План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Комозова Наталья Николаевна

Актуальность

Проводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребеноксвидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) - он получает необходимый стимул для развития. Поэтому данная тема была выбрана для работы с детьми.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковую гимнастику. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23_plan_po_samoobrazovaniyu_v_pervoy_mladshey_gruppe.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика

как средство развития речи

детей раннего возраста»

Автор-составитель: Комозова Н.Н., воспитатель

Смоленск, 2022-2023 учебный год

Этап работы над темой: 1 года.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.

Цель: работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений.

Задачи:

Для педагога - повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;

Включить в воспитательно образовательный процесс пальчиковую гимнастику.

Для детей. -повысить уровень речевой компетентности детей, через пальчиковые игры;

. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

. Улучшить общую двигательную активность;

. Содействовать нормализации речевой функции;

Для родителей - повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и. привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе, осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта речевой активности ребенка;

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми (проведение организованной образовательной деятельности, включение пальчиковой гимнастики в режимные моменты);

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

-Рассказывание потешек

-рассматривание книг, иллюстраций.

- Массаж кистей рук.

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

Предполагаемый результат:

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.

В результате работы над проблемой развития речи детей с помощью пальчиковых игр и упражнений планирую достигнуть следующие результаты:

- вызвать интерес детей к пальчиковой гимнастике;

- увеличить словарный запас детей, чтобы речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

- повысить речевую активность детей в различных видах деятельности;

- использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни;

- развить мимику, моторику пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- дать родителям необходимые знания по теме, проведения пальчиковых игр с детьми дома.

Актуальность

Проводя занятия, общаясь с детьми -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) - он получает необходимый стимул для развития. Поэтому данная тема была выбрана для работы с детьми.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковую гимнастику. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Перспективный план реализации самообразования:

Сентябрь 2022 год.

I этап. Организационно - диагностический

«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста». - Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий. -Выбор и определение темы самообразования ---Планирование работы по теме самообразования. -Определение Этапов, форм и методов исследования выбранной темы. Составление перспективного плана по самообразованию.

Октябрь 2022 год.

II этап Основной. Практический. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

-Чтение потешек, показ сказок при помощи пальчиков.

– Подготовка практического материала.

- Внедрение в практику подготовленного материала.

- Выбор темы доклада.

-Подготовить доклад. Методические пособия. Доклад на педагогическом совете: «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей раннего возраста».

Ноябрь 2022 год.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе.

– создание книжек-малышек «Весёлые пальчики»- выставка для родителей.

«Дидактические игры – как средство развития речи детей раннего возраста».

Декабрь 2022 год.

-Составление картотеки пальчиковой гимнастики, для речевого развития детей.

- Создание картотеки пальчиковых игр с массажными мячиками Составление памяток, буклетов для родителей и педагогов по теме самообразования.

-выставка книжек-малышек «Веселые пальчики» созданные родителями

Январь 2023 год.

-Разработка конспектов ООД с использованием пальчиковой гимнастики». - Изготовление дидактических игр.

«Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности.» Рисуем нетрадиционным способом- пальчиками.

Февраль 2023 год.

-Чтение сказок, потешек, стихотворений, при помощи пальчиков. Оформление папки-передвижки для Родителей «Игры с пальчиками»

Март 2023 год.

- Оформление картотеки пальчиковых игр.

- «Развиваем руку

- развиваем речь».

Памятка для родителей «Игры с прищепками».

Консультация для воспитателей.

Апрель 2023 год.

III этап. Заключительный

- Диагностика уровня развития речи у детей.

- Отметить значимость помощи родителей, поблагодарить активных родителей.

Май 2023 год.

Составление памяток, буклетов, анкет для родителей «Чему научился ваш малыш».

- Составление самоанализа педагогической деятельности.

Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее».


Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

В течение года работала над темой самообразования «Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста».

Поставив перед собой цель и задачи занялась подбором материала, поисками всевозможных пальчиковых игр постепенно формируя игротеку состоящую из дидактических игр с пальчиками, пальчиковых игр с палочками, со скороговорками, со стихами, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.

Внедрила в работу с детьми новые дидактические игры и пособия.

Обновила развивающую среду новыми играми и пособиями.

По мере необходимости проводила индивидуальные беседы с родителями по данной теме.

Оформила папку-передвижку «Игры с пальчиками»

Подготовила сообщение «Пальчиковая гимнастик как средство развития речи раннего возраста».

Оформила выставку Книжек-малышек.

Для педагогов подготовила консультацию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего возраста».

ЛИТЕРАТУРА

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Сайт для воспитателей детских садов.

Всё для детского сада.

Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры.»

Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»

Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Чем активнее и точнее движения пальцев...

"Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста"

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

План по самообразованию «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Целью работы над темой самообразования стало создание условий для активизации речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.Для достижения данной цели были поставлены следующие ...