Педагогический совет «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Методы и формы работы»
методическая разработка ( группа) на тему
Цели:
· повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;
· овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;
· формировать творческий подход в работе с детьми с учётом их возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_no_4_femp_u_doshkolnikov.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 8 «Зоряночка»
______________ С.Ю. Месикова
« 27 » февраля 2016 год
Педагогический совет № 4
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Методы и формы работы»
Цели:
- повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;
- овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;
- формировать творческий подход в работе с детьми с учётом их возможностей.
Повестка дня:
1. Доклад старшего воспитателя.
2. Итоги тематической проверки.
4. Деловая игра «Лучший в математике».
ХОД мероприятия
- Доклад (Жданова Т.П.)
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.
ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.
Математические знания по праву занимают большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мысли, учит логике. Игровой занимательный математический материал решение любой трудной задачи превращает в удовольствие, приучает к усидчивости, а соревновательные элементы вызывают стремление к познанию. Незаметно для себя в процессе игры дети складывают, считают, решают разного рода логические задачи. Дети познают свойства и отношения объектов, многообразие геометрических форм, осваивают эквивалентность порядка алгоритмов. Дети независимо от возраста включаются в решение простых и более сложных творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить изменения вида, установить соответствия, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. Дети учатся отвечать на вопросы - «Как? » и «Почему? ».
А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим, а в ходе нашего педсовета составим модель успешной организации образовательной деятельности.
Думаю, вы согласитесь с тем, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний.
2. Итоги тематической проверки.
3. Деловая игра «Лучший в математике».
«Разминка»
Разминка представлена в виде задач.
1 задача: Три мальчика – Коля, Петя, Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в магазин один? (5 рублей)
2 задача: У отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился тогда. Когда отцу было 24 года. Сколько теперь лет сыну? (24 года)
3 задача: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине? (Одно яблоко отдать вместе с корзиной)
4 задача: У троих братьев оказалось 9 карандашей. У младшего на один карандаш меньше, чем у среднего; у старшего на один карандаш больше. Чем у среднего. Сколько карандашей у каждого из братьев? (У младшего – 2, у среднего – 3, у старшего – 4.)
5 задача: Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой? (на 20 тетрадей) .
Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.
(слайд 3,4) Отгадывание кроссворда.
1. Набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством. (множество)
Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества.
2. Это основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. (число)
3. Система знаков (“буквы”) для записи чисел (“слов”) (числовые знаки). (цифра)
Число имеет 2 значения: количественное и порядковое.
4. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. (величина)
Прямого ответа на вопрос “что такое величина? ” нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т. д.
Величина обладает 3 свойствами:
1) сравнимость, осуществляемая:
- наложением,
- приложением,
- измерением с помощью условной мерки,
- сравнением на глаз.
2) относительность – зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве.
3) изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины.
Каждый предмет имеет своё родовое предназначение. Он может изменять свои размеры, не меняя своей сущности.
5. Очертание, наружный вид предмета. (форма)
Форма (лат. Forma – форма, внешний вид) – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а так же взаимное расположение точек линии.
6. Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. (геометрическая фигура)
Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством.
Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус., которые ещё называют геометрическими телами.
7. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (время)
Время имеет свойства:
- текучесть (время не остановить)
- необратимость и неповторимость
- длительность.
8. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (пространство)
Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности.
9. Она бывает счетная и вычислительная. (деятельность)
Деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности. (Счётная деятельность)
(слайд 5) Задание: назвать крылатые выражения, пословицы и поговорки с числительными.
Примерный перечень пословиц:
• Один ум хорошо, а два – лучше.
• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
• Старый друг лучше новых двух.
• Знать, как свои пять пальцев.
• Семь бед – один ответ.
• Семеро одного не ждут.
Крылатые выражения
Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек)
Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо, досконально, основательно)
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Ноль без палочки. (Ничего не стоящий, не значащий человек)
Ноль внимания. (Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо)
Абсолютный нуль, круглый ноль. (Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле)
(слайд 6 ) Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?
- Принцип индивидуального подхода - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Принцип наглядности Я. А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".
- Принцип развивающего (воспитывающего) обучения элементарным математическим знаниям. - предусматривает прежде всего введение детей в познание количественных, пространственных и временных отношений.
- Принцип научности обозначает отбор учебного материала с учетом возрастных особенностей детей.
- Принцип доступности -содержание знаний в зависимости от уровня и особенностей умственного развития детей. Принцип доступности опирается на соблюдение ряда правил, сложившихся издавна в педагогике: вести обучение от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.
- Принцип систематичности и последовательности обучения и усвоения знаний-означает необходимость сообщать знания в строго логическом порядке, по прочности следовательно руководить действиями, операциями детей с различным математическим материалом, формируя систему знаний, умений и навыков.
(слайд 7) Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП
- Словесный метод. - Этот метод позволяет разъяснять смысл игры или задания, направлять действия ребенка, осмысливать их, поощрять работу. Словесный метод использует во всех математических играх и заданиях, но есть игры, в которых этот метод основной: «Лишнее слово», «Логические концовки», задачки-шутки, загадки. Словесный - (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.) ;
Учитывая не совершенство умственных процессов дошкольника предлагается объединять практический метод с наглядным и словесным, использую эти методы в тесной взаимосвязи друг с другом.
- Наглядный метод. Для детей дошкольного возраста свойственно решать задачи через зрительное восприятие. Это способствует повышению познавательного интереса ребенка и облегчает решения задания. Развитие зрительной памяти ребенка помогает ему осваивать математические знания, делая их доступными через наглядность. Наглядный- (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.) ;
Занимательный материал сам по себе предполагает использования: различных карточек-схем, образцов, игровых полей для действия с предметами, план карты, фишки, наборы цифр и геометрических форм… Поэтому дидактический материал должен быть привлекателен для детей, эстетичный, а так же нес четкую обучающею задачу.
- Практический метод- Этот метод позволяет помогать детям осуществлять практическую деятельность, направленную на усвоения определенных способов действия с предметами или их заменителями (действия в перекладывании, подборе). Практический- (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.) .
Ведущий вид деятельности в детском саду является игра. НОД которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако, ирга формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками: «Мол, слабая подгруппа – с нее и взятки гладки», а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.
- Игровой метод – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.
(слайд 8 ) Таким образом мы с вами вспомнили и приемы, используемые на занятиях по ФЭМП
1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний) .
2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе) .
3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок) .
4. Вопросы к детям.
5. Словесные отчеты детей.
6. Предметно-практические и умственные действия.
7. Контроль и оценка.
(слайд 9) (Задание для педагогов.) Какой метод используется?
• У стены стоит кадушка, а в кадушке той – лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (Возможно, ни одной.)
• Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
• Дом без окон и дверей. В нем 6 кругленьких детей, в темноте проводят дни… Угадайте, кто они? (Горошины в стручке.)
• В снег упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат,
• Сколько будет всех ребят? (5)
(слайд18) Таким образом, второго колечко Пирамидки успешного занятия –
Выбор оптимальных методов и приёмов.
(слайд 11) Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?
(слайд 12) Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?
Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Однако игра затянутая во времени, лишенная эмоционального накала может принести вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения.
Мы не всегда учитываем особенности мышления ребенка дошкольного возраста. Характерное для ребенка 3-5 лет наглядно-действенное мышление (т. е. мышление, активизирующееся в процессе деятельности) имеет в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. В результате у ребенка формируются определенные представления и понятия.
Для детей шестого года жизни характерно наглядно-образное мышление. Наглядно-образный стиль мышления характеризуется тем, что для его активизации необходимы наглядный образ, модель, отражающая существенные черты объекта или всех объектов, объединенных данным понятием. И только к семи годам у ребенка формируется абстрактное мышление
Что значит сделать обучение наглядным?
Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний. Правильно подобранный повышает эффективность обучения.
Какие два вида наглядного материала используются в детском саду?
Демонстрационный, раздаточный.
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям, каким?
-предметы для счета и их изображения должны быть известны детям;
-наглядный материал должен быть разнообразным на одном занятии;
-наглядный материал должен действовать на разные органы чувств
(на слух, зрение, осязания) ;
-наглядный материал должен быть динамичным, удобным,
в достаточном количестве, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.
(слайд 13) Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по ФЭМП?
Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по ФЭМП:
-Многословие, неточность в постановке вопросов;
-однообразие наглядного материала, заданий;
-неверное расположение материала;
-использование не эстетичного наглядного материала, пособий, не отвечающих педагогическим требованиям.
(слайд 14) Ребусы
ИТОГ
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать. а это и НОД, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
К НОД необходимо тщательно готовиться:
- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,
- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т. д.)
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты),...
«Совершенствование Элементарных Математических Представлений у дошкольников посредством нетрадиционных форм проведения занятий».
Тема по самообразованию:«Совершенствование Элементарных Математических Представлений у дошкольников посредством нетрадиционных форм проведения занятий». Цель работы – рассмотреть методику н...
Проект: Развитие элементарных математических представлений у дошкольников в игровой форме.
В течение трех прошедших лет особенностью моей деятельности является развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры. Работать над этой темой я н...
ОПЫТ РАБОТЫ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ...
Семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»
Семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»...
Презентация "Формы, методы и приемы формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Данная презентация поможет педагогам познакомиться с различными методами ФЭМП у дошкольников...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Формы, методы и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Выступление на педагогическом совете по теме:«Формы, методы и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...