Педагогический совет «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Методы и формы работы»
методическая разработка ( группа) на тему

Жданова Татьяна Петровна

 Цели:

·         повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;

·         овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;

·         формировать творческий подход в работе с детьми с учётом их возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_no_4_femp_u_doshkolnikov.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МБДОУ д/с № 8 «Зоряночка»

______________ С.Ю. Месикова

« 27 » февраля  2016   год

Педагогический совет № 4

 «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Методы и формы работы»

 Цели:

  • повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП;
  • овладевать методикой развития у детей умственной деятельности на занятиях по ФЭМП;
  • формировать творческий подход в работе с детьми с учётом их возможностей.

Повестка дня:

1. Доклад старшего воспитателя.

2. Итоги тематической проверки.

4. Деловая игра «Лучший в математике».

ХОД мероприятия

  1. Доклад (Жданова Т.П.)

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познавательное развитие" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.

Математические знания по праву занимают большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мысли, учит логике. Игровой занимательный математический материал решение любой трудной задачи превращает в удовольствие, приучает к усидчивости, а соревновательные элементы вызывают стремление к познанию. Незаметно для себя в процессе игры дети складывают, считают, решают разного рода логические задачи. Дети познают свойства и отношения объектов, многообразие геометрических форм, осваивают эквивалентность порядка алгоритмов. Дети независимо от возраста включаются в решение простых и более сложных творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить изменения вида, установить соответствия, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. Дети учатся отвечать на вопросы - «Как? » и «Почему? ».

А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим, а в ходе нашего педсовета составим модель успешной организации образовательной деятельности.

Думаю, вы согласитесь с тем, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний.

2. Итоги тематической проверки.

3. Деловая игра «Лучший в математике».

«Разминка»

Разминка представлена в виде задач.

1 задача: Три мальчика – Коля, Петя, Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в магазин один? (5 рублей)

2 задача: У отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился тогда. Когда отцу было 24 года. Сколько теперь лет сыну? (24 года)

3 задача: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине? (Одно яблоко отдать вместе с корзиной)

4 задача: У троих братьев оказалось 9 карандашей. У младшего на один карандаш меньше, чем у среднего; у старшего на один карандаш больше. Чем у среднего. Сколько карандашей у каждого из братьев? (У младшего – 2, у среднего – 3, у старшего – 4.)

5 задача: Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой? (на 20 тетрадей) .

Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.

(слайд 3,4) Отгадывание кроссворда.

1. Набор, совокупность, собрание каких-либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством. (множество)

Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества.

2. Это основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. (число)

3. Система знаков (“буквы”) для записи чисел (“слов”) (числовые знаки). (цифра)

Число имеет 2 значения: количественное и порядковое.

4. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. (величина)

Прямого ответа на вопрос “что такое величина? ” нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т. д.

Величина обладает 3 свойствами:

1) сравнимость, осуществляемая:

- наложением,

- приложением,

- измерением с помощью условной мерки,

- сравнением на глаз.

2) относительность – зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве.

3) изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины.

Каждый предмет имеет своё родовое предназначение. Он может изменять свои размеры, не меняя своей сущности.

5. Очертание, наружный вид предмета. (форма)

Форма (лат. Forma – форма, внешний вид) – взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а так же взаимное расположение точек линии.

6. Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. (геометрическая фигура)

Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством.

Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус., которые ещё называют геометрическими телами.

7. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. (время)

Время имеет свойства:

- текучесть (время не остановить)

- необратимость и неповторимость

- длительность.

8. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. (пространство)

Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности.

9. Она бывает счетная и вычислительная. (деятельность)

Деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными. Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности. (Счётная деятельность)

(слайд 5) Задание: назвать крылатые выражения, пословицы и поговорки с числительными.

Примерный перечень пословиц:

• Один ум хорошо, а два – лучше.

• За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

• Старый друг лучше новых двух.

• Знать, как свои пять пальцев.

• Семь бед – один ответ.

• Семеро одного не ждут.

Крылатые выражения

Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек)

Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо, досконально, основательно)

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

Ноль без палочки. (Ничего не стоящий, не значащий человек)

Ноль внимания. (Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо)

Абсолютный нуль, круглый ноль. (Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле)

        

(слайд 6 ) Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

- Принцип индивидуального подхода - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

- Принцип наглядности Я. А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".

- Принцип развивающего (воспитывающего) обучения элементарным математическим знаниям. - предусматривает прежде всего введение детей в познание количественных, пространственных и временных отношений.

- Принцип научности обозначает отбор учебного материала с учетом возрастных особенностей детей.

- Принцип доступности -содержание знаний в зависимости от уровня и особенностей умственного развития детей. Принцип доступности опирается на соблюдение ряда правил, сложившихся издавна в педагогике: вести обучение от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

- Принцип систематичности и последовательности обучения и усвоения знаний-означает необходимость сообщать знания в строго логическом порядке, по прочности следовательно руководить действиями, операциями детей с различным математическим материалом, формируя систему знаний, умений и навыков.

(слайд 7) Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП

- Словесный метод. - Этот метод позволяет разъяснять смысл игры или задания, направлять действия ребенка, осмысливать их, поощрять работу. Словесный метод использует во всех математических играх и заданиях, но есть игры, в которых этот метод основной: «Лишнее слово», «Логические концовки», задачки-шутки, загадки. Словесный - (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.) ;

Учитывая не совершенство умственных процессов дошкольника предлагается объединять практический метод с наглядным и словесным, использую эти методы в тесной взаимосвязи друг с другом.

- Наглядный метод. Для детей дошкольного возраста свойственно решать задачи через зрительное восприятие. Это способствует повышению познавательного интереса ребенка и облегчает решения задания. Развитие зрительной памяти ребенка помогает ему осваивать математические знания, делая их доступными через наглядность. Наглядный- (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.) ;

Занимательный материал сам по себе предполагает использования: различных карточек-схем, образцов, игровых полей для действия с предметами, план карты, фишки, наборы цифр и геометрических форм… Поэтому дидактический материал должен быть привлекателен для детей, эстетичный, а так же нес четкую обучающею задачу.

- Практический метод- Этот метод позволяет помогать детям осуществлять практическую деятельность, направленную на усвоения определенных способов действия с предметами или их заменителями (действия в перекладывании, подборе). Практический- (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.) .

Ведущий вид деятельности в детском саду является игра. НОД которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако, ирга формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками: «Мол, слабая подгруппа – с нее и взятки гладки», а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.

- Игровой метод – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.

(слайд 8 ) Таким образом мы с вами вспомнили и приемы, используемые на занятиях по ФЭМП

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний) .

2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе) .

3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок) .

4. Вопросы к детям.

5. Словесные отчеты детей.

6. Предметно-практические и умственные действия.

7. Контроль и оценка.

(слайд  9) (Задание для педагогов.) Какой метод используется?

• У стены стоит кадушка, а в кадушке той – лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (Возможно, ни одной.)

• Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

• Дом без окон и дверей. В нем 6 кругленьких детей, в темноте проводят дни… Угадайте, кто они? (Горошины в стручке.)

• В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат,

• Сколько будет всех ребят? (5)

 (слайд18) Таким образом, второго колечко Пирамидки успешного занятия –

Выбор оптимальных методов и приёмов.

(слайд  11) Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

(слайд  12) Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?

Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Однако игра затянутая во времени, лишенная эмоционального накала может принести вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения.

Мы не всегда учитываем особенности мышления ребенка дошкольного возраста. Характерное для ребенка 3-5 лет наглядно-действенное мышление (т. е. мышление, активизирующееся в процессе деятельности) имеет в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. В результате у ребенка формируются определенные представления и понятия.

Для детей шестого года жизни характерно наглядно-образное мышление. Наглядно-образный стиль мышления характеризуется тем, что для его активизации необходимы наглядный образ, модель, отражающая существенные черты объекта или всех объектов, объединенных данным понятием. И только к семи годам у ребенка формируется абстрактное мышление

Что значит сделать обучение наглядным?

Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний. Правильно подобранный повышает эффективность обучения.

Какие два вида наглядного материала используются в детском саду?

Демонстрационный, раздаточный.

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям, каким?

-предметы для счета и их изображения должны быть известны детям;

-наглядный материал должен быть разнообразным на одном занятии;

-наглядный материал должен действовать на разные органы чувств

(на слух, зрение, осязания) ;

-наглядный материал должен быть динамичным, удобным,

в достаточном количестве, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.

(слайд  13) Основные ошибки,  встречающиеся на занятиях по ФЭМП?

Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по ФЭМП:

-Многословие, неточность в постановке вопросов;

-однообразие наглядного материала, заданий;

-неверное расположение материала;

-использование не эстетичного наглядного материала, пособий, не отвечающих педагогическим требованиям.

(слайд 14) Ребусы

ИТОГ

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать. а это и НОД, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

К НОД необходимо тщательно готовиться:

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,

- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т. д.)

- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная  образовательная деятельность и режимные моменты),...

«Совершенствование Элементарных Математических Представлений у дошкольников посредством нетрадиционных форм проведения занятий».

Тема по самообразованию:«Совершенствование Элементарных Математических Представлений у дошкольников посредством нетрадиционных  форм проведения занятий». Цель работы – рассмотреть методику н...

Проект: Развитие элементарных математических представлений у дошкольников в игровой форме.

В течение трех прошедших лет особенностью моей деятельности является развитие элементарных математических представлений  у дошкольников через дидактические игры. Работать над этой темой  я н...

ОПЫТ РАБОТЫ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ...

Семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»

Семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»...

Презентация "Формы, методы и приемы формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Данная презентация поможет педагогам познакомиться с различными методами ФЭМП у дошкольников...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формы, методы и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Выступление на педагогическом совете по теме:«Формы, методы и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...