Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности
проект (младшая группа)
Предлагаю вниманию коллег проект по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_elementarnyh_ekologicheskih_predstavleniy_.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
в младшей группе №12
МБДОУ “Детский сад №56 “Колибри”
Тема “Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности”
Воспитатель:
Тарасова В.Ю.
2020 - 2021 учебный год
- Актуальность
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, животных, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача наша, как педагогов в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры о мире природы. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Хочется, как можно больше дать информации детям и подготовить их к дальнейшей жизни, в которой можно рассчитывать в основном на свои силы и знания.
- Название проекта
“Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности”
- Участники проекта:
воспитанники младшей группы №12,
воспитатели,
родители (законные представители)
- Тип проекта:
познавательно-исследовательско-творческий
- Срок проведения:
долгосрочный с 01.10.2020 по 31.01.2021
- Цель проекта:
создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей
в процессе реализации проекта, формирование представления у дошкольников о разнообразии окружающего мира, формирование навыков правильного поведения в природе.
- Задачи проекта:
формировать у детей элементарные представления об окружающем мире:
- насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка, их строении, способах передвижения;
- цветах, их строении, способах и местах произрастания, способах ухода за ними;
- деревьях, кустарниках, траве, ягодах, о явления неживой природы;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, рассказывать об увиденном наблюдении, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать; обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- способствовать развитию сотрудничества семьи и детского сада, восприятия красоты природы и передаче её через разные виды деятельности, пробудить эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы
- Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие
- социализация
- художественное творчество
- речевое развитие
- Предполагаемый результат:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы (насекомым, животным, птицам, растениям и т. д.);
2. Иметь простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания;
3. Знать об их пользе или вреде, находить сходства и различия;
4. Владеть обобщающими понятиями;
5. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
6. Проявить бережное и заботливое отношение к природе.
- Планирование работы по реализации проекта
10.1. организационный (подготовительный) этап:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
3. Подобрать иллюстрации, аудио и видеоматериал, развивающие презентации.
4. Подобрать материалы, атрибуты для игровой, исследовательской, театрализованной деятельности детей.
5. Подготовить материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
10.2. реализация проекта - практический этап (планирование):
№ п/п, месяц/дата | Непосредственно образовательная деятельность, беседы | Совместная деятельность педагога с детьми/Самостоятельная деятельность детей | Вовлечение родителей |
1.02.10.2020 | П/и “Лесные жители”. “Труд в природе” “Цветы осенью.” | Консультация Экология для малышей | |
2.05.10.2020 | Беседа на прогулке "Прави- ла поведения в природе на учас тке." | П/и "Пчелки и цветочки." | |
3. 06.10.2020 | Наблюдение “Как выгуливают домашних пито- мцев?” Дидактическая игра "Дикие и до- машние живот- ные." П/и "Угости белку." | ||
4. 07.10.2020 | Наблюдение “Осенью природа засыпает.” | ||
5. 08.10.2020 | Беседа "Что слу- чится, если не поливать цветы?" | Настольная игра "Кто где живет?" "Наблюдение" "Пернатые друзья" | |
6. 09.10.2020 | МУЗО, песня- игра "Ежик." | Наблюдение “Нарядная рябин- ка." | |
7. 12.10.2020 | Наблюдение "Почему стволы деревьев разно- го цвета,а лис- тья - разной формы?" Труд в природе "Убираем уснув- шие цветы." П/и “Наседка и цыплята.” | ||
8.13.10.2020 | Чтение стихотворения В.Лужина "Осинку украсила осень." "Наблюдение" "Листопад." | ||
9. 14.10.2020 | Наблюдение "Куда исчезли насекомые?" | ||
10.15.10.2020. | Беседа "Какие бывают растения?" | Наблюдение "По тропинке в сад пойдем." П/и "Зайка серый умывается." РПИД "Когда опадают листочки?" | Консультация "Опыты в домашних условиях." |
11.19.10.2020. | Д/и "Овощи-фру- кты." | ||
12.20.10.2020 | Рисование "Листочки на дереве." | Наблюдение "Дерево - куст." | |
13.21.10.2020 | Развитие речи Чтение стихотво рения И.Виноку рова "Ходит осень в нашем парке…" | Наблюдение "Листья облетели" Сенсорное разви тие “Соберем бу кет осенний" | Индивидуальные консультации "Цвето- и формо восприятие развиваем в игре" |
14.22.10.2020 | Наблюдение "Вот какое дерево!" Труд в природе "Готовим клумбы к зиме." | ||
15.23.10.2020 | Развитие речи Разучивание сти хотворения Пле щеева "Осень нас тупила…" | РПИД в уголке природы "Посади ли семечко" | |
16.29.10.2020 | Наблюдение "Яго ды рябины." | ||
17.02.11.2020 | Наблюдение "Птичек стало меньше." Труд в природе "Покормим птиц." | ||
18.05.11.2020 | Труд в уголке природы "Проти раем листочки растений." | ||
19.06.11.2020 | Развитие речи Чтение стихотво рений об осени. | Индивидуальные консультации "Читаем стихи выразительно." | |
20.09.11.2020 | Труд в уголке природы "Покормим растения." Работа в книжно м уголке "Осенние загадки." | ||
21.10.11.2020 | Дидактическая игра “Когда это бывает?” Наблюдение за птичками. | ||
22. 12.11.2020 | Наблюдение “Березка.” | ||
23. 17.11.2020 | Труд в уголке природы “Порых лим землю в цветочных горш ках.” | ||
24. 19.11.2020 | Наблюдение “Птичья столовая.” | ||
25. 20.11.2020 | Труд в природе “Покормим птиц.” | ||
26. 23.11.2020 | Чтение сказки В.Сутеева “Утенок и цыпленок.” | ||
27. 24.11.2020 | Дидактическая игра “Животные и их детеныши.” Наблюдение “Птицы на участ ке.” | ||
28. 02.12.2020 | Наблюдение “Гости на кормуш ке.” | ||
29. 03.12.2020 | Труд в природе “Покормим птиц!” | Консультация “Чем можно кормить птиц?” | |
30. 04.12.2020 | Труд в природе “Снежные шубки для кустов.” | ||
31. 14.12.2020 | Труд в природе “Сыплем зерныш ки в кормушку.” | ||
32. 17.12.2020 | Труд в уголке природы “Помо- ем растения.” | ||
33.18.12.2020 | Рисование “Мале нькой елочке холодно зимой.” | Труд в природе “Утепляем кусты и деревья.” П/и “Зайка беленький сидит.” | |
34. 21.12.2020 | Развитие речи Чтение стихотво рения “Кормушка.” | Труд в природе “Укутываем кустики.” | |
35. 22.12.2020 | Труд в природе “Снежная шубка для цветочков.” | ||
36. 23.12.2020 | Труд в природе “Кормление птиц.” | ||
37. 25.12.2020 | Загадки о зим- них явлениях природы. Труд в уголке природы “Проти- раем листочки от пыли.” | ||
38. 29.12.2020 | Ознакомление с природой “Зимующие птицы.” | Загадки о лесных живот- ных зимой. | Консультация “Наблюдаем природу в каникулы.” |
39. 30.12.2020 | Труд в природе “Покормим птиц.” | ||
40. 12.01.2021 | Наблюдение у окна “Птицы в гости прилетели.” Наблюдение на прогулке “Птицы на кормушке.” Труд в природе “Покормите птиц зимой.” Чтение стихотворения А.Яшина “Покормите птиц зимой!” | ||
41. 13.01.2021 | Аппликация “Большие и маленькие пти- цы на кормушке.” | Труд в уголке природы “Польем цветочки.” | |
42. 15.01.2021 | Ознакомление с окружающим миром “Птички на кормушке.” | Наблюдение “Чьи следы на снегу?” | Консультация “Школа юного следопыта.” |
43. 18.01.2021 | Лепка “Птичка” | Труд в природе “Покормим птиц, укутаем деревья.” | |
44. 19.01.2021 | Настольная игра “Кто в домике жи вет?” Наблюдение “Кто к кормушке прилетел?” П/и “Птички на кормушке.” Труд в природе “Оденем кустики в шубки.” | ||
45. 21.01.2021 | Рисование “Моя птичка.” | Дидактическая игра “Логические цепочки.” Наблюдение “Деревья - в шубках.” | Консультация “Учимся рисовать птичку.” |
46. 22.01.2021 | Наблюдение в уголке природы “Лучок - зеленый росток.” | ||
47. 25.01.2021 | Рисование “Птичка на корму шке.” | Наблюдение “Рябина - для птичек.” Труд в природе “Греем кустики под снегом.” | РПИД в уголке природы “Прорас тает зернышко.” |
48. 27.01.2021 | П/и “По тропин- ке в лес пойдем.” Конструирование “Будка для собачки.” | ||
49. 29.01.2021 | Загадки о зимую щих птицах. Конструирование “Большая кормушка для птиц.” Настольные иг- ры “Помоги садо внику, Что надо деревцу?” |
10.3. Работа с родителями:
- анкетирование
- консультация “Четыре сезона”
- консультация по экологическому развитию в семье
- акции: а) семейное творчество “Осень золотая”; б) “Птичья столовая” (изготовление кормушек); в) семейное творчество “Здравствуй, зимушка - зима!”
10.4. Заключительный этап:
- для детей:
1) У большинства детей сформированы основы экологического образования и воспитания;
2) Дети ежедневно слышат информацию о природе, ее обитателях и взаимосвязи с человеком, о ценности природы для человека.
3) Пришло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
4) У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
5) Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- для родителей:
1) Родители с желанием приняли участие в экологическом десанте «Сделаем наш участок краше!»;
2) Выразили желание приобрести оборудование для экспериментирования с песком и водой для группы;
3) Приняли участие в оформлении фотовыставок «Как мы ухаживаем за растениями! (совместный труд взрослых и детей)», «Ягодка – малинка вкусная и сладкая, всем детям приятная», «Учимся радоваться природе и солнышку».
-для педагогов:
1) Установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.
11. Форма представления проекта, достигнутых результатов:
показ результатов деятельности воспитанников, воспитателей и родителей
12. Используемая литература:
1.Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М.1992 г.
2. Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. 2010
3.Соломенникова О.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.2009
4.Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.М.2006.
5. ЩербаневаЕ.А. Занимательная экология.201
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Дошкольное детство очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача познакомить детей младшего дошкольного возр...
Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений для детей младшего дошкольного возраста "В гостях у бабушки"
Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными , через использования компьютерных технологий....
План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО "
План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО"...
Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО
Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО...
Конспект открытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие с Машенькой" младшей группы «Семицветики
Конспектоткрытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Увл...
Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в рамках деятельности кружка
Экологическое воспитание является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. Любовь к родной природе, ее красоте воспитывается с раннего возраста. Именно в это время н...
План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка» на 2019-2023 учебный год
План по самообразованиюТема:«Формирование элементарных экологических представленийу детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ,в условиях группы дневного пребывания №7 Дома ребенка»на 2019-...