План работы по самообразованию "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста".
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitani1.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сроки Раздел
плана Форма работы Практические выходы
Составление плана работы по
самообразованию Наличие плана работы по самообразованию
Сентябрь Подготовительный Изучение литературы по заданной
тематике, сбор материалов для
последующей работы
по самообразованию Литература для изучения:
Высокова Т. П. «Сенсомоторное развитие
детей раннего возраста». – Волгоград,
2011.
Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей
раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013
Собран дополнительный материал по
сенсорному развитию детей раннего
возраста из Интернет – источников.
Разработаны анкеты и консультации
для работы с родителями.
Проведение наблюдения и выявление
уровня сенсорного развития детей
в ходе применения специализированных
дидактических игр
Заполнение карты наблюдения за детьми и
выявление индивидуального уровня
сенсорного развития детей на начало
учебного года
Октябрь Анкетирование и консультирование
родителей Получение данных в ходе проведения
анкетирования родителей по темам: «
Знакомство» Выявление интересов и знаний
родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и
воспитания дошкольников».
Проведение консультации для родителей
«Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и
«Сенсорное воспитание детей раннего
возраста».
Ноябрь Основной Продолжать изучение литературы по
заданной тематике Литература для изучения:
Журнал «Домашняя школа
Монтессори», 2001.
Журнал «Для самых
маленьких», 2001.
Работы Марии Монтессори по
всестороннему развитию
детей из различных
Интернет – источников.
Подготовка к проведению открытого
просмотра НОД «Как мы искали котенка» Проведение открытого
просмотра НОД
«Как мы искали котенка»
Формирование картотеки дидактических игр,
направленных на сенсорное развитие детей,
изготовление материала для игр Наличие дидактических игр в
картотеке и материалов к ним
Подготовка консультации для родителей Проведение консультации для
родителей на тему: «Как провести
выходной день с ребенком».
Декабрь
Продолжать изучение литературы по заданной
тематике Литература для изучения: Вартан
В. П. Сенсорное развитие
дошкольников – Мн. : БрГУ, 2007.
Подготовка консультации для родителей Проведение консультации для
родителей на тему: «Какие
игрушки необходимы детям».
Формирование картотеки дидактических игр,
направленных на сенсорное развитие детей
, изготовление материала для игр Наличие дидактических игр в
картотеке и материалов к ним
Оформление папки-передвижки для родителей
на тему: «Сенсорные игры малышей» Наличие папки-передвижки
Январь Подготовка консультации для родителей Проведение консультации для
родителей на тему: «Первые
уроки нравственности для детей
раннего
дошкольного возраста».
Продолжать формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное
развитие детей,
изготовление материала для игр Наличие дидактических игр в
картотеке и материалов к ним
Упражнения и игры на развитие сенсорных эталонов
обоняния. Создание развивающего центра
«Территория запахов» Проведение упражнений и игр
Продолжать изучение литературы по заданной тематике Литература для изучения:
Венгер Л. А. Дидактические игры
и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 1988.
Февраль Подготовка к проведению открытого просмотра
НОД «В гостях у Зайки» Проведение открытого просмотра
НОД «В гостях у Зайки»
Участие в педсовете Участие в работе педсовета, анализ
проведенного открытого просмотра
Экспериментирование с водой. Опыт «Разноцветная вода»
. Опыт «Прозрачность воды».
основной Подготовка консультации для родителей Проведение консультации для
родителей на тему: «Развитие сенсорных
способностей детей раннего возраста».
Март Подготовка консультации для родителей Проведение консультации для родителей
на тему: «Роль развивающих игр для
детей».
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление понятия формы: «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя? ». Наличие дидактических игр в картотеке
и материалов к ним
Продолжать изучение литературы по заданной тематике Литература для изучения:
Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста.
Пособие для воспитателя
детского сада - М. : 1983
Продолжение оформления папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей» Наличие папки-передвижки
Апрель Подготовка консультации для родителей Проведение консультации для
родителей на тему: «Детские капризы и
упрямство».
Продолжать изучение литературы по заданной тематике Литература для изучения:
Сакулина Н. П., Поддьяков Н. Н.
Сенсорное воспитание в детском саду :
Методические указаения – М. :
Просвещение, 1969.
Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление цвета: «Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери гирлянду» «Какие цвета использованы? », «Уточним цвет». Наличие дидактических игр в картотеке и
материалов к ним
Оформление буклетов для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» Наличие буклетов
Май Итоговый Подготовка к проведению открытого просмотра НОД «Бабочки» Проведение открытого
просмотра НОД «Бабочки»
Участие в педсовете Участие в работе педсовета,
анализ проведенного открытого
просмотра и успехов по реализации
подготовительного этапа плана работы
по самообразованию
Анкетирование родителей Анкетирование, позволяющее
оценить уровень удовлетворённости
родителей работой дошкольного
учреждения.
Формирование картотеки дидактических игр. Наличие дидактических игр в картотеке и
материалов к ним
Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.
Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.
С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.
В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.
Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета.
Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый) .
Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.
Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.
Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.) помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.
Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку) », «Собери бусы», «Ловим раков», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.
Игры на выкладывание (Пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие.
В настоящее время на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .
Эти игры выполняют следующие функции:
развивают мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;
формируют навыки шнуровки;
способствуют развитию речи; развивают творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста
В методических рекомендациях изложены формы использования воспитательных и развивающих возможностей сказки в работе с детьми раннего дошкольного возраста....
Опыт работы: "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста"
В данной статье представлены тезисы из опыта работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста....
Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста.
Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста....
Содержание сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойст...
План работы по самообразованию второй ранней группы «Медвежата» на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
Актуальность выбранной те...
Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"
Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...