План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей 2 -3 лет»
материал

Шарафиева Альбина Миргазияновна

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст –самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.             

Формирование восприятия ребенка о свойствах предметов происходит за счет их сенсорного развития. Условием удачного освоения любыми практическими действиями является усовершенствование сенсорики у малюток 2 – 3 лет, поскольку это период, когда происходит усиленное психическое и физическое совершенствование малышей.

Актуальность

В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в   группах раннего развития была забота  о  здоровье, формирование культурно- гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально –личностного развития и образовательные. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

Сенсорное развитие ребенка —это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств

Я выбрала тему по самообразованию «Сенсорное развитие детей», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников.    

Дети любознательны, им очень нравится узнавать что-то новое. Работа по данной теме предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель: повышение педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

Развивающие:

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к играм по сенсорному развитию.

Формы работы:                                                                                                                   - совместная деятельность воспитателя с детьми;                                                          - индивидуальная работа с детьми;                                                                                     - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы работы :

- Игровой метод (дидактические игры);

- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов, беседы);

- Практический метод – показ способов действия с предметами

Работа с родителями:

- выставки игр и атрибутов по ;

- консультации

- беседы

- анкетирование

Ожидаемые результаты:

- сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов;

- умение различать основные цвета;

-  развитие гибкости и подвижности пальцев и кистей рук.

- у родителей возрастет уровень по сенсорному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Сентябрь

 

Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему «Сенсорное развитие детей 2 группы раннего возраста».

 

Октябрь

 «Какого цвета предмет?» Цель: формирование умений подобрать необходимый цвет для предмета.

2.Настольные игры: домино, мозаика.

Привлечение родителей к приобретению дидактических игр по сенсорному развитию.

Пополнить развивающую среду дидактическими играми.

Ноябрь

 «Найди предметы одинакового цвета»

Цель: формирование умений из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу.

 «Собери пирамидку»

Цель: развитие ориентировки ребенка в контрастных величинах предметов.

Анкетирования на тему «Для чего нужна сенсорика»

Создание картотеки игр по сенсорному развитию

Декабрь

«Складывание матрешки»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

 «Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями на тему ««С чего начинать обучения цветам ребенка»

Изготовление дидактических игр

Январь

«Забавные прищепки»

Цель: формирование умений детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Памятка для родителей «Какие игрушки необходимы детям»

Пополнить картотеку «Дидактические игры»

 

Февраль

Игры с бросовым материалом: крышечки (сухой бассейн), трубочки из-под сока (конструирование)

 «Чудесный мешочек»

Цель: формирование знаний детей о форме  (куб, шар, кирпичик).

Консультация для родителей «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?»

Изготовление игр, используя различные по текстуре материалы

Март

 Игры с пирамидками

 «Найди предмет такой же формы»                                       Цель: формирование умений выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.

Помощь в приобретении настольных игр.

 Пополнить развивающую среду дидактическими играми

Апрель

«Какая фигура лишняя?»  Цель: определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур

Настольные игры: вкладыши

Буклет  «Учись – играя!»

Пополнение центра сенсорного развития бросовым материалом.

Май

«Нанизывание бус»     

 Цель:  укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету.

 «Складывание матрешки»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Домашнее задание: продолжать вести работу по сенсорному развитию детей в летнее время.

Выставка дидактических игр и пособий по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022_g.docx25.81 КБ
Файл samoobrazovanie_2022_g.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

             Утверждаю

Заведующий МАДОУ

 детский сад № 16 г. Туймазы

_______________ Н.В.Багрова

Приказ № ______ от __________ 2022 г

Принято на педагогическом совете

Протокол № ______ от _________ 2022 г

План работы по самообразованию

Тема: «Сенсорное развитие детей 2 -3 лет»

Выполнил:

воспитатель:

 Шарафиева А.М.

Туймазы – 2022

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст –самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.            

Формирование восприятия ребенка о свойствах предметов происходит за счет их сенсорного развития. Условием удачного освоения любыми практическими действиями является усовершенствование сенсорики у малюток 2 – 3 лет, поскольку это период, когда происходит усиленное психическое и физическое совершенствование малышей.

Актуальность

В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в   группах раннего развития была забота  о  здоровье, формирование культурно- гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально –личностного развития и образовательные. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

Сенсорное развитие ребенка —это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств

Я выбрала тему по самообразованию «Сенсорное развитие детей», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников.    

Дети любознательны, им очень нравится узнавать что-то новое. Работа по данной теме предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель: повышение педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

Развивающие:

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к играм по сенсорному развитию.

Формы работы:                                                                                                                   - совместная деятельность воспитателя с детьми;                                                          - индивидуальная работа с детьми;                                                                                     - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы работы :

- Игровой метод (дидактические игры);

- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов, беседы);

- Практический метод – показ способов действия с предметами

Работа с родителями:

- выставки игр и атрибутов по ;

- консультации

- беседы

- анкетирование

Ожидаемые результаты:

- сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов;

- умение различать основные цвета;

-  развитие гибкости и подвижности пальцев и кистей рук.

- у родителей возрастет уровень по сенсорному развитию.

Список используемой литературы:

1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

2.  Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

5. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Сентябрь

Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему «Сенсорное развитие детей 2 группы раннего возраста».

Октябрь

 «Какого цвета предмет?» Цель: формирование умений подобрать необходимый цвет для предмета.

2.Настольные игры: домино, мозаика.

Привлечение родителей к приобретению дидактических игр по сенсорному развитию.

Пополнить развивающую среду дидактическими играми.

Ноябрь

 «Найди предметы одинакового цвета»

Цель: формирование умений из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу.

 «Собери пирамидку»

Цель: развитие ориентировки ребенка в контрастных величинах предметов.

Анкетирования на тему «Для чего нужна сенсорика» 

Создание картотеки игр по сенсорному развитию

Декабрь

«Складывание матрешки»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

 «Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями на тему ««С чего начинать обучения цветам ребенка»

Изготовление дидактических игр

Январь

«Забавные прищепки»

Цель: формирование умений детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Памятка для родителей «Какие игрушки необходимы детям»

Пополнить картотеку «Дидактические игры»

Февраль

Игры с бросовым материалом: крышечки (сухой бассейн), трубочки из-под сока (конструирование)

 «Чудесный мешочек»

Цель: формирование знаний детей о форме  (куб, шар, кирпичик).

Консультация для родителей «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?»

Изготовление игр, используя различные по текстуре материалы

Март

 Игры с пирамидками

 «Найди предмет такой же формы»                                       Цель: формирование умений выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.

Помощь в приобретении настольных игр.

 Пополнить развивающую среду дидактическими играми

Апрель

«Какая фигура лишняя?»  Цель: определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур

Настольные игры: вкладыши

Буклет  «Учись – играя!»

Пополнение центра сенсорного развития бросовым материалом.

Май

«Нанизывание бус»      

 Цель:  укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету.

 «Складывание матрешки»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Домашнее задание: продолжать вести работу по сенсорному развитию детей в летнее время.

Выставка дидактических игр и пособий по данной теме.



Предварительный просмотр:

             

План работы по самообразованию

Тема: «Сенсорное развитие детей 2 -3 лет»

Выполнил:

воспитатель:

 Шарафиева А.М.

Туймазы – 2022

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст –самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.            

Формирование восприятия ребенка о свойствах предметов происходит за счет их сенсорного развития. Условием удачного освоения любыми практическими действиями является усовершенствование сенсорики у малюток 2 – 3 лет, поскольку это период, когда происходит усиленное психическое и физическое совершенствование малышей.

Актуальность

В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в   группах раннего развития была забота  о  здоровье, формирование культурно- гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально –личностного развития и образовательные. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

Сенсорное развитие ребенка —это развитие его восприятия и

формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств

Я выбрала тему по самообразованию «Сенсорное развитие детей», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников.    

Дети любознательны, им очень нравится узнавать что-то новое. Работа по данной теме предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель: повышение педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

Развивающие:

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к играм по сенсорному развитию.

Формы работы:                                                                                                                   - совместная деятельность воспитателя с детьми;                                                          - индивидуальная работа с детьми;                                                                                     - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы работы :

- Игровой метод (дидактические игры);

- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов, беседы);

- Практический метод – показ способов действия с предметами

Работа с родителями:

- выставки игр и атрибутов по ;

- консультации

- беседы

- анкетирование

Ожидаемые результаты:

- сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов;

- умение различать основные цвета;

-  развитие гибкости и подвижности пальцев и кистей рук.

- у родителей возрастет уровень по сенсорному развитию.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Сентябрь

Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему «Сенсорное развитие детей 2 группы раннего возраста».

Октябрь

 «Какого цвета предмет?» Цель: формирование умений подобрать необходимый цвет для предмета.

2.Настольные игры: домино, мозаика.

Привлечение родителей к приобретению дидактических игр по сенсорному развитию.

Пополнить развивающую среду дидактическими играми.

Ноябрь

 «Найди предметы одинакового цвета»

Цель: формирование умений из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу.

 «Собери пирамидку»

Цель: развитие ориентировки ребенка в контрастных величинах предметов.

Анкетирования на тему «Для чего нужна сенсорика» 

Создание картотеки игр по сенсорному развитию

Декабрь

«Складывание матрешки»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

 «Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями на тему ««С чего начинать обучения цветам ребенка»

Изготовление дидактических игр

Январь

«Забавные прищепки»

Цель: формирование умений детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Памятка для родителей «Какие игрушки необходимы детям»

Пополнить картотеку «Дидактические игры»

Февраль

Игры с бросовым материалом: крышечки (сухой бассейн), трубочки из-под сока (конструирование)

 «Чудесный мешочек»

Цель: формирование знаний детей о форме  (куб, шар, кирпичик).

Консультация для родителей «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?»

Изготовление игр, используя различные по текстуре материалы

Март

 Игры с пирамидками

 «Найди предмет такой же формы»                                       Цель: формирование умений выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.

Помощь в приобретении настольных игр.

 Пополнить развивающую среду дидактическими играми

Апрель

«Какая фигура лишняя?»  Цель: определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур

Настольные игры: вкладыши

Буклет  «Учись – играя!»

Пополнение центра сенсорного развития бросовым материалом.

Май

«Нанизывание бус»      

 Цель:  укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету.

 «Складывание матрешки»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Домашнее задание: продолжать вести работу по сенсорному развитию детей в летнее время.

Выставка дидактических игр и пособий по данной теме.

Список используемой литературы:

1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

2.  Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

5. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста".

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать основны...

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей  раннего возраста  посредством игровой деятельности»....

План работы по самообразованию "Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры" 2021-2022 г.

Актуальность темы.Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для сов...

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста» 2021г-2022 учебный год

Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе ит....

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста» 2021г-2022 учебный год

Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе ит....