Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности
проект (младшая группа)

Тарасова Валентина Юрьевна

Предлагаю вниманию коллег проект по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_elementarnyh_ekologicheskih_predstavleniy_.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

в младшей группе №12

МБДОУ “Детский сад №56 “Колибри”

Тема “Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности”

Воспитатель:

Тарасова В.Ю.

2020 - 2021 учебный год

  1. Актуальность

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, животных, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача наша, как педагогов в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры о мире природы. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Хочется, как можно больше дать информации детям и подготовить их к дальнейшей жизни, в которой можно рассчитывать в основном на свои силы и знания.

  1. Название проекта

“Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности”

  1. Участники проекта:

воспитанники младшей группы №12,

воспитатели,

родители (законные представители)

  1. Тип проекта:

познавательно-исследовательско-творческий

  1. Срок проведения:

долгосрочный с 01.10.2020 по 31.01.2021

  1. Цель проекта:

создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей

в процессе реализации проекта, формирование представления у дошкольников о разнообразии окружающего мира, формирование навыков правильного поведения в природе.

  1. Задачи проекта:

формировать у детей элементарные представления об окружающем мире:

- насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка, их строении, способах передвижения;

- цветах, их строении, способах и местах произрастания, способах ухода за ними;

- деревьях, кустарниках, траве, ягодах, о явления неживой природы;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- развивать коммуникативные навыки: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, рассказывать об увиденном наблюдении, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.

- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать; обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

- способствовать развитию сотрудничества семьи и детского сада, восприятия красоты природы и передаче её через разные виды деятельности, пробудить эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы

  1. Интеграция образовательных областей:
  • познавательное развитие
  • социализация
  • художественное творчество
  • речевое развитие
  1. Предполагаемый результат:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы (насекомым, животным, птицам, растениям и т. д.);

2. Иметь простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания;

3. Знать об их пользе или вреде, находить сходства и различия;

4. Владеть обобщающими понятиями;

5. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

6. Проявить бережное и заботливое отношение к природе.

  1. Планирование работы по реализации проекта

10.1. организационный (подготовительный) этап:

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

3. Подобрать иллюстрации, аудио и видеоматериал, развивающие презентации.

4. Подобрать материалы, атрибуты для игровой, исследовательской, театрализованной деятельности детей.

5. Подготовить материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

10.2. реализация проекта - практический этап (планирование):

№ п/п, месяц/дата

Непосредственно образовательная деятельность, беседы

Совместная деятельность педагога с детьми/Самостоятельная деятельность детей

Вовлечение родителей

1.02.10.2020

П/и “Лесные жители”.

“Труд в природе”

“Цветы осенью.”

Консультация

Экология для малышей

2.05.10.2020

Беседа на прогулке "Прави-

ла поведения в

природе на учас

тке."

П/и "Пчелки и цветочки."

3. 06.10.2020

Наблюдение  “Как выгуливают

домашних пито-

мцев?”

Дидактическая

игра "Дикие и до-

машние живот-

ные."

П/и "Угости белку."

4. 07.10.2020

Наблюдение

“Осенью природа

засыпает.”

5. 08.10.2020

Беседа "Что слу-

чится, если не поливать цветы?"

Настольная игра

"Кто где живет?"

"Наблюдение"

"Пернатые друзья"

6. 09.10.2020

МУЗО, песня-

игра "Ежик."

Наблюдение

“Нарядная рябин-

ка."

7. 12.10.2020

Наблюдение

"Почему стволы деревьев разно-

го цвета,а лис-

тья - разной формы?"

Труд в природе

"Убираем уснув-

шие цветы."

П/и “Наседка и

цыплята.”

8.13.10.2020

Чтение стихотворения В.Лужина "Осинку украсила осень."

"Наблюдение" "Листопад."

9. 14.10.2020

Наблюдение "Куда исчезли насекомые?"

10.15.10.2020.

Беседа "Какие бывают растения?"

Наблюдение "По тропинке в сад пойдем."

П/и "Зайка серый умывается."

РПИД "Когда опадают листочки?"

Консультация "Опыты в домашних условиях."

11.19.10.2020.

Д/и "Овощи-фру-

кты."

12.20.10.2020

Рисование "Листочки на дереве."

Наблюдение "Дерево - куст."

13.21.10.2020

Развитие речи

Чтение стихотво

рения И.Виноку

рова "Ходит осень в нашем

парке…"

Наблюдение "Листья облетели"

Сенсорное разви

тие “Соберем бу

кет осенний"

Индивидуальные  консультации

"Цвето- и формо

восприятие развиваем в игре"

14.22.10.2020

Наблюдение "Вот

какое дерево!"

Труд в природе

"Готовим клумбы

к зиме."

15.23.10.2020

Развитие речи

Разучивание сти

хотворения Пле

щеева "Осень нас

тупила…"

РПИД в уголке

природы "Посади

ли семечко"

16.29.10.2020

Наблюдение "Яго

ды рябины."

17.02.11.2020

Наблюдение "Птичек стало меньше."

Труд в природе

"Покормим птиц."

18.05.11.2020

Труд в уголке природы "Проти

раем листочки

растений."

19.06.11.2020

Развитие речи

Чтение стихотво

рений об осени.

Индивидуальные консультации

"Читаем стихи выразительно."

20.09.11.2020

Труд в уголке природы "Покормим растения."

Работа в книжно

м уголке "Осенние загадки."

21.10.11.2020

Дидактическая

игра “Когда это

бывает?”

Наблюдение за птичками.

22. 12.11.2020

Наблюдение

“Березка.”

23. 17.11.2020

Труд в уголке природы “Порых

лим землю в цветочных горш

ках.”

24. 19.11.2020

Наблюдение

“Птичья столовая.”

25. 20.11.2020

Труд в природе

“Покормим птиц.”

26. 23.11.2020

Чтение сказки

В.Сутеева “Утенок и цыпленок.”

27. 24.11.2020

Дидактическая

игра “Животные

и их детеныши.”

Наблюдение “Птицы на участ

ке.”

28. 02.12.2020

Наблюдение

“Гости на кормуш

ке.”

29. 03.12.2020

Труд в природе

“Покормим птиц!”

Консультация

“Чем можно кормить птиц?”

30. 04.12.2020

Труд в природе

“Снежные шубки

для кустов.”

31. 14.12.2020

Труд в природе

“Сыплем зерныш

ки в кормушку.”

32. 17.12.2020

Труд в уголке природы “Помо-

ем растения.”

33.18.12.2020

Рисование “Мале

нькой елочке холодно зимой.”

Труд в природе

“Утепляем кусты

и деревья.”

П/и “Зайка беленький сидит.”

34. 21.12.2020

Развитие речи

Чтение стихотво

рения “Кормушка.”

Труд в природе

“Укутываем кустики.”

35. 22.12.2020

Труд в природе

“Снежная шубка для цветочков.”

36. 23.12.2020

Труд в природе

“Кормление птиц.”

37. 25.12.2020

Загадки о зим-

них явлениях

природы.

Труд в уголке природы “Проти-

раем листочки от пыли.”

38. 29.12.2020

Ознакомление с

природой “Зимующие птицы.”

Загадки о лесных живот-

ных зимой.

Консультация

“Наблюдаем природу в каникулы.”

39. 30.12.2020

Труд в природе

“Покормим птиц.”

40.    12.01.2021

Наблюдение у окна “Птицы в гости прилетели.”

Наблюдение на прогулке “Птицы

на кормушке.”

Труд в природе

“Покормите птиц

зимой.”

Чтение стихотворения А.Яшина “Покормите птиц

зимой!”

41. 13.01.2021

Аппликация

“Большие и маленькие пти-

цы на кормушке.”

Труд в уголке природы “Польем

цветочки.”

42. 15.01.2021

Ознакомление с

окружающим

миром “Птички на кормушке.”

Наблюдение “Чьи

следы на снегу?”

Консультация

“Школа юного

следопыта.”

43. 18.01.2021

Лепка “Птичка”

Труд в природе

“Покормим птиц,

укутаем деревья.”

44. 19.01.2021

Настольная игра

“Кто в домике жи

вет?”

Наблюдение “Кто к кормушке прилетел?”

П/и “Птички на кормушке.”

Труд в природе

“Оденем кустики в шубки.”

45. 21.01.2021

Рисование “Моя

птичка.”

Дидактическая игра “Логические

цепочки.”

Наблюдение “Деревья - в шубках.”

Консультация

“Учимся рисовать птичку.”

46. 22.01.2021

Наблюдение в уголке природы

“Лучок - зеленый

росток.”

47. 25.01.2021

Рисование

“Птичка на корму

шке.”

Наблюдение

“Рябина - для птичек.”

Труд в природе

“Греем кустики

под снегом.”

РПИД в уголке

природы “Прорас

тает зернышко.”

48. 27.01.2021

П/и “По тропин-

ке в лес пойдем.”

Конструирование “Будка для собачки.”

49. 29.01.2021

Загадки о зимую

щих птицах.

Конструирование “Большая кормушка для

птиц.”

Настольные иг-

ры “Помоги садо

внику, Что надо деревцу?”

10.3. Работа с родителями:

  • анкетирование
  • консультация “Четыре сезона”
  • консультация по экологическому развитию в семье
  • акции: а) семейное творчество “Осень золотая”; б) “Птичья столовая” (изготовление кормушек); в) семейное творчество “Здравствуй, зимушка - зима!”

10.4. Заключительный этап:

   - для детей:

1) У большинства детей сформированы основы экологического образования и воспитания;

2) Дети ежедневно слышат информацию о природе, ее обитателях и взаимосвязи с человеком, о ценности природы для человека.

3) Пришло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

4) У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

5) Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

   - для родителей:

1) Родители с желанием приняли участие в экологическом десанте «Сделаем наш участок краше!»;

2) Выразили желание приобрести оборудование для экспериментирования с песком и водой для группы;

3) Приняли участие в оформлении фотовыставок «Как мы ухаживаем за растениями! (совместный труд взрослых и детей)», «Ягодка – малинка вкусная и сладкая, всем детям приятная», «Учимся радоваться природе и солнышку».

   -для педагогов:

1) Установлены партнерские отношения с семьями детей группы;

2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.

       11.  Форма представления проекта, достигнутых результатов:

показ результатов деятельности воспитанников, воспитателей и родителей

             12. Используемая литература:

1.Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М.1992 г.

2. Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. 2010

3.Соломенникова О.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.2009

4.Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.М.2006.

5. ЩербаневаЕ.А. Занимательная экология.201

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Дошкольное детство очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача познакомить детей младшего дошкольного возр...

Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений для детей младшего дошкольного возраста "В гостях у бабушки"

Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными , через использования компьютерных технологий....

План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО "

План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО"...

Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО

Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО...

Конспект открытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие с Машенькой" младшей группы «Семицветики

Конспектоткрытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений   у детей младшего дошкольного возраста "Увл...

Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в рамках деятельности кружка

Экологическое воспитание является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. Любовь к родной природе, ее красоте воспитывается с раннего возраста. Именно в это время н...

План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка» на 2019-2023 учебный год

План по самообразованиюТема:«Формирование элементарных экологических представленийу детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ,в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка»на 2019-...