Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в рамках деятельности кружка
статья по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое воспитание является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. Любовь к родной природе, ее красоте воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в рамках деятельности кружка
Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей
В. А. Сухомлинский
В настоящее время человечество все более зримо подходит к осознанию необходимости изменения устоявшейся точки зрения на свое место в мире. Не совсем корректные подходы «Человек над природой», «Человек царь природы» должны смениться на более разумные позиции: «Человек в природе» и «Человек часть природы». По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. В процессе взаимодействия с окружающим миром формируются соответствующие черты характера, представления, убеждения, интересы, склонности. Характерными чертами личности становятся самосознание, ценностные отношения, ответственность за свои поступки.
Современный ребенок довольно часто совершает неразумные поступки по отношению к объектам животного и растительного мира - срывает без надобности и бросает цветы, другие растения, давит насекомых, ползущих по дорожке или тротуару, может забрать птенца, выпавшего из гнезда, и принести его домой, или того хуже сознательно или неосознанно разорить гнездо мелких птиц и т.д. Как правило, данные поступки он совершает от незнания особенностей жизни и существования природных объектов. Поэтому одна из самых важных задач экологического образования - это формирование у ребенка дошкольного возраста знаний о природе, которые в этом возрасте закладываются в виде экологических представлений.
В детском саду детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний, в первую очередь, формируются такие качества, как понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, эстетически относится ко всему живому.
Экологическое воспитание является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств. Любовь к родной природе, ее красоте воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Свою работу кружка «Почемучка» по формированию экологических представлений у детей я начала в старшей группе,12 детей посещали занятия. Мною были разработаны: рабочая программа кружка, конспекты занятий, беседы, подвижные и дидактические игры экологического характера. А также определила цель и задачи своей работы: создание условий для формирования у детей элементарного экологического представления, способности понимать и любить окружающий мир и природу; закреплять и углублять знания детей, полученные в результате непосредственно-образовательной деятельности. В соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», я поставила следующие задачи: способствовать систематизации представлений детей о многообразии окружающей природы; формированию эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы; проявлению радости, восхищения и удивления от соприкосновения с красотой природы; способствовать пониманию роли человека в природе, восприятию его как части природы; развитию способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности.[1]
Первым этапом работы кружка было знакомство с домашними и дикими животными. Провели занятия на тему «Как дикие животные готовятся к зиме», « Как могут люди помочь диким животным зимой», «Беседа о домашних животных» и др. Собирали пазлы с изображением животных, смотрели видеофильмы о диких и домашних животных. В свободной изобразительной деятельности дети пытались изображать своих любимых животных, была организована выставка рисунков «Моё любимое домашнее животное».
Следующий этап работы кружка «Почемучка» мы посвятили знакомству с комнатными растениями в уголке природы. Конечно, с некоторыми растениями дети были знакомы еще в средней группе, а в старшей группе уже мы учили детей ухаживать за ними - рыхлить землю, протирать листья, опрыскивать. Организуя деятельность по уходу за растениями, я делала акцент на необходимости заботы о них, помощи им, объясняла детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. Также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.
С переходом в подготовительную группу я включила в программу кружка наблюдения за объектами живой и неживой природы. Это такие занятия, как «Знакомство с воздухом», «Ветер-невидимка», «Свойства льда и снега», «Камни. Свойства камней», «Цикл наблюдений за ветками в вазе» и т.д. В старшей группе был создан уголок экспериментирования, в нем дети проводили разнообразную исследовательскую деятельность. Так в уголке имеются различные колбы, пробирки, лупы, книги, энциклопедии. Для проведения опытов мы использует бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля. В уголке по экологии хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, камни, магниты, семена растений, шишки, мох. Мы составили картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам:
•«Удивительные свойства воды»;
•«Воздух-невидимка»;
•«Его величество огонь»;
•«Чудеса под ногами»;
•«Волшебный магнит»
Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем, что ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, учим уважительному отношению к окружающему миру.
Была проведена акция «Покорми птиц зимой». Дети делали своими руками кормушки из бросового материала, использовали пакеты из под сока, молока, пластиковые бутылки. На прогулках мы с детьми наблюдаем за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Очень нравятся детям игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья). … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных и растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов. Дети очень охотно играли с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.
Важным положением ФГОС являются целевые ориентиры, которые определяются документом на период завершения дошкольного возраста как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания»[2]. Под эти формулировки и развертывается система формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Таким образом, знакомя детей дошкольного возраста с понятием единства живого и неживого в природе, по средствам игровой и опытнической деятельности, мы формируем элементарные экологические представления и культуру. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они научились видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей формируются такие важнейшие черты личности, как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других. Дети охотно овладевают приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей; формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы.
Список литературы:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
- Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией #1045;. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство: М.; Мозаика, 2016
- Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
[1] Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией #1045;. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство: М.; Мозаика, 2016
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – викторина по формированию элементарных экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) на тему: «Юные знатоки природы»
Игра викторина по экологии...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методические рекомендации из опыта работы...
План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....
Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности
Предлагаю вниманию коллег проект по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности...
«Система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
2022 год на Ямале объявлен Годом экологии и это не случайно. Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экол...
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Уважаемые коллеги!Развитие умственных способностей детей дошкольного возра...
- Мне нравится (1)