Статья "Финансовая грамотность в ДОУ"
статья
Знания объективных экономических законов необходимы современному человеку. Это определяет необходимость более раннего знакомства с основами финансовой грамотности ребенка, так как от этого зависит сформированность активности и заинтересованности дошкольника в данных вопросах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_finansovaya_gramotnost_v_dou.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей «Детский сад №16 «Родничок»
старший воспитатель Андреева А.М.
Статья «Финансовая грамотность в ДОУ»
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.» Тем не менее у большинства родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?».
Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Следует подчеркнуть, что первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это не самоцель, но необходимое условие жизни и развития семейных отношений. Экономические отношения в семье определяют трудовые, временные, материальные и финансовые потребности и интересы семьи, отношение ее членов к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.
Семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт.
По результатам анкетирования родителей воспитанников мы сделали вывод о том, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, но на практике не все содействуют приобщению детей к миру финансов.
Так, например, большинство опрошенных нами родителей – 72%, считает, что необходимо знакомить дошкольников с экономикой, рассказывать о деньгах; но вместе с тем, многие из них – 86%, не знают, как об этом рассказывать ребенку, как привлекать его к планированию семейного бюджета.
Есть конечно и такие родители, которые хотят, чтобы их дети были более подготовлены к взрослой жизни и стараются давать детям знания в этой области: они доверяют им настоящие деньги, вместе с ребенком посещают магазины, привлекают его к процессу купли-продажи.
Но у большинства опрошенных родителей – 78%, наблюдается недостаточный уровень финансовой грамотности, что мешает им прививать детям правильные навыки, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.
Низкий уровень финансовой грамотности мешает родителям привить своим детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит детям принимать грамотные решения в будущем. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей дошкольных образовательных организаций, которые могут в этом помочь и детям, и их родителям через включение в воспитательно-образовательный процесс программ по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников.
С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами.
В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы стараемся обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организуем совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности.
Это реализуется через разные формы и методы работы:
-стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации («Как обучить детей финансовой грамотности», «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Ребенок и финансы» и др.);
-анкетирование «Мои финансы», « Правила потребителя»;
- досуговые мероприятия: мастер – класс «Моя копилка», квест – игра «По тропинке финансов», выставки рисунков.
Следовательно, при включении образовательной программы в воспитательно-образовательный процесс каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечивая их различными материалами, которые они могут использовать дома, чтобы поддержать интерес ребенка к тем темам, которые он изучает вместе с воспитателем в дошкольной образовательной организации.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте совместными усилиями педагогов, родителей поможем детям овладеть искусством управления деньгами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"
ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....
- Мне нравится (1)