План работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста» 2021г-2022 учебный год
материал
Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе ит. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_-samoobrazovaniyu-sensornoe-razvitie-detey-2-3-let_homenko_n.v.docx | 46.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа- Югры
«Урайский специализированный Дом ребенка»
План работы по самообразованию
«Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста»
2021г-2022 учебный год
Подготовила воспитатель гр. № 5
Хоменко Н.В..
г. Урай
Введение:
Раннее детство –особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст –самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе ит. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства –музыкой, живописью,
скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание –последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Подьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание –это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов
(ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра -самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них -учеба, игра для них -труд, игра для них -серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", -говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: -расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
-обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
- образование педагогов по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, «Круглый стол для воспитателей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр". ( клубный час «Семейная гостиная», Мастер-класс для воспитателей («Семейная гостиная» клубный час) «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет
расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Работа в данном направлении поможет мне:
-Сформировать умение детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
-сформировать навыки самостоятельной деятельности;
-повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
-сплотить детский коллектив.
-развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.
Ожидаемые результаты:
-Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
-Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
-Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
-Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 –3 лет.
-Воспитатели проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
-У педагогов вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Выход темы:
-выступление с опытом работы для педагогов на РМО
-картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Формы работы:
-игровые
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие моторики;
-Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
-Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
-Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
-Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
- этап–информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
- этап – проектировочный.
- этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
- этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
План работы | ||
Формы работы | сроки | Формы отчёта |
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой | Сентябрь 2021 г. | Список использованной литературы |
Проведение консультации для педагогов консультации «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» | октябрь 2021г. | Конспект консультации |
создание предметно- развивающей среды : центр сенорики «Чудесный уголок». | В течение года. | Наличие игр по сенсорному развитию |
Самостоятельная и совместная деятельность, в которых используются дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями | В течение года. | |
Дидактические игры на развитие мелкой и маторики: “Ткачи”, “Весёлые прищепки”, “Спрячь трубочки”, “Накрути ленту”, “Собери бусы”, “Цветочек”, “Смотай клубочек”, ”бизиборд” | октябрь- 2021г. | картотека |
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек"; атрибуты для игры "Угадай на ощупь". Самодельные игры “Мягкий конструктор” | –ноябрь 2021г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы и величины. "Чудесный мешочек", “матрешки, самодельная развивающая игра "Болше- меньше", “Подбери фигуру”, “Цилиндры”, “Залатай коврик”, “Бабочки”. | Декабрь - Январь 2021 г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения Для развития слухового восприятия: “Шумелки, шуршалки», "Что за звук?". | февраль– 2022 г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: "Назови цвет", "Найди пару", самодельная развивающая игра | Март 2022г. | картотека |
"Спрячь мышку",”Подбери по цвету” “Бусы”. "Посади бабочек на цветочек"; “Цветочек”, | ||
Итоговое НОД «Мишка в гостях у ребят» | Апрель 2022г. | Конспект и видео НОД |
Отчет по самообразованию | Май 2022г. | отчёт |
Картотека игр.
Игры для развития зрительного восприятия и закрепление цвета :
Найди пару
Материал: разноцветные машинки
Задачи: упражнять в умении находить машинки одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук;
Игры с пробками
Материал: пробки разного цвета и размера.
Задачи: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развивать логическое мышление.
Собери бусы
Материал: пластмассовые «бусы» разного цвета.
Задачи: укреплять и развитвать мелкую моторику, зрительно –моторной координации; формировать умения сочетать по цвету;
Открой коробочку
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.
Задачи: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать
мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ;
в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку!», познакомить с понятиями «один» (одна) –«много».
Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.
Укрась ёлочку шарами
Материал: елочки из картона, круги разных цветов.
Задачи: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.
- вариант: используем кружочки двух основных цветов
- вариант: используем кружочки четырёх основных цветов 3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек?»
«Сложи пирамидку»
Задачи: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению. Знаний и системе цветов.
Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек.
Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.
«Собери карандаши в стаканы»
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.
Задачи:Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.
На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. Воспитатель Кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая
свои действия: « В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей».
И так повторяется для всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.
«На что похожа фигура?»
Задачи:Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в группе
или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности даёт детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, и т.д.).
Игры для развития слухового восприятия Разноцветные шумелки
Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно
использовать для
наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .
Задачи: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.
Усложнение: развивать восприятие цвета.
Кто что услышит?
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.
Задачи:: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.
Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д
. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.
Игры для развития осязательного восприятия
Сюрприз
Материал:
сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.
Задачи: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.
- вариант: сюрприз – игрушки
- вариант: сюрприз – геометрические формы.
Взрослый говорит, что в бассейне что- то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови! »
Тонет,не тонет
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.
Задачи: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение,
развивать мелкую моторику, координацию движений руки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».
Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки.
Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.
На развитие тактильных ощущений:
« Поиск предметов в сухом бассейне»
Задачи: Развивать тактильные чувства кончиков пальцев рук.
Материал: Глубокая устойчивая миска, заполненная пластиковыми пробками (крупой); несколько маленьких предметов- игрушки, камушки 9 предметы надо периодически менять, чтобы поддержать интерес и любопытство ребёнка).
Описание игры.
Воспитатель и малыш приносят материал на стол. Погружаем свои руки в бассейн и побуждаем малыша к этому же действию. «Неожиданно» находим спрятанный предмет и ставим его на стол. Просим малыша найти и остальные спрятанные предметы. Показываем, как можно спрятать предмет обратно в крупу, закопав его. Заостряем внимание ребёнка на особой аккуратности- пробок (крупы) на столе быть не должны.
Тактильная коробка
Материал: сделана из обычной коробки из - под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.
Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.
Задачи: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.
Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по
свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.
Теплый – холодный
Материал:
необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики
и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики- красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.).
Задачи: закреплять понятия «теплый», «холодный».
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
На развитие моторики:
Пересыпалочки
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
Задачи:обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть! Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку! »
Закрути ленточку
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.
Задачи:познакомить с понятиями: «длинная – короткая», «широкая - узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие .
Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »
Весёлые прищепки
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.
Задачи: Формировать умение детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.
Мягкий конструктор
Материал: Салфетки универсальные, Ножницы, Карандаш, Трафарет геометрических фигур. Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки.
Задачи: Формировать представления о геометрических фигурах, формах. Развивать у детей внимание, фантазию. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Варианты игры:
* «Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и
т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .
- «Найди пару», «Найди такую же... » -формировать умение подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
- «Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
- «Подбери фигуру»-закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
- «Три квадрата» -научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький»,
«средний»,самый большой», «самый маленький
На закрепление формы и величины
«Разложи фигурки по домикам»
Задачи: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; формировать умение подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.
Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».
Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.
Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
план по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры" воспитателя Ворониной Юлии Владимировны...
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте вы...
План По самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)- образовани...
План самообразования:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
План по самообразованию:«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»...
План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»....
План работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста» 2021г-2022 учебный год
Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе ит....
Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста через дидактические игры
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений овнешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...