План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Актуальность
Проводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.
Оказывается, ученые, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) - он получает необходимый стимул для развития. Поэтому данная тема была выбрана для работы с детьми.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковую гимнастику. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22-23_plan_po_samoobrazovaniyu_v_pervoy_mladshey_gruppe.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика
как средство развития речи
детей раннего возраста»
Автор-составитель: Комозова Н.Н., воспитатель
Смоленск, 2022-2023 учебный год
Этап работы над темой: 1 года.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.
Цель: работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений.
Задачи:
Для педагога - повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;
Включить в воспитательно образовательный процесс пальчиковую гимнастику.
Для детей. -повысить уровень речевой компетентности детей, через пальчиковые игры;
. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
. Улучшить общую двигательную активность;
. Содействовать нормализации речевой функции;
Для родителей - повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и. привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе, осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта речевой активности ребенка;
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми (проведение организованной образовательной деятельности, включение пальчиковой гимнастики в режимные моменты);
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
-Рассказывание потешек
-рассматривание книг, иллюстраций.
- Массаж кистей рук.
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
Предполагаемый результат:
Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.
В результате работы над проблемой развития речи детей с помощью пальчиковых игр и упражнений планирую достигнуть следующие результаты:
- вызвать интерес детей к пальчиковой гимнастике;
- увеличить словарный запас детей, чтобы речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
- повысить речевую активность детей в различных видах деятельности;
- использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни;
- развить мимику, моторику пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;
- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
- дать родителям необходимые знания по теме, проведения пальчиковых игр с детьми дома.
Актуальность
Проводя занятия, общаясь с детьми -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.
Оказывается, ученые, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) - он получает необходимый стимул для развития. Поэтому данная тема была выбрана для работы с детьми.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковую гимнастику. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Перспективный план реализации самообразования:
Сентябрь 2022 год.
I этап. Организационно - диагностический
«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста». - Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий. -Выбор и определение темы самообразования ---Планирование работы по теме самообразования. -Определение Этапов, форм и методов исследования выбранной темы. Составление перспективного плана по самообразованию.
Октябрь 2022 год.
II этап Основной. Практический. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
-Чтение потешек, показ сказок при помощи пальчиков.
– Подготовка практического материала.
- Внедрение в практику подготовленного материала.
- Выбор темы доклада.
-Подготовить доклад. Методические пособия. Доклад на педагогическом совете: «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей раннего возраста».
Ноябрь 2022 год.
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе.
– создание книжек-малышек «Весёлые пальчики»- выставка для родителей.
«Дидактические игры – как средство развития речи детей раннего возраста».
Декабрь 2022 год.
-Составление картотеки пальчиковой гимнастики, для речевого развития детей.
- Создание картотеки пальчиковых игр с массажными мячиками Составление памяток, буклетов для родителей и педагогов по теме самообразования.
-выставка книжек-малышек «Веселые пальчики» созданные родителями
Январь 2023 год.
-Разработка конспектов ООД с использованием пальчиковой гимнастики». - Изготовление дидактических игр.
«Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности.» Рисуем нетрадиционным способом- пальчиками.
Февраль 2023 год.
-Чтение сказок, потешек, стихотворений, при помощи пальчиков. Оформление папки-передвижки для Родителей «Игры с пальчиками»
Март 2023 год.
- Оформление картотеки пальчиковых игр.
- «Развиваем руку
- развиваем речь».
Памятка для родителей «Игры с прищепками».
Консультация для воспитателей.
Апрель 2023 год.
III этап. Заключительный
- Диагностика уровня развития речи у детей.
- Отметить значимость помощи родителей, поблагодарить активных родителей.
Май 2023 год.
Составление памяток, буклетов, анкет для родителей «Чему научился ваш малыш».
- Составление самоанализа педагогической деятельности.
Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее».
Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
В течение года работала над темой самообразования «Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста».
Поставив перед собой цель и задачи занялась подбором материала, поисками всевозможных пальчиковых игр постепенно формируя игротеку состоящую из дидактических игр с пальчиками, пальчиковых игр с палочками, со скороговорками, со стихами, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
Внедрила в работу с детьми новые дидактические игры и пособия.
Обновила развивающую среду новыми играми и пособиями.
По мере необходимости проводила индивидуальные беседы с родителями по данной теме.
Оформила папку-передвижку «Игры с пальчиками»
Подготовила сообщение «Пальчиковая гимнастик как средство развития речи раннего возраста».
Оформила выставку Книжек-малышек.
Для педагогов подготовила консультацию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего возраста».
ЛИТЕРАТУРА
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
Сайт для воспитателей детских садов.
Всё для детского сада.
Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры.»
Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по самообразованию "Пальчиковая гимнастика,как средство развития речи детей"
анализ самообразования...
План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...
План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Чем активнее и точнее движения пальцев...
"Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста"
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста...
Протокол № 4 от 19.05.2022 года заседания РМО, презентация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
Протокол заседания РМО...
План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить...