги |
«Три поросёнка». | Просмотр мультфильма | Интернет – ресурсы, картотеки | |
Например: Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша. Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары | Чтение и заучивание чистоговорок, | Картотека | |
«Три поросёнка» | Пересказ сказки | По картинкам | |
«Огуречик, огуречик…», «На улице три курицы». | Разучивание стихов | ||
Работа с родителями | «Роль скороговорок в развитии речи». | Консультация для родителей | Взаимодействие через группы ВК |
«О пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка» | Информация для родителей | ||
ДЕКАБРЬ | |||
Работа с детьми | Эмоциональное состояние персонажа: Нам грустно -------------------------- Нам весело ---------------------------- Мы сердимся ------------------------- Мы испугались ---------------------- Мы устали ---------------------------- Не хотим, не надо ------------------- Мы удивлены ------------------------ Мы любим покушать --------------- | Мимические этюды с жестами: Вытирает слёзы Грустное лицо Вздыхает, пожимает плечами - Смех Хлопает в ладоши, прыгает - Нахмуренные брови Кулачки сжаты, топаем ногами - Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать - Сесть на стул, руки и ноги расслаблены - Ладошками как бы отодвигать от себя - Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать: «Ах» - Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями | Картинки |
-Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост»; -Л. Воронковой «Снег идёт», «Маша растеряша» -Е. Пермяк «Как Маша стала большой». | Чтение сказок | Детские книги | |
Работа с родителями | «Мимическая гимнастика для детей» | Консультация для родителей | Памятка |
Напомнить родителям дома повторять стихи и песни. | Индивидуально | ||
ЯНВАРЬ | |||
Работа с детьми | Название этюда: Важный петушок ---------------------- Котята «Руки-лапки» ----------------- Котик царапается --------------------- Котик умывается ---------------------- Собачки «Руки-лапки» -------------- Собачки роют землю ----------------- Куклы ----------------------------------- | Двигательные этюды: - Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени - Руки перед собой пальчиками вперёд - Круговые движения кистями - Движения кистью руки по щеке - Также как у котят. - Дети, присев, роют «лапками» Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам» Поднять руки вперёд-вверх, вперёд-вниз. - Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять. Удары правым носком Идти на носочках, руки за платье. | Картинки |
Работа с родителями | «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста». | Консультация для родителей | Взаимодействие через группу ВК / Папка передвижка |
ФЕВРАЛЬ | |||
Работа с детьми | «Два весёлых гуся». | Пение детской песенки | Интернет - ресурсы |
«Колобок», «Репка». | Показ и пересказ сказки | Настольно - пальчиковый театр | |
Домика для животных. | Конструирование | Крупный строительный материал | |
«Паровозик из Ромашкино», «Антошка», «Песня Бременских музыкантов» | Слушание музыкальных произведений: | Интернет - ресурсы | |
А. Барто «Кораблик». | Заучивание стихотворения | Детская книга | |
Работа с родителями | Пополнение РППС «Уголок ряжения» | Привлечение родителей | |
МАРТ | |||
Работа с детьми | «Песня крокодила Гены», «Песенка мамонтёнка», «Песня бабок Ёжек» | Прослушивание музыкальных произведений: | Интернет – ресурсы |
Например: Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша. Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары | Чтение и заучивание чистоговорок, | Картотека | |
«Лиса и зайцы», «Самолёты», «Воробушки». | Подвижные игры с элементами театральной игры | Картотека | |
«Лиса и заяц». | Просмотр мультфильма | Интернет – ресурсы | |
«Курочка ряба» | Показ и пересказ сказки | Настольно - пальчиковый театр | |
Работа с родителями | «Что читать дошкольникам» «Почему дети рвут книги» «Игрушка в жизни ребенка» | Консультация для родителей Консультация для родителей | Взаимодействие через ВК Папка передвижка |
АПРЕЛЬ | |||
Работа с детьми | К. Чуковского «Путаница» «Лесной Мишка и проказница мышка» | Чтение и пересказ сказок Латышская сказка | Детские книги |
«У страха глаза велики…» «Трусливому зайке и пенёк волк» | Русская народная сказка | Детские книги | |
С. Черного «Приставалка». | Заучивание стихотворения | Детские книги | |
«Теремок» | Дети самостоятельно показывают представление. | Настольно - пальчиковый театр | |
«Изобрази какое-нибудь животное». | Игры с детьми | ||
Разгадывание загадок | О русских народных сказках | Иллюстрационные картинки | |
Работа с родителями | «Ум на кончиках пальцев» | Консультация для родителей | Папка передвижка |
МАЙ | |||
Показ презентации на родительском собрании | Презентация о проделанной работе. |
Используемая литература:
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно - эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М.: Просвещение, 1969.
- Карпов А.В. Мудрые зайцы, или, как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить...
ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...
План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...
План по самообразованию "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического развития, а так же формирования выразительной речи дош...
План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, у...
План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить...
План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году
АктуальностьПроводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Мен...