Педагогический совет «Формирование математических представлений дошкольников»
методическая разработка

Батшева Ирина Викторовна

Цель: повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП, формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей.

 Актуальность проблемы

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: общение ребенка со взрослыми и сверстниками в режимные моменты и организованная образовательная деятельность.

Самое главное, чтобы грамотно осуществлять образовательную деятельность по ФЭМП воспитатель сам должен быть грамотным в этой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПУШКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ДЕТСКИЙ САД №15 «АИСТЕНОК»

Педагогический совет

«Формирование математических представлений дошкольников»

Подготовила воспитатель:
Уразгильдеева И. Р.

г. Пушкино;
2021 г.

Педагогический совет

«Формирование математических представлений дошкольников»

 

Цель: повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП, формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей.

 Актуальность проблемы

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологами установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: общение ребенка со взрослыми и сверстниками в режимные моменты и организованная образовательная деятельность.

Самое главное, чтобы грамотно осуществлять образовательную деятельность по ФЭМП воспитатель сам должен быть грамотным в этой области.

А именно:

  • Хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;
  • Знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;
  • Уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;
  • Знать методические основы развития у детей математических представлений;
  • Постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.
  1. Анализ тематического контроля.

Аналитическая справка «Формирование математических представлений дошкольников»

   

Цели:

    1.  Проверить создание РППС в группах детского сада:

  • Подбор игр направленных на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
  • Подбор игр направленных на формирование навыков счета, понятия числа.
  • Подбор игр направленных на формирование пространственных и временных представлений.
  • Наличие в группе геометрических конструкторов: «Танграм», «Волшебный квадрат» и др. (в соответствии с данной возрастной группой).
  • Наличие различных геометрических фигур и объемных тел.
  • Наличие цифрового материала.
  • Подбор занимательных игр в соответствии с возрастом (лабиринты, головоломки и др.)
  • Наличие основных измерительных средств (весы, мерные стаканчики, линейка и др.) согласно возрасту.
  • Подбор демонстрационного материала по ФЭМП (в соответствии с требованиями  данной возрастной группы).

2. Проверить комплексно – тематические планы групп:

  • Планирование работы с детьми по ФЭМП (образовательная деятельность).
  • Совместная деятельность в режимных моментах.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  •  Планирование игр с математическим содержанием.
  •  Планирование работы с родителями по проблеме ФЭМП у детей дошкольного возраста.
  1. Работа с родителями:
  • консультации, памятки для родителей по данной тематике;
  • оформление наглядной информации в «Уголке для родителей»;
  • выставки специальной литературы «В помощь родителям».
  1. Оценка умений воспитателя:

- умение организовать и провести ООД;

- умение донести материал до детей;

- педагогическая грамотность.

  1.  Оценка умений и  знаний у  детей:

- умение слушать и выполнять задания воспитателя;

- умение чётко отвечать на поставленные вопросы.

  1. Организация  математических   центров  в группах  отвечает возрастным требованиям программы Л.Г. Петерсон «Мир открытий» и современным требованиям ФГОС ДО.  Воспитателями  групп  проведена большая  работа по оформлению математических центров,  подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием. Можно отметить достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями, играми и игрушками.   Изготовлено много дидактических игр своими руками.  В  группах  математические центры размещены  так, что каждый ребёнок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей.  Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.

2. Документация по календарно – тематическому планированию воспитателями ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей.  В планах воспитательно-образовательной работы недостаточно внимания отводится математической работе с детьми в свободной деятельности. Не всегда и не у всех воспитателей прописаны различные дидактические, настольные игры с математическим содержанием.    Индивидуальная работа с детьми ведётся в соответствии с возрастом и потребностями детей, планируется регулярно. Но не запланирована совместная деятельность в режимные моменты. Также,  недостаточно отражена, либо вообще не запланирована работа с родителями по данной теме.

3.  Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с  младших групп и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. Работа педагогов ДОУ по данному направлению ведется большая, по всем требованиям ФГОС ДО, в соответствии их возраста.

         Занятия по  ФЭМП проводятся, начиная со второй младшей группы  (один раз в неделю). Для того, чтобы занятия дали ожидаемый эффект педагоги организуют образовательную деятельность так, что новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.

Малыши получают  первоначальное представление о величинах и их свойствах,  знакомятся с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.

      Цели и задачи по каждой возрастной группе меняются, усложняются. Воспитатели стараются, чтобы программный материал по математике был усвоен. Для этого используют разнообразные формы и методы работы: счет, сравнение, отгадывание загадок, решение логических задач, игры, игры с картинками, работа по картине, работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, дидактические игры, и т. д.

          Интеграция образовательных областей используется в разных видах детской деятельности.  Материал,  изученный на занятии закрепляется в других видах деятельности (труд, рисование, прогулка, и т. д.) 

       Математические навыки у детей развиты. Требования по каждой возрастной группе многими детьми выполняются. Дети с желанием занимаются математикой: знают геометрические фигуры, цвета, счет прямой и обратный, сравнение по величине, пространственные отношения, знают времена  года, и т. д.  Занятия в каждой группе проводятся один раз в неделю, в подготовительной группе два раза в неделю. Педагоги проводят их на хорошем уровне с использованием инноваций, наглядности, раздаточного материала для детей. Дети на занятиях по математике занимаются с желанием и интересом.

      Во время тематического контроля были организованы взаимопросмотры занятий по ФЭМП во всех группах.

  Вторая младшая группа. Воспитатель И. Р. Уразгильдеева  показала ООД на тему: «Напоим гостей чаем». Программное содержание: закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, ни одного; закреплять знания о геометрических фигурах; развивать диалогическую форму речи; продолжать развивать умение скатывать   слоёное тесто круговыми движениями ладоней, сплющивать шарик; воспитывать у детей желание помогать игровому персонажу, умение прийти на выручку.

  Ильмира Растямовна  использовала ИКТ – мульти-медийную установку.  В гости пришла кукла с игрушками – дети закрепляли знания один, много, ни одного с помощью вопросов воспитателя. Затем кукла отвела детей к своим сёстрам-куклам. У каждой была какая – то геометрическая фигура. Их рассадила на стулья с аналогичными фигурами. Дети закрепили знания о геометрических фигурах. Куклам предложили чай, но нет печенья. Дети вылепи печенья. При угощении кукол печеньем опять закрепили знания – много, один, ни одного. Вывод: занятие прошло на хорошем уровне. У детей есть знания, они активно отвечают на вопросы. Все дети понимают, что значит один, много, ни одного. Воспитатель с целью своего занятия справилась. Занятие интегрированное, обучающее, развивающее, увлекательное, интересное. На занятии присутствовала вся группа.

   Атмосфера на занятии была деловая, очень доброжелательная. Дарья Ивановна очень деликатно, очень бережно вела детей в путешествии по реке. Все задания были выполнены правильно, с желанием. Дети знают все части суток, правильно показали их обозначения. Все знают цифровой ряд до семи, знают цифры. Все построили мостик, соединив цифру с соответствующим количеством предметов. Было задание на закрепление знаний о геометрических фигурах. Детям были предложены мамы – рыбки разной формы, но одинакового размера с одинаковыми треугольными хвостами. Все дети отметили, что одинаково у всех мам – рыбок. Были предложены мальки. Задание: мальков распределить между мамами. Все дети очень быстро и правильно выполнили задание. В конце занятия была проведена рефлексия.

  Средняя группа показала  ООД «Путешествие в лес». Программные задачи: сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до 7, соотносить цифру с количеством; закрепить счётные умения, умения выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству; тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

   Начало занятия – дети покупают билеты, чтобы отправиться в лес. Установка – брать билет - карточку с изображением шести предметов. Каждый ребёнок проверил правильно ли он «купил» билет. Можно ехать в лес. Далее, уже на месте, дети вспомнили правила поведения в лесу. Дети на полянке поиграли, сели за столы.  Перед ними красные и синие круги. Дети вместе с воспитателем оговаривают, что красные круги – это ягоды земляники, а синие – черники. Далее Наталья Николаевна  стала давать детям задания: медвежонок собрал 6 земляничек, а зайчонок столько же ягод черники.  Так как воспитатель не напомнила детям как нужно положить круги, дети клали как попало, кто по кругу, кто вразброс, кто просто сидел сложа руки. Затем она сказала, что медвежонок нашёл ещё одну землянику. Что стало теперь? Только один ребёнок выполнил всё правильно.  Цель занятия не выполнена. Дети не поняли образование числа 7.

   Старшая группа показала ООД «Путешествие в сказку «Красная Шапочка». Программные задачи: Закреплять знания о последовательности весенних месяцев, дней недели, частей суток; сформировать представление об измерении длины предметов с помощью мерки; упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; закреплять представление о сложении, вычитании, взаимосвязи между целым и частями; упражнять в умении составлять задачи.

 В начале занятия воспитатель предлагает детям отправиться в сказку, но при условии правильного выполнения заданий. Дети согласны. Все дети назвали время года, весенние месяцы, части суток, дни недели и т.д. Затем, разгадав загадку, они отправились в сказку. Прогуливаясь, дети получали задания и успешно их выполняли. Первое задание «Разные шаги».  Вначале они вспомнили , чем измеряли длину на Руси (пядь, локоть, сажень), потом Любовь Фёдоровна спрашивает: «Как вы думаете, чем можно измерить расстояние между ёлками? Дети предлагают - шагами. Шагов воспитателя получилось 5, а ребёнка – 7. Почему? Дети сразу ответили, что у воспитателя шаг шире. Ответ получен. Затем дети получили второе задание «Измерим дорожки». На столе карточки с двумя дорожками – волка и Красной Шапочки (синего и зелёного цвета). Воспитатель объяснила, что измерять нужно с помощью мерки (коротенькой полоски). Дети измерили, выполнив установку, - мерку соединить с началом дорожки, сделать отметку, мерку соединить с отметкой и т.д. Получили следующее – в синей дорожке 6 меток, в зелёной – 5. Вывод: чем больше мерок уложилось в дорожке, тем она длиннее и наоборот. Вывод получен с помощью воспитателя. Следующее задание «Игры с числами» (работа с числовым рядом). Дети успешно отвечали на все вопросы воспитателя. И далее дети решали задачи, предложенные воспитателем и составляли самостоятельно. Все дети справились. Понятно, что дети умеют решать задачи и делают это с желанием и удовольствием. Последнее задание – игра «Чудесный мешочек» (работа с геометрическими фигурами). Нужно было назвать какая фигура - плоскостная или объёмная фигура. Все дети справились, называли фигуры, раскладывали их в две корзины. Задание очень сложное –призма, параллелепипед, конус, цилиндр и т.д. Кроме этого заранее были сделаны фотографии фигур во всех проекциях, и дети по фотографии находили соответствующие объёмные фигуры. Выводы: все задания выполнены на высоком уровне. Дети обсуждали, высказывали предположения, отвечали. Любовь Фёдоровна выслушивала каждого ребёнка, поощряла, поддерживала, подбадривала. Связь между детьми и воспитателем заметна. Они друг друга понимают, слышат и слушают.

 Старшая группа. Воспитатель показала ООД на тему «Измерение объёма». Программные задачи: закрепить порядковый счёт прямой и обратный в пределах 10, работа с числовым рядом; дать понятие «условная мерка»

   Подготовительная к школе группа. Воспитатель показала ООД «Выполняем задания царицы Математики». Программные задачи: формировать приёмы умственных операций дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия; закреплять знания детей о цифрах, продолжать учить составлять и решать задачи.

  Занятие прошло с использованием мульти – медийной установки. Организационный момент – разгадывание загадки. Далее дети повторили правила поведения, и приступили к выполнению заданий царицы Математики. Первое задание – математическая разминка. Дети повторяли прямой – обратный счёт, считали от определённого  числа, называли соседей числа, сравнивали их и т.д. Все дети справились с заданиями. У них была возможность проверить каждый ответ наглядно с помощью мульти – медио. Затем дети выполняли задания «Цифры потерялись», называли времена года. Тоже наглядно проверяли свои ответы. Придумывали задачи по предложенным картинкам, решали их. Задания были очень интересные. Все дети справились, придумали интересные задачи, правильно их решили. Потом выполнили задания на состав числа. Вывод: все дети, присутствующие на занятии успешно справились со всеми заданиями, у детей есть необходимые знания, соответствующие их возрасту. Воспитатель с целью своего занятия справилась. Занятие    развивающее, увлекательное, интересное. 

   Подготовительная к школе группа. Воспитатель провела ООД по «Игралочке» Л.Г. Петерсон по мотивам сказки «Гуси – лебеди».

Программные задачи: закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, определять на предметной основе, на сколько в одной группе больше или меньше, использовать знаки  больше – меньше; уточнить представления о числовом ряде, закрепить умение  соотносить числа с символами, сравнивать числа с помощью определения порядка их следования в числовом ряду, определять на предметной основе, на сколько одно число больше (меньше) другого; тренировать умение ориентироваться по элементарному плану, решать простейшие примеры на сложение и вычитание.

  Для включения в занятие дети вспомнили сказку «Гуси - лебеди», героев, сюжет. Воспитатель предлагает отправиться в гости к героям сказки и помочь вернуть братца. Для этого дети должны выполнить задания.  Первое задание: нужно определить каких яблок на дереве больше, на сколько? Слева от  яблони прибить 3 дощечки, а справа – на 2 больше. Дети устно рассказали как будут выполнять задание, а затем его выполнили. Несколько детей выполняли у доски, другие самостоятельно. Задания были выполнены.

 Следующее задание: найти домик Бабы-яги.   Яблонька указала, что он под номером 5 (нужно решить выражение). Выполняя попутные задания, дети нашли домик Бабы – яги. Затем нарисовали дорогу к нему, проговаривая свой путь. Баба – яга дала задания на сравнение с помощью знаков (сравнивали символы +цифра), сравнивали числа с помощью определения их следования в числовом ряду. Выполняя задания комментировали его. Задания выполнены. Братец спасён. На занятии было 9 детей. Выводы: Воспитатель очень затянула занятие. Каждое задание выполнялось долго по времени. Алла Васильевна вызывала почти каждого ребёнка и добивалась от него объяснения почему так? Докажи. Это отбирало много времени. У детей знания есть. Большинство детей сразу же выполняли задания, а потом сидели и отвлекались. К концу занятия все дети устали. Рекомендации: занятия проводить в быстром темпе: выполнили – дальше, выполнили – дальше. Не везде надо доказывать, нужно использовать самопроверку.

  Группа компенсирующей направленности. Воспитатель показала ООД «Приключения котёнка Мурзика». Программное  содержание: продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание; повторить прямой и обратный счёт в пределах 10; закрепить представления о геометрических фигурах; развивать умение объединять части множества, сравнивать целое и его части; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку; воспитывать стремление к получению новых знаний.

Занятие прошло с использованием мультимедийной презентации. Для того, чтобы помочь Мурзику попасть домой, дети должны выполнить определённые задания. Первое задание «Прямой и обратный счёт», назвать предыдущие и последующие числа, соседей числа и т.д. С этим заданием дети успешно справились. Следующее задание «Сравнение чисел» - все успешно справились. Дети правильно пользуются знаками. Далее решение примеров, задач. Дети рассуждали как правильно решить и в итоге решали правильно.  Вывод: занятие прошло на очень хорошем уровне. Все дети успешно справились с заданием. Елена Георгиевна побуждала всех детей отвечать. В итоге все дети показали очень хороший уровень знаний. Воспитатель с целью своего занятия справилась. Занятие    развивающее, увлекательное, интересное. На занятии присутствовала подготовительная подгруппа.

В результате  работы педагогов ДОУ по ФЭМП, дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.     У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

 работа педагогического коллектива детского сада по созданию условий по формированию элементарных математических представлений в группах ведётся целенаправленно. Грубых нарушений не выявлено.

Рекомендации:

  1. Продолжать работу с родителями по развитию математической деятельности дошкольников, дать советы «Играйте с детьми в математические игры», «Как учить ребёнка считать», «Математика для Ваших детей дома» и т.п.

Срок: постоянно. Ответственный: воспитатели.

  1. Проводить совместно с детьми и с родителями математические вечера, викторины, КВН.

Срок: согласно годовому плану по взаимодействию с родителями. Ответственный: воспитатели.

  1. Активизировать работу с детьми по формированию математических навыков, используя разнообразные приемы и методы.

Срок: постоянно. Ответственный: воспитатели.

  1. Постоянно дополнять уголки по математике дидактическими играми, материалами по ФЭМП.

Срок: регулярно, 1раз в квартал. Ответственный: воспитатели.

  1. Продолжать вносить в планирование работу по математике в режимные моменты на закрепление и повторение материала в соответствии с возрастом.

Срок: постоянно. Ответственный: воспитатели.

  1. ФЭМП у дошкольников. Принципы и методы работы

Совместно с педагогами определить:

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Подготовка к успешному обучению в школе.

Принципы обучения математике

  • Наглядность
  • Систематичность и последовательность
  • Повторяемость
  • Научность
  • Доступность
  • Связь с жизнью
  • Развивающее обучение
  • Индивидуальный и дифференцированный подход

Методы, используемые на занятиях по ФЭМП

  • Словесный
  • Наглядный
  • Слуховой
  • Практический
  • Игровой

Словесный метод в основном заключается в вопросах к детям, т.е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

  • эмоциональная;
  • грамотная;
  • доступная;
  • четкая;
  • достаточно громкая;
  • приветливая;
  • в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
  • в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…

Требования к речи детей:

  • грамотная;
  • понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
  • с нужными математическими терминами;
  • достаточно громкая…

Требования к вопросам воспитателя:

  • точность, конкретность, лаконизм;
  • логическая последовательность;
  • разнообразие формулировок;
  • избегать подсказывающих вопросов;
  • давать детям время на обдумывание…

От чего зависит характер постановки вопроса? (от возраста и от содержания конкретной задачи).

— в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

— в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Требования к ответам детей:

  • краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
  • самостоятельные и осознанные;
  • точные, ясные;
  • достаточно громкие;
  • грамматически правильные…

Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность — не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

— Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?

  • Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным
  • Быть в достаточном количестве.
  • Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.
  • И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям.

Какие приемы применяются на занятиях по ФЭМП?

  • Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
  • Инструкция, установка (используется при подготовке к самостоятельной работе).
  • Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
  • Вопросы к детям.
  • Словесные отчеты детей.
  • Предметно-практические и умственные действия.
  • Самостоятельная работа детей
  • Контроль и оценка.

Средства ФЭМП

  1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма и др.).
  2. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал и др.).
  3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)…

Разделы по ФЭМП каждой возрастной группы

  • «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
  • «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе).
  • «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
  • «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
  • «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Это были простые вопросы – перейдем к сложным:

«Шуточные вопросы»

  • Какой рукой нужно есть суп? (ложкой)
  • Какой формы расходятся по воде следы от шарика, а от кирпича? (круглые)
  • Какой знак есть и в русском и в математике? (запятая)
  • Когда, посмотрев на 3, мы говорим 15? (на часах)
  • Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
  • У квадрата 4 угла, если один отрезать, сколько останется? (5)
  • Если сейчас (14.00) идет дождь, можно ли утверждать, что через 36 часов будет светить солнце? (нет, будет ночь)

Задание «Конспект»

Участникам предлагаются 2 конспекта занятий по ФЭМП.

  • Определить возрастную группу;
  • Сформулировать задачи, которые решаются в процессе занятия;
  • Придумать начало, т.е. мотивацию занятия (игровую ситуацию, проблему, интригу занятия);

Задание «Педагогические ситуации»

1) Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно выполнили задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.

  • Что неправильно сделал педагог?
  • Предложите правильное поведение педагога.

2) Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: «Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: «Много».

Воспитатель дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: «Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя.

  • Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
  • Какие ошибки были допущены воспитателем?
  • Как нужно правильно организовать это занятие?

Задание «Знатоки»

Определите возрастную группу и раздел.

  1. Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой (младшая группа, величина и количество)
  2. Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет) (подготовительная группа, количество и счет)
  3. Познакомить с понятиями один – много (2 гр. раннего возраста, количество)
  4. Познакомить детей с новой геометрической фигурой – прямоугольником (средняя группа, форма)
  5. Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание (младшая группа, форма)
  6. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником (старшая группа, форма)
  7. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет (средняя группа, количество и счет)
  8. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве (подготовительная группа, ориентировка в пространстве)
  9. Учить определять время по часам с точностью до 1 часа (подготовительная группа, ориентировка во времени)
  1. Практикум. Педагоги представляют дидактические игры по ФЭМП.
  1. Заключительное слово

Математика — один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика — трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.

Для успешной работы по ФЭМП педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

-поощрять все усилия ребёнка и стремление узнать новое;

-избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

-сравнивать результаты ребёнка только с его же собственными.

Решение педагогического совета:

  1. Внести в план консультации для родителей по развитию математической деятельности дошкольников, советы «Играйте с детьми в математические игры», «Как учить ребёнка считать», «Математика для Ваших детей дома» и т.п.

Срок: постоянно. Ответственный: воспитатели.

  1. Проводить совместно с детьми и с родителями математические вечера, викторины, КВН.

Срок: согласно годовому плану по взаимодействию с родителями. Ответственный: воспитатели.

  1. Активизировать работу с детьми по формированию математических навыков, используя разнообразные приемы и методы.

Срок: постоянно. Ответственный: воспитатели.

  1. Постоянно дополнять уголки по математике дидактическими играми, материалами по ФЭМП.

Срок: регулярно, 1раз в квартал. Ответственный: воспитатели.

  1. Продолжать вносить в планирование работу по математике в режимные моменты на закрепление и повторение материала в соответствии с возрастом.

Срок: постоянно. Ответственный: воспитатели.

  1. Продолжить работу в данном направлении в следующем учебном году.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, р...

Педагогический совет "Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"

Сегодняшний день выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Изучать и рассматривать эти задачи лучше вс...

Педагогический совет «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Методы и формы работы»

Цели:·         повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;·         овладевать методикой развития у детей ...

Выступление на педагогическом совете: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников в игре» (из опыта работы)

Поскольку ведущим  видом детской деятельности  является игра, то, используя ее разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников:-...

Выступление на педагогическом совете:«Формирование предпосылок математического мышления и начальных форм учебной деятельности»

В современных условиях значительно повышаются требования к профессиональной подготовке воспитателя, к осознанию им сути математического развития дошкольников, пониманию качест...

Сообщение к педагогическому совету "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формиру...