Самообразование
материал
Предварительный просмотр:
Самообразование на 2020-2023 учебный год
ФИО педагога: Козлова Марина Александровна
Возрастная группа: 4-7 лет
Тема самообразования: «Формирование финансовой грамотности дошкольников, посредством экономического воспитания»
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Формирование первичных экономических представлений.
Задачи:
- формировать первичные экономические представления об экономических категориях «потребности» «труд» «товар» «деньги» «семейный бюджет»;
- развивать экономическое мышление дошкольников;
- учить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- познакомить детей с нравственными понятиями – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.
- учить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Ожидаемые результаты:
Воспитатели:
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- участие в педсоветах;
- повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.
- Создание картотеки игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
Родители:
повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Дети:
- воспитанники проявляют устойчивый интерес к труду взрослых, знают названия профессий; могут объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеют элементарное представление о семейном бюджете.
- осознают назначение денег; понимают товар как продукт труда, имеющий цену; проявляют бережливость, аккуратность, начала рационального поведения.
- владеют обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность); испытывают чувство вины за поломку игрушек, стремятся устранить свою оплошность.
Итоговое мероприятие: 1 год: показ НОД «Уроки бережливости»
2 год: Викторина по финансовой грамотности
3 год: квест-игра: Гуси- лебеди»
Перспективный план работы на 2020-2021 год
Дети | Педагоги | Родители | Примечание |
Сентябрь - Октябрь | |||
Провести мониторинг детей Беседы с детьми: 1 «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) 2. Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.) 3. Беседа с детьми «Потребности семьи». Д/и «Моя семья» 4. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка) | Провести консультацию с родителями Провести анкетирование с родителями: «Экономическое воспитание ребенка в семье» | 1. Составить перспективный план работы по самообразованию 2. Спрогнозировать результаты самообразования. 3. Изучить нормативные акты в сфере дошкольного образования 4. Подобрать и изучить методическую литературу 5. Изучить публикации в периодических изданиях по теме самообразования 6. Подобрать дидактический материал, игровое оборудование | |
Ноябрь | |||
1. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда) Д/и «Что сделано руками человека?» 2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень) 3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. 4. Путешествие в Страну профессий. Д/и «Кому что нужно?» | Подборка дидактического материала | ||
Декабрь | |||
1. Беседа «Зачем всему надо учиться?» 2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?) 3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?» Рисование «Моя будущая профессия» 4. Беседа «Профессии моих родителей» | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование | ||
Январь | |||
1. Д/и «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет) 2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности (первичное понимание термина «товар» «полезность товара»). С/р игра «Кафе» 3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?». С/р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины) | Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование Создание памятки | |
Февраль | |||
1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций) 2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?» 3. Д/и «Семейные расходы» (формировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения). 4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара) | Буклет «Ребенок и финансы» | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование Разработка буклета | |
Март | |||
1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов» 2. Разучивание пословиц и поговорок о деньгах 3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир» 4.Игровое занятие «В гостях у сказок» | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование | ||
Апрель | |||
1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны» 2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке», Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха» 3. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» 4. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.) | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование | ||
Май | |||
Рассказ воспитателя о цене товара. 1. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал» 2 Дискуссия с детьми «Хорошо - плохо» на тему «О рекламе товара 3. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах. 4. Итоговое мероприятие: показ НОД « Уроки бережливости» | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование |
Перспективный план работы на 2021-2022 год
Дети | Педагоги | Родители | Примечание |
Сентябрь - Октябрь | |||
1. Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями. 2. Демонстрация детям слайд - презентации «История денег» 3. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. 4. Ознакомление с понятиями : Труд-товар, услуга | Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование
| |
Ноябрь | |||
1. Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом», 2. Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк» 3. Чтение «Три поросенка». ( Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала) 4. «Кто что делает?» (Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых) | Консультация: «Формируйте у детей разумные потребности» | 1. Подготовка книг 2. подготовка материала Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.) Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них. Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках. | |
Декабрь | |||
1. Формировать представление о потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», 2. К.И. Чуковский «Телефон». 3. С/р «Магазин- купим украшения к празднику», 4. Д.и «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин. |
консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование | |
Январь | |||
1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет» 2. Д/ игра: «Кто трудится, кто играет» ( Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой). 3. Рисование на тему : « Мы с мамой купили вот такое мороженое…..» 4. Составление морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека» | 1. Карточки товары, ,карточки деньги 2. Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов. Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие). | ||
Февраль | |||
1. Рисование на тему: «Желанные покупки» 2. «Товарный поезд»(Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.) 3. Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?» 4. Мастерская: « Подарок для папы» | Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого» | 2. Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами. Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д. Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д. Разработка буклета | |
Март | |||
1 Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь»; 2. Мастерская « Подарок для мамы» 3. Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты» 4. Д/и « Назови профессию» | Разработка буклета «Ребенок и финансы» | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование Разработка буклета | |
Апрель | |||
1 Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа по сказке; 2. Выполнение заданий на листках «Профессии». 3. Игра «Угадай, о ком я говорю», 4. Игра «Подбери то, что нужно для работы». | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование | ||
Май | |||
1. Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов; 2. Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», 3. Рисование: «Я рисую свою мечту»; 4 . Итоговое мероприятие: Викторина по финансовой грамотности | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование |
Перспективный план работы на 2022-2023 год
Дети | Педагоги | Родители | Примечание |
Сентябрь - Октябрь | |||
1. Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями. 2. Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.); 3. Чтение сказки Т.С.Аксакова «Аленький цветочек и обсуждение прочитанного. 4. Загадки о профессиях 5.Рузучивание поговорок о труде | Памятка: «Дети и деньги». | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование Разработка памятки | |
Ноябрь | |||
1. Д/у : «Деньги любят счет». 2. Занятие «Сколько заработал, столько и купил» 3. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень) 4. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде | Консультация для педагогов «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста». | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование Создание картотеки пословиц и поговорок | |
Декабрь | |||
1.Беседа «Зачем всему надо учиться?» 2.Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?) 3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?» Рисование «Моя будущая профессия» 4. Беседа «Профессии моих родителей» | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование | ||
Январь | |||
1.Д/И «Кто что делает?» 2.Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (С/Р игра «Кафе») 3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины) 4. «Ярмарка» | 1. использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет 2.,3. Повторение понимания термина «товар» «полезность товара» 4. учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя – первичное представление о рекламе товара | ||
Февраль | |||
1. Игровое занятие «Бартер». 2. Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», «Кому что нужно?». 3. Чтение русской народной сказки: «Жадная старуха» 4. Рисование: «Профессии» | Памятка: «Сказки, ориентированные на освоение экономических понятий». | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование Подбор библиотеки «Сказки, ориентированные на освоение экономических понятий». | |
Март | |||
1. Отгадывание загадок о профессиях 2. Чтение братья Гримм «Выгодное дело»; 3. Заучивание пословиц об экономии и бережливости 4. Аппликация : «Деньги, которые придумал сам» | Памятка «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах.» В каждую группу | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование Создание памятки | |
Апрель | |||
1. Чтение художественной литературы Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены» 2. «Уроки тетушки Совы»: 1 серия «Что такое деньги?»; 6 серия «Работа и зарплата»; 3. С/р игра «Магазин» 4. Рассказ о профессии родителей | Консультация:"Формируйте у детей разумные потребности" | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование | |
Май | |||
1. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»; 2. Сюжетно – дидактическая игра «Банк». 3. Решение арифметических задач. 4. Квест – игра: «Гуси-лебеди» | Подобрать дидактический материал, игровое оборудование |
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева;
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева –Калининград: КОИРО, 2017;
3. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с. ;
4. Люнфин О. Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017г. № 8. С. 349–351;
5. Образовательная программа "Азы финансовой культуры для дошкольников". Пособие для воспитатателей ФГОС ДО/Л. В. Стахович, Л. Ю. Рыжановская, Е. В.Семенкова: Вита-Пресс, 2018 г.
6. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада //Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
7. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
8. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с. 10.Изучение передового педагогического опыта: в ходе работы над темой рассматривались идеи исследователей Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой. 11. Значимы для исследования работы Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование;
12. Конспекты занятий Смоленцевой А. А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...